a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи по теме: «Рассматривание репродукции картины И. И. Левитана «Март» (старшая группа)

Автор: Шокурова Ольга Владимировна Опубликовано: 2021-02-04 10:00:47

Документы для скачивания

Управление образования города Кузнецка Пензенской области МБДОУ Детский сад № 7 города Кузнецка Пензенской области Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи по теме: «Рассматривание репродукции картины И. И. Левитана «Март»( старшая группа) Воспитатель: Шокурова О. В. 2020г. Цель: Развивать умение воспринимать характерные особенности весны посредством различных видов искусства( художественного слова, музыки, живописи) . Задачи: Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» П родолжать формировать представление о пейзажной живописи, расширять знания о творчестве художника И. И. Левитана, учить понимать замысел произведения, его содержание. Развивать умение видеть средства выразительности, используемые художником для передачи чувств и настроения; Воспитывать любовь к музыке. Совершенствовать изобразительные навыки и умения. Образовательная область «Познавательное развитие» Закреплять знания о весне, развивать причинно- следственные связи между природными явлениями. Развивать внимание, память, мышление, воображение, умение делать выводы, Воспитывать любовь к природе. Образовательная область «Речевое развитие» Учить вести беседу по картине, составлять рассказ по пейзажной картине, О богащать речь детей новыми словами; Уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризовать объект. Воспитывать желание слушать литературные произведения. Образовательная область «Физическое развитие» Продолжать формировать интерес к пальчиковой гимнастике; Развивать мелкую моторику рук. Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» Формировать умение слушать, уважительно относиться к окружающим; Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. Методы и приемы: наглядные( мультимедийная презентация, аудиозапись) , словесные( рассказ, вопросы, указания, художественное слово: стихотворение А. Н. Плещеева «Весна») , практические( пальчиковая гимнастика, выполнение за даний, прослушивание музыкального произведения) . Предшествующая работа: Знакомство с картиной И. И. Левитана «Март», в мини- музее детского сада. Оборудование: презентация по картине «Март» И. Левитана, аудиозапись пьесы П. И. Чайко вского «Март. Песня жаворонка», альбомные листы, кисточки, гуашь. Ход образовательной деятельности: Воспитатель: Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною Засвищут скоро соловьи, и лес оденется листвою! Чиста небесная лазурь, т еплей и ярче солнце стало; Пора метелей злых и бурь о пять надолго миновала. Как вы думаете, о каком времени года говорится в стихотворении? Воспитатель: Ребята, се годня мы побеседуем о картине, которую мы недавно рассматривали в нашей картинной галерее. Посмотрите на экран и скажите, как она называется, и кто ее написал. Дети: Картина называется «Март», написал ее художник И саак Левитан. Воспитатель: Исаак Ильич Левитан любил изображать на своих картинах природу во всей её красе в разные времена года. Ребята, скажите, пожалуйста, как называются картины, где изображена природа? Дети: Пейзаж. Воспитатель: Молодцы! Поэтому Исаака Левитана называют художником- пейзажистом. Воспитатель: К акое время года нарисовал художник? Дети: Весну! Воспитатель:  Почему вы так думаете? По каким признакам можно определить, что наступила весна? Дети: Голубое, светлое небо; тает снег, появились проталины, светит солнце. Воспитатель: Почему вы решили, что светит солнце? Ведь художник не нарисовал солнца? Дети: Желтые лучи солнца освещают всю картину. Лучи солнца пригрели дом, его стены, крышу, крыльцо; снег, лошадку, дорогу, деревья. Небо такое голубое, ясное, светлое бывает когда светит солнце. От деревьев падают тени. Воспитатель: А к акое время суток изображено на картине? Дети: День. Воспитатель: Какой день: пасмурный или ясный? Ещё какой? Дети: Ясный, весенний, солнечный, теплый. Воспитатель: Как изображен снег? Дети: Он блестит, сверкает, искриться. Местами снег тает. Он осел, стал тяжелым. На дороге снег потемнел, стал рыхлым. Из- под снега где- то показалась земля – проталины. Н а крыше снег подтаял. Воспитатель: Взгляните на небо. Что вы можете сказать о нем? Дети: Голубое, чистое, ясное, высокое, безоблачно е, прозрачное, как будто сияет, радуется весне. Воспитатель: А теперь, ребята, попробуйте описать деревья, изображенные на картине. Дети: Художник изобразил березы, сосны и ели. Березы освещены солнцем, а сосны остаются в тени, словно не желают наступления весны. Воспитатель: На картине нет человека, но мы чувствуем его присутствие. Как мы можем догадаться, что он рядом? Дети: Распахнута дверь; снята с окна ставня; лошадь ждет ч еловека; на дереве- скворечник. Воспитатель: Каждый художник, прежде чем рисовать картину,   заранее продумывает,  как она будет выглядеть, где, что будет расположено, сколько места займут те или иные предметы, какими красками будет рисова ть, то ес ть продумать композицию картины. Посмотрите, пожалуйста, что художник нарисовал на перед нем и заднем плане и как он это изобразил? Дети: На переднем плане- д ом, его стена, крыльцо, крыша. Он освещен солнцем. Перед домом стоит лошадь, пригретая лучами солнца. Дорога оттаявшая. На заднем плане – лес. В лесу царит холод. Если березы освещены солнцем, то сосны стоят хмурые, мрачные. Лучи солнца их не коснулись. Снега в лесу ещё много. Воспитатель:  Чтобы добиться нужного цвета- оттенка, художники смешивают краски. Скажите, каких красок бол ьше на картине- ярких, светлых или темных? Дети: Светлых и ярких, т олько в лесу краски темные. Воспитатель: Ребята, вам понравилась картина? Какое настроение, какие чувства вызывает картина, когда смотрите на неё? Дети: Радость, восторг, восхищение. Воспитатель: Х удожник специально по добрал для картины такие краски, ч тобы через цвет выразить свое весеннее настроение. Он тоже испытывал радость, восхищался красотой ранней весны и хотел нам об этом рассказать. Ребята, предлагаю вам отдохнуть, мы сейчас с вам и тоже превратимся в художников. Пальчиковая гимнастика «Я – художник»( выполняют стоя) : Я взял бумагу, карандаш, н арисовал дорогу. ( Поворот ладони левой руки к себе, пальцы вместе- «лист бумаги». Указательный палец правой руки- «карандаш», провести пальцем по левой ладони линию- «дорогу». ) На ней быка изобразил,   а рядом с ним коров у.   Направо дом, Налево сад. . .   В лесу двенадцать ко чек.   На ветках яблочки висят,   и дождичек их мочит. Потом поставил стул на стол,   Тянусь как можно выше.   Уф! Свой рисунок приколол с овсем неплохо вышел! ( Руки сжаты в кулаки, большой палец и мизинец каждой из них слегка  оттопыриваются в стороны, показывая рога быка и коровы. ( Пальцы складываются домиком. )  ( Кисти рук скрещиваются в запястьях- «деревьях», шевелить раздвинутыми  пальцами- «ветер раскачивает ветки») . ( Указательным пальцем правой руки рисуют кисточки на левой ладони)  ( Встряхивание кистей- имитация капель дождя. )  ( Левая рука сжимается в кулак и кладется на приподнятую вверх ладонь правой руки. )  ( Левый кулак медленно разжимается, пальцы с напряжением тянутся вверх. )  ( Правая рука разглаживает воображаемый рисунок- поднятую в вертикальном положении левую ладонь, улыбка на лице) . А теперь послушайте мой рассказ п о картине: На картине “Март” Исаак Левитан изобразил раннюю весну, время пробуждения природы. Стоит солнечный, теплый день. Небо голубое, ясное, высокое. Воздух чист и прохладен. Весеннее солнце светит ярко. Лучи солнца согрели всю местность, кроме леса. Яркими лучами солнца освещена стена дома, крыша крыльца, березы перед домом. Каждой веткой березки тянутся к теплу и свету. Снег ещё лежит везде: перед домом, на крыше крыльца, в лесу. Но снег уже не тот, что зимой. Снег стал серым, плотным, он осел. На дороге снег уже тает и нам кажется, что вот- вот зажурчат ручьи. Местами из- под снега появились проталины. На крыше крыльца снег подтая, и снежная глыба вот- вот соскользнет вниз. Лишь в хвойном лесу холодно. Лежит глубокий снег. Сосны и ели стоят мрачные и хмурые. Картина мне очень понравилась. Она вызывает чувства радости, восторга. Ребята, кто желает составить свой рассказ по картине? ( Дети совместно с воспитателем составляют примерный план рассказа) : Название картины, автор. Время года, часть суток. Снег, небо, солнце. Деревья. Настроение. Дети составляют по желанию рассказ( 2- 3 детей) . Воспитатель: Какие вы молодцы, у вас получились замечательные рассказы. А сейчас мы будем художниками и нарисуем свои впечатления о картине, ранней весне. А поможет вам в этом музыка П. И. Чайковского «Март». Самостоятельная изобразительная деятельность детей. Воспитатель: Вы хорошо поработали. Ваши рисунки мы разместим в галереи начинающих художников.

Оставить комментарий: