a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для педагогов: «Методы альтернативной коммуникации в работе с детьми ОВЗ» Учитель-логопед: Сергеева Людмила Александровна.

Автор: Анисимова Елена Витальевна Опубликовано: 2020-12-14 13:31:35

Документы для скачивания

«Методы альтернативной коммуникации в работе с детьми ОВЗ» Учитель- логопед: МАДОУ «ЦРР детский сад №2 города Шебекино Белгородской области» Сергеева Людмила Александровна. Речевая деятельность, связанная с развитием и функционированием психики, играет значимую роль в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. Это обучающиеся: с расстройствами аутистического спектра, задержкой психического развития, умственной отсталостью, нарушения ми зрения, нарушения ми слуха, нарушениями опорно- двигательного аппарата, множественными нарушениями развития, тяжелыми нарушениями речи. Таким образом, уровень развития речи у детей определяет возможности их интеллектуальной деятельности. Воздействие нарушений речевой функциональной системы на психическое развитие ребенка заключается в снижении восприимчивости к вербальной информации, что вторично приводит к нарушению общего речевого развития и затрудняет формирование понятий. К тяжелым формам речевых нарушений относятся  алалия  ( сенсорная, моторная, сенсомоторная) или первичное недоразвитие речи, которое обусловлено органическим поражением речевых зон мозга в предречевом периоде развития. Учеными доказано, что  сенсорная алалия   затрудняет понимание речи при сохранности слуха, что осложняет проведение дифференциальной диагностики с умственной отсталостью. М оторная алалия  характеризуется недоразвитием экспрессивной речи. Следовательно, выражен ы затруднения в овладении активным словарем и грамматическим строем речи, нарушени я звукопроизношения. Для детей с алалией характерно запаздывание развития речевой функции, отсутствие гуления, лепета, поздно появляются отдельные слова и простые фразы, состоящ ие из двух- трех слов. Для общения важно точное понимание ребенком обращенной к нему речи. Язык, речь и общение – эти слова часто употребляются одно вместо другого, но каждое из них имеет свое значение. Осознав разницу между ними, лучше поймем возможности детей с ОВЗ и способы, с помощью которых им лучше всего взаимодействовать с окружающими. Общение – это сложный процесс, в ходе которого один человек формирует и передает другому человеку сообщение, а тот его принимает и расшифровывает. Общаются не только с помощью слов, но и на языке знаков, символов, выражениями лица, жестами – даже посредством азбуки Морзе или дымовых сигналов. На элементарном уровне способны общаться и совсем маленькие дети. Плачем или мимикой они дают знать, что го лодны или испытывают неудобства, чем- то неудовлетворенны. Во время общения малыши пользуются неким символическим кодом. Для передачи сообщения они не пускают в ход реальные предметы, а пользуются символами, представляющими эти предметы. Например, вы вряд ли решите продемонстрировать хозяйственную сумку, чтобы сообщить, что собираетесь пойти в магазин. Любой символический код, если он имеет определенную структуру и используется с целью общения, называют языком. Язык – это структурированная знако в ая система, в которой находят отражение предметы, отношения и события определенной культуры. Язык конкретно го общени я – это код, который понятен каждому в вашем языковом кругу. Использование языка предполагает прием и понимание сообщений, а также их формирование и отсылку. Когда мы принимаем языковое сообщение и пытаемся понять его, мы его декодируем и имеем дело с так называемым рецептивным языком. Ф ормируем сообщения и посылаем их, т. е. кодируем и тогда называем язык экспрессивным. Язык может кодироваться и реализовываться в речи. Речь – это процесс произнесения звуков и их комбинирование для образования слов, использующихся в общении. Речь обеспечивает конкретность высказываний. Однако речь – это система, более трудная для освоения и использования. Дети с ОВЗ очень хорошо понимают идею языка, они хотят общаться. Вот почему так важно обучать их способам общения с окружающими и способам воздействия на них. Формирование навыков общения никак нельзя откладывать до той поры, когда ребенок овладеет речью. Очень важно запомнить, что коммуникация и общение не обязательно включают язык и речь. При хорошем интеллекте недостаток понимания слов ребенок восполняет осмыслением ситуации, эмоций, жестов. Коммуникация происходит, если один человек посылает сообщение другому вербально или невербально. Общение происходит, когда двое людей, например, взрослый и ребенок, отвечают друг другу – это двухсторонняя коммуникация. Термин «альтернативная коммуникация», включает в себя понятия «дополнительная коммуникация», «тотальная коммуникация». Цели использования альтернативных и дополнительных систем коммуникации: построение функционирующей системы коммуникации; развитие навыка самостоятельно и понятным образом доносить до слушателя новую для него информацию; развитие способности обучающегося выражать свои мысли с помощью символов. Системы дополнительной коммуникации позволяют обучающимся, не владеющим речью или имеющим нарушения речи, получить средство коммуникации, сходное по устройству с естественными языками. Альтернативная коммуникация – это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие речь детей, если они не способны при помощи неё удовлетворительно объясниться. Следовательно, альтернативная коммуникация может быть необходима постоянно, применяться как временная помощь, рассматриваться, как помощь в приобретении лучшего владения речью. Таким образом, альтернативная коммуникация актуальна в случае отсутствия устной речи и предполагает овладение совершенно иной коммуникативной системой, где особое значение приобретают невербальные коммуникативные методы: обучение глобальному чтению, система символов, система жестов, система коммуникации при помощи карточек РЕС S, игры и занятия, способствующие развитию навыков, необходимых для усвоения системы альтернативной( дополнительной) коммуникации; ( реальные предметы, их части и миниатюрные копии, фотографии, рисунки, картинки, пиктограммы, движения тела, контакт глаз, и многие другие коммуникативные жесты и символы) . Вариативность средств объясняется неоднородностью групп пользователей дополнительной и альтернативной коммуникацией по возрастному критерию, уровню развития коммуникативного поведения, сохранности двигательной и сенсорной сфер, когнитивных предпосылок к овладению теми или иными символами. Однако все эти лица имеют временное либо постоянное отсутствие или существенное ограничение экспрессивной и( или) импрессивной речи и нуждаются в специальной помощи. Использование дополнительных знаков способствует развитию абстрактного мышления и символической деятельности, а следовательно, способствует развитию понимания и появлению вербальной( звуковой) речи. У большинства детей с нарушениями в развитии выражена проблема общения с другими людьми. Это происходит потому, что для успешного общения ребенок должен ответить другим людям, когда к нему обращаются, а также самостоятельно инициировать общение. Хотя многие дети способны на это, если они что- то хотят, но они, как правило, не пользуются общением, чтобы показать что- то другому человеку или установить с ним социальный контакт. Типичные затруднения у обучающихся с ОВЗ: - отсутствует мотивация к познавательной деятельности; - темп выполнения заданий очень низкий; - нуждается в постоянной помощи взрослого; - низкий уровень развития свойств внимания( устойчивость, концентрация, переключение) ; - низкий уровень развития речи, мышления; - трудности в понимании инструкции; - инфантилизм; - нарушение координации движений; - низкая самооценка; - повышенная тревожность; - высокий уровень психомышечного напряжения; - низкий уровень развития мелкой и крупной моторики; - повышенная утомляемость или возбудимость. Вряд ли вам кто- то точно укажет, на каком этапе у неговорящего ребенка разовьется разговорная речь – может, через год, а может, через два он научится произносить 2–3 слова, а может, этого не произойдет никогда. И, тем не менее, никто не имеет никакого этического права оставить ребенка без возможности объяснить окружающим, чего он хочет, чего он не хочет, что он чувствует, испытывает боль или недомогание и так далее. Но эти дети тоже хотят радоваться жизни.   Введение данной системы общения производится сугубо на индивидуальной основе. Литература: Либби Кумин «Формирование навыков общения у детей с синдромом Дауна». - М, 2012 г. - 280 с. Фред Р. Волкмар, Лиза А. Вайзнер; «Аутизм: Практическое руководство для родителей, членов семьи и учителей». Екатеринбург; 2014г. - 224 с. Жиянова П. Л. , Грозная Н. С. ; Хрестоматия для родителей: Сборник статей, опубликованных в журнале « Сделай шаг » в 2097- 2014 гг. - М; 2014г. 436 с. Худенко Е. Д. , Дедюхина Г. В. Комплексная программа развития и социализации особого ребенка в семье – М. , 2012г. - 192 с.

Оставить комментарий: