a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи по теме: «Весна идет, весне дорогу» для детей от 5 до 6 лет

Автор: Шокурова Ольга Владимировна Опубликовано: 2021-01-23 19:52:19

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КУЗНЕЦКА. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 города Кузнецка Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи по теме: « Весна идет, весне дорогу » для детей от 5 до 6 лет Подготовила: Шокурова О. В. Кузнецк 2020 год Цель: Развивать умение воспринимать характерные особенности весны посредством различных видов искусства( художественного слова, музыки, живописи) . Задачи: Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» П родолжать формировать представление о пейзажной живописи, расширять знания о творчестве художника И. И. Левитана, учить понимать замысел произведения, его содержание. Развивать умение видеть средства выразительности, используемые художником для передачи чувств и настроения; Воспитывать любовь к музыке. Совершенствовать изобразительные навыки и умения. Образовательная область «Познавательное развитие» Закреплять знания о весне, развивать причинно- следственные связи между природными явлениями. Развивать внимание, память, мышление, воображение, умение делать выводы, Воспитывать любовь к природе. Образовательная область «Речевое развитие» Учить вести беседу по картине, составлять рассказ по пейзажной картине, О богащать речь детей новыми словами; Уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризовать объект. Воспитывать желание слушать литературные произведения. Образовательная область «Физическое развитие» Продолжать формировать интерес к пальчиковой гимнастике; Развивать мелкую моторику рук. Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» Формировать умение слушать, уважительно относиться к окружающим; Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. Методы и приемы: наглядные( мультимедийная презентация, аудиозапись) , словесные( рассказ, вопросы, указания, художественное слово: стихотворение А. Н. Плещеева «Весна») , практические( пальчиковая гимнастика, выполнение за даний, прослушивание музыкального произведения) . Предшествующая работа: Знакомство с картиной И. И. Левитана «Март», в мини- музее детского сада. Оборудование: презентация по картине «Март» И. Левитана, аудиозапись пьесы П. И. Чайко вского «Март. Песня жаворонка», альбомные листы, кисточки, гуашь. Ход образовательной деятельности: Ребенок: Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною Засвищут скоро соловьи, и лес оденется листвою! Чиста небесная лазурь, т еплей и ярче солнце стало; Пора метелей злых и бурь о пять надолго миновала. Как вы думаете, о каком времени года говорится в стихотворении? Воспитатель: Ребята, се годня мы побеседуем о картине, которую мы недавно рассматривали в нашей картинной галерее. Посмотрите на экран и скажите, как она называется, и кто ее написал. Дети: Картина называется «Март», написал ее художник И саак Левитан. Воспитатель: Исаак Ильич Левитан любил изображать на своих картинах природу во всей её красе в разные времена года. Ребята, скажите, пожалуйста, как называются картины, где изображена природа? Дети: Пейзаж. Воспитатель: Молодцы! Поэтому Исаака Левитана называют художником- пейзажистом. Воспитатель: К акое время года нарисовал художник? Дети: Весну! Воспитатель:  Почему вы так думаете? По каким признакам можно определить, что наступила весна? Дети: Голубое, светлое небо; тает снег, появились проталины, светит солнце. Воспитатель: Почему вы решили, что светит солнце? Ведь художник не нарисовал солнца? Дети: Желтые лучи солнца освещают всю картину. Лучи солнца пригрели дом, его стены, крышу, крыльцо; снег, лошадку, дорогу, деревья. Небо такое голубое, ясное, светлое бывает когда светит солнце. От деревьев падают тени. Воспитатель: А к акое время суток изображено на картине? Дети: День. Воспитатель: Какой день: пасмурный или ясный? Ещё какой? Дети: Ясный, весенний, солнечный, теплый. Воспитатель: Как изображен снег? Дети: Он блестит, сверкает, искриться. Местами снег тает. Он осел, стал тяжелым. На дороге снег потемнел, стал рыхлым. Из- под снега где- то показалась земля – проталины. Н а крыше снег подтаял. Воспитатель: Взгляните на небо. Что вы можете сказать о нем? Дети: Голубое, чистое, ясное, высокое, безоблачно е, прозрачное, как будто сияет, радуется весне. Воспитатель: А теперь, ребята, попробуйте описать деревья, изображенные на картине. Дети: Художник изобразил березы, сосны и ели. Березы освещены солнцем, а сосны остаются в тени, словно не желают наступления весны. Воспитатель: На картине нет человека, но мы чувствуем его присутствие. Как мы можем догадаться, что он рядом? Дети: Распахнута дверь; снята с окна ставня; лошадь ждет ч еловека; на дереве- скворечник. Воспитатель: Каждый художник, прежде чем рисовать картину,   заранее продумывает,  как она будет выглядеть, где, что будет расположено, сколько места займут те или иные предметы, какими красками будет рисова ть, то ес ть продумать композицию картины. Посмотрите, пожалуйста, что художник нарисовал на перед нем и заднем плане и как он это изобразил? Дети: На переднем плане- д ом, его стена, крыльцо, крыша. Он освещен солнцем. Перед домом стоит лошадь, пригретая лучами солнца. Дорога оттаявшая. На заднем плане – лес. В лесу царит холод. Если березы освещены солнцем, то сосны стоят хмурые, мрачные. Лучи солнца их не коснулись. Снега в лесу ещё много. Воспитатель:  Чтобы добиться нужного цвета- оттенка, художники смешивают краски. Скажите, каких красок бол ьше на картине- ярких, светлых или темных? Дети: Светлых и ярких, т олько в лесу краски темные. Воспитатель: Ребята, вам понравилась картина? Какое настроение, какие чувства вызывает картина, когда смотрите на неё? Дети: Радость, восторг, восхищение. Воспитатель: Х удожник специально по добрал для картины такие краски, ч тобы через цвет выразить свое весеннее настроение. Он тоже испытывал радость, восхищался красотой ранней весны и хотел нам об этом рассказать. Ребята, предлагаю вам отдохнуть, мы сейчас с вам и тоже превратимся в художников. Пальчиковая гимнастика «Я – художник»( выполняют стоя) : Я взял бумагу, карандаш, н арисовал дорогу. ( Поворот ладони левой руки к себе, пальцы вместе- «лист бумаги». Указательный палец правой руки- «карандаш», провести пальцем по левой ладони линию- «дорогу». ) На ней быка изобразил,   а рядом с ним коров у.   Направо дом, Налево сад. . .   В лесу двенадцать ко чек.   На ветках яблочки висят,   и дождичек их мочит. Потом поставил стул на стол,   Тянусь как можно выше.   Уф! Свой рисунок приколол с овсем неплохо вышел! ( Руки сжаты в кулаки, большой палец и мизинец каждой из них слегка  оттопыриваются в стороны, показывая рога быка и коровы. ( Пальцы складываются домиком. )  ( Кисти рук скрещиваются в запястьях- «деревьях», шевелить раздвинутыми  пальцами- «ветер раскачивает ветки») . ( Указательным пальцем правой руки рисуют кисточки на левой ладони)  ( Встряхивание кистей- имитация капель дождя. )  ( Левая рука сжимается в кулак и кладется на приподнятую вверх ладонь правой руки. )  ( Левый кулак медленно разжимается, пальцы с напряжением тянутся вверх. )  ( Правая рука разглаживает воображаемый рисунок- поднятую в вертикальном положении левую ладонь, улыбка на лице) . А теперь послушае м ваши рассказ ы п о картине, давайте составим план вашего рассказа( Дети совместно с воспитателем составляют примерный план рассказа) : Название картины, автор. Время года, часть суток. Снег, небо, солнце. Деревья. Настроение. Ребята, кто желает составить рассказ по картине? Дети составляют по желанию рассказ( 2- 3 детей) . Воспитатель: Какие вы молодцы, у вас получились замечательные рассказы. А сейчас мы будем художниками и нарисуем свои впеч атления о картине. А поможет вам в этом музыка П. И. Чайковского «Март». Самостоятельная изобразительная деятельность детей. Воспитатель: Вы хорошо поработали. Ваши рисунки мы разместим в галереи начинающих художников.

1384935- 822960 Исаак Ильич Левитан « МАРТ »

Рассказ по картине И. И. Левитана «Март» Здравствуйте, ребята, я очень рада видеть вас в нашей картинной галерее снова. Сегодня я хочу рассказать вам о картине уже известного вам художника Исаака Ильича Левитана. Осенью мы познакомились с его картиной, ко торая называлась как? Правильно, «Золотая осень». Левитан – это художник- пейзажист. Он писал пейзажи. А что такое пейзаж? Это картина, на которой изображена природа. Левитан не любил рисовать зиму. Ему нравились другие времена года. Давайте посмотрим на эту картину. Какое время года изображено на ней? Правильно, весна. А какая весна ранняя или поздняя? А почему вы так решили? Давайте придумаем название этой картине. Художник назвал эту картину «Март». Март- это первый месяц весны, месяц борьбы зимы и весны. Они сражаются за господство над землей, но весна неизменно побеждает. Вспоминается стихотворение Федора Тютчева «Весна»: Зима недаром злиться – прошла ее пора. Весна в окно стучится и гонит со двора. И все засуетилось, все гонит зиму вон. И жаворонки в небе уж подняли трезвон. Зима еще хлопочет и на весну ворчит. Та ей в глаза хохочет и пуще лишь шумит. Взбесилась ведьма злая и снегу захватя, Пустила, убегая в прекрасное дитя. Весне и горя мало- умылася в снегу, И лишь румяней стала наперекор врагу. На картине изображен теплый, солнечный мартовский день. Все пронизано солнечным светом. От картины просто веет теплом. Кругом еще сугробы. Но снег уже не ослепительно белый, как бывает зимой. Он потемнел, осел, стал тяжелым, серым. На дороге, по которой часто ездят, снег уже подтаял и приобрел коричневый цвет. На открытых солнечных местах появились первые проталины. На картине мы видим безоблачно- ясное небо. Такое высокое голубое, чистое небо бывает только в марте. По правую сторону от дороги стоит большой деревянный двухэтажный дом. Видна лишь его часть. На земле лежит ставня – это деревянная створка на окне. Она закрывала окно снаружи. Перед входной дверью – крыльцо под козырьком, на котором лежит еще снег. Но он уже съежился и уменьшился в размерах. Неподалеку от крыльца, стоит на дороге лоша дь, запряженная в небольшие сан и. Животное дремлет, греясь под первыми лучами весеннего солнца. На картине мы не видим человека, но ощущаем его присутствие. Мы видим приоткрытую дверь, протопанную к крыльцу тропинку, лошадь, ожидающую своего хозяина. Красуются кругом березки. Они пока без листьев, но на ветках уже набухают почки. На одной из них, которая растет подле дома, на самой высокой ветке висит ск воречник. Совсем скоро туда заселятся птицы, выведут птенцов и повсюду зазвенят их веселые голоса. Как вы думаете, кто мог забраться так высоко и прибить скворечник? Наверное, скворечник прибили, когда березка была еще не высокой, а потом она выросла так, что стала гладить ветвями небо. Вдали виднеется сосновый бор, в который ведет тропа, едва виднеющаяся на картине. В лесу еще царит зимний холод. Поэтому он изображен темными и мрачными красками. Этой картине 125 лет. Левитан написал ее когда гостил у своих знакомых за городом и был поражен красотой этих мест. Он рисовал картину в марте с натуры, поэтому она получилась такой реальной, настоящей. Здесь очень точно подобраны цвета и их оттенки. Художник использовал голубую, синюю, зеленую, белую, серую, бледно- желтую краску при создании картины. Когда смотришь на эту картину – слышишь, как звенит капель, чувствуешь запахи весны, жмуришься от ослепительно искрящегося снега, у тебя поднима ется настроение, а сердце переполняется радостными и светлыми чувствами.

Оставить комментарий: