a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Статья "Использование традиционных и инновационных методик и приемов в постановке звуков у обучающихся с нарушениями слуха"

Автор: Гвоздак Наталья Дмитриевна Опубликовано: 2021-05-11 15:02:44

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение «Минусинская школа- интернат» Использование традиционных и инновационных методик и приемов в постановке звуков. Гвоздак Н. Д. , учитель- дефектолог, 2021 год Аннотация: с татья посвящена организации работы с обучающимися с нарушениями слуха по постановке звуков речи традиционными и инновационными приемами и практиками. Приступая к постановке и коррекции звуков, педагогу необходимо знать причину их нарушений. Проблемы звукопроизношения могут быть как при дислалии, так и дизартрии, стертой форме дизартрии, ринолалии. При каждом диагнозе есть свои особенности. Но при всех нарушениях необходимо знать характеристику звука, правильную артикуляцию, комплекс упражнений для каждой группы звуков. Первый эта п- подготовительный( артик уляционные упражнения, выработке воздушной струи) будет зависеть от диагноза и особенностей ребенка. Постановку звуков следует начинать с наиболее доступных ребенку. При этом используются все анализаторы: зрительный, слуховой, тактильный, вибрационный. Способы постановки звука. 1. По подражанию – с опорой на слуховой образ, на зрительное восприятие артикуляции. Это связано с тем, что у детей достаточно хорошо развито подражание. 2. Механический способ постановки с использованием вспомогательных средств( шпателя, зонда и т. д. ) . При данном способе ребенок сам не осуществляет поиск, его органы артикуляции только подчиняются действиям логопеда. 3. Постановка от других звуков, правильно произносимых, без механической помощи. Например, звук с можно поставить от звука и. Предлагается произнести звук и, закусить боковые края языка коренными зубами, и подуть на спинку языка так, чтобы ветерок «погулял» по язычку. 4. Постановка звука от артикуляционного уклада. Например, звук ш можно поставить от «чашечки». Ребенку предлагают сделать «чашечку» вне ротовой полости, убрать ее внутрь рта и подуть на язык. 5. Смешанный способ постановки- совмещение предыдущих способов. По своей сути коррекционная работа по устранению нарушений речи состоит в исправлении звукопроизношения. Одним из требований современного образования является использование инновационных технологий в коррекционном воздействии. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в логопедической практике, ориентированные на личность ребенка, на развитие его способностей. Автоматизация звука может осуществляться традиционными и инновационными методами. Первоначальная  автоматизация изолированного звука  проводится в различных звукоподражательных играх с широкой опорой на неречевые ассоциации( звук[ с] — шум воды; звук[ ш] — «песенка» змеи; звук[ з] — «песенка» комарика и пр. ) . Для автоматизации звука ребенок либо повторяет слоги за логопедом, либо выполняет специальные упражнения( например, договаривает за логопедом с опорой на картинки последний слог в слове: ли… са, воло … сы, колба… са, бу … сы) . Для  автоматизации звука в словах  первоначально предлагаются слова с уже отработанными в слогах звукосочетаниями( сани, ко СА, Ок СА на) . Автоматизируемый звук в словах должен занимать различную фонетическую позицию — в начале слова, конце и середине. В первую очередь отрабатываются слова, состоящие из двух прямых слогов ( шина) . Далее число слогов возрастает ( маШина)  и наконец вводятся слова со стечением согласных. В последующем ребенок произносит слова, в которых автоматизируемый звук встречается более одного раза ( стамеСка, штаниШки) . Логопедическая работа по  автоматизации звука во фразе  проводится при закреплении произнесения ребенком предложений с уже отработанными словами ( Соня ест суп. Сумка стоит на скамейке) . В дальнейшем вводятся фразы, содержащие новую лексику. Работу по  автоматизации звука в тексте  рекомендуется начинать с небольших потешек, стих отворений. В дальнейшем правильное произношение закрепляется на материале текста: составление пересказа с опорой( а затем без нее) на наглядность в виде сюжетных картинок; составление рассказа по серии сюжетных картинок, по одной сюжетной картинке; составление рассказа по данному началу, опорным словам, на заданную тему и пр. К числу широко распространенных новых эффективных средств обучения относятся   компьютерные технологии. Компь ютер на логопедических занятиях, это средство, активизирующее коррекционную работу. Такие программы, как комп ьютерное пособие «Развитие речи», « Учимся говорить правильно», предназначенное для речевого развития и обучения чтению( авторы Г. О. Аствацатуров, Л. Е. Шевченко) ; компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры», направленная на преодоление нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также вторичных речевых нарушений( автор Л. Р. Лизунова) . Одним из инновационных приемов в дошкольной и школьной педагогике можно считать  мнемотехнику, с помощью которой дети составляют описательные и творческие коллективные рассказы, пересказывают, разучивают стихотворения. В последние годы в логопедии заметно возрос интерес к использованию  сказкотерапии   на основе готовых народных или авторских сказок со всем заложенным в них богатством языка( «Сказка о веселом язычке», «Сказки о буквах») . Сейчас интенсивно развиваются такое явление, как  логосказки  ( логопедические сказки О. И. Ивановской) . Биоэнергопластика — это уроки пластики тела вместе с движения ми рук и языка( движения кистей рук имитируют при этом движения частей артикуляционного аппарата) . Таким образом, процесс внедрения и освоения педагогических новшеств находится в одних случаях на этапе роста, в других — наибольшего распространения. Важно сохранить как традиционные подходы, так и развивать новые направления логопедической теории и практики, как средство, метод, служащий определенной цели. В этом отношении очень важны этапы ее освоения и распространения, которые как раз и показывают необходимость и действенность новой технологии Литература: Рау Ф. Ф. Формирование устной речи у глухих детей, М. , 1981г. Рау Ф. Ф. , Слезина Н. Ф. Методика обучения произношению в школе глухих, М. , 1981г. Слезина Н. Ф. Формирование произношения у глухих школьников, М. , 1984г. Ивановская О. И. Логопедические сказки, Феникс. , 2018г. . Аствацатуров Г. О, Шевченко Л. Е. «Учимся говорить правильно» М. , 2017г. Гаркуша Ю. Ф. Черлина Н. А. Новые информационные технологии в логопедической работе. Журнал «Логопед» №2 2004г.

Оставить комментарий: