a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Развитие слуховых возможностей глухих и слабослышащих учащихся при использовании развивающих упражнений на занятиях по развитию слухового восприятия

Автор: Соболева Елена Сергеевна Опубликовано: 2021-05-19 10:32:56

Документы для скачивания

Развитие слуховых возможностей глухих и слабослышащих учащихся при использовании развивающих упражнений на занятиях по развитию слухового восприятия.   Целью работы по развитию слухового восприятия на индивидуальных занятиях является усиление слухового компонента в слухо- зрительном восприятии речи окружающих людей, овладение средствами общения в условиях сниженного слуха. Эффективность работы по развитию слухового восприятия основывается на тщательном учете возможностей каждого ученика. Индивидуальные занятия позволяют в полной мере осуществлять дифференцированный подход к развитию слуховых возможностей учащихся, учитывая и уровень развития речи, и состояние произносительных навыков, и готовность к целенаправленной деятельности.      Результативность работы по развитию слухового восприятия повысится, если   у ребенка во время занятий появится интерес к определенному виду деятельности. Такой интерес можно вызвать, если задания будут даны в виде игры или в виде упражнений, направленных на развитие каких- либо психических познавательных процессов, которые, в свою очередь, требуют расширения словарного запаса.      Известно, что при наличии интереса выполняемая деятельность всегда оказывается более продуктивной. Вместе с тем многое лучше и быстрее запоминается и воспроизводится в непроизвольном порядке.      Развивающий характер упражнений в развитии слухового восприятия понимается как восприятие речи в связи с использованием упражнений, направленных на развитие мышления, психических функций, творческого воображения. Предусматривается включение развивающих упражнений в процесс развития слухового восприятия и формирования произношения.        Развитие слухового восприятия можно связать с таким познавательным процессом, как мышление. Мышление – наиболее сложный познавательный процесс. Отличительной особенностью мышления является его связь с речью. Мышление и речь находятся в единстве, т. е. мышление без языка невозможно, так же как речь неотделима от мышления. Речь у детей с нарушениями слуха не развита, они овладевают ею в процессе обучения.       В настоящее время существует острая социальная потребность в творческих индивидах. Целесообразно на занятиях по развитию слухового восприятия особое внимание отводить развитию творческого мышления. В психологии под творческим мышлением понимается гибкость ума, систематичность и последовательность мышления, любознательность, оригинальность, готовность к риску и ответственность за принятие решения. Задача учителя – дефектолога – развитие слухового восприятия в сочетании с развитием творческого мышления у глухих и слабослышащих школьников на материале, который способствует развитию творческого мышления. С этой целью используются приемы работы на индивидуальных занятиях, которые требуют определенной последовательности. Прием составления предложений из нескольких слов:   мальчик, продукты, магазин, мама. Ученики должны составить предложение:   Мама поручила мальчику сходить в магазин за продуктами. В зависимости от возможностей ребенка можно количество слов увеличить или сократить. Если количество слов увеличить, то ученику легче составить предложение, но труднее его воспринять на слух, и наоборот. Более трудным является составление предложений по одному предложенному слову:   магазин,  или  продукты, или  осень, или  урок  и др. Причем в первом и втором случае слова даются на слух. Ученик составляет предложение. Затем учитель предлагает для восприятия это предложение на слух среди других предложений. Для облегчения работы можно заранее подготовить таблички с этим предложением и разложить их перед учеником. Одним из приемов работы является задание закончить предложение, начатое учителем. Эта часть предложения тоже предъявляется за экраном. Перед учениками на табличках можно располагать варианты окончаний предложений. Например: [ Мальчик пошел в магазин] за продуктами; чтобы купить продуктов; за продуктами, которые ему поручила купить мама и др. Также на занятиях используется прием реконструкции текста в виде замены действующих лиц мужского пола на женский, замены местоимений и др. Например, в тексте «У одной девочки жили два котенка: один рыженький, другой беленький. Девочка больше любила играть с рыженьким котенком, так как он был веселый, забавный и любил спать на руках у девочки». Ученику предлагается прочитать текст, заменить в тексте мальчика на девочку, котят на щенков. Помнить об этом и прочитать второй раз с изменениями. Затем учитель кладет перед учеником два текста и читает один из них за экраном, а ученик определяет, какой текст был прочитан. Можно изменять в тексте элементы речи( предлоги, союзы, окончания) . В задачу ученика входит включить изменения в текст и распознать на слух элементы речи в тексте с голоса учителя. Для развития творческого мышления как материал для восприятия на слух используется составление сказок, рассказов по началу, середине, концу. Наблюдения показали, что лучше всего начинать с составления нового конца рассказа. Перечислены приемы работы по развитию слухового восприятия на материале развития творческого мышления. Несмотря на то, что данные виды работ названы как приемы работы над формированием психической функции( творческого мышления) , однако эти названия чисто условны, так как они являются только средством для развития слухового восприятия речи.

Оставить комментарий: