a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для родителей "Развитие исследовательских способностей детей дошкольного возраста в игре на природе "

Автор: Кадырова Юлия Наильевна Опубликовано: 2021-07-28 18:15:09

Документы для скачивания

Консультация для родителей" Развитие исследовательских способностей детей дошкольного возраста в игре на природе" В современной школе уделяется много внимания формированию восприятия и развитию исследовательских умственных способностей. Это предусмотрено содержанием учебных программ. На протяжении всех школьных лет педагоги развивают мышление учащихся, поднимая его от наиболее доступных наглядных форм к абстрактным словесно- логическим понятиям. Поэтому мы должны существенно помочь детям в данном вопросе уже в период раннего и на протяжении всего дошкольного детства. Важнейшая   составная   часть      общего   психического   развития     ребенка дошкольного возраста- развитие внимания, памяти, мыслительной исследовательской деятельности. Вся жизнь ребенка сопряжена с бесконечным восприятием окружающего мира с его красками, формами, звуками и т. п. Необходимо, чтобы восприятие было целенаправленным. В играх, на прогулке необходимо обращать внимание детей на те или иные предметы, явления, на их свойства. Учить его вслушиваться, всматриваться, узнавать предметы с помощью анализа. Играя с детьми, важно ставить перед ними задачи, для решения которых требуются умственные усилия, создавать ситуации, побуждающие их к активизации знаний, умений, прошлого опыта, развитию навыков исследовательской деятельности. Предложенные игры родились в общении с детьми и при их непосредственном участии. Они вызывают интерес не только у детей, но и у многих родителей. В них можно играть на улице и в детском саду, и в парке, и на лужайке, и во дворе, т. е. везде, где есть красавица природа. Из многолетней практики в детском саду мною было замечено, что дети довольно быстро начинают проявлять смекалку, внимание, глазомер и множество других качеств человеческого ума. И эти качества не просто проявляются, но при этом и успешно развиваются в исследовательской деятельности детей. Так двухлетнего дошкольника можно познакомить с понятиями «один – много», «мало – много», «один- ни одного» на предметах природного мира. Гуляя на улице, можно предлагать ему незамысловатые рассказы( каждый раз по одному) , которые помогут малышу закреплять, осознавать эти понятия. Бабочки Сидели на цветке бабочки, грелись на солнышке, махали крылышками. Много бабочек сидело. Подлетел воробей к цветочку, увидел бабочек, много бабочек, и порадовался: «Чик- чирик! » Испугались бабочки: «Ой, страшно! » и улетели. Нет ни одной. Посмотрел воробей на цветок- нет бабочек. Ни одной. И улетел. Но од на самая смелая бабочка опять прилетела и села на цветочек. Посидела, посмотрела- нигде воробышка не видать и позвала еще бабочек. Они прилетели, и опять стало бабочек много. Сидят, греются на солнышке, радуются, что им воробышек больше не мешает. Героями таких рассказов могут стать все, кто встречается по дороге: и со бачка, и цветочек, и жучок и многое другое. Главное, проявляя фантазию, уметь это использовать для обучения и развития своего малыша. Детям более старшего дошкольного возраста предлагаются следующие игры. «Подбери листику пару». Ребенку предлагается листик с любого дерева и ему необходимо найти такой же. «Это что такое? ». Эта игра учит ребенка классифицировать и обобщать предметы( трава, деревья, цветы, птицы, животные и т. д. ) «На что похоже облако». Вместе с ребенком смотреть на облако и представлять себе, на что оно может быт похоже. «Выложи из палочек». Всеми любимая игра, которая позволяет использовать любые веточки от деревьев и палочки от кустиков, которые попадаются под ноги. «Кто правильно пойдет, тот игрушку найдет ». Ребенку младшего дошкольного возраста дается команда идти по ориентирам. Например: «Иди к пеньку, потом к дереву, потом к колесику и там ты найдешь сюрприз». Для детей более старшего возраста задание усложняется тем, что им конкретно указывается направление. Например: «Иди прямо, потом направо, потом налево и там найдешь сюрприз». «Рисование палочками на песке, снегу, земле, глине». Еще одна игра, которая доставляет детям массу удовольствия, потому что позволяет им развивать свои исследовательские способности, не прибегая к специальным средствам, а используя только подручные природные материалы. Ребенок сможет заметить, что на разной поверхности по- разному «пишет» палочка и получаются разные рисунки. Вариантов этой игры очень много. Младшим дошколятам можно предложить нарисовать просто разные предметы: солнце, колобка, елочку и многое другое. Пятилеткам и более старшим детям задание усложняется. Например, взрослый рисует дерево с одной веткой, потом- с двумя. Ребенок должен продолжить этот ряд и нарисовать дерево с тремя ветками. ( Причем ребенку не говориться, сколько веток будет на его дереве, он должен догадаться сам) . Другим вариантом игры служат задания «Продолжи ряд из. . . ». Здесь включается фантазия взрослых. Это может быть ряд из геометрических фигур, из листиков разной формы, из камешков и т. д. При развитии исследовательских навыков детей, непременно расширяются и его речевые возможности. Чем бы вы ни занимались с ребенком, непременно обращайте внимание на его речь. Побуждайте его рассказывать вам, что он делал, что он видел, что слышал на прогулке. Как раз игры в природе дают такую возможность для развития речи. Предлагаемые игры предназначены для детей старшего дошкольного возраста,   так как позволяют развивать монологическую речь и умение обосновывать свой выбор. «Четвертый лишний в природе». Помогает детям классифицировать предметы и выявлять особенности явлений природы. Например, что лишнее: дерево, трава, цветок, дождь. Почему? «Цепочка слов». Взрослый называет слово, например, дерево. Ребенку нуж но назвать слово, которое начинается на букву, которым закончилось преды дущее слово, например, облако. И так до конца, пока не закончатся слова на нужную букву. «Хорошо – плохо» в природных явлениях». Ребенку предлагается один предмет или явление природы, и он должен сказать, что в нем хорошего, а что плохого. Например, дождь. Это хорошо, потому что, когда он идет, полива ются все растения- деревья, цветы, кустарники. Птички могут пить из луж. Плохо то, что после дождя очень грязно, сыро и нужно ждать пока высохнет, чтобы погулять. «Преврати себя в. . . »  ( Цветок, дерево, птичку, ит. д. ) О чем он мечтает? Что видит ночью? О чем шепчут листья? «Куда плывут облака». Придумать краткую историю и загадки про облака. «Что бывает. . . »  ( Зеленым, желтым и т. д. ) Развивается внимание, умение сосредотачиваться на определенной задаче. Некоторым детям свойственна леность мысли: им не хочется думать. Именно по этой причине они нередко отказываются от выполнения задания со словами: «Я не знаю, не умею». В то же время при участии взрослых они вполне способны сделать то, что им предлагают. Не давайте им готовые ответы, и помогайте в  поисках способов действия. Лучше побуждать детей к исследовательской  деятельности. Для ее развития полезны занимательные задачи, загадки, посильные головоломки, развивающие игры и упражнения, подсказать которые поможет сама природа. Такие игры на природе, могут служить хорошим дополнением к современным детским игрушкам, так как дают, во- первых, богатую пищу для развития творческих сторон интеллекта малыша, во- вторых, учат родителей и воспитателей активно участвовать в этом процессе и, наконец, в- третьих, позволяют это делать в самое лучшее время, когда малыш наиболее восприимчив к развитию, - в дошкольном детстве.

Оставить комментарий: