a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Доклад " Особенности формирования навыков самоконтроля над произносительной стороной устной речи у обучающихся с нарушением слуха".

Автор: Влизко Татьяна Петровна Опубликовано: 2021-02-07 06:39:42

Документы для скачивания

Особенности формирования навыков самоконтроля  над произносительной стороной устной речи у обучающихся с нарушение м слуха. У ребенка с нормальным слухом речь развивается при помощи слухового анализатора, взаимодействующего с речедвигательным и зрительным анализаторами. Из- за нарушения слуховой функции  у глухих детей возникают отклонения в формировании и развитии речевой деятельности. Обучение их произношению  осуществляется благодаря компенсаторной деятельности  сохранных анализаторов с использованием остаточного слуха. При этом важное значение имеют навыки осознанного самоконтроля, которые без специального обучения  не формируются. Формирование самоконтроля оказывает влияние на внятность речи, способствует повышению качества устной речи неслышащих учащихся, их речевому развитию, а, следовательно, и социальной адаптации в общество слышащих. Опыт работы показывает, что у многих глухих детей отсутствует  подлинная автоматизация произношения, сформированы лишь нестойкие произносительные навыки: дети говорят правильно только при наличии контроля со стороны педагогов. Если при проверке произношения, а также на специальных индивидуальных занятиях они говорят удовлетворительно, то во внеклассное и особенно внешкольное  время, когда контроль педагога ослабевает, их произношение часто становится небрежным, они не реализуют свои фонетические возможности.  Можно сделать вывод о том, что отсутствие привычки самостоятельно  контролировать свою речь часто приводит к распаду нестойких произносительных навыков. Следствием этого является «топтание на месте», бесконечная работа над устранением одних и тех же дефектов. Именно поэтому чрезвычайно возрастает значение специальной работы по формированию навыка самоконтроля неслышащих над произношением звуков, по созданию привычки контролировать свою речь. Сущность самоконтроля заключается в «соотнесении» выполняемых действий с «образцом»( эталоном) . Необходимым условием самоконтроля служит наличие в долговременной памяти образов, соответствующих данному действию и отдельным движениям, из которых оно складывается. Эти образы образуются на основе следов акустических, оптических, тактильно- вибрационных, кинестетических раздражителей, которые непрерывно поступают с речевых органов ребенка. Наличие таких образцов является предпосылкой для формирования того коркового контрольного аппарата, который назван Анохиным акцептором действия. Учащиеся получают опыт, и следы артикуляции  закрепляются в речедвигательном и речеслуховом анализаторах. В задания индивидуальных занятий я включаю материал, который способствует проверке ощущений, возникающих при произношении. Например, «говори правильно звук[ Ж] ».    Посмотри, какие губы при звуке[ Ж] . Посмотри, где у тебя язык. Покажи  руками положение языка. Проверь откуда  идет воздух. Проверь голос. Обратная связь только посредством сохранных анализаторов не достаточна на начальном этапе обучения произношению учащихся с нарушенным слухом.   Необходим  внешний контроль за произношением со стороны педагога: реакция педагога,   указание на ошибки и способы их устранения, инструктирование. При помощи педагога дети осваивают опо ру,  образец действия. На занятиях формир ования произношения  реализую деятельностный подход к формированию произносительной стороны устной речи и самоконтролю над ней. При  обучении п риемам самоконтроля использую различные опоры: зеркало, фотографии, профили артикуляции, муляж «гибкий язык», знаковые символы для формирования «физиологического образа» звука, схемы,  изображение языка при помощи рук,   фонетическая ритмика, ком пьютерные технологии  . Их применение активизирует процесс восприятия и применения знаний. Важным средством обучения самоконтролю является использование качественной звукоусиливающей аппаратуры, а также современных аудиовизуальных средств, позволяющих сформировать зрительно- слуховую основу самоконтроля над различными компонентами произношения.  [ 2] Было доказано, что при правильном использовании «Видимой речи» в качестве вспомогательного средства обучения удается существенно повысить мотивацию детей к занятиям произношением; сократить время формирования и автоматизации ряда речевых навыков; облегчить ребенку освоение навыков самоконтроля над произношением; сделать видимым для ребенка его уровень достижений в произношении, предоставить возможность самому сопоставлять свое произношение с эталоном внятной речи и осознанно ставить перед собой новые задачи. [ 4] Большое внимание  уделяю формированию специфического словаря: язык внизу, язык вверху, язык широкий, язык узкий, язык «чашечкой», голос есть, голоса нет, воздух идет через рот, воздух идет через нос, губы «спокойно», губы в «улыбке», губы «трубочкой». В учебниках артикуляционные уклады описываются в виде словесной инструкции. Овладение  словарем  способствует осознанию материала при формировании навыков произношения и  самоконтроля. Нередко на уроке по формир ованию произношения использую графические изображения для  закрепления физиологического образа звука и формирования осознанного самоконтроля. Например, учащийся произносит перед зеркалом звук О, контролирует наличие голоса через ощущение вибрации гортани и груди. А затем   зарисовывает  знаковые символы изображающие губы «трубочкой» и выходящий через рот воздух, наличие голоса при произношении звука О.   Формирование самоконтроля проходит на всех этапах работы над произношением( подготовительном, постановки звука, его закрепления и автоматизации, дифференциации) . Но значение различных анализаторов на разных этапах формирования самоконтроля над произношением изменяется. На начальных этапах используется полимодальный самоконтроль, который опирается на комплексное использование слухо- зрительно- кинестетического, тактильно- вибрационного, двигательного анализаторов. Слухо- кинестетический самоконтроль применяется  на этапе  закрепления. Дети с нарушением слуха обучаются применению  следующих приемов самоконтроля произношения, основанных на тактильно- вибрационных и слуховых ощущениях: Наличие голоса при произнесении гласных и звонких согласных – вибрация груди или гортани. ( Изображение 1- 4. ) Вибрация темени при произнесении звука И. ( Изображение 5. ) Напряжение и рисунок губ при произнесении гласных О, У, согласных Ш, Ф, В, М, Н. Дребежжание языка и наличие голоса при произнесении Р. ( И зображение 6. ) Подъём языка при произнесении Л, воздушная струя, идущая по бокам языка. Ощущение вибрации щеки при произнесении звука М, теплая воздушная струя через нос. ( Изображение 7. ) Ощущение вибрации крыльев носа при произнесении звука Н, теплая воздушная струя через нос. ( М, Н два носовых звука, все остальные ротовые. )   Изображение 8 Ощущение вибрации щеки при произнесении звука В, воздушная струя через рот. И зображение 9- 10. Дифференциация струи воздуха при произнесении следующих звуков: Ш, Х – теплая струя( изображение11- 12) , С – холодная струя( изображение13) , П, Т –взрывная( изображение14- 15) .     10. Напряжение корня языка при произнесении мягких согласных( изображение16) . Учащимся даю установку на самоконтроль: «Проверь себя»,  «Говори хорошо». Постепенно осуществляется переход  от внешних видов самоконтроля к внутренним. Как известно, происходит «сужение афферентации »  и самоконтроль уже осуществляется при помощи слухо- кинестетических ощущений.  К этому времени   у ребенка уже складывается образ элементов речи. Подобным свидетельством сужения « афферентации » и укрепления ведущей роли речевых кинестезий в «акцепторе действия»  служит способность глухого ребенка правильно произносить слова без опоры на внешние средства контроля, связанные с применением пособий и аппаратуры( рассчитанной на зрительное, тактильно- вибрационное или слуховое восприятие) , или выражающееся в непосредственном ощущении рукой выдыхаемой струи воздуха, вибрации гортани или крыльев носа. [ 1] Методические приемы использую в соответствии с этапами работы по формированию произношения и самоконтроля над ним. Изменяется уровень заданий, выполняемых  учащимися на индивидуальных занятиях. На этапе у своения новых знаний применяю воспроизводящие задания подражательно- исполнительного характера, которые в дальнейшем   заменяются более самостоятельными. Их выполнение требует не только определенных знаний, но и включает элементы творчества, активизирует речемыслительную деятельность учащихся с нарушением слуха. Так, например, на индивидуальном занятии по формированию произношения  в 4 классе по теме: «Дифференциация звуков П- Б » применялись следующие задания: Скажи правильно звуки П, Б и проверь себя. Чем схожи звуки П- Б? ( Работа с зеркалом и профилем артикуляции звуков. )   Воздух идет через … ( рот) , губы …( сомкнуты) ,   язык …( спокойный,    плоский) , кончик языка  …( отходит   от нижних зубов) . Чем отличаются звуки П, Б?              При звуке П   голос  …( есть, нет) . При звуке Б   голос  …( есть, нет) .  Звук П              согласный …( глухой, звонкий) . Звук Б   согласный …( глухой,   звонкий) .   Покажи рисунке( на профиле артикуляции) , где звук  П, а где звук Б. Вставь в слова пропущенные буквы( П или Б) и правильно прочитай слова: Большая     . орода. Печеный  . ирог.  Бежит со. а ка.   Спит  . етух. Придумай сам и скажи слова со звуками П, Б. Из опыта работы можно сделать вывод о том, что благодаря систематической работе по формированию навыков осознанного самоконтроля над произносительной стороной устной речи повышается эффективность коррекционно- педагогического процесса и  у учащихся с нарушением слуха развивается активная фонетически правильная речь. 1. Волкова К. А. , Казанская Л. В. Методика обучения глухих детей произношению. М: Владос, 2008. 2. Денисова О. А. Формирование навыков самоконтроля над произношением глухих детей старшего дошкольного возраста. А втореф. канд. пед. наук. - М. , 1997. 3. Жинкин Н. И. Механизмы речи. – М. , 1958. 4. Королевская Т. К. «SPEESHVIEWER II»- программа «Видимая речь и ее применение в обучении детей с нарушением слуха» ИКП РАО. – М. , 1993. 5. Рау Ф. Ф. формирование устной речи у глухих детей/ под ред. Т. А. Власовой, Н. Ф. Слезиной. – М. , 1981. Приложения Изображение

Оставить комментарий: