Выступление на методическом совете по теме: "Сказкотерапия, как средство формирования развития речи дошкольников"
Документы для скачивания
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Шороховская средняя общеобразовательная школа Исетского района Тюменской области Структурное подразделение дошкольного образования Шороховский детский сад «Радуга» Доклад на тему: «Сказкотерапия, как средство формирования развития речи дошкольников » Воспитатель: Загидуллина Наталья Павловна с. Шоро хово « Сказкотерапия, как средство формирования развития речи дошкольников » Своё выступление я хочу начать словами детской писательницы Ирины Токмаковой: «У кого в детстве не бывает сказки, тот вырастает сухим, колючим человеком, и люди об него ушибаются, как о лежащий на дороге камень, и укалываются как о лист осота» и еще словами педагога – новатора В. А. Сухомлинского « Сказка развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, т. е. учит сопереживать». Ну что ж, добро пожаловать в сказку! Само слово сказка – это устное, художественное произведение, преимущественно прозаического, волшебного, авантюрного или бытового характера, с установкой на вымысел. Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повышается речевая активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять её героев и отношения между ними. Прослушивание и понимание сказки помогает ребенку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения, связывать сказки с приобретенным опытом и знаниями. У детей совершенствуется выразительность речи в процессе создания сказочных образов, расширяется словарный запас. Цель данной презентации: Познакомить педагогов со с казкотерапией как эффективном методе развития речи дошкольников. Задачи: 1. Расширить представления педагогов о сказкотерапии, как методе работы с детьми дошкольного возраста; 2. Познакомить педагогов с одной из форм работы со сказкой ( групповое придумывание и рассказывание сказки) ; 3. Актуализация позитивного эмоционального опыта в процессе работы со сказкой. Какие же методы и приёмы с казкотерапии, используются для развития речи? 1. Умение детей задавать вопросы. Пример: попробуйте задать шуточный вопрос, например героям сказки про курочку Рябу. 2. Конструирование слов, словосочетаний и предложений. Пример: составить достаточно длинное, распространенное предложение в игре «От каждого- по словечку»: «Колобок» - «Колобок катится» - «Колобок катится по дорожке» - «Колобок катится по зеленой дорожке» и т. д. 3. Использование фразеологизмов и пословиц. Пример: разбирая и обсуждая с ребёнком смысл каждой из них, мы помогаем ребенку запоминать поговорки, учиться применять их к месту, более четко уяснять внутреннее содержание сказки. 4. Придумывание иных, новых названий известных сказок, не искажая идеи произведения. Пример: сказка «Рукавичка», « Зимовье зверей », « Р укавичка» и т. п. 5. Введение вместо привычного главного героя продуманного нового персонажа. Пример: использование метода, который назван условно «Введение частицы «не» »: Не репа выросла на грядке, а …, Не Красная Шапочка, а …. 6. Поиск ласковых, красивых, сказочных, грустных слов в сказке; омонимов. 7. Использование игры «Интервью». Пример: выбирается интервьюер и интервьюируемый в рамках сюжета сказки. 8. Объединение двух коротких рассказов или сказок в одну с новым сюжетом. 9. «Постановка проблемного вопроса» Пример: - А если бы людоед не превратился в мышку, как бы Кот в сапогах оказался победителем? - дети начинают искать свои варианты, то есть решать поставленную проблему Схема составления сказки: 1. Для начала нужно выбрать героев сказки. 2. Затем придумываем начало сказки ( «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», «Жили- были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…») . 3. Далее необходимо дать подробную характеристику героям( наделить их характером, темпераментом) . 4. Затем сталкиваем героев с проблемой, трудностью, конфликтом ( однажды Змей Горыныч похитил Василису Прекрасную) . 5. Описываем реакцию героев на случившееся ( Василиса заплакала) . 6. Далее наши герои начинают искать выход из ситуации, пробуют решить свою проблему. 8. В итоге герои должны справиться с ситуацией, найти верное решение. 9. Завершающий шаг — сказочная развязка ( герои получают награду и сказка приобретает счастливое завершение) . Работая с детьми по речевому развитию с помощью сказкотерапии, мы должны поставить перед собой следующие цели и задачи: Цель: Содействие развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи через сказку. Задачи: • Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности. • Развитие диалогической и монологической речи. • Эффективность игровой мотивации детской речи. Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов. • Сотрудничество педагога с детьми и друг с другом. • Приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору. Таким образом, можно сделать вывод о том, что воз можности сказкотерапии уникальны в коррекционной работе, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка.