Семинар «Особенности и преимущества работы по парциальной модульной программе «STEM – образование для дошкольников», МБДОУ «Детский сад № 84 «Золотое зернышко», 23.11.2019 г.
«STEM – образование для дошкольников»: формы и виды работы, планирование.
Программа «STEM–образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» предназначена для использования в дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях, а также в организациях дополнительного образования. Программа позволяет включаться в ее освоение на любом этапе дошкольного и начального общего образования.
Программа определяет цели и задачи реализации, возрастные особенности и динамику развития интеллектуальных способностей детей, планируемые результаты освоения детьми содержания Программы, особенности организации образовательного процесса, содержание, примерное тематическое планирование, а также методическое обеспечение Программы.
Модулями Программы являются:
- Дидактическая система Ф. Фребеля
- Экспериментирование с живой и неживой природой
- LEGO-конструирование
- Математическое развитие
- Робототехника
- Мультистудия «Я творю мир».
В нашем детском саду реализуются следующие образовательные модули программы:
- Дидактическая система Ф. Фрёбеля.
- Экспериментирование с живой и неживой природой
- Лего-конструирование.
- Робототехника.
- Мультстудия "Я творю мир".
Дидактическая система Ф. Фребеля
Большое значение в системе Фребеля отводится активности детей, организации их самостоятельной деятельности.
Ф. Фребель считал, что дети дошкольного возраста лучше всего усваивают материал в практической деятельности, преподносимый в игровой форме.
Первый дар Фребеля – это текстильные мячики на ниточке всех цветов радуги и белого цвета (один красный мячик, один оранжевый мячик, один желтый мячик и так далее). Мячик держат за веревочку и показывают ребенку разные виды движений с ним: направо-налево, вверх-вниз, по кругу, колеблющиеся движения. Игры с мячиком учат ребенка различать цвета и ориентироваться в пространстве.
Второй дар Фребеля – это шар, куб и цилиндр одинакового размера. Этот дар знакомит с геометрическими телами и различиями между ними. Шар катится, а куб неподвижен, у него есть ребра.
Третий дар — куб, разделенный на восемь кубиков (куб разрезан пополам, каждая половина — на четыре части). Посредством этого дара, ребенок, считал Фребель, получает представление о целом и составляющих его частях («ложное единство», «единство и многообразие»); с его помощью он имеет возможность развивать свое творчество, строить из кубиков, различно их комбинируя.
Четвертый дар — тех же размеров кубик, разделенный на восемь плиток (кубик делится пополам, а каждая половина — на четыре удлиненные плитки; длина каждой плитки равна стороне кубика, толщина равна одной четвертой этой стороны). Возможность строительных комбинаций в данном случае значительно расширяется: с прибавлением каждого нового дара прежние, с которыми ребенок уже освоился, не изымаются.
Пятый дар — кубик, разделенный на 27 маленьких кубиков, девять из них разделены на более мелкие части.
Шестой дар — кубик, разделенный тоже на 27 кубиков, многие из которых разделены еще на две части: на плитки, по диагонали и пр.
Последние два дара дают большое разнообразие самых различных геометрических форм, необходимых для строительных игр ребенка.
Экспериментирование с живой и неживой природой
Образовательный модуль позволяет организовать знакомство детей со свойствами воды, воздуха, объектов неживой и живой природы, оптическими явлениями.
Набор экспериментов, предложенных в модуле, поможет увлечь детей изучением самых разных свойств окружающего мира.
LEGO - конструирование
Лего – конструирование одна из самых известных и распространённых ныне педагогических систем, широко использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка. Лего в переводе с датского языка означает «умная игра». Причём лего-конструктор побуждает работать, в равной степени, и голову, и руки воспитанников.
Конструктор помогает детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлечённо работая и видя конечный результат.
Робототехника
Модуль "Робототехника" является одним из самых востребованных в современном образовательном процессе.
Данный модуль включает в себя несколько конструкторов для изготовления роботов с возможностью движения. В соответствии с возрастом, задачи, решаемые ребенком, постепенно усложняются, от простой сборки и механического перемещения модели до программирования систем управления.
Наборы конструкторов из образовательного модуля "Робототехника способствуют освоению навыков конструирования; ознакомлению с основами механики и первичными компонентами электроники, с понятием "алгоритм"; проведению экспериментов с датчиками движения, расстояния, температуры и др.; совершению первых шагов программировании и моделировании собственных роботов.
Мультстудия "Я творю мир"
Мультстудия «Я творю мир» способствует созданию авторского мультфильма, который может стать современным мультимедийным средством обобщения и предъявления материалов детского исследования. И решает следующие задачи:
- Освоение ИКТ и цифровых технологий;
- Освоение медийных технологий;
- Организация продуктивной деятельности на основе синтеза художественного и технического творчества.