a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Практический материал по использованию русских традиций и народного фольклора в гендерном воспитании детей

Автор: Сергеева татьяна Николаевна Опубликовано: 2021-05-18 13:34:52

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Светлячок» г. Цимлянск а Практический материал по использованию русских традиций и народного фольклора в гендерном воспитании детей Составила: воспитатель Сергеева Т. Н. ф евраль 2016г. Использование русских традиций и народного фольклора в гендерном воспитании детей Когд а- то полоролевое воспитание в России осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью, воспитанием мальчиков с 3 лет руководил отец. Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, х арактерные для мужчин и женщин. Современная ситуация требует от девочки проявления не только традиционно женских качеств( мягкости, женственности, заботливого отношения к окружающим и т. п. ) , но и решимости, инициативности, умение отстаивать свои интересы и добиваться результата. В мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, потому что действительность потребует от них терпимости, отзывчи вости, умение прийти на помощь. Но при этом нельзя допускать проявления мужественности в девочк ах и женственности в мальчиках. Как сделать так, чтобы из крошечной девочки выросла прекрасная Женщина, которая не только достигнет успеха в бизнесе, науке или искусстве, но станет нежной матерью, заботлив ой женой, рачительной хозяйкой? Как из мальчика вырастить Мужчину, способного защитить свой семейный очаг? Возможно, ли воспитать девочек и мальчиков так, чтобы они еще в детс тве поняли и приняли свои роли? Проблема гендерного воспитания начала приобретать актуальность в настоящее время, и все больше педагогов и психологов стали задумываться о необходимости дифференцированного подхода к воспитанию девочек и мальчиков, причем начиная уже с дошкольного возраста. Так как половая идентификация ребенка происходит уже к трем- четырем годам, то есть к концу раннего возраста ребенок уже усваивает свою половую принадлежность, хотя еще не знает, каким содержанием должны быть наполнены понятия «мальчик» и «девочка». Стереотипы мужского и женского поведения входят в психологию ребенка через непосредственное наблюдение за поведением мужчин и женщин. Ребенок подражает всему: и формам поведения, которые являются полезными для окружающих, и стереотипам поведения взрослых, являющимися вредными социальными привычками( курение, брань и т. п. ) . Ребенок еще не использует эти символы «мужественности» и «женственности» в своей практике, но уже начинает вносить их в сюжет игры. Ориентация ребенка на ценности своего пола происходит не только в семье, но и в дошкольном учреждении, в котором он проводит большую часть времени. Работая по проблеме гендерного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ, педагоги ставят следующую цель: способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста, формированию начал мужественности и женственности у дошкольников. Изучение литературы и собственный опыт показали, что неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с учетом их гендерных особенностей м ожет оказать народный фольклор. Наши предки, незнакомые с письменностью и книгой, не были оторваны от предшествующих поколений. Все накопленное передавалось устно от человека к человеку, становилось достоянием многих. Фольклорные произведения поражают своей простотой, точностью и красотой. Простые на первый взгляд слова и сочетания слов в текстах сказок, песен, потешек, дразнилках, поговорках, скороговорках, играх оказываются необычными, вызывают в нашем сознании зримые картины, вещи полу чают особую окраску и значение. С самого рождения в русской семье учитывались гендерные особенности ребенка. Известно, что даже при рождении пуповину девочкам и мальчикам отрезали по- разному. Пуповину девочки обрезали ножницами над веретеном или на гребенке, что символизировало наделение её качествами труженицы, хозяйки и рукодельницы. Пуповину мальчику обрезали ножом с использованием инструментов для обработки дерева, чтобы он в будущ ем оказался хорошим работником. Интерес представляет и традиция заворачивания новорожденных девочек в рубаху отца, а мальчиков – в рубашку матери. Ученые считают, что это связано с «программированием» будущего ребенка. Люди мечтали о том, что когда их сын вырастет и женится, то его жена воплотит в себе все то, что дорого его ему в родной матери, а дочь в своем избран нике сможет увидеть черты отца. Даже в колыбельных песнях присутствует обращение не просто к маленькому ребенку, а к девочкам и мальчикам: « Гуркота, гуркота, а Митеньке дремота», «Моя доченька уснёт», «Спи, доченька маленька », «А баиньки, баиньки дочку маненьку », «Спи Ванюшка, спи родной», « Сынко, голубочек». При этом очевидно, что в данных традициях был заложен глубокий смысл передачи гендерных ролей, которые по женской линии несли в себе терпимость, сдержанность, любовь и доброту, а по мужской – стойкость, мужество, ответственность и многое другое, о чем могли мечтать родите ли при рождении своего ребенка. Интуитивно приписывая ребенку те или иные качества, о девочке мы говорим – красивая, нежная, хрупкая, о мальчике – сильный, крепкий. Это хорошо отражается в фольклорных произведениях – величаниях мальчиков и девочек. Величание для мальчика: Мой сыночек, мой дружочек, Мой сиреневый цветочек, Молодец да удалец, В волосах твоих венец. Храбрый, смелый богатырь, Ты добро приносишь в мир. Величание для девочки: Моя девочка – прелестница, Мастерица и кудесница! Зорькой алой умывалась И с рассветом просыпалась. Маме с солнцем улыбнулась- Лучики лица коснулись. Одной из задач гендерного воспитания детей является овладение детьми первоначальными представлениями о собственной половой принадлежности, аргументируя ее по ряду признаков( одежда, прическа) . В решении этой задачи может помочь народный фольклор, где большое внимание уделялось внешним особенностям мальчиков и девочек: одежде, прическе. Например: Чешу, чешу волосинки, Расчесываю косын ку, Расти, коса, до пояса, Не вырони ни волоса! Расти, коса, не путайся. Дочка, маму слушайся! Еду, еду к бабе, к деду На лошадке в красной шапке. По ровной дорожке, В старом лопаточке … Как у доченьки моей Ворох золотых кудрей! Как у ласточки моей Речи плавные как ручей! А в очах – озера синь, А стан, будто у осин! Она прытка словно лань, А душа – цветущий май! Радость – доченька моя. В соответствии с тем, кому именно адресованапотешка или пестушка, девочке или мальч ику, прогнозируется их будущее. Труд девочек в будущем связан с жатвой, приготовлением еды, пошивом одежды, а мальчиков – с охотой и рыбной ловлей, рубкой леса, уходом за домашними животными и т. п. Следует обратить внимание на то, как в семье дифференциров ался труд девочек и мальчиков. Девочки привлекались к уходу за младшими детьми, уборке дома, мытью посуды. Они загоняли скотину во двор, пасли гусей и под руководством матери делали первые шаги по приобретению навыков в прядени и, вышивании, шитье, ткачестве. Мальчиков привлекали в качестве помощников во время жатвы, сенокоса, боронования, учили молотить, запрягать лошадь и управлять ею. Отцы раскрывали мал ьчикам секреты охоты и рыбалки. Например: Для мальчиков: … Будем рано разбужать, На работку посылать, На работу на таку, Да на веселую страду, Будем сено косить, Да будем в кучки носить. Будешь большой, Будешь рыбку ловить. Тетерьку ловить, Будешь лес рубит Тятьку, мамку кормить. Идет Кузьма из кузнецы, Несет Кузьма два молота. Тук, тук, тук! Вот ударим разом вдруг: Для всех людей, Накуем гвоздей! Для девочек: Аленка – малёнка Шустра, быстра: Грибов насобирала, Носок довязала, Сарафан дошила, Воды наносила. Везде поспела В охотку ей дело. Посылали молодицу Под горушку по водицу. А водица далеко, А ведерко велико. Наша Катя подрастет, Катя силы наберет, Станет по воду ходить, Вёдра красные носить. От девочек и мальчиков дошкольного возраста требовалось строгое соблюдение норм морали: уважение к старшим, заботливое отношение к старикам и младшим детям, доброта, отзывчивость, вежливость и дисциплинированность, исполнительность и честность. Пошла Маня на базар, Принесла домой товар: Родной матушке – платок, Братьям- соколам – По козлиным сапогам, Сестрицам – лебедицам – До по новым рукавицам. Баю- баюшки, бай- бай, Глазки, Маша, закрывай. Я тебя качаю, Тебя величаю. Будь счастлива, будь умна, При народе будь скромна. Спи дочка, до вечера, Тебе делать нечего! Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность. А народная игра – является неотъемлемой частью национального богатства интернационального, художественного и физического воспитания, в том числе способствует гендерному воспитанию детей в той его части, где рассматриваются вопросы быта, обы чаями и трудом мужчин и женщин. Многие народные детские игры имитируют серьезные занятия взрослых: охота, рыболовство, собирательство, ведение домашнего хозяйства. Такие игры как: «У медвед я во бору», «Кузнецы», «Арина». По содержанию все народные игры были доступны и девочкам, и мальчикам и создавали равные возможности для у частия в них детей обоего пола. Ск азка – естеств енный способ общения с детьми. Сказка всегда насыщена социальными действиями и сильна нравственной основой. В сказке задаются, складываются и формируются эталоны жизни, эталоны поведения. И очень важно чтобы ребенок регулярно прикасался к этим нормам. Они обучают и создают эмоциональную положительную модель гендерного поведения. При помощи сказок можно выявить сложившиеся ложные стереотипы поведения, что позволяет спланировать коррекционную работу, в которой необходимо показать равные социальные возможности девочки и мальчика. Сказки о животных позволяют детям психологически безопасно отражать свой внутренний мир. С помощью сказок формируется представление о заботливости, миролюбии, терпимости к недостаткам других. Существует мнение, будто сказки о животных воздействуют на детей на подсознательном уровне, являясь своеобразным учебником полового воспитания для самых маленьких. Таким образом, как видно из вышесказанного. Роль народного фольклора и русских традиций является одним из средств гендерного воспитания дошкольников. Эта работа была живой, интересной, разнообразной, яркой красочной, образной, увлекательной, веселой и высокоэффективной. Она укрепляет ниточку, которая связы вает поколения. Чтобы воспитывать уважение к старшим, способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста, формированию начал мужественности и женственности у дошкольников, мы можем и должны использовать богатейший опыт народа, накопленный веками.

Оставить комментарий: