a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Коррекционно-развивающая программа по снятию эмоционального напряжения, формированию позитивной самооценки и повышению социометрического статуса в дошкольном возрасте методами музыкотерапии.

Автор: Кирсанова Елена Станиславовна Опубликовано: 2015-01-03 03:34:52

Пояснительная записка

 

«Легкая мелодия – самый лучший утешитель  для                  

                                   возбужденной  фантазии и лекарство  для   мозга».    

                                                                                                        В.Шекспир

Магическая сила музыки может привести человека в отчаяние, заставить смеяться или, наоборот, успокоить. Но музыка еще и мощное лечебное средство, способ глубоко воздействовать на физическое и психическое состояние человека.

МУЗЫКОТЕРАПИЯ - это лекарство, которое слушают. О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали еще в Древней Греции и в других странах. Выдающийся психоневролог академик В.М. Бехтерев считал, что музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет растущую усталость и придаёт физическую бодрость. Так же он считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребёнка, умерить слишком возбуждённые темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения. 

В свою очередь, изучив различную литературу, опыт работы специалистов, педагогов, я решила создать корректирующую программу по влиянию музыки на психоэмоциональное состояние детей . Данная программа, я считаю подойдет и «инклюзивным» детям. (В узком смысле слова – инклюзивное образование означает обучение и воспитание детей с различными отклонениями в развитии) Данная программа обеспечит положительное эмоциональное самочувствие всех участников образовательного процесса.

Методологической основой моей работы послужили теоретические разработки по музыкотерапии таких учёных, как В. И. Петрушина, А.И.Попова, К. Рюгера и др.

Дети могут постоянно испытывать противоборство разнонаправленных эмоций и если боязнь, тревожность, страхи становятся ведущими, то, как правило, они начинают играть роль побудительной силы в конфликтной ситуации влиять на успешность ребенка в учебной деятельности. Постоянные негативные переживания приводят к гипертрофированному развитию мотива самосохранения, самооберегания. Устойчивые негативные переживания являются наиболее опасным для развития психики ребенка, препятствуют развитию активной внутренней позиции, формированию адекватной самооценки. Существенную помощь детям, имеющим проблемы в эмоциональных нарушениях, могут оказать занятия под музыку. С помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения

Цель программы – формирование позитивной самооценки дошкольников и повышение их социометрического статуса в группе и снятие тревожных эмоций.

Задачами программы:

- снятие эмоционального напряжения, уменьшение чувства тревоги и неуверенности, раздражительности;

- улучшение настроения и поднятие общего жизненного тонуса;

- выработка социальной компетентности у дошкольников;

- активное участие в создании своего жизненного пространства;

- формирование у ребенка развитой концепции самосознания, позитивной самооценки;

- обу­чение дошкольников конструктивным способам решения внутренних проблем;

- переструктурирование системы отвержений;

- профилактика конфликтных ситуаций;

- выработка навыков рефлексии и контроля своего поведения.

  Психотерапевтические функции музыкотерапии заключаются в том, что она может изменить отношение ребенка к себе и другим: изменить психическое самочувствие, социальный статус, способы общения в коллективе.

Основные принципы психокоррекционной работы с дошкольниками:

а) безоговорочная симпатия к ребенку;

6) минимальное количество ограничений;

в) активность самого ребенка.

Коррекционный этап исследования проводится в форме музыкальной (в сочетании с игровой) терапии. Длительность одного игрового занятия составляет 40-50 минут. Смена видов психокоррекционной работы позволяет избежать проблемы переутомления детей на занятиях. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Всего организовано 27 занятий.

  Помимо терапевтической музыкальная психотерапия выполняет также диагностическую и обучающую функции. Терапевтические игры ставят своей целью устранение аффективных препятствий в межличностных отношениях, а обучающие - достижение более адекватной адаптации и социализации детей.

Для использования активного варианта нужен набор несложных музыкальных инструментов: колокольчики, барабан, цимбалы. Детям предлагаются определенные ситуации, темы, сходные с темами проигрывания ролей, рисунка. Ребенок выбирает музыкальный инструмент и инструмент для своего партнера, и затем с помощью звуков создается диалог. Как вариант активной музыкотерапии может рассматриваться хоровое пение. Исполнение музыкальных произведений психотерапевтом или участниками группы (вместе или индивидуально) также имеет лечебный эффект, способствует созданию доверительной теплой атмосферы.

Дыхательная музыкотерапия оказывает огромное влияние на эмоциональную сферу, позволяя проводить развивающий эмоциональный тренинг, приводящий к улучшению психофизиологического состояния ребенка. Кроме того, дыхательная музыкотерапия прекрасно снимает стрессы, развивает у детей внешний слух (способность слышать звуки) и внутренний слух (умение «слушать» свой организм, понимать себя), тренирует совершенно конкретные дыхательные качества – силу дыхательных мышц, объемную скорость дыхания. Она дает возможность через звук очень точно контролировать малейшие изменения в дыхании, как самому ребенку, так и педагогу. Ребенок занимается гимнастикой через приятный, эмоционально окрашенный вид деятельности – пение, чтение стихов, игру на духовых инструментах. Любое переживание, а у детей особенно, будь то радость, порыв гнева, в конце концов, заканчиваются напряжением какой либо группы мышц и при помощи дыхательных упражнений можно ослабить эту мышечную напряженность. На развитие образного и логического мышления направлены многие дидактические игры: «Музыкальная поляна», «Музыкальный домик», «Звенящие колокольчики», «Подбери музыку». Логическое мышление формируется в процессе обучения ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения.

 С помощью игровых технологий развиваются и творческие способности ребенка.

Например, на занятиях сочиняя музыкальные истории или сказки, воспитанники получают опыт, который позволит им играть затем в игры, фантазировать. Цель таких игр - развить коммуникативные навыки у детей, создать возможность для самовыражения, научить регулировать своё поведение в коллективе. Например, социо-игра «Говорящий стул», где дети, должны ответить на ряд вопросов, присаживаясь на «говорящий стул».

Все эти игры способствуют мышечной релаксации, снятию физической агрессии, психологической разгрузке, снятию упрямства и негативизма, а также развивают эмоциональную и познавательную сферы.

   Вместе с тем предложенные выше методики помогают выявить определенные тенденции в развитии отношения ребенка к сверстникам и к самому себе. Особое внимание психолога должны привлекать случаи игнорирования сверстников, страх перед ними, враждебное отношение к другим, подавление и обвинение их и пр. Использование предложенных методик будет способствовать своевременному выявлению этих тенденций и поможет обнаружить детей, представляющих своеобразную группу риска в развитии проблемных форм межличностных отношений. Конкретному описанию таких проблемных форм посвящена следующая часть пособия.

 

Приведем ожидаемые психотерапевтические эффекты от прослушивания музыкальных произведений.

- Для успокоения, снятия эмоционального напряжения. Расслабляющим действием обладают звуки флейты, игра на скрипке и фортепиано. Успокаивающий эффект носят звуки природы (шум моря, леса), вальсы (ритм три четверти). Классика: Произведения Вивальди, Бетховен «Симфония 6» – часть 2, Брамс «Колыбельная», Шуберт «Аве Мария», Шопен «Ноктюрн соль-минор», Дебюсси «Свет луны».

- Уменьшение чувства тревоги и неуверенности. Мажорные мелодии, темпа ниже среднего. Народная и детская музыка помогает обрести временную безопасность. Хорошее воздействие могут оказать этнические композиции. Классика: Шопен «Мазурка» и «Прелюдии», Штраус «Вальсы», Рубинштейн «Мелодии».

- Уменьшение раздражительности, нервного возбуждения. Классика: Бах «Кантата 2» и «Итальянский концерт», Гайдн «Симфония», Бетховен «Лунная соната» и «Симфония ля-минор».

- Для снятия депрессивных настроений, улучшения настроения. Скрипичная и церковная музыка. Классика: Произведения Моцарта, Гендель «Менуэт», Бизе «Кармэн» - часть 3.

- Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности. Вялым людям нужна ритмичная, бодрящая музыка. Можно использовать различные марши: их прослушивание повышает нормальный ритм человеческого сердца в спокойном состоянии, что оказывает бодрящее, мобилизующее воздействие. Классика: Чайковский «Шестая симфония» - часть 3, Бетховен «Увертюра Эдмонд», Шопен «Прелюдия 1, опус 28», Лист «Венгерская рапсодия 2».

- Для снятия мигрени, головной и другой боли. Религиозная музыка. Классика: Моцарт «Дон Жуан» и «Симфония № 40», Лист «Венгерская рапсодия 1», Хачатурян «Сюита Маскарад», Бетховен «Фиделио», Гершвин «Американец в Париже».

- От бессонницы, для спокойного и крепкого сна. Сибелиус «Грустный вальс», Шуман «Грезы», Глюк «Мелодия», а также пьесы Чайковского. Если, например, плохо спит ваш малыш, ему можно негромко проигрывать во время сна музыку с медленным темпом и четким ритмом. . Уменьшение чувства тревоги и неуверенности. Шопен "Мазурка", "Прелюдии". Штраус "Вальсы". Рубинштейн "Мелодии". Уменьшение раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы. Бах "Контата 2". Бетховен "Лунная соната", "Симфония ля-минор".

Оставить комментарий: