a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Работа с детьми

Автор: Киреева Людмила Евгеньевна Опубликовано: 2020-12-15 08:19:16

Игры для агрессивных детей Коррекционная работа, направленная на обучение ребёнка приемлемым способам выражения гнева, а также на отреагирование негативной ситуации в целом.  Методы, техники, упражнения. Четыре стадии отреагирования гнева  ( В. Оклендер) : Первая стадия  -   «предоставлять детям практически приемлемые методы для выражения гнева безопасным способом во внешнем плане». Вторая стадия  –  «помочь детям подойти к реальному восприятию чувства гнева, побудить их к тому, чтобы эмоционально отреагировать этот гнев( и ситуацию в целом) прямо «здесь и теперь». В этих случаях хорошо прорисовать гнев красками или вылепить из пластилина – зрительно обозначить свой гнев. Часто у детей образ их гнева отождествляется с обидчиком, с тем объектом, которому непосредственно адресован их гнев. Третья стадия  –  «дать возможность прямого вербального контакта с чувством гнева: «пусть скажут всё, что нужно сказать, тому, кому следует». Обычно после того, как дети полностью выскажутся( иногда они кричат и плачут при этом) , происходит трансформация зрительного образа гнева в позитивную сторону; дети становятся более спокойными и открытыми к дальнейшей работе. Четвёртая стадия  - «обсуждать с детьми, что заставляет их гневаться. В каких ситуациях это чаще всего происходит, как они это обнаруживают и как ведут себя в это время». Важно, чтобы ребёнок научился осознавать и понимать свой гнев, и далее научился оценивать ситуацию, чтобы сделать выбор между открытым( асоциальным) проявлением гнева или проявлением его в приемлемой в социальном отношении  форме. Задачи на стадии отреагирования гнева:  - помочь ребёнку в плане высвобождения его истинных переживаний( боли, обиды) , которые часто прячутся за внешним проявлением гнева; - помочь ребёнку изменить восприятие ситуации в целом с травмирующего и негативного на более позитивное. Методы и приёмы на стадии отреагирования гнева: - комкать и рвать бумагу; - бить подушку или боксёрскую грушу; - топать ногами; - громко кричать, используя «стаканчик» для криков; - пинать ногой подушку или консервную банку; - написать  на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу; - втирать пластилин в картонку или бумагу.   Упражнение 1. Пластическое изображение гнева, отреагирование гнева через движение( можно выполнять как в группе, так и индивидуально) . 1. Попросите детей встать в произвольную позу( или сесть) . Затем попросите их подумать о той ситуации( человеке) , которая вызывает у них наибольшее чувство гнева. 2. Попросите их сосредоточиться на своих ощущениях и отметить, в каких частях( части) тела они наиболее сильные. 3. Затем попросите их встать( если они сидели) , и пусть дети начнут совершать движения таким образом, чтобы максимально выразить те чувства( негативные ощущения) , которые они испытывают. Причём побудительный импульс движения должен и сходить из той  части тела, где негативные чувства( ощущения) наиболее сильные. При этом не нужно контролировать свои движения, важно выразить свои чувства. 4. Обсудите с детьми: - легко ли было выполнить упражнение; - в чём они испытывали затруднение; - что они чувствовали во время выполнения упражнения; - изменилось ли их состояние после выполнения упражнения. Упражнение 2. Рисование собственного гнева( лепка гнева из пластилина, глины) ( выполняется индивидуально) . Материал:   листы бумаги для рисования, цветные мелки, фломастеры( пластилин, глина) . 1. Попросите ребёнка подумать о той ситуации( человеке) , которая вызывает максимальное чувство гнева, агрессии с их стороны. 2. Попросите ребёнка отметить, в каких частях тела он максимально ощущает свой гнев. Обсудите это с ребёнком. 3. Когда ребёнок будет рассказывать о своих ощущениях, спросите его: «На что похож твой гнев? », «Можешь ли ты его изобразить в виде рисунка или слепить свой гнев из пластилина? » 4. Важно обсудить с ребёнком его рисунок, проявляя при этом искренний интерес, и отметить: - что изображено на рисунке; - что чувствовал ребёнок, когда рисовал свой гнев; - может ли он поговорить от лица своего рисунка( для выявления скрытых мотивов и переживаний) ; - изменилось ли его состояние, когда он полностью прорисовал свой рисунок. 5. Далее спросите ребёнка, что ему хочется сделать  с этим рисунком: - что он чувствует, когда рисует новый вариант; - попросить поговорить от лица нового рисунка; - - каким стало его состояние теперь. 6. Дать ребёнку высказаться в ходе рисования( лепки) . Следующие два упражнения можно использовать как в целях отреагирования собственного гнева детьми, так и в целях обучения детей контролю за своими агрессивными импульсами. Упражнение 3. Осознавание гнева через сенсорные каналы- На что похож твой гнев? - Какой он на цвет? - Какой он на слух? - Какой он на ощупь? - Какой он на вкус? - Какой он на запах? Упражнение 4. Рецепт: как сделать ребёнка агрессивным. Первая часть: Попросите детей представить агрессивного человека и проследить мысленно, что обычно делает агрессивный человек, как он себя ведёт, что говорит; пусть дети возьмут бумагу и напишут небольшой рецепт, следуя которому, можно создать агрессивного ребёнка, а также нарисуют портрет такого ребёнка; затем дети зачитывают свои рецепты и изображают агрессивного ребёнка( как он ходит, как смотрит, какой у него голос, что он делает) ; стоит обсудить с детьми: - что им нравится в агрессивном ребёнке; - что не нравится; - что бы они хотели изменить в таком ребёнке. Вторая часть: Далее попросите детей подумать о том, когда и как они стали проявлять агрессию? Каким образом они могут вызвать агрессию по отношению к себе? Пусть дети возьмут ещё лист бумаги и разделят его вертикальной линией пополам на левую и правую части. Слева записывается, как окружающие в течение учебного дня проявляли агрессию по отношению к ним. В правой части записывается, как сам ребёнок проявлял агрессию по отношению к другим детям; после того как все сделают упражнение, можно обсудить с детьми:    - знают ли они таких детей, которые бывают агрессивными;    - как они считают, почему люди бывают агрессивными;    - всегда ли стоит прибегать к агрессии в сложной ситуации или можно иногда решать проблему другим способом( например, каким? )    - как ведёт себя жертва агрессии;    - что можно сделать, чтобы не быть жертвой.   Психологические методы, приёмы, упражнения, направленные на обучение детей навыкам контроля и управления собственным гневом( навыкам саморегуляции) . У агрессивных детей слабо развит контроль над своими эмоциями, а зачастую и просто отсутствует, поэтому важно в коррекционной работе с такими детьми сформировать навыки контроля и управления собственным гневом, обучить детей некоторым приёмам саморегуляции, которые позволят им сохранить определённое эмоциональное равновесие в проблемной ситуации. Важно также, чтобы дети освоили релаксационные техники, поскольку помимо управления негативным состоянием релаксационные техники помогут им снизить уровень личностной тревожности, который у агрессивных детей достаточно высок. Коррекционная работа в данном направлении заключается: в установлении определённых правил, которые помогут детям справиться с собственным гневом; в закреплении этих правил( навыков) в ролевой игре( провоцирующей игровой ситуации) ; в обучении релаксационным техникам с применением глубокого дыхания. ВВОД ПРАВИЛ 1. Прежде чем перейдёшь к действию, скажи себе «Стоп! ». Для более эффективного усвоения навыка следует нарисовать с ребёнком знак «СТОП» в виде кружка с каймой, внутри которого большими буквами  написано «СТОП». Можно сделать данный знак из картона и положить его в кармашек. Всякий раз, когда захочется ударить или толкнуть кого – либо или проявить активную вербальную агрессию, нужно дотронуться до кармашка, где лежит знак «СТОП» или просто представить его. Кайму  следует раскрасить  в спокойные цвета( синий, голубой, зелёный, золотистый, оранжевый) и подобрать соответствующий цвет к слову «СТОП». Например, к синей кайме подойдёт «СТОП» оранжевого или золотистого цвета, к голубой – зелёного. Во всяком случае, сочетание цвета должно действовать успокаивающе на ребёнка и нравиться ему. 2. Прежде чем перейдёшь к действиям, глубоко вдохни и посчитай до 10. 3. Для особо драчливых детей.      Прежде чем перейдёшь  к действию, сильно сожми кулаки и разожми их. Так можно делать до 10 раз. 4. Перевод деструктивных действий с физического на вербальный план.     Прежде чем перейдёшь к действию, остановись и подумай, что ты хочешь сделать. 5.   Прочие правила. К данному типу правил относятся индивидуальные правила, составленные для конкретного ребёнка, в зависимости от характера проявляемой им агрессии( говорит грубо со старшими, портит вещи, больно бьёт и т. д. ) . Например, такими правилами могут быть: «Говори уважительно со старшими», «Относись бережно к вещам», «Держи руки при себе». Важно при составлении таких правил отказаться от использования отрицательной частицы «не»: «не дерись», «не ломай», «не груби» и т. д. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРАВИЛ В РОЛЕВОЙ ИГРЕ. Прежде чем перейти к закреплению правил в ролевой игре: Следует расспросить ребёнка, в какой ситуации чаще всего он злится и ему хочется ударить при этом кого – либо, толкнуть, обозвать, испортить чьи – либо вещи и т. п. , и составить перечень этих ситуаций. Следует его расспросить, удавалось ли ему иногда сдерживать себя, и если да, то в каких случаях( как правило, это ситуации менее напряжённые для ребёнка, и что помогло ему сдерживать себя( «помощники») , и составить список «помощников», если таковые имеются. Затем вводится правило( какое – либо одно! ) Его также желательно записать. Далее, если ребёнку 8 и более лет, то следует попросить представить начало конфликтной ситуации, вспомнить своих «помощников», а также представить, что ему удалось выполнить правило, и проследить в воображении, как при таких условиях развивается ситуация далее. Если ребёнку удалось сделать это упражнение, то берётся провоцирующая ситуация, похожая на одну из тех, что представлены в перечне( но начинать нужно с менее конфликтной) , и с учётом введённого правила проигрывается в ролевой игре, где психолог либо сам берёт на себя роль «противника – жертвы», либо приглашает для этой роли другого ребёнка. С детьми до 7 – 7, 5 лет прежде чем приступить к ролевой игре в провоцирующей ситуации, вместо упражнения на воображение следует для лучшего закрепления навыка проиграть  сначала игровую ситуацию с куклами, резиновыми игрушками. Для этого психолог вместе с ребёнком сочиняет небольшую историю, отражающую проблемы самого ребёнка и содержащую весь  набор его деструктивных поведенческих реакций. Психолог вводит правило, и данное правило отрабатывается в игровой ситуации, которая может превратиться в целый спектакль. После того как ребёнок начинает легко следовать установленному правилу в игре, переходят к непосредственно ролевой игре с провоцирующей ситуацией. Для скорейшего закрепления навыка можно использовать поощрительные наклейки, призы, поздравления и т. п. Релаксационные техники, направленные на обучение ребёнка управлению своим гневом и снижение уровня личностной тревожности. У агрессивных детей отмечается высокий уровень мышечного напряжения. Особенно он высок в области рук, лица, шеи, плеч, грудной клетки и живота. Такие дети нуждаются в мышечной релаксации. Релаксационные упражнения лучше проводить под спокойную музыку. Регулярное выполнение релаксационных упражнений делает ребёнка более спокойным, уравновешенным, а также позволяет ребёнку лучше понять, осознать чувство собственного гнева. В результате ребёнок лучше владеет собой, контролирует свои деструктивные эмоции и действия. Релаксационные упражнения позволяют ребёнку овладеть навыками саморегуляции и сохранить более ровное эмоциональное состояние. Упражнение 1. «Снежная баба» Из этого упражнения можно сделать небольшую игру, катая при этом по полу воображаемые комья снега. Затем вместе с ребёнком вы лепите снежную бабу, а ребёнок её изображает. Итак, «слепили дети во дворе снежную бабу. Красивая снежная баба получилась( нужно попросить ребёнка изобразить снежную бабу) . Есть у неё голова, туловище, две руки, которые чуть торчат в стороны, и стоит она на двух крепких ножках… Ночью подул ветер холодный – холодный, и стала наша баба замерзать. Сначала у неё замёрзла голова( попросить ребёнка напрячь голову и шею) , потом плечи( ребёнок напрягает плечи) , потом туловище( ребёнок напрягает туловище) . А ветер дует всё сильнее, хочет разрушить снежную бабу. Упёрлась снежная баба своими ножками( дети сильно напрягают ноги) , и не удалось ветру разрушить снежную бабу. Улетел ветер, наступило утро, выглянуло солнышко, увидело снежную бабу и решило её отогреть. Стало солнышко припекать, и начала наша баба таять. Сначала стала таять голова( дети свободно опускают голову) , потом плечи( дети расслабляют и опускают плечи) , потом руки( мягко опускаются руки) , потом туловище( дети, как бы оседая, склоняются вперёд) , а потом и ноги( ноги мягко сгибаются в коленях) . Дети сначала садятся, а потом ложатся на пол. Солнышко греет, снежная баба тает и превращается в лужицу, растекающуюся по земле».   Упражнение 2. «Апельсин( или лимон) » Дети лежат на спине, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Попросите детей представить, что к их правой руке подкатился апельсин, пусть они возьмут апельсин в руку и начнут выжимать из него сок( рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8 – 10 сек. ) «Разожмите кулачок, откатите апельсин( некоторые дети представляют, что они выжали сок) , ручка теплая…, мягкая…, отдыхает…» Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура выполняется с левой рукой. Желательно делать упражнения 2 раза( при этом поменять фрукты) , если оно выполняется только одно; если в комплексе с другими упражнениями – достаточно одного раза( с левой и правой рукой) . Упражнение 3. «Сдвинь камень» Дети лежат на спине. Попросите их представить, что возле правой ноги лежит огромный тяжёлый камень. Нужно хорошенько упереться правой ногой( ступнёй) в этот камень и постараться хотя бы слегка сдвинуть его с места. Для этого следует слегка приподнять ногу и сильно напрячь её( 8 – 12 секунд) . Затем нога возвращается в исходное положение; «нога тёплая…, мягкая…, отдыхает…». Затем то же самое проделывается с левой ногой. Упражнение 4. «Черепаха» Упражнение делается лёжа, лучше на боку или животе. Попросите детей представить, что они маленькие черепашки, которые лежат на жёлтом песочке( или мягкой травке) возле прозрачного ручейка( реки, озера или моря – по желанию ребёнка) . Греет солнышко, черепашке тепло и хорошо. Ручки и ножки расслаблены, шейка мягкая… Вдруг появилась холодная туча и закрыла солнышко. Черепашке стало холодно и неуютно, и она спрятала ножки, ручки и шейку в панцирь( дети сильно напрягают спину, слегка выгибая её и изображая тем самым панцирь; а также напрягают шею, руки и ноги, как бы втягивая их под панцирь, 5 – 10 сек. ) . Но вот туча улетела, опять выглянуло солнышко, вновь стало тепло и хорошо. Черепашка согрелась, и её шея, ручки и ножки стали тёплыми и мягкими и опять появились из – под панциря( спина расслабляется 5 – 10 сек. ) Упражнение 5. Расслабление в позе «Морской звезды» Это упражнение следует дать как завершающее после предыдущего комплекса( 1 – 4) или каких – либо других упражнений, содержащих элементы напряжения и расслабления. Желательно упражнение выполнять под музыку. Попросите детей закрыть глаза и представить место, где они любят отдыхать, где они всегда себя хорошо и безопасно чувствуют. Затем пусть они представят, что находятся в этом месте и делают в этом месте то, от чего они испытывают радость и удовольствие( в другом варианте – то, что им хочется) . Продолжительность упражнения 1 – 2 мин. В конце упражнения попросите детей открыть глаза, потянуться несколько раз, сесть, глубоко вдохнуть и встать. Коррекционная работа, направленная на обучение ребёнка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации. Методы, упражнения, игры. Агрессивные дети в силу своих характерологических особенностей обладают достаточно ограниченным набором поведенческих реакций на проблемную ситуацию. Как правило, в проблемной ситуации они придерживаются силовых моделей поведения, которые, с их точки зрения, носят оборонительный характер. Цели и задачи данного коррекционного направления работы с агрессивными детьми – это научить ребёнка видеть различные способы поведения в проблемной ситуации, а также помочь ребёнку сформировать навыки конструктивного поведения, тем самым расширить спектр его поведенческих реакций в проблемной ситуации и минимизировать элементы в поведении. Ниже даются упражнения, которые можно использовать в данной коррекционной работе. Работа с картинками, отражающими проблемные ситуации. Данную работу лучше проводить в небольшой группе, состоящей не только из агрессивных детей, но и детей, у которых хорошо развиты навыки общения( дружелюбны, контактны и т. п. ) Работа с картинками заключается в том, что детям предлагается придумать как можно больше различных вариантов поведения, возможных в ситуации, изображённой на картинке, а также придумать небольшую историю – продолжение к картинке в зависимости от выбранного поведения. В данном упражнении преследуются две цели – дать возможность агрессивному ребёнку увидеть различные варианты поведения( через рассказы других детей) , а также проследить последствия того или иного выбранного поведения. Возможны различные варианты работы с картинками. Первый – это когда вся группа работает с одной картинкой. Дети  поочерёдно предлагают свои варианты поведения и совместно( в обсуждении) придумывают истории – продолжения. В конце упражнения можно попросить детей нарисовать  те варианты истории, которые им больше всего понравились. Следующий вариант – это когда дети делятся на двойки – тройки и каждой группе раздаётся своя карточка – картинка.   Важно, чтобы в мини – группе был только один агрессивный  ребёнок. Все последующие процедуры совпадают. По желанию можно ввести элемент соревнования между группами( конкурс) : какой группе удастся придумать больше вариантов поведения и историй – продолжений в рисунках. «Групповой портрет»  ( с 6 лет) Цель:  Эта игра даёт возможность отработать сотрудничество и конструктивное взаимодействие в малых группах. Задача – нарисовать  общий портрет, на котором присутствует каждый ребёнок, - усиливает у детей чувство принадлежности к группе. В этой игре развивается способность к кооперации, а также навыки творческого самовыражения. Материал:  каждой группе понадобится большой лист бумаги, восковые мелки или фломастеры. Инструкция: Разбейтесь на четвёрки( тройки) . Каждая группа должна нарисовать картину, на которой будут изображены все участники команды. Свой собственный портрет рисовать нельзя, договоритесь в группе, кто чей портрет будет рисовать. Подумайте вместе, как вы расположите рисунок на листе, каков будет сюжет вашей картины, какова роль каждого в этом общем сюжете( можно придумать небольшую историю) . Когда все группы нарисуют свои портреты, нужно провести представление картин. Детям нужно дать время подумать, как они будут представлять свою работу. В конце представления картин обсудите с детьми: - что ты чувствовал, когда рисовали тебя; - что ты чувствовал, когда рисовал другого ребёнка; - как вы пришли к решению, кого, где рисовать; - довольны ли вы своими портретами, которые рисовали другие; - насколько вам понравилось работать вместе; - портрет какой команды понравился больше всех, почему.     Формирование осознания собственного эмоционального мира, а также чувств других людей, развитие эмпатии. Методы, упражнения, игры. «Символическое( пластическое, через рисунок) изображение эмоций( игры с карточками) » Упражнение выполняется в группе( парах, тройках) . Для работы понадобятся заранее заготовленные карточки с названиями чувств: страх, обида горечь, грусть, радость, восхищение, злость, вдохновение, удовольствие, благодарность, растерянность, удивление, отвращение, досада, нетерпение, испуг, печаль, смущение, любовь, гнев, сострадание, жалость.             Ход игры: Детям раздаются карточки с названиями чувств. Они знакомятся с ними, но не показывают окружающим. Ведущий просит вспомнить детей ситуацию, в которой они испытывали подобное чувство( в соответствии с карточкой) . Затем каждый ребёнок должен пластически изобразить чувство, написанное на его карточке, в виде «памятника» или небольшой пантомимы( некоторым детям проще изобразить чувство через рисунок) . Задача остальных детей – отгадать, «памятник» какому чувству они видят. Желательно, чтобы высказались все дети. После завершения этой части дети рассаживаются в круг. Ведущий просит детей объяснить: - как они понимают слова, указанные на карточке; - что значат эти чувства; - в каких ситуациях они могут возникать; - могут ли они рассказать случай из своей жизни, когда у них возникало подобное чувство. «Танцы – противоположности» В этой игре дети могут поработать с противоположными эмоциями. Они должны, работая парами, выразить чувства – противоположности в импровизационных танцах. Для работы понадобятся кассеты с записью ритмичной инструментальной музыки и набор карточек с названиями эмоций( чувств) : 1) детей просят разбиться на пары, и каждой паре даётся карточка с названием эмоций. Такими эмоциями могут быть: весёлый – грустный, жадный – щедрый, смелый – трусливый, нервный – спокойный, бунтарский – покорный, бодрый – скучающий, сердитый – довольный и т. п. ; 2) дети знакомятся с карточками, не показывая их окружающим. Их задача – придумать танец, в котором они будут изображать противоположные чувства. Например, один ребёнок изображает грустный Таней, другой – весёлый. Через 1 – 2 минуты дети меняются ролями; 3) задача других детей – отгадать, какие чувства – противоположности изобразила в своём танце пара. Если кто – либо из детей захочет подключиться к танцу, не надо им мешать; 4) спустя какое – то время предложите детям самим назвать те танцы – противоположности, которые им больше всего понравились. Предложите один из них станцевать всей группой. Развитие позитивной самооценки. В коррекционную работу с агрессивными детьми необходимо включить комплекс упражнений, направленных на формирование позитивной самооценки, поскольку у детей, обладающих качеством «агрессивность»,   отмечается неадекватная самооценка. Это связано с определёнными нарушениями «Я – образа». Чаще среди агрессивных детей встречается заниженная самооценка «Я – плохой», которая является отражением оценки( восприятия) значимых для них взрослых( родителей, педагогов) . Агрессивные дети нуждаются в реконструкции положительного «Я – образа», в позитивном самовосприятии и самосознании, что, в свою очередь, позволит снизить уровень их агрессивности.   «Копилка хороших поступков» Цель: научить детей фиксировать в своём сознании положительные поступки и достижения, которых им удалось добиться за неделю. Вместо того чтобы помнить о своих ошибках, промахах и неудачах. Ход игры: попросите детей подумать о прошедшей недели и мысленно вспомнить( день за днём) о всех хороших поступках, которые им удалось совершить на прошедшей недели;  пусть дети возьмут лист бумаги и фломастерами запишут три хороших поступка, которые более значимы для них, чем все остальные. Например, выполнили сложное и неприятное для них домашнее задание, написали реферат, приняли участие в выполнении стенгазеты, выучили наизусть длинное  стихотворение или сами вычистили свои ботинки; после того, как дети запишут свои хорошие поступки, пусть они похвалят  себя одним спокойным предложением за все три события. Например: «Марина, ты на самом деле здорово это сделала! » или «У меня это действительно хорошо получилось! » Пусть они запишут это хвалебное предложение на свой лист с хорошими поступками цветными фломастерами.

Игры для гиперактивных детей Подбирая игры( особенно подвижные) для гиперактивных детей, необходимо учитывать следующие особенности таких детей: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции( заострять внимание на деталях) , быструю утомляемость. В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно. Начинать можно с индивидуальной работы, затем привлекать ребенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм. Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания.   Таблица 1 Игры на тренировку одной функции   Функция, на тренировку которой направлены игры Индивидуальные Групповые Внимание" Найди отличие" " Запрещенное движение" " Запрещенное движение" " Передай мяч" " Броуновское движение" Контроль двигательной" Разговор с руками" " Море волнуется" Контроль импульсивности" Говори! " " Съедобное- несъедобное" " Съедобное- несъедобное" " Говори! " " Сиамские близнецы" " Слепой и поводырь"   Тренировку слабых функций тоже следует проводить поэтапно. На первых порах надо подбирать такие упражнения и игры, которые способствовали бы развитию только одной функции. Например, игры, направленные на развитие только внимания или игры, которые учат ребенка контролировать свои импульсивные действия. Отдельным этапом в работе может стать использование игр, которые помогут ребенку приобрести навыки контроля двигательной активности. Приведенная таблица 1 может стать отправной точкой, одним из примеров работы по подбору игр. Как видно из таблицы, некоторые игры можно применять и при индивидуальной, и при групповой работе. Все игры, указанные в таблице( за исключением общеизвестных: " Съедобное- несъедобное" , " Море волнуется. . . " ) описаны ниже.   Таблица 2 Игры на тренировку двух и трех функций   Тренируемые функции Игры Внимание и контроль импульсивности" Кричалки — шепталки— молчалки" " Гвалт" Внимание и контроль двигательной активности" Колпак мой треугольный" " Расставь посты" " Замри" Контроль импульсивности и контроль двигательной активности" Час тишины и час" можно" " Внимание, контроль импульсивности и контроль двигательной активности" Слушай команду" " Слушай хлопки" " Морские волны"   Проведя работу по тренировке одной слабой функции и получив результаты, можно подбирать игры на тренировку сразу двух функций. Как уже отмечалось, начинать лучше с индивидуальных форм работы, чтобы ребенок мог четко усвоить требования педагога, а затем постепенно вовлекать его в коллективные игры. При этом надо стараться увлечь ребенка, сделать так, чтобы ему было интересно. Когда же у него появится опытучастия в играх и упражнениях, направленных на развитие сразу двух слабых функций( внимание и контроль импульсивности, внимание и контроль двигательной активности и др. ) , можно переходить к более сложным формам работы по одновременной( в одной и той же игре) отработке всех трех функций. В таблице 2 приведены названия лишь некоторых игр, направленных на тренировку тех или иных функций. Каждый педагог по своему усмотрению может расширить этот перечень, используя указанные игры как для индивидуальной, так и для групповой работы( в зависимости от этапа и целей занятия) . Подвижные игры" Найди отличие" ( Лютова Е. К. , Монина Г. Б. ) Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях. Ребенок рисует любую несложную картинку( котик, домик и др) и передает ее взрослому, а сам отворачивает- ся. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями. Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой- либо рисунок и отворачиваются( при этом возможность движения не ограничивается) . Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли. " Ласковые лапки" ( Шевцова И. В. ) Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между ребенком и взрослым. Взрослый подбирает 6—7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить" зверек" и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой" зверек" прикасался к руке — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными. Вариант игры: " зверек" будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами. " Кричалки—шепталки—молчалки" ( Шевцова И. В. ) Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции. Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это — сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь —" кричалку" можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь —" шепталка" — можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал" молчалка" — синяя ладонь — дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует" молчанками" . " Гвалт" ( Коротаева Е. В. , 1997) Цель: развитие концентрации внимания. Один из участников( по желанию) становится водящим и выходит за дверь. Группа выбирает какую- либо фразу или строчку из известной всем песни, которую распределяют так: каждому участнику по одному слову. Затем входит водящий, и игроки все одновременно, хором, начинают громко повторять каждый свое слово. Водящий должен догадаться, что это за песня, собрав ее по словечку. Желательно, чтобы до того как войдет водящий, каждый ребенок повторил вслух доставшееся ему слово. " Менялки" ( Автор неизвестен) Цель: развитие коммуникативных навыков, активизация детей. Игра проводится в кругу, участники выбирают водящего, который встает и выносит свой стул за круг, таким образом получается, что стульев на один меньше, чем играющих. Далее ведущий говорит: " Меняются местами те, у кого. . . ( светлые волосы, часы и т. д. ) . После этого имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами, в то же время водящий старается занять свободное место. Участник игры, оставшийся без стула, становится водящим. " Разговор с руками" ( Шевцова И. В. ) Цель: научить детей контролировать свои действия. Если ребенок подрался, что- то сломал или причинил кому- нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: " Кто вы, как вас зовут? " , " Что вы любите делать? " , " Чего не любите? " , " Какие вы? " . Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать( перечислите, что именно) , но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно" заключением договора" между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2- 3 дней( сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать. Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина. " Говори! " ( Лютова Е. К. , Монина Г. Б. ) Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия. Скажите детям следующее. " Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: " Говори! " Давайте потренируемся: " Какое сейчас время года? " ( Педагог делает паузу) " Говори! " ; " Какого цвета у нас в группе( в классе) потолок? " . . . " Говори! " ; " Какой сегодня день недели? " . . . " Говори! " ; " Сколько будет два плюс три? " и т. д. " Игра может проводиться как индивидуально, так и с группой детей. " Броуновское движение" ( Шевченко Ю. С. , 1997) Цель: развитие умения распределять внимание. Все дети встают в круг. Ведущий один за другим вкатывает в центр круга теннисные мячики. Детям сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительное количество мячей. Смысл игры — установить командный рекорд по количеству мячей в круге. " Час тишины и час" можно" " ( Кряжево Н. Л. , 1997) Цель: дать возможность ребенку сбросить накопившуюся энергию, а взрослому — научиться управлять его поведением. Договоритесь с детьми, что, когда они устанут или займутся важным делом, в группе будет наступать час тишины. Дети должны вести себя тихо, спокойно играть, рисовать. Но в награду за это иногда у них будет час" можно" , когда им разрешается прыгать, кричать, бегать и т. д. " Часы" можно чередовать в течение одного дня, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в вашей группе или классе. Лучше заранее оговорить, какие конкретные действия разрешены, а какие запрещены. С помощью этой игры можно избежать нескончаемого потока замечаний, которые взрослый адресует гиперактивно- му ребенку( а тот их" не слышит" ) . " Передай мяч" ( Кряжева Н. Л. , 1997) Цель: снять излишнюю двигательную активность. Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами или используя в игре одновременно несколько мячей. " Сиамские близнецы" ( Кряжева Н. Л. , 1997) Цель: научить детей гибкости в общении друг с другом, способствовать возникновению доверия между ними. Скажите детям следующее. " Разбейтесь на пары, встаньте плечом к плечу, обнимите друг друга одной рукой за пояс, правую ногу поставьте рядом с левой ногой партнера. Теперь вы сросшиеся близнецы: две головы, три ноги, одно туловище, и две руки. Попробуйте походить по помещению, что- то сделать, лечь, встать, порисовать, попрыгать, похлопать в ладоши и т. д. " Чтобы" третья" нога действовала" дружно" , ее можно скрепить либо веревочкой, либо резинкой. Кроме того, близнецы могут" срастись" не только ногами, но спинками, головами и др. " Зеваки" ( Чистякова М. И. , 1990) Цель: развитие произвольного внимания, быстроты реакции, обучение умению управлять своим телом и выполнять инструкции. Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего( это может быть звук колокольчика, погремушки, хлопок руками или какое- нибудь слово) дети останавливаются, хлопают 4 раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выпол нить задание, выбывает из игры. Игру можно проводить под музыку или под групповую песню. В таком случае дети должны хлопать в ладоши, услышав определенное слово песни( оговоренное заранее) . " Колпак мой треугольный" ( Старинная игра) Цель: научить концентрировать внимание, способствовать осознанию ребенком своего тела, научить управлять движениями и контролировать свое поведение. Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: ^ Колпак мой треугольный, мой треугольный колпак. А если не треугольный, то это не мой колпака. После этого фраза повторяется снова, но дети, которым выпадет говорить слово" колпак" заменяют его жестом( например, 2 легких хлопка ладошкой по своей голове) . В еле дующий раз уже заменяются 2 слова: слово" колпак" и слово" мой" ( показать рукой на себя) . В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а" показывают" на одно больше. В завершаю щем повторе дети изображают только жестами всю фразу. Если такая длинная фраза трудна для воспроизведения, ее можно сократить. " Слушай команду" ( Чистякова М. И. , 1990) Цель: развитие внимания, произвольности поведения. Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут в колонне друг за другом. Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются, слушают произнесенную шепотом команду ведущего( например: " Положите правую руку на плечо соседа" ) и тотчас же ее выполняют. Затем снова звучит музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа в состоянии хорошо слушать и выполнять задание. Игра поможет воспитателю сменить ритм действия расшалившихся ребят, а детям — успокоиться и без труда переключиться на другой, более спокойный вид деятельности. " Расставь посты" ( Чистякова М. И. , 1990) Цель: развитие навыков волевой регуляции, способности концентрировать внимание на определенном сигнале. Дети маршируют под музыку друг за другом. Впереди идет командир, который выбирает направление движения. Как только командир хлопнет в ладоши, идущий последним ребенок должен немедленно остановиться. Все остальные продолжают маршировать и слушать команды. Таким образом, командир расставляет всех детей в задуманном им порядке( в линейку, по кругу, по углам и т. д. ) . Чтобы слышать команды, дети должны передвигаться бесшумно. " Король сказал. . . " ( Известная детская игра) Цель: переключение внимания с одного вида деятельности на другой, преодоление двигательных автоматизмов. Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения( физкультурные, танцевальные, шуточные) , а играющие должны их повторять только в том случае, если он добавит слова" Король сказала. Кто ошибется, выходит на середину круга и выполняет какое- нибудь задание участников игры, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т. д. Вместо слов" Король сказал" можно добавлять и другие, например, " Пожалуйста" или" Командир приказал" . " Запрещенное движение" ( Кряжева Н. Л. , 1997) Цель: игра с четкими правилами организует, дисциплинирует детей, сплачивает играющих, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъем. Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры. Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хором все цифры, кроме одной, запрещенной, например, цифры" пять" - . Когда дети ее услышат, они должны будут хлопнуть в ладоши( или покружиться на месте) . " Слушай хлопки" ( Чистякова М. И. , 1990) Цель: тренировка внимания и контроль двигательной активности. Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу" аиста" ( стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую- либо другую позу. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу" лягушки" ( присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу) . На три хлопка играющие возобновляют ходьбу. " Замри" ( Чистякова М. И. , 1990) Цель: развитие внимания и памяти. Дети прыгают в такт музыке( ноги в стороны — вместе, сопровождая прыжки хлопками над головой и по бедрам) . Внезапно музыка обрывается. Играющие должны застыть в позе, на которую пришлась остановка музыки. Если кому- то из участников это не удалось, он выбывает из игры. Снова звучит музыка — оставшиеся продолжают выполнять движения. Играют до тех пор, пока в круге ни останется лишь один играющий. " Давайте поздороваемся" ( Автор неизвестен) Цель: снятие мышечного напряжения, переключение внимания. Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути( а возможно, что кто- либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания) . Здороваться надо определенным образом: 1 хлопок — здороваемся за руку; 2 хлопка — здороваемся плечиками; 3 хлопка — здороваемся спинками. Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст гиперактивному ребенку возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры. " Веселая игра с колокольчиком" ( Карпова Е. В. , Лютова Е. К. , 1999) Цель: развитие слухового восприятия. Все садятся в круг, по желанию группы выбирается водящий, однако, если желающих водить нет, то роль водящего отводится тренеру. Водящему завязывают глаза, а колокольчик передают по кругу, задача водящего — поймать человека с колокольчиком. Перебрасывать колоколъчик друг другу нельзя.   Игры за партами Гиперактивные дети с трудом выдерживают занятие в детском саду, а тем более — школьный урок, поэтому для них необходимо проводить физкультминутки, которые можно выполнять как стоя, так и сидя за партами, по усмотрению педагога. С этой целью полезно использовать" Пальчиковые игры" , которые приводятся в книге М. Рузиной" Страна пальчиковых игр" , а также в других изданиях. Практика показывает, что дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста с удовольствием играют в такие игры как" Лестница в небо" , " Кукольный веер" , " Гонки" и др. Педагог может начать игры с сообщения о том, что сейчас пальчики детей начнут" превращаться" то в сказочных персонажей, то в забавных зверьков, то в экзотических животных. Затем следует предложить несколько игр, подобных приведенным ниже. " Многоножки" Перед началом игры руки находятся на краю парты. По сигналу учителя многоножки начинают двигаться к противоположному краю парты или в любом другом, заданном учителем, направлении. В движении принимают участие все пять пальцев. " Двуножки" Игра проводится аналогично предыдущей, но в вгонках" участвуют только 2 пальца: указательный и средний. Остальные прижаты к ладони. Можно устраивать гонки между" двуножками" левой и правой руки, между^ двуножками" соседей по парте. " Слоны" Средний палец правой или левой руки превращается в 4хобот" , остальные — в" ноги слона" . Слону запрещается подпрыгивать и касаться хоботом земли, при ходьбе он должен опираться на все 4 лапы. Возможны также гонки слонов. Чтобы игра не превратилась в постоянное развлечение учащихся и не мешала проведению других занятий, перед ее началом учитель должен четко сформулировать правила: начинать и заканчивать игру только по определенному сигналу. Одним из сигналов может стать карточка из игры" Кричалки — шепталки — молчалки" . " Морские волны" ( Лютова Е. К. , Монина Г. Б. ) Цель: научить детей переключать внимание с одного вида деятельности на другой, способствовать снижению мышечного напряжения. По сигналу педагога" Штиль" все дети в классе" замирают" . По сигналу" Волны" дети по очереди встают за своими партами. Сначала встают ученики, сидящие за первыми партами. Через 2- 3 секунды поднимаются те, кто сидит за вторыми партами и т. д. Как только очередь доходит до обитателей последних парт, они встают и все вместе хлопают в ладоши, после чего дети, вставшие первыми( за первыми партами) , садятся и т. д. По сигналу учителя" Шторм" характер действий и последовательность их выполнения повторяется, с той лишь разницей, что дети не ждут 2- 3 секунды, а встают друг за другом сразу. Закончить игру надо командой" Штиль" . " Ловим комаров" ( Лютова Е. К. , Монина Г. Б. ) Цель: снять мышечное напряжение с кистей рук, дать возможность гиперактивным детям подвигаться в свободном ритме и темпе. Скажите детям: " Давайте представим, что наступило лето, я открыла форточку и к нам в класс( группу) налетело много комаров. По команде" Начали! " вы будете ловить комаров. Вот так! Педагог в медленном или среднем темпе делает хаотичные движения в воздухе, сжимая и разжимая при этом кулаки. То поочередно, то одновременно. Каждый ребенок будет" ловить комаров" в своем темпе и в своем ритме, не задевая тех, кто си дит рядом. По команде" Стой! " вы садитесь вот так: педагог показывает, как надо сесть( на свое усмотрение) . Готовы? " Начали! " . . . " Стоп! " Хорошо потрудились. Устали. Опустите расслабленные ноги вниз, встряхните несколько раз ладонями. Пусть руки отдыхают. А теперь — снова за работу! " Источник Лютова Е. К. , Монина Г. Б. " Шпаргалка для родителей"

Игры с тревожными детьми На начальных этапах работы с тревожным ребенком следует руководствоваться следующими правилами: 1. Включение ребенка в любую новую игру должно проходить поэтапно. Пусть он сначала ознакомится с правилами игры, посмотрит, как в нее играют другие дети и лишь потом, когда сам захочет, станет ее участником. 2. Необходимо избегать соревновательных моментов и игр, в которых учитывается скорость выполнения задания, например, таких как" Кто быстрее? " 3. Если вы вводите новую игру, то для того чтобы тревожный ребенок не ощущал опасности от встречи с чем- то неизвестным, лучше проводить ее на материале, уже знакомом ему( картинки, карточки) . Можно использовать часть инструкции или правил из игры, в которую ребенок уже играл неоднократно. 4. Игры с закрытыми глазами рекомендуется использовать только после длительной работы с ребенком, когда он сам решит, что может выполнить это условие. Если ребенок высокотревожен, то начинать работу с ним лучше с релаксационных и дыхательных упражнений, например: " Воздушный шарик" , " Корабль и ветер" , " Дудочка" , " Штанга" , " Винт" , " Водопад" и др. Чуть позднее, когда дети начнут осваиваться, можно к этим упражнениям добавить следующие: " Подарок под елкой" , " Драка" , " Сосулька" , " Шалтай- Болтай" , " Танцующие руки" . В коллективные игры тревожного ребенка можно включать, если он чувствует себя достаточно комфортно, а общение с другими детьми не вызывает у него особых трудностей. На этом этапе работы будут полезны игры" Дракон" , " Слепой танец" , " Насос и мяч" , " Головомяч" , " Гусеница" , " Бумажные мячики" . Игры" Зайки и слоны" , " Волшебный стул" и др. , способствующие повышению самооценки, можно проводить на любом этапе работы. Эффект от этих игр будет лишь в том случае, если они проводятся многократно и регулярно( каждый раз можно вносить элемент новизны) . Работая с тревожными детьми, следует помнить, что состояние тревоги, как правило, сопровождается сильным зажимом различных групп мышц. Поэтому релаксационные и дыхательные упражнения для данной категории детей просто необходимы. Инструктор по лечебной гимнастике Л. В. Агеева сделала подборку таких упражнений для дошкольников. Мы несколько модифицировали их, внесли игровые моменты, не меняя содержания. Подвижные игры Упражнения на релаксацию и дыхание" Драка" Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук. " Вы с другом поссорились. Вот- вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко- накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади! " Это упражнение полезно проводить не только с тревожными, но и с агрессивными детьми. " Воздушный шарик" Цель: снять напряжение, успокоить детей. Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: " Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу" . Упражнение можно повторить 3 раза. " Корабль и ветер" Цель: настроить группу на рабочий лад, особенно, если дети устали. •" Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки. . . А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать как шумит ветер! " Упражнение можно повторить 3 раза. " Подарок под елкой" Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз. " Представьте себе, что скоро Новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Вот вы подходите к елке, крепко- крепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох. Затаите дыхание. Что же лежит под елкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О, чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь" . После выполнения упражнения можно обсудить( если дети захотят) , кто о чем мечтает. " Дудочка" Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг губ. " Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы. в трубочку. Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр! " Все перечисленные упражнения можно выполнять в классе, сидя или стоя за партами. Этюды на расслабление мышц Приведенные ниже этюды рекомендованы М. И. Чистяковой в книге" Психогимнастика" и наверняка знакомы многим из вас. Эти этюды полезны для разных категорий детей: тревожных, аутичных, агрессивных. Все упражнения даны в нашей модификации. " Штанга" Вариант 1 Цель: расслабить мышцы спины. " Сейчас мы с вами будем спортсменами- тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, бросьте штангу на пол, отдохните. Попробуем еще раз" . Вариант 2 Цель: расслабить мышцы рук и спины, дать возможность ребенку почувствовать себя успешным. " А теперь возьмем штангу полегче и будем поднимать ее над головой. Сделали вдох, подняли штангу, зафиксировали это положение, чтобы судьи засчитали вам победу. Тяжело так стоять, бросьте штангу, выдохните. Расслабьтесь. Ура! Вы все чемпионы. Можете поклониться зрителям. Вам все хлопают, поклонитесь еще раз, как чемпионы" . Упражнение можно выполнить несколько раз. " Сосулька" Цель: расслабить мышцы рук. " Ребята, я хочу загадать вам загадку: У нас под крышей Белый гвоздь висит, Солнце взойдет, Гвоздь упадет. ( В. Селиверстов) Правильно, это сосулька. Давайте представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль для малышей. Диктор( это я) читает им эту загадку, а вы будете изображать сосульки. Когда я прочитаю первые две строчки, вы сделаете вдох и поднимете руки над головой, а на третью, четвертую — уроните расслабленные руки вниз. Итак, репетируем. . . А теперь выступаем. Здорово получилось! " " Шалтай- Болтай" Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди. " Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется" Шалтай- Болтай" . Шалтай- Болтай Сидел на стене. Шалтай- Болтай Свалился во сне. ( С. Маршак) Сначала будем поворачивать туловище вправо- влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова" свалился во сне" — резко наклоняем корпус тела вниз" . " Винт" Цель: снять мышечные зажимы в области плечевого пояса. " Ребята, давайте попробуем превратиться в винт. Для этого поставьте пятки и носки вместе. По моей команде" Начали" будем поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим руки будут свободно следовать за корпусом в том же направлении. Начали! . . . Стоп! " Этюд может сопровождаться музыкой Н. Римского- Корсакова" Пляска скоморохов" из оперы" Снегурочка" . " Косое и мяч" Цель: расслабить максимальное количество мышц тела. " Ребята, разбейтесь на пары. Один из вас — большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена( мяч не наполнен воздухом) . Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движение рук( они качают воздух) звуком" с" . С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук" с" , он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго" с" выпрямилось туловище, после третьего — у мяча поднимается голова, после четвертого — надулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса. . . Из мяча с силой выходит воздух со звуком" ш" . Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. " Затем играющие меняются ролями. Игры, способствующие расслаблению Следующие три игры позаимствованы из книги К. Фопеля" Как научить детей сотрудничать" ( 1998) . Они помогут создать в группе детского сада дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом. " Водопад" Цель: эта игра на воображение поможет детям расслабиться. " Сядьте поудобнее и закройте глаза. 2- 3 раза глубоко вдохните и выдохните. Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Но это не совсем обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове, . . Вы чувствуете, как расслабляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи. . . Белый свет течет по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной. А свет течет по вашей груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно. Пусть свет течет также по вашим рукам, по ладоням, по пальцам. Вы замечаете, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к вашим ступням. Вы чувствуете, что и они расслабляются и становятся мягкими. Этот удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом вы все глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами. . . ( 30 секунд) . Теперь поблагодарите этот водопад света за то, что он вас так чудесно расслабил. . . Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза" . После этой игры стоит заняться чем- нибудь спокойным. " Танцующие руки" Цель: если дети неспокойны или расстроены, эта игра даст детям( особенно огорченным, неспокойным) возможность прояснить свои чувства и внутренне расслабиться. " Разложите большие листы оберточной бумаги( или старые обои) на полу. Возьмите каждый по 2 мелка. Выберите для каждой руки мелок понравившегося вам цвета. Теперь ложитесь спиной на разложенную бумагу так, чтобы руки, от кисти до локтя, находились над бумагой. ( Иными словами, так, чтобы у детей был простор для рисования) . Закройте глаза, и, когда начнется музыка, вы можете обеими руками рисовать по бумаге. Двигайте руками в такт музыке. Потом вы можете посмотреть, что получилось" ( 2—3 минуты) . Игра проводится под музыку. " Слепой танец" Цель: развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения. " Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет" слепой" . Другой останется" зрячим" и сможет водить" слепого" . Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку( 1—2 минуты) . Теперь поменяйтесь ролями. Помогите партнеру завязать повязку" . В качестве подготовительного этапа можно посадить детей попарно и попросить их взяться за руки. Тот, кто видит, двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными глазами пытается повторить эти движения, не отпуская рук, 1- 2 минуты. Потом дети меняются ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрыть глаза, успокойте его и не настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами. По мере избавления ребенка от тревожных состояний можно начинать проводить игру не сидя, а двигаясь по помещению. Игры, направленные на формирование у детей чувства доверия и уверенности в себе" Гусеница" ( Коротаева Е. В. , 1997) Цель: игра учит доверию. Почти всегда партнеров не видно, хотя и слышно. Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников. " Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара( мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту" . Для наблюдающих: обратите внимание, где располагаются лидеры, кто регулирует движение" живой гусеницы" . " Смена ритмов" ( программа" Сообщество" ) Цель: помочь тревожным детям включиться в общий ритм работы, снять излишнее мышечное напряжение. Если воспитатель хочет привлечь внимание детей, он начинает хлопать в ладоши и громко, в такт хлопкам, считать: раз, два, три, четыре, . . Дети присоединяются и тоже, все вместе хлопая в ладоши, хором считают: раз, два, три, четыре. . . Постепенно воспитатель, а вслед за ним и дети, хлопает все реже, считает все тише и медленнее. " Зайки и слоники" ( Лютова Е. К. , Монина Г. Б. ) Цель: дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки. " Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется" Зайки и слоники" . Сначала мы с вами будем зайками- трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся" и т. д. Дети показывают. " Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека? " Дети разбегаются по группе, классу, прячутся и т. д. " А что делают зайки, если видят волка? . . . " Педагог играет с детьми в течение нескольких минут. " А теперь мы с вами будет слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра. . . " Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона. После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему. " Волшебный стул" ( Шевцова И. В. ) Цель: способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми. В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать" историю" имени каждого ребенка — его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и" Волшебный стул" — он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы( группа не должна быть более 5—6 человек) , причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне. В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени( нежные, ласкательные) . Можно также по очереди рассказать что- то хорошее о короле. Игры за партами Дыхательные упражнения( " Корабль и ветер" , " Дудочка" , " Воздушный шарик" , " Подарок под елкой" , " Драка" ) можно проводить на перемене, а также за партами во время урока или занятия в детском саду. Для снятия нервного напряжения, которое может возникнуть у детей, например, после трудной контрольной работы, подойдет упражнение" Театр масок" . " Театр масок" ( Лютова Е. К. , Монина Г. Б. ) Цель: расслабить мышцы лица, снять мышечное напряжение, усталость. " Ребята! Мы с вами посетим" Театр Масок" . Вы все будете артистами, а я- фотографом. Я буду просить вас изобразить выражение лица различных героев. Например: покажите, как выглядит злая Баба Яга" . Дети с помощью мимики и несложных жестов или только с помощью мимики изображают Бабу Ягу. " Хорошо! Здорово! А теперь замрите, фотографирую. Молодцы! Некоторым даже смешно стало. Смеяться можно, но только после того, как кадр отснят. А теперь изобразите Ворону( из басни" Ворона и Лисица" ) в тот момент, когда она сжимает в клюве сыр" . Дети плотно сжимают челюсти, одновременно вытягивая губы, изображают клюв. " Внимание! Замрите! Снимаю! Спасибо! Молодцы! А теперь покажите, как испугалась бабушка из сказки" Красная шапочка" , когда поняла, что разговаривает не с внучкой, а с Серым Волком" . Дети могут широко раскрыть глаза, поднять брови, приоткрыть рот. " Замрите! Спасибо! А как хитро улыбалась Лиса, когда хотела понравиться Колобку? Замрите! Снимаю! Молодцы! Замечательно! Хорошо потрудились! " Далее учитель или воспитатель, на свое усмотрение, могут похвалить особо тревожных детей, например так: " Все работали хорошо, особенно страшной была маска Bumu, когда я посмотрела на Сашу, то сама испугалась, а Машенька была очень похожа на хитрую лисицу. Все постарались, молодцы! " " Рабочий день актера закончен. Мы с вами устали. Давайте отдохнем. Положите руки на парту, а голову на руки, закройте глаза. Давайте посидим так молча, расслабимся и отдохнем. Всем спасибо! " Источник: Лютова Е. К. , Монина Г. Б. " Шпаргалка для взрослых"

Оставить комментарий: