Научная статья «Внутренний контроль как инструмент создания качественного образования

Опубликовано: 16:35:10 25-05-2021

Автор: Харченко Кристина Владимировна

Внутренний контроль как инструмент создания

качественного образования

 

 

В статье проведен анализ системы внутреннего контроля в образовательной организации. Раскрыты функции системы контроля в дошкольнойобразовательной организации.

 

Ключевые слова: внутренний контроль, образовательная организация, качество образования, дошкольная организация, управление качеством образования.

 

Современная система образования, многопрофильная и многофункциональная, непрерывно изменяется в соответствии с теми требованиями, которые к ней предъявляет государство и общество. Вследствие этого, система образования испытывает постоянную потребность в получении достоверной информации для оценки своего состояния и перспектив развития. Интегральным показателем такой оценки является качество образования. Понятие качества образования связано с особенностями системы образования, которая одновременно является и государственным, и социальным институтом. С одной стороны, система образования исполняет государственный заказ и обязана соответствовать определенным установленным в законодательном плане требованиям и нормативам. С другой стороны, система образования связана со становлением, развитием и самореализацией человеческой личности, и поэтому она призвана удовлетворять потребности и ожидания всех субъектов образовательной деятельности и общества в целом. Система оценки качества образования сегодня является одной из главных задача развития образования на всех его уровнях.[2] Образовательная организация обеспечивает проведение необходимых оценочных процедур, разработку и внедрение модели ВСОКО, обеспечивает оценку, учет и дальнейшее использование полученных результатов. Оценка качества образования в ОО осуществляется посредством:

– системы должностного контроля;

– мониторинга качества условий реализации ООП ОО;

– независимой оценки качества образования (анкетирование родителей на удовлетворенность качеством образовательных услуг, предоставляемых ОО) [1].

Именно новые социальные условия предъявляют особые требования к системе внутреннего контроля.Внутренняя система оценки качества образования в образовательной организации, разрабатывается в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации» (статья 28, пункт 3, подпункт 13), на основании которого к компетенции образовательного учреждения относится обеспечение функционирования внутренней оценки качества образования. Таким образом,  через управлениякачеством образования, создания отлаженной процедуры получения информации о результатах образовательной деятельности, возможно построение полноценной системы для получения качественного образования в образовательных организациях разного звена

Внутренний контроль, его качество, его нравственная и профессиональная основа – это одна из сложных управленческих проблем на сегодняшний день. Сложность контроля в образовательной системепрежде всего в разнообразии объектов, о которых нужно собрать информацию для правильного дальнейшего управления.[2] Такие объекты – это  воспитанники, педагоги, результаты педагогической деятельности, различные программы и технологии и другое. Объектом, в котором рассмотрим вопрос и целостной системе внутреннего контроля оценки качество образования (далее - ВСОКО), является дошкольная образовательная организация. Дошкольное образовательное учреждение – это прежде всего учреждение образования, это сложная, многогранная, целеустремленная система, поэтому внутренний контроль за его работой должен быть направлен на достижение конкретных результатов образовательной, воспитательной, управленческой, инновационной деятельности, на ресурсное обеспечение учреждения, только тогда можно будет выстроить систему качественного образования, которая будет соответствовать требованиям законодательства, и выполнять ожидаемые результаты всех участников образовательного процесса, а именно: воспитанников, их родителей (законных представителей), педагогов, и наконец, административно-управленческих аппарат организации.

С ведением Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273» нововведения коснулись и системы управления в дошкольных образовательных организациях. Как отмечала В. С. Лазарева, функция управления — это взаимосвязь между управляющей системой и управляемым объектом. С точки зрения Ю. А. Конаржевского контрольная функция — это определенный вид управленческой деятельности, который направлен на сбор, обработку и систематизацию информации о развитие педагогического процесса. Тaкие aвторы как М. М. Поташник, Т. И. Шамова, И. П. Третьяков, К. Ю. Бабанский выделяют контроль, кaк важнейшую функцию управления, способствующую установлению функционирования и развитию системы образовaтельного процесса нормативно-данным требованиям и переводу системы в более качественное состояние [3].

Публикации последних лет в отраслевых журналах, посвященных
проблеме образования, демонстрируют разнородное понимание сосуществования ВСОКО и действующих норм организационного контроля. Поскольку
жестко заданные требования и компетенции в нормативно-правовых документах федерального уровня не обозначены, и авторы часто включают ВСОКО в систему внутреннего контроля.

   Так, например, Г. П. Савиных, сопоставляя существующие традиции и нормы
организации внутреннего контроля и ВСОКО, и отмечая, что материалы внутреннего контроля могут быть
использованы в рамках ВСОКО, приходит к выводу: «И все-таки внутренний контроль и ВСОКО далеко не одно и то же. Цель внутреннего контроля — контроль состояния образовательной системы, обеспечение ее стабильности и конкурентоспособности; получение информации для принятия внутренних управленческих решений. Цель ВСОКО — самоаудит образовательной системы с последующим информированием заказчиков и потребителей образовательной
услуги о степени соответствия качества предоставляемого образования требованиям ФГОС» [Савиных, 2014, с. 35].

 

   Внутренний контроль является основным источником информации для принятия управленческого решения. Исходя из огромного количества наработанного в данной области материала, возникает потребность в его структурировании, для того чтобы именно контроль являлся инструментом создания качественного образования в образовательной организации. Контроль может осуществляться в разных формах, единственно, что он должен быть целесообразным, систематическим, оперативным, коллегиальным и объективным. Самая распространенная форма — это административный контроль, осуществляемый членами административно-управленческого аппарата. Он проводится по плану, утвержденному руководителем в начале учебного года. Очень важно создать единую систему контроля всех направлений работы ДОУ. Эффективность зависит от четкого распределения обязанностей между всеми членами административно-управленческого аппарата единых подходов и полной согласованности действий в руководстве ДОУ. Четко организованная система контроля позволяет планомерно и оперативно управлять дошкольным образовательным учреждением. [ 5]

Созданная в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении- детский сад № 2 «Светлячок» (далее МАДОУ) контрольно-экспертная группа организует работу таким образом, чтобы оказать эффективную помощь педагогам в получении конкретных сведений об изучаемом объекте или явлении. В состав этой группы входят:

заведующий — председатель (анализ информации);
старшая медсестра (здоровье и физическое развитие детей, соблюдение нормативных документов по охране и укреплению здоровья детей СанПиН и др.);
заместитель заведующего по хозяйственной части (материально-техническое обеспечение);
заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе (здоровье, физическое и психическое развитие детей, организация образовательного процесса);
педагог-психолог (психическое развитие детей, микроклимат в коллективе);
учитель — логопед (коррекционно-развивающая работа).

При  осуществлении контроля в МАДОУ соблюдаются следующие требования:

создание единой системы контроля за всеми направлениями воспитательно-образовательной работы детского сада;
планирование контроля – тщательно намечать цели, рассматривая работу по воспитанию и обучению в тесном единстве, в одном педагогическом процессе;
выявление в процессе контроля причин, вызывающих недостатки, выработка эффективных мер, предусматривающих их устранение;
своевременность контроля, а значит, и его действенность;
вскрытие и считывание обстоятельств, приведших к недостаткам в воспитательно-образовательной работе с детьми, оценивание всей педагогической деятельности коллектива, не ограничиваясь отдельными фактами;
контроль должен заканчиваться гласным подведением итогов;
выявление достоинства и педагогической эффективности труда педагогов, работы коллектива, установление не только результатов, но и особенностей самого процесса труда;
обязательное выполнение мероприятий, намеченных в результате проведения контроля.

Контрольно-экспертная группа совместно с заведующим, согласно плану, в соответствии с поставленными задачами проводит следующие виды контроля:

тематический - с целью всестороннего изучения уровня работы по определенной узкой теме;
фронтальный - с целью изучения состояния воспитательно-образовательной, оздоровительной работы по всем видам деятельности в одной группе;
предварительный - контроль осуществляется до фактического начала работ с помощью определённых средств, правил и процедур. Применяется по отношению к человеческим (анализ профессиональных знаний и навыков, отбор квалификационного персонала), финансовым (составление бюджета, смет) и материально-техническим ресурсам (выработка стандартов уровней качества, проведение проверок);
текущий — непосредственный контроль засостоянием и качеством образовательной деятельности ДОУ;
заключительный контроль дает информацию, необходимую для анализа и последующего планирования.

Комплексный подход к внутреннему контролю  в МАДОУ, является инструментом для создания системы качественного образования в данной организации, т.к. оцениваются не только выстроенные в МАДОУ условия, но и сам педагогический процесс и его результаты.

Оценивается:

1. Качество образовательного процесса:
качество образовательной программы, методик и технологий, применяемых в образовательном процессе;
качество образовательной деятельности – самостоятельной и совместной деятельности детей и взрослых;
качество взаимодействия педагогов с родителями и детьми в процессе воспитания и обучения.
2. Качество образовательных условий:
финансовые условия – обеспечение государственных гарантий;
материально-технические условия – характеристика и оснащённость помещений оборудованием и методическими материалами в соответствии с нормативными требованиями;
развивающая предметно-пространственная среда – соответствие требованиям ФГОС ДО.

 

психолого-педагогические условия – личностно-ориентированное взаимодействие педагогов с детьми, педагогика поддержки, обеспечение возможности выбора для ребёнка;
кадровые условия – должностной состав, достаточное количество и необходимая квалификация персонала.

Качество результатов ДО:

динамика освоения детьми содержания образовательной программы по пяти образовательным областям. Сравнение ребёнка с самим собой — насколько он развился в течение определённого периода времени;
соответствие полученных результатов запланированным целям. Цели формулируются на основе целевых ориентиров ФГОС ДО как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка.

Таким образом, проанализировав систему контроля конкретной образовательной организации определен и результат, а именно: выработанный данный внутренний контроль помогает выяснить результативность педагогического процесса, получить сведения о состоянии образовательной деятельности и обратную связь. На основе этих сведений руководство МАДОУ анализирует результативность воспитания и обучения, тем самым обеспечивает качественную услугу предоставления дошкольного образования.

Каждый контроль требует определенной коррекции действий. Среди результатов образовательной работы встречаются как положительные, так и отрицательные. Внутренний контроль оценки деятельности организациипоможет руководителю оперативно принять меры на усиление положительного и ослабление отрицательного. Именно внутренний контроль является тем звеном, по итогам которого начинает работать функция регулирования, осуществляющая необходимые коррективы и в аналитическом процессе, и в процессе планирования и организации действия образовательной организации. Только продуманная система контроля позволит достигать высоких результатов, будет условием эффективного управления образовательной организацией, и позволит предоставлять качественного образования, в соответствии со всеми современными требованиями. [6]

Вывод:

Создание системы качественного образования любого звена является сегодня дискуссионной.Проведенный анализ, ни в коей мере не претендуя на полноту и исчерпывающую ясность, приводит к следующим умозаключениям:

представленная система внутреннего контроля позволяет
прогнозировать и обеспечивать опережающее управление развитием образовательного процесса в дошкольной организации, инструментально ориентированную на управление качеством образования;
система внутреннего контроля должна быть конкретной, логически непротиворечивой, современной;
цели контроля должны выстраиваться с учетом потребностей образовательного учреждения, ориентируясь на перспективу развития учреждения.[5]

 

Литература:

 

1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации» (с изменениями идополнениями): электронный

ресурс Система ГАРАНТ.

2. Система контроля как условие эффективной работы дошкольной образовательной организации (из опыта работы МБДОУ Детский сад № 33 «Дельфин» р. п. Гремячево, Кулебакский район) / Н. В. Роньжова. Научный журнал Молодой ученый. Электронный ресурс — 2016. — № 19 (123). — С. 392-394.

3. Подходы к разработке общеобразовательными организациями внутренних систем оценки качества образования: методические рекомендации для руководителей образовательных организаций: М. И. Солодкова, А. В.Коптелов и др.; под. ред. В. Н. Кеспикова–Челябинск : ЧИППКРО, 2015.–80 с.
4. Реализация проблемы проектирования внутренней системы оценки качества образования в ДОУ средствами дополнительных профессиональных программ. В. Яковлева /Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров : научно-теоретический журнал. ‒2015.

5. Внутренний контроль в профессиональном образовании как компонент мониторинговой системы управления качеством образования Е.Н.Захарова, В.Г.Мозгот: научный журнал № 1 2012г. с 25-28 электронный ресурс
6.. Управление ДОО в условиях нового законодательства: Учебн.-метод. пособие / Р.Ю. Белоусова, А.Н. Новоселова, Н.М. Подоплелова. М.: ТЦ Сфера, 2016.

Оставить комментарий: