a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для педагогов «Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей дошкольного возраста»

Автор: Сергеева татьяна Николаевна Опубликовано: 2021-05-18 01:35:55

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/ с «Светлячок» г. Цимлянска Консультация для педагогов « Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей дошкольного возраста» Подготовила: воспитатель Сергеева Т. Н. Март 2019 г. Радость труда – могучая воспитательная сила. В годы детства каждый ребенок должен пережить это благородное чувство». В. А. Сухомлинский. Труд играет важную роль в процессе воспитания детей. Когда ребенку трудовая деятельность доставляет удовольствие, он стремится к достижению хороших результатов. Это д елает характер ребенка волевым, целеустремленным. Трудовая активность неразрывно связана с познавательн ой деятельностью, ведь во время труда ребенок узнает много нового и интересного, получает важные знания и навыки. Любое познавательное занятие, бес еды, экскурсии не обходится без художественной литературы, а также стихов, загадок, пословиц. С их помощью усиливает ся эмоциональное воздействия на детей. Подводя детей к пониманию, что любая деятел ьность взрослых имеет результат труда для общества – быть здоровыми, лучше работать и отдыхать, красиво и удобно одеваться. Иметь красивую прическу, быть защищенн ыми, находиться в безопасности. Труд взрослых заслуживает уважения и благодарности, а сделанные ими предметы и вещи надо беречь. Рол ь художественных средств, в трудовом воспитании дошкольников своеобразна. Нельзя научить человека трудиться, слушая музыку, рассказ, ска зку или рассматривать картину о труде. И, тем не менее, именно с помощью художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожим на тех, кто трудиться, понять важ ность и общественную значимость труда. Уже с младшего дошкольного возраста нужно начинать работу по воспитанию у детей положительного отношения к труду взрослых. Трудовое воспитание маленьких детей начинается с самообслуживания( умывание, одевание и т. д. , широко используются потешки например: Ой, лады, лады, лады, Не боимся мы воды, Чисто умываемся, Друг другу улыбаемся. Стихи, например как А. Барто «Девочка чумазая», где детей побуждают следит ь за своей опрятностью, р. н. с «Репка»- трудовой коллективизм. При организации наблюдений за трудом взрослых воспитатель каждый раз продумывает приемы, которые помогут сформировать у детей доброжелательное отношение к человеку- труженику. Приемы эти разнообразны: общая беседа, подключение к деятельности взрослого, заучивание определенного стихотворения. Благодаря этому малыши узнают о том, что доктор — это добрый и смелый человек, он помогает детям, зверятам, если они заболевают. В средней группе работа по ознакомлению с трудом взрослых и воспитанию положительного отношения к тру женику продолжается. Дети этого возраста самостоятельнее, у них более сов ершенные в сравнении с малышами трудовые навыки, их чувства и отношения более осознанны, шире интерес к окружающей жизни, богаче представления о работе сотрудников детского сада( музы кальный работник, прачка, воспитатель) . Расширяется кругозор детей путем ознакомление: «Кем работают мамы и папы»; «О труде людей транспортных профессий» например, труд шофера, регулировщика, водителя автобуса, кондук тора, летчик, стюардесса и др. , «О труде строителей »- маляр, каменщик и т. д. . Педагог рассказывает детям о содержании труда, его общественной значимости. В старшей и подготовительн ой группе дети особенно активно воспринимают художественные произведения о человеке- труженике. Более всего их волнует героический труд взрослых. Образы врачей, летчиков, космо навтов, рыбаков, спасателей, чей труд нередко связан с опасностью для жизни, вызывает у ребят чувство гордости за отважных, смелых людей, сочувствие к ним, если они оказались в беде, желание им подра жать. Важно донести до сознания детей, что самоотверженный, добросовестный труд делает простого, скромного человека героем, он становится нужен людям. Быть нужным людям — это счастье. В воспитании дошкольников успешно применяется фольклорная проза. Русские поговорки и пословицы о труде в той или иной степени оказывают воздействие на развитие ребенка, прививая ему полезные привычки, дем онстрируя ему как хорошо любить труд, свою работу, ответственно выполнять свои обязанности и совершать добрые поступки. Русские пословицы о труде для детей прославляют труд и высмеивают – леность. Народн ая мудрость учит малышей любить труд и ува жительно относиться к труду других людей! В воспитательной работе с детьми необходимо использовать только те пословицы, терминология которых понятна современному ребенку. Иначе эффект от их употребления пропадает Таким образом, в формировании трудовой направленности детей важную роль играет чтение художественных произведений, загадок, пословиц. Своей эмоциональностью, образностью, ж ивостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться. Методическая литература: Комаро ва Т. С. Куцакова Л. В. Павлова « Трудовое воспитание в детском саду » Куцакова Л. В. «Конструирование и ручной труд в детском саду » Куцакова Л. В. «Нравственно- трудовое воспитание в детском саду » Детям рассказы о труде В. Маяковский «Кем быть? », М. Познанская «Пойдем на работу», Д. Родари «Чем пахнут ремесла», С. Маршак «Откуда стол пришел», «Мы военные», С. Михалков «А что у вас? », «Дядя Степа», «Дядя Степа — милиционер». В Лифшиц «И мы трудиться будем ». Б. Житков «Железная дорога», М. Ильин «Машины на нашей улице» Н. Найденова «Ольга Павловна». С. Баруздин «Кто построил новый дом», Л. Воронкова «Мы строим, строим, строим», С. Михалков «Бабушкины руки», « Труд и лень » Рекомендуются рассказы для старшей и подготовительной группы: И. Туричина «Человек заболел»; рассказы Б. Житкова «На льдине», «Обвал», С. Маршака «Ледяной остров», С. Сахарнова «Два радиста», М. Коршунова «Едет, спешит мальчик», и др. Бол ьшой интерес вызывают у старших дошкольников рассказы о космонавт ах. Обязательно нужно знакомить дошкольников с первыми космонавтами Ю. Гагарина, В. Терешковой, А. Леонова, рассказ Ю. Яковлева «Трое в космосе»; рассказ В. Б ороздина «Первый в космосе». Ступая в ног у со временем с детьми 5- 7 лет, воспитатель знакомит и с совреме нными профессиями, например как «фотограф», «косметолог», «программист», «бухгалтер», «менеджер», и др. В работе используется беседы, наглядный материал с подбор кой стихов и загадок. Например, «фотограф» стих А. Барто «У фотографа». Есть среди русских народных сказок такие, в которы х герои проявляют хоть какие- то трудовые навыки, например: «Морозко» – «Падчерица и скотину поила- кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела – еще до свету» «Маша и медведь» – «Напекла она пирожков…» «Двенадцать месяцев»  ( народная сказка, а не её обработка Маршаком)  – «…падчерице с утра до ночи и присесть некогда было: то воды натаскай, то хворосту из лесу привези, то белье на речке выполощи, то грядки в огороде выполи». «Мужик и медведь»( другое название – «Вершки и корешки») – мужик сеет сначала репу, а на следующий год – рожь. « Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что» – «Марья- царевна села ткать. Всю ночь ткала и выткала ковер, какого в целом свете не видывали: на нем все царство расписано, с городами и деревнями, с лесами и нивами, и птицы в небе, и звери в горах, и рыбы в мо рях; кругом луна и солнце ходят ». «Репка» – «Посадил дед репку». « Зайкина избушка» – «Решили они избушки на зиму построить. Лисичка построила себе избушку из сыпучего снежка, а зайчик – из сыпучего песка». «Лиса и журавль» – «А лиса наварила ман ной каши и размазала по тарелке. На, другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наклал в кувшин с узким горлышком…» В некоторых ск азках главные персонажи сами не трудятся( сказалась, видимо, мечта многих жить хорошо и при этом ничего не делать) : работу за них выполняют другие, например: «По щучьему веленью» – «Щука ему говорит: – Запомни мои слова: к огда что тебе захочется – скажи только: " По щучьему веленью, по моему хотенью" ». «Царевна- лягушка» – «Уложила царевича спать да сбросила с себя лягушечью кожу – и обернулась душой- девицей, Василисой Премудрою; вышла на крас ное крыльцо и закричала громким голосом: «Мамки- няньки! Собирайтесь, снаряжайтесь, приготовьте мягкий белый хлеб, каков ела я, кушала у родного моего батюшки». То же самое с ковром – сама палец о палец не ударила. «Сказка о Василисе Прекрасной»( «Василиса Прекрасная») – «Василисе помогала её куколка. Без этого, где бы дев очке сладить со всею работою! Куколка покушает, да потом и дает ей советы и утешает в горе, а наутро всякую работу справляет за Василису, та только отдыхает в холодочке, да рвет цветочки, а у нее уж и гряды выполоты, и капуста полита, и вода наношена, и печь вытоплена. Куколка еще укажет Василисе и травку от загару. » «Крошечка- Хаврошечка » – Ей кор ова помогала. «А коровушка ей в ответ: – Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сделано. Вылезет Хаврошечка из ушка, а у нее уж все  готово: и наткано, и набелено, и скатано». Пословицы и поговорки о труде Без дела жить, только небо коптить Где  труд, там и счастье. Дерево ценят по плодам, а человека по делам Скучен день до вечера, коли делать нечего. Лентяй да шалопай – два родных брата. Хочешь есть калачи, так не сиди на печи. Кто много лежит, у того и бок болит. Не  потрудиться, так и хлеб не родится. Глаза страшатся, а руки делают Труд человека кормит, а лень портит. Без  труда  не вынешь и рыбку из пруда. Чтобы рыбу съесть, надо в воду лезть. Труд человека кормит, а лень портит. Пчелка маленькая, а и та работает. Поспешишь – людей насмешишь. Не сиди, сложа руки, так и не будет скуки.

Оставить комментарий: