Программа «Выявление и актуализация интеллектуальных и творческих способностей обучающихся на занятиях по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи (ФРС и ПСР) и во внеурочной деятельности»

Опубликовано: 18:36:08 26-01-2021

Автор: Ермакович Инна Юрьевна

Документы для скачивания:

58230_programma aktivizatsii sposobnosteĭ.docx
Формат: .docx

Содержимое файтов:

58230_programma aktivizatsii sposobnosteĭ.docx

ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска» Программа «Выявление и актуализация интеллектуальных и творческих способностей обучающихся на занятиях по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи»( программа рассчитана на 3 года обучения) Разработчик: учитель дефектолог Ермакович И. Ю. Смоленск Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе: - Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; - Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования; - Учебного плана ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска»; - Адаптированной основной общеобразовательной программы ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска»- С учетом авторской программы: «Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей обучающихся. 5- 8 класса Составитель: Н. А. Криволапова. - М. : Просвещение, 2012- 47с. Цель данного курса:  развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся на основе системы развивающих занятий, сформирование компетентности в сфере познавательной деятельности. Основные задачи курса: Развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы; Развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения; Развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения; Формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи; Развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности обучающихся; Формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников; Формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности. Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие различных способностей и общеучебных умений и навыков обучающихся, а не усвоение конкретных знаний и умений. Программа адресована обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, которые осваивают образовательные программы в ОГБОУ «Центр образования для детеи ̆ с особыми образовательными потребностями г. Смоленска». Гибкость моделирования учебного плана позволяет учитывать интересы обучающихся, их потребности и возможности. На основании учебного плана ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска» для каждого обучающегося составляется предварительный индивидуальный учебный план. Рабочая программа выполняет следующие функции: реализует принцип интегративного подхода в содержании образования; создает условия для реализации системно- деятельностного подхода; обеспечивает достижение планируемых результатов каждым обучающимся. Педагогические методики: метод проектов( Л. С. Выготский) , метод индивидуального подхода( Е. И. Пассов, Г. А. Китайгородская) , личностно- ориентированное и развивающее обучение( И. С. Якиманская) . Обоснование необходимости разработке и внедрения программы в образовательный процесс: - актуальность Программа курса направлена на формирование универсальных( метапредметных) умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть обучающиеся, а также развитие познавательных и творческих способностей и интересов. Программа предполагает освоение способов деятельности на понятийном аппарате тех учебных предметов, которые ученик изучает; занятия проводятся в форме предметно- ориентированного тренинга. Данные занятия способствуют развитию интеллектуальных способностей, быстро и правильно отвечать на вопросы тестов, что так необходимо при подготовки к итоговой аттестации школьников  ЕГЭ и ОГЭ. - практическая значимость Содержание занятий способствует формированию учебно- интеллектуальных, информационных, коммуникативных, исследовательских умений, развитию аналитико- синтетических способностей, таких способов и приёмов умственной деятельности, как сравнение, классификация, обобщение, поиск закономерностей, а также гибкости и критичности мышления и других интеллектуальных качеств личности. - связь с уже существующими по данному направлению программами Содержанием занятий являются задачи и упражнения, связанные с учебным материалом изучаемым в основной школе  по предметам: русский язык, биология, информатика, литература, география. Особенности организации образовательного процесса Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.  д. Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение обучающимися  поисковых задач,  благодаря чему формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях. В курсе используются упражнения разной сложности, поэтому слабые обучающиеся, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах( для таких обучающихся подбираются упражнения, которые они могут выполнять успешно) . Содержание курса 1. Развитие логического мышления Что такое интеллект. Понятие интеллекта, творчества. Дар и талант. Труд. Значение развития интеллекта. Различные виды интеллекта. Диагностика интеллектуального развития. Понятие. Отношения между понятиями: род- вид. Обобщение понятий. Более общее и более частное понятия. Составление логической цепочки: общее- менее общее – частное( в прямом и обратном направлении) . Выбор более общего понятия к данному. Обобщение пары и группы понятий. Ограничение  понятий. Выполнение существенных признаков понятий. Обобщение понятий и формулирование определений. Правила составления определений: понятие: обобщающее слово( родовое понятие) + существенный признак( видовое отличие) . Функциональное отношения между понятиями. Часть – целое, последовательности, рядоположности, причины и следствия. Установление причинно- следственных связей. Практические задания. Сравнение понятий. Выявление сходства и различий. Отношение противоположности. Понятия одного порядка, противоположные по смыслу( антонимы) . Синонимы. Омонимы. Выявления сходства и различий по существенным признакам. Главные и второстепенные признаки явлений. Узнавание предметов по указанным признакам. Аналогия. Умение проводить аналогии. Классификация понятий. Правила классификации. Умение классифицировать понятия по двум и трем признакам. Обобщение понятий. Подбор определений к выделенным понятиям. Рассуждение. Умозаключение. Обобщающий и оценочный, дедуктивный и индуктивный выводы. Алгоритмы деятельности при формировании умений делать выводы. Доказательства. Основные этапы деятельности при обучении доказательству. Закономерность. Закон. Поиск закономерностей. Представление закономерностей в различных видах( аналитическом, вербальном, графическом и др. ) . Формирование умения анализировать ситуацию, устанавливать причинно- следственные связи, находить закономерности, завершать схемы. Объяснение значения понятий. Подбор и объяснение значения слов в зависимости от контекста. Подбор понятий, близких по смыслу( синонимы) . Составление предложений. Принципы составления предложений из рассыпанных предложений. Уяснение смысла предложений. Устойчивые словосочетания, определяющие смысл предложений. Знакомство с устойчивыми грамматическими сочетаниями. Дополнение текста. Уяснение содержания текста. Смысловые сочетания. Дополнения известных словосочетаний по смыслу. Роль смысловых сочетаний в тексте. Уяснение смысла вербального материала. Крылатые и метафорические выражения и объяснения их смысла. Составление предложений. Понимание смысла пословиц. Обоснование суждений. 2. Развиваем творческое мышление Творчество. Что такое творчество? Методы решения творческих задач. Из жизни великих людей. Секреты и методы творчества. Диагностика творческих способностей. Воображение. Что такое воображение. Виды воображения. Воссоздание образов. Фантастический образ. Ассоциации. Приёмы развития воображения: головоломки на плоскости, незаконченный рассказ, описание картины, задачи со спичками и т. д. Конструирование на плоскости и в пространстве. Танграм. Головоломки на плоскости. Создание фигур по заданным рисункам. Диагностика пространственного воображения. Конструирование в пространстве. Создание моделей пространственных фигур. Оценка явлений и событий с разных точек зрения. Формирование умений задавать вопросы, видеть положительные и отрицательные стороны явлений. Постановка и разрешение проблем. Анализ проблемной ситуации. Методы разрешения проблемных ситуаций: мозговой штурм, метод разрешения противоречий, метод морфологического ящика. Мозговой штурм: из истории возникновения, основные этапы, правила работы. Метод разрешения противоречий: сущность метода, применение к решению проблемных ситуаций. Метод морфологического ящика: из истории возникновения, сущность метода, алгоритм его применения. Методы решения изобретательских задач. Метод контрольных вопросов: из истории возникновения, алгоритм применения метода. Метод синектики: прямая, символическая, фантастическая аналогии; алгоритм применения метода. Метод преобразования свойств: сущность метода. Использование данного метода в литературных произведениях. Применение его к решению изобретательских задач. Замена функций: условия применения метода, разрешение проблемных ситуаций на основе данного метода. Планируемые результаты Личностные Метапредметные- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; - формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, творческой деятельности. - развитие доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, способности к сотрудничеству; - готовность к получению новых знаний, их применению и преобразованию. - умение осваивать способы решения поисковых и творческих задач; - способность свободно, правильно излагать свои мысли; - понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия правила классификации и сравнения; - иметь представление о методах решения творческих задач; слушать, владеть приёмами рационального запоминания, работать с источниками информации; - проводить наблюдения, представлять результаты в различных видах; - сравнивать, обобщать, выделять главное, формировать выводы; - способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; - устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение( индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; - смысловое чтение; - умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; - владение устной и письменной речью. Система оценки планируемых результатов В процессе освоения содержания программы её результативность предполагается проверять с помощью системы диагностик: психологических и педагогических тестов, наблюдения, анкетирования в конце изучения каждого раздела проводится диагностическая работа с целью выяснения уровня успешности обучающихся, овладение ими деятельностью на базовом или повышенном уровнях. Учебно- тематический план курса № п/ п Тема Содержание Количество часов 1 2 3 4 Развитие интеллектуальных умений. Первый год обучения( 17 ч) 1 Человек и его интеллект Что такое интеллект. Понятие интеллекта, творчества. Дар и талант. Различные виды интеллекта. 1 2 Диагностическое тестирование 1 3 Обобщение и ограничение понятий Интеллектуальная разминка. Понятие. Отношения между понятиями: род — вид. Обобщение понятий. 1 4 Выделение существенных признаков Интеллектуальная разминка. Что такое признак. Выделение существенных признаков. 1 5 Обобщение понятий при построении определений Обобщение понятий и формулирование определений. 1 6 Сравнение понятий. Установление сходства и различий Тренинг зрительной памяти. Сравнение понятий. Отношение между понятиями: часть — целое, последовательности, рядоположности. 1 7 Установление причинно- следственных связей Тренинг внимания. Функциональные отношения между понятиями: причины и следствия. Установление причинно- следственных связей. 1 8 Логические задачи Установление связей между понятиями. 1 9 Классификация Понятий Классификация понятий. Умение классифицировать понятия по двум и трём признакам. 1 10 Сравнение понятий. Аналогия Сравнение понятий и смысловых словосочетаний. 1 11 Поиск закономерностей Закономерность. Закон. Поиск закономерностей. Представление закономерностей в различных видах. Решение логических задач. 1 12 Поиск закономерностей Поиск закономерностей. Представление закономерностей в различных видах. 1 13 Выделение существенных признаков предметов Существенные и несущественные признаки. 1 14 Поиск закономерностей Практические задания, развивающие игры 1 15 Объяснение понятий в зависимости от контекста Объяснение значений слов. Подбор и объяснение значений слов в зависимости от контекста. Составление предложений. Уяснение смысла предложений. 1 16 Логические задачи Повторение: отношения между понятиями. Классификация. 1 17 Итоговое тестирование 1 Учимся мыслить творчески. Второй год обучения( 17 ч) 1 Диагностическое тестирование 1 2 Классификация понятий. Обобщение и ограничение понятий Правила классификации. Умение классифицировать понятия по двум и трём признакам. 1 3 Сравнение понятий Сравнение понятий. Отношение между понятиями: часть- целое, последовательности, рядоположности. 1 4 Выделение существенных признаков Существенные и несущественные признаки. Умение анализировать, находить закономерности, составлять цепочку рассуждений, формулировать выводы. 1 5 Устойчивые словосочетания, определяющие смысл предложений Устойчивые словосочетания, определяющие смысл предложений. Дополнение текста. 1 6 Смысловые словосочетания Смысловые словосочетания. Дополнение известных словосочетаний по смыслу. Роль смысловых сочетаний в тексте. 1 7 Синонимы, Антонимы Установление отношений между понятиями: синонимы, антонимы. 1 8 Творчество. Методы     решения творческих задач Творчество. Что такое творчество. Из жизни великих людей. Секреты и методы творчества. Методы решения творческих задач. 1 9 Метод контрольных вопросов Методы решения творческих задач. Метод контрольных вопросов. 1 10 Оценка явлений, событий с разных точек зрения Оценка явлений, событий с разных точек зрения. Формирование умений задавать вопросы, умений видеть положительные и отрицательные стороны явлений. 1 11 Воображение Воображение. Что такое воображение. Виды воображения. Фантастический образ. Ассоциации. Приёмы развития воображения. 1 12 Компьютерный Практикум Создание компьютерного рисунка 13 Конструирование на плоскости Конструирование на плоскости. Танграм. Головоломки на плоскости. Создание фигур по заданным рисункам. 1 14 Конструирование в пространстве Диагностика пространственного воображения. Конструирование в пространстве. 1 15 Постановка и разрешение проблем Постановка и разрешение проблем. Анализ проблемной ситуации. Методы разрешения проблемных ситуаций. Мозговой штурм: из истории возникновения, основные этапы, правила работы. 1 16 Метод разрешения противоречий Анализ проблемной ситуации. Мозговой штурм. Метод разрешения противоречий: сущность метода. 1 17 Итоговое тестирование 1 Методы решения творческих задач. Третий год обучения( 17 ч) 1 Секреты и методы творчества Как развивать творческие способности. 1 2 Поиск закономерностей Поиск закономерностей. Представление закономерностей в различных видах. 1 3 Логические цепочки Тренинг внимания. Установление функциональных отношений между понятиями. Сравнение. Аналогия 1 4 Логические цепочки. Причинно- следственные связи Установление причинно- следственных связей. Логические рассуждения. Умозаключения. 1 5 Как решать изобретательские задачи Как рождаются изобретения. Постановка и разрешение проблем. Мозговой штурм. Практикум изобретателя 1 6 Мы наблюдатели. Развитие наблюдательности Тренинг внимания. Умение быть наблюдательным. Правила наблюдения 1 7 Развитие Воображения Интеллектуальная разминка. Ребусы. Составление рассказа по вопросам. Тренинг воображения. Творческие задачи 1 8 Учимся оценивать и применять альтернативные стратегии действия Умение анализировать, выбирать и обосновывать своё решение, действие 1 9 Изобретательское творчество Что такое изобретение. Из истории изобретательства. Альфред Нобель. 1 10 Методы решения изобретательских задач. Метод разрешения противоречий Методы решения изобретательских задач: метод проб и ошибок. Что такое противоречие. Свойство и антисвойство. Функции и противоположные функции предметов. 1 11 Решение задач методом разрешения противоречий Приёмы разрешения противоречий: изменения окраски, предварительного исполнения, «заранее подложенной подушки», приём «наоборот». 1 12 Творчество и фантастика Что такое фантастика. Фантастика в литературных произведениях. Изобретательские приёмы в литературных произведениях 1 13 Методы решения творческих задач Задачи Шерлока Холмса. Дедуктивный метод 1 14 Методы решения творческих задач: преобразование свойств Метод преобразования свойств: сущность метода. 1 15 Методы решения творческих задач: идеальный конечный результат Что такое идеальный конечный результат. Методы решения творческих задач. 1 16 Методы решения творческих задач: морфологический ящик Метод морфологического ящика: сущность метода Методы решения творческих задач: творческий практикум. Принципы решения изобретательских задач 1 17 Решение творческих задач Творческие задачи( проводится по задачам, подобранным обучающимися) 1 В результате изучения курса обучающиеся получат возможность научиться: анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать, выделять главную мысль, абстрагировать, формулировать выводы, устанавливать причинно- следственные связи, выявлять закономерности, строить умозаключения; слушать, владеть приёмами рационального запоминания, работать с источниками информации( чтение, конспектирование, составление тезисов, библиографический поиск, работа со справочником) , представлять информацию в различных видах( вербальном, табличном, графическом, схематическом, аналитическом) , преобразовывать из одного вида в другой; проводить наблюдения, измерения, планировать и проводить опыт, эксперимент, исследование, анализировать и обобщать результаты наблюдений, представлять результаты наблюдений в различных видах. Обучающиеся научатся: правилам конструирования определений, формулирования выводов; правилам классификации и сравнения; методам решения творческих задач: разрешение противоречий, метод от противного, мозговой штурм, контрольные вопросы, синектики, преобразование свойств, морфологический ящик; способам чтения, структурирования, обработки и представления учебной информации.

Оставить комментарий: