a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

"Кольца Луллия"

Опубликовано: 0000-00-00 00:00:00

Документы для скачивания

Кольца Луллия" В XIII веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в   виде бумажных кругов.  Оказывается, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи у детей. «Кольца Луллия » — это что- то вроде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее даже в детском саду. А эффект огромен — познание языка и мира в их взаимосвязи.   Принцип изготовления игры заключается в следующем. Вырезанные из картона круги разбивают на 4, 6, 8 секторов. Серединку вырезают. В каждый сектор помещают картинку. Подходы к подбору изображений могут быть разными. Например, на одном кольце — разнообразные деревья, на другом — их листья или семена. Другой вариант: на одном кольце — животные( домашние, дикие, рыбы, птицы) , на другом — их «дома». Во многих дошкольных учреждениях кольца надевают на карандаши и раскручивают на весу, что, по признанию самих педагогов, весьма неудобно. В результате дети быстро теряют интерес к этой игре. Кроме того, все картинки остаются на виду у дошкольников и отвлекают их внимание. Чтобы избежать нежелательных последствий, мы сделали специальное жесткое стационарное пособие, которое помогает направить внимание ребенка исклю чительно на решение поставленной задачи. Для изготовления пособия возьмите два прямоугольных куска оргалита шириной, равной диаметру ваших колец, и длиной на 2—4 см меньше двух диаметров колец. На нижней пластине, в местах предполагаемых центров колец, укрепите штыри. По периметру соорудите небольшой бортик, а с нижней стороны прикрепите ножки. Вырежьте в верхнем прямоугольнике окошечко так, чтобы были видны совмещенные картинки. Крышка никак не укрепляется, а просто накладывается на бортики основания. Для свободного и удобного вращения колец предлагаем использовать основу в виде старых грампластинок. Круги удобно вращать за выступы, которые образуются в результате того, что ширина пособия на 2—4 см меньше двух диаметров пластинок. Подготовка к игре: 1. Установить пособие на столе. 2. Снять крышку. 3. На пластинки сверху уложить выбранные кольца с картинками. 4.  Закрыть крышкой. 5. Раскручивать за выступающие справа и слева края пластинок. Игры с использованием пособия «КОЛЬЦА ЛУЛЛИЯ» Нельзя не отметить и универсальность игрового материала. Используя лишь несколько колец, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнения к проводимой игре. Детям очень нравится это пособие. Они с удовольствием самостоятельно заменяют кольца, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и правила игры. Варианты колец: Для игр с экологическим содержанием: № 1     Сосна, береза, орешник, липа, ель, дуб, рябина, клен. № 2     Семена и плоды вышеперечисленных деревьев и кустарника. № 3     Листья вышеперечисленных деревьев и кустарника. № 4     Лиса, пчелы, медведь, белка, собака, птица. № 5     Нора, гнездо, дупло, улей, будка, берлога. № 6     Орел, цапля, соловей, ворона, чайка, гусь, ласточка, аист. № 7     Разные формы птичьих клювов. № 8     Разные виды птичьих ног. № 9     Разные виды птичьих крыльев. № 10   Город, деревня, лес, море, горы, болото. № 11  Л юбые животные № 12 Детеныши животных кольца № 11. Для игр по формированию звуковой культуры речи, грамматического строя речи и обучению грамоте: № 13. 1.      Картинки с изображением предметов со звуком «Р» в начале, середине и конце слова… № 13. 2…    со звуком «Л», «Ш», «Ч» и т. д. № 14          Схемы для поиска заданного звука. № 15          Символы, обозначающие большой и маленький размер. № 16           Цифры от 1 до 8. № 17          Символы: нос, глаз, зубы, уши, хвост, лапы. №18             Л юбые предметы. Игры с «Кольцами Луллия » можно условно разделить на три типа. I. Игры на подбор пары В одном из окошек устанавливается картинка, пара к которой подбирается путем прокручивания второго кольца. В этих играх одной картинке 1- го кольца обязательно должна соответствовать одна картинка 2- го кольца. Игры экологического содержания.  «НАЙДИ, ГДЕ ЖИВЕТ» — кольца № 4 и 5. «НАЗОВИ ДЕТЕНЫША» — кольца № 11 и 12. «С ЧЬЕЙ ВЕТКИ ДЕТКИ? » — кольца № 1 и 2; № 2 и 3; № 1 и 3. «КРЫЛЬЯ, НОГИ И КЛЮВЫ» — кольца № 6 и 9; № 6 и 8; № 6 и 7. «ПОДБЕРИ МЕСТО ОБИТАНИЯ» — кольца № 6 и 10. Игры для формирования фонематического слуха, грамматического строя речи и обучения грамоте: «НАЙДИ ЗАДАННЫЙ ЗВУК В НАЧАЛЕ, СЕРЕДИНЕ И КОНЦЕ СЛОВА» — кольца № 14 и 13. 1, 13. 2. «ЧЕЙ ДОМ? » — кольца № 4 и 5( «Берлога чья? Медвежья». ) II. Игры с элементом случайности в установке колец В этих играх дети одновременно раскручивают оба кольца. Ответ ребенка зависит от того, какая комбинация выпадет в окошке. В таком варианте игр любая картинка 1- го кольца сочетается с любой картинкой 2- го кольца и наоборот. Именно из- за элемента случайности в установке картинок эти игры больше нравятся детям. Если каждое ваше кольцо имеет по 8 картинок, то возможны 64 комбинации! Игры на формирование звуковой культуры речи, грамматического строя речи и обучение грамоте:  «ЧЕЙ НОС, ЧЕЙ ХВОСТ» — кольца № 17 и 11.   «НАЗОВИ, СКОЛЬКО» — кольца № 16 и 6; № 16 и 1; № 16 и 4; № 16 и 18. «УМЕНЬШАЕМ, УВЕЛИЧИВАЕМ» — № 15 и 17.   III. Игры на развитие творческого воображения Для этих игр подбираются кольца как для первого типа игр, но при этом раскручиваются оба кольца. Далее обсуждается несовместимая на первый взгляд комбинация. Например, совпали картинки колец № 11 и 12. Задаем вопросы: «Как могло случиться, что зайчиха стала воспитывать лисят, как она будет о них заботиться, чему станет учить. Заранее договариваемся с детьми, что ситуации сказочные, нереальные, значит можно дать волю фантазии. Кольца № 4 и 10. Комбинации:  Лиса в море. Может быть,    лису везут пароходом в новый зоопарк? Лиса в болоте — погналась за добычей, вот и завязла бедная. Лиса в деревне — опять кур крадет. Лиса в городе — в зоопарке и т. д. Кольца № 6 и 10 можно использовать для обсуждения вопроса, почему птица не может жить в данной местности. Варианты колец каждый педагог может выбрать самостоятельно,    можно придумать свои варианты колец и способы игр и заданий к ним. К этому процессу могут подключиться и сами дошкольники. Пособие используется в работе  с детьми от 3 до 7 лет. Задачи в обучении ставятся в соответствии с каждым  возрастом. «Кольца Луллия » можно использовать в любой организованной совместной деятельности педагога с детьми, интегрируя с другими областями. Например: образовательная область «Коммуникация»- используются  круги с изображением звуков и предметов с этими же звуками( в конце, середине, начале слов) . Область «Познание»- круги для игр с экологическим содержанием( животное и его жилище, животные и их детёныши, птицы и их хвосты, деревья и их листья, плоды и т. д. ) , а также круги с изображением предметов разных размеров( больше – меньше и т. д. ) , с  цифрами( состав числа) . Область «Чтение художественной литературы» - круги с изображением сказочных героев и их жилищ или предметов. Существует множество комбинаций, нужно только хорошо пофантазировать. Нельзя не отметить универсальность пособия «Кольца  Луллия », используя лишь несколько колец  можно получить либо разные варианты игры, либо дополнения к использованной игре. Детям очень нравится это пособие. Они с удовольствием заменяют самостоятельно кольца, комбинируют задания, пытаются самостоятельно определить цель и правила игры. Эффект игры огромен – познание языка и мира в их взаимосвязи, развитие творческого мышления и воображения, обогащение словарного запаса, и многое другое. Данный игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринуждённой обстановки, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие  нового материала. Методология ТРИЗ — Кольца Луллия «ВОЛШЕБНЫЕ КОЛЬЦА ЛУЛЛИЯ» Такой известный методический прием, как Кольца Луллия, является эффекитивным механизмом развития речи, воображения и совершенствования грамматической стороны речи. Детям очень нравится это пособие. Они с удовольствием самостоятельно заменяют кольца, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и правила игры. Цели ставятся разные, в зависимости от той индивидуальной работы, которую запланировал воспитатель или логопед. Представляем несколько вариантов игры. Цель: Развитие познавательных интересов ребенка. Задачи: Развивать творческое мышление дошкольника. Формировать ассоциативность, диалектичность и системность мышления. Постепенное расширение и углубление познавательных интересов; обогащение опыта ребенка; насыщение знаний о различных областях действительности. Материал: Вырезанные из пластика круги, разбиты на 4, 6, 8 секторов. В каждом секторе картинка. Подготовка к игре: 1. Установить пособие на столе. 2. Снять крышку. 3. На пластинке сверху уложить круги с картинками. 4. Закрыть крышкой. 5. Раскручивать за выступающие справа и слева края пластинок. ИГРЫ С «КОЛЬЦАМИ ЛУЛИЯ» МОЖНО УСЛОВНО РАЗДЕЛИТЬ НА ТРИ ТИПА 1 ИГРЫ НА ПОДБОР ПАРЫ В одном из окошек устанавливается картинка, пара к которой подбирается путем прокручивания второго кольца. В этих играх одной картинке 1- го кольца обязательно должна соответствовать одна картинка 2 – го кольца. ИГРЫ: «Найди, где живет» «Назови детеныша» «С чьей ветки детки? » «Крылья, ноги и клювы" 2 ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ СЛУЧАЙНОСТИ В УСТАНОВКЕ КОЛЕЦ В этих играх дети одновременно раскручивают оба кольца. Ответ ребенка зависит от того, какая комбинация выпадает в окошко. В таком варианте игр любая картинка 1 – го кольца сочетается с любой картинкой 2 – го кольца и наоборот. 3 ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ Для этих игр подбираются кольца как для первого типа игр, но при этом раскручиваются оба кольца. Далее обсуждается несовместимая на первый взгляд комбинация. Например, совпали из взрослых животных зайчиха из детенышей лисята: «Как могло случиться, что зайчиха стала воспитывать лисят, как она будет о них заботиться, чему станет учить». Заранее сказать детям, что ситуации сказочные, нереальные, значит можно дать волю фантазии. ПРЕДЛАГАЕМ ВАМ ПОСМОТРЕТЬ, КАК СТРОИТ СВОЮ РАБОТУ С ДАННЫМ ПОСОБИЕМ ЛОГОПЕД ДЕТСКОГО САДА КАРИМОВА РОЗА ТУЛЕУОВНА работа с предлогом" от" Работа с игрокубом. Закрепление употребления предлогов. ( материал заимствован из журнала" Обруч" ) «Особенности развития познавательных процессов детей дошкольного возраста посредством методики «Кольца Луллия » Подготовила: Сахута Н. А. , воспитатель II  квалификационная категория В настоящее время происходит глобальный пересмотр принципов дошкольного образования. В системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно- коммуникативные средства, и традиционными наглядными средствами их сложно удивить. Поэтому Федеральные государственные требования предлагают интеграцию образовательных областей, которая способна сделать развитие способностей и умений детей дошкольного возраста более успешными. Интеграция гармонично объединяет  образовательные области в единый образовательный процесс, что гарантирует высокие результаты в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Педагог должен искать интересные детям и в то же время несложные способы развития  личностных качеств ребёнка. Детей трудно заинтересовать абстрактными понятиями и уж  тем более невозможно заставить их выучить материал, если цель его изучения непонятна. В своей работе я стремлюсь использовать разнообразные приёмы и методы. Ведь наши воспитанники живут в мире нано технологий. Дети хотят и в образовательной деятельности изучать, использовать, понимать. Одним из современных и интереснейших  методов обучения   является древнейшая логическая машина, которую авторы технологии ТРИЗ  применили в дошкольном образовании и назвали «Кольцами Луллия ».  Данный метод  я использую в работе с дошкольниками и нахожу его эффективным. Что же такое «Кольца Луллия »? Хочу кратко познакомить вас с тем, кто является основоположником этого метода. Раймунд   Луллий( 1235- 1315 гг. ) - поэт, философ, миссионер; один из оригинальнейших   представителей средневекового миросозерцания с положительной его стороны. Луллий родился на о. М айорка, в г. Пальме. Молодость провёл при Арагонском дворе.  На 32 году он имел видение Христа, это произвело в нём переворот, Луллий оставил двор, семью и поселился на пустынной горе Мирамар, где стал размышлять над смыслом жизни, с точки зрения христианства. Путём этих размышлений он заложил основы комбинаторики, считал, что можно путём различных комбинаций уже известных понятий выводить новые истины( подобно тому, как из отдельных бу кв скл адываются отдельные слова- в том числе и новые…) Метод  луллизма распадается на две части: первая знакомит нас с операциями, которые должен производить человек для совершения открытий( субъекты) ; вторая заключает в себя сжатую энциклопедию знаний, уже приобретённых человеком( атрибуты) . В сего было шесть концентрических кругов. На одних обозначались субъекты, на других атрибуты. Комбинаций кругов нельзя было исчерпать и за тысячу лет. Так,   Раймунд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Современных авторов ТРИЗ очень заинтересовал  метод  луллизма и они решили адаптировать его к образовательной деятельности дошкольников. Данная методика реализуется с помощью пособия «Кольца Луллия ». Принципы изготовления игры заключаются в следующем: берём две старые пластинки, по их диаметру вырезаем круги из картона или ватмана. Разделяем на сектора в зависимости от вашего желания. В середине кругов проделываем отверстия, накладываем круги на пластинки, вставляем крепления( штыри) . Берём два прямоугольника( можно ДВП) , один немного меньше другого. В верхнем прямоугольнике  посредине  вырезаем ромб, в нижнем проделываем отверстия, соответствующие креплениям пластинок.   Приделываем по краям нижнего прямоугольника пазы для вставки верхнего. Пособие готово. Пособие используется в работе  с детьми от 3 до 7 лет. Задачи в обучении ставятся в соответствии с каждым  возрастом. «Кольца Луллия » можно использовать в любой организованной совместной деятельности педагога с детьми, интегрируя с другими областями. Например: образовательная область «Коммуникация»- используются  круги с изображением звуков и предметов с этими же звуками( в конце, середине, начале слов) . Область «Познание»- круги для игр с экологическим содержанием( животное и его жилище, животные и их детёныши, птицы и их хвосты, деревья и их листья, плоды и т. д. ) , а также круги с изображением предметов разных размеров( больше – меньше и т. д. ) , с  цифрами( состав числа) . Область «Чтение художественной литературы» - круги с изображением сказочных героев и их жилищ или предметов. Существует множество комбинаций, нужно только хорошо пофантазировать. Нельзя не отметить универсальность пособия «Кольца  Луллия », используя лишь несколько колец  можно получить либо разные варианты игры, либо дополнения к использованной игре. Детям очень нравится это пособие. Они с удовольствием заменяют самостоятельно кольца, комбинируют задания, пытаются самостоятельно определить цель и правила игры. Эффект игры огромен – познание языка и мира в их взаимосвязи, развитие творческого мышления и воображения, обогащение словарного запаса, и многое другое. Данный игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринуждённой обстановки, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие  нового материала. Очень рекомендую всем коллегам использовать  это пособие в своей работе с детьми. Многофункциональное пособие" Кольца Луллия" . Об изготовлении пособия и его использовании читаем далее: Статья об использовании пособия" Кольца Луллия"  ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ: « КОЛЬЦА ЛУЛЛИЯ» «Морфологический анализ – один из самых распространенных методов поиска новых решений, идей – является первым примером системного подхода к перебору вариантов. Он включает в себя анализ объектов, которые мы хотим использовать и синтез новых, знакомых или невиданных ранее объектов. » Страунинг А. М. «Методы активизации мышления дошкольников» Один из вариантов использования метода морфологического анализа – так называемые «Кольца Луллия ». Принцип изготовления игры заключается в следующем. Вырезанные из картона круги разбиваются на 4, 6, 8 секторов. В каждый сектор помещается картинка. Принцип подбора картинок может быть разный. Например на одном кольце- разнообразные деревья, на другом – их листья, или семена. На одном – животные: домашние, дикие, рыбы, птицы, на другом – их «дома». Во многих дошкольных учреждениях кольца надеваются на карандаши и раскручиваются на весу, что, по признанию самих педагогов, весьма неудобно, и дети быстро теряют интерес. Кроме того, все картинки остаются на виду у детей и отвлекают их внимание. Мы изготовили специальное жесткое, стационарное пособие, при котором внимание ребенка направленно исключительно на решение поставленной задачи. Для изготовления пособия возьмите два прямоугольных куска оргалита размером: ширина- один диаметр ваших колец, длина- на 2- 4 см. меньше 2- х диаметров колец. На нижнем оргалите в местах предполагаемых середин колец, укрепите штыри. А по периметру окаймите небольшим бортиком. С нижней стороны прикрепляются ножки. В верхнем прямоугольнике вырезается окошечко так, чтобы были видны совмещенные картинки. Крышка никак не укрепляется, а просто накладывается на бортики основания. Для свободного и удобного вращения колец, я предлагаю использовать основу в виде старых грампластинок. Круги удобно вращать за выступы, которые образуются за счет того, что ширина пособия на 2- 4 см меньше 2- х диаметров пластинок. . Подготовка к игре: 1. Установить пособие на столе. 2. Снять крышку. 3. На пластинки сверху уложить выбранные круги с картинками. 4. Закрыть крышкой. 5. Раскручивать за выступающие справа и слева края пластинок. Игры с использование пособия «КОЛЬЦА ЛУЛЛИЯ» Нельзя не отметить и универсальность игрового материала. Используя лишь несколько колец, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнения к используемой игре. Детям очень нравится это пособие. Они с удовольствием заменяют самостоятельно кольца, комбинируют задания, пытаются самостоятельно определить цель и правила игры. Варианты колец: Для игр с экологическим содержанием: №1 Сосна, береза, орешник, липа, ель, дуб, рябина, клен. №2 Семена и шишки вышеперечисленных деревьев. №3 Листья вышеперечисленных деревьев. №4 Лиса, пчелы, медведь, белка, собака, птица №5 Нора, гнездо, дупло, улей, будка, берлога. №6 Орел, цапля, соловей, ворона, чайка, гусь, ласточка, аист. №7 Разные формы птичьих клювов. №8 Разные виды птичьих ног. №9 Разные виды птичьих крыльев. №10 Город, деревня, лес, море, горы, болото. № 11 Л юбые животные № 12 Детеныши животных кольца №11 №1 №8 №17 №14 №15 №18 Для игр по формированию звуковой культуры речи, грамматического строя речи и обучению грамоте: № 13. 1 Картинки с изображением предметов со звуком Р в начале, середине и конце слова № 13. 2…n … со звуком Л, Ш, Ч и т. д № 14 Схемы для поиска заданного звука № 15 Символы, обозначающие большой и маленький размер. № 16 Цифры от 1 до 8 № 17 Символы: нос, глаз, зубы, уши, хвост, лапы. № 18 Л юбые предметы Игры с Кольцами Луллия можно условно разделить на три типа: 1- й тип игры Игры на подбор пары. В этих играх в одном из окошек устанавливается картинка, а пара к ней подбирается путем прокручивания второго кольца. В этих играх одной картинке 1- го кольцо обязательно должна соответствовать одна картинка 2- го кольца. Пример. Игры экологического содержания. 1. «НАЙДИ, ГДЕ ЖИВЕТ»- кольца № 4 и №5 2. «НАЗОВИ ДЕТЕНЫША»- кольца № 11 и № 12 3. «С ЧЬЕЙ ВЕТКИ ДЕТКИ? »- кольца № 1, 2, № 2, 3, №1, 3 4. «КРЫЛЬЯ, НОГИ И КЛЮВЫ»- кольца № 6, 7; № 6, 8; № 6, 9. 5. «ПОДБЕРИ МЕСТО ОБИТЕНИЯ»- кольца № 6, 10 Пример. Игры на формирование фонематического слуха, формированию грамматического строя речи и по обучению грамоте: 6. «НАЙДИ ЗАДАННЫЙ ЗВУК В НАЧАЛЕ, СЕРЕДИНЕ И КОНЦЕ СЛОВА»- кольца № 14 и 13…. n 7. «ЧЕЙ ДОМ? »- кольца № 4 и 5( «Берлога чья? Медвежья». ) 2- ой тип игры Игры с элементом случайности в установке колец. В этих играх дети одновременно раскручивают оба кольца. Ответ ребенка зависит от того, какая комбинация выпадет в окошках. В таком варианте игр любая картинка 1- го кольца сочетается с любой картинкой 2- го кольца. И наоборот. Именно из- за элемента случайности в установке картинок эти игры больше нравятся детям. Кроме того, если каждый круг имеет по 8 картинок, то у вас возникнет 64 комбинации. Пример. Игры на формирование звуковой культуры, грамматического строя речи и обучению грамоте: 1. «ЧЕЙ НОС, ЧЕЙ ХВОСТ»- кольца № 17, 11. 2. «НАЗОВИ СКОЛЬКО»- кольца № 16, 6; № 16, 1; № 16, 4; № 16, 18. 3. «УМЕНЬШАЕМ, УВЕЛИЧИВАЕМ»- № 15, 17; 3- й тип игры Игры на развитие творческого воображения. Для этой игры подбираются кольца как для первого типа игр, но раскручиваются оба кольца. Далее обсуждается несовместимая, на первый взгляд, комбинация. 1. Кольца № 11, 12 К ак могло случиться, что зайчиха стала воспитывать лисят, как она будет о них заботится, чему она станет их учить. Заранее уговариваемся с детьми, что ситуации сказочные, нереальные, значит можно дать волю фантазии. 2. Кольца № 4, 10. Комбинации: Лиса в море. Может быть, лису везут пароходом в новый зоопарк? Лиса в болоте- погналась за добычей, вот и завязла бедная. Лиса в деревне- опять кур крадет. Лиса в городе – в зоопарке. И. т. д. 3. Кольца № 6, 10 можно использовать для обсуждения- почему птица не может жить в данной местности. Вы самостоятельно можете изобретать свои варианты колец и способы игр и заданий к ним. К этому процессу могут подключиться и ваши воспитанники. Желаем удачи!

Оставить комментарий: