a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

«Технология проектной деятельности как эффектная форма работы с родителями в развитии познавательных способностей дошкольников»

Автор: Павлова Любовь Юрьевна Опубликовано: 2021-11-08 06:27:03

Документы для скачивания

МБДОУ «Нижнеомский детский сад № 1» Описание опыта работы: « Т ехнология проектной деятельности как эффектная форма работы с родителями в развитии познавательн ых способностей дошкольников» Выполнила: Павлова Л. Ю воспитатель 1 категори я Содержание Актуальность Основные концептуальные положения Полученные и предполагаемые результаты Библиография П риложение Актуальность Скажи мне – и я забуду, Покажи мне и я запомню, Вовлеки меня и я пойму. ( Китайская пословица) Детство уникальный и волшебный мир. С самого рождения ребёнок является первооткрывателем и исследователем мира, который его окружает. Ребёнок стремится к активной деятельности и нам родителям и педагогам нельзя дать угаснуть этому стремлению. Наоборот мы должны способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт познавательное развитие ребёнка. Деятельность педагога ДОУ предоставляет большие возможности для открытий поэтому он должен планировать свою работу так, чтобы ребёнок самостоятельно исследовал окружающий мир. Свою работу я связываю с технологией проектной деятельности в основе, которой, заложена идея о направленности познавательной деятельности на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, родителей и детей над определённой практической проблемой. Проектная деятельность включает в себя познавательную, исследовательскую и творческую деятельность, в результате которой появляется решение задачи, которое предоставлено в виде проекта. Из этого следует, что проектная деятельность распростр аняется на все ОО ФГОС, через различные виды деятельности. Актуальность эта обусловлена потреб ностью человека и общества. З автрашний день зависит от тех, которые сейчас играют, развиваются и воспитываются в ДОУ. О сновным багажом детей должны быть знания об окружающей действительности. Поэтому детей необходимо в доступной форме «приглашать» к открытию нового. Поэтому мной была поставлена Цель: развитие интеллектуально- творческой личности ребёнка, на период пребывания в ДОУ. Задачи: Сформировать предпосылки для поисковой деятельности, интеллектуальной инициативе Расширять представления об окружающем мире, актуализировать имеющие знания Развивать познавательные способности, творческое мышление, воображение детей Воспитывать самостоятельность и инициативность, уверенность в своих силах Просвещение родителей по теме Ожидаемые результаты Повышение уровня знания детей об окружающей действительности Способность самостоятельно действовать в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности Применение самостоятельно у своен н ых знаний на практике Вовлечение родителей в образовательный процесс Прогнозируемый результат В сесторонне развитый, адекватно оценивающий своё место в жизни воспитанник. Основные концептуальные положения. В условиях введения ФГОС ДОУ для педагога важно понят ь, что представляет собой технология проектной деятельности, как использовать её в образовательном процессе? Детский сад является основным звеном в системе воспитания и развития подрастающего поколения. Метод проектной деятельности можно использовать в работе с детьми, через различные виды детской деятельности. В ходе проектной деятельности дошкольник приобретает необходимые социальные навыки, развиваются детско- родительские отношения. Ребёнок открывается родителям с другой стороны, выдвигает идеи, открывая новое в знакомых ситуациях. Период пребывания ребёнка в детском саду связано не только с изменением уклада жизни детей, но и с открытием для себя всего нового, неизвестного. Со второй мла дшей группы я веду мониторинг, целью которого я вляется оценка показателей всестороннего развития ребёнка. Выявила отношение родителей, их пониманию важности данного методов. Я же в свою очередь предприняла все меры, чтобы организовать индивидуальный подход в развитии детей с учетом психических, ф изиологических особенностях. Изучила работы и применению на практике технологию проектной деятельности. У меня уже сложилась определённая система использования данной технологии в практике. Правда её нельзя назвать совершенной. Это только первые шаги. Разработала этапы работы над проблемой. ( П риложение № 1) , Приложение №2 «Семья» образовательный п роект, планы- проектов «Моя семья», ( приложение №3) , «Зимующие птицы»( приложение №4) , , «Мои любимые домашние питомцы»( приложение №5) , Поставила перед собой вопросы по решению данной проблемы. На заключительном этапе каждого проекта дети с большим удовольствием и интересом презентовали свои проекты. У них развивается полож ительная самооценка, уверенность в себе, чувство собственного достоинства. Основание роста своих возможностей стремление к новым достижениям. В ажным моментом в работе воспитателя является педагогика сотрудничества. Её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач. Дружба детей, родителей и воспитателя – сила, которая помогает понять ход мыслей ребёнка и определить склонность ребёнка к познанию окружающего мира. Работа по развитию познавательной активности детей невозможна без участия родителей. Особенностью взаимодействия педагога и семьи следует считать то, что это целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для всесторонне развитой личности ребёнка. Чем сильнее эта сила, тем успешнее будут решать эти проблемы. Процесс этот длительный и непрерывный. Работа должна проводиться комплексно, совместными усилиями родителей и педагогов. Вступая в контакт, педагог, родители и дети познают друг друга. В своей работе использую диалоговое взаимодействие, так как оно предполагает равенство позиций педагога, детей и родителей, уважительное, положительное отношение взаимодействующих сторон. На практике вместе с родителями рассматриваем вопросы, обсуждаем проблемы, создаём проекты. ( Смотри приложение Наблюдения показывают, что использование проектной деятельности обеспечивает развитии познавательных способностей дошкольников. На этом деятельность моя не заканчивается, я поняла, что применяемая методика состоит в использовании системы естественных и специально создаваемых ситуаций и примеров обеспечивающих развитию познавательных способностей дошкольников. Библиография. Курсы: «Образовательные технологии, обеспечивающие достижения планируемых результатов в дошкольном образовании в соответствии с требованием ФГОС» 21. 11. 2016 год. В. В. Лосева «развитие познавательных способностей дошкольников в процессе проектной деятельности» Дошкольная педагогика, №8, 2014 год. Н. И. Дудина Дошкольная педагогика №7, 2014 год. Примерная основная общеобразовательная программа «Детство» Санкт- Петербург Детство- Пресс 2011. З. А. Михайлова, И. Г. Винокурова, В. К. Новикова «Педагогическая поддержка позитивной социализации старших дошкольников в проектной деятельности» Дошкольная педагогика №5, 2016 год. Приложение Приложение №1 Этапы работы над проблемой- 428548190500 Диагностический 2016- 2017 год. Создание условий Проведение анкетирования Изучение проблемы Выявление направленности 00 Диагностический 2016- 2017 год. Создание условий Проведение анкетирования Изучение проблемы Выявление направленности 3491865190500 Выявление проблемы, обоснование её актуальности, взаимодействия с родителями, социумом 00 Выявление проблемы, обоснование её актуальности, взаимодействия с родителями, социумом 2105193174520- 426992188951 Теоретический. 2017- 2018 год. Изучение данной проблемы в ходе различных видов деятельности 00 Теоретический. 2017- 2018 год. Изучение данной проблемы в ходе различных видов деятельности 3722977- 1968 Накопление опыта, материала, разработка мероприятий 00 Накопление опыта, материала, разработка мероприятий 22659665205460- 426992271047 Практический. 2018- 2019года. У частие в различных проектах, мероприятиях 00 Практический. 2018- 2019года. У частие в различных проектах, мероприятиях 4014379210757 Создание банка данных по проблеме 00 Создание банка данных по проблеме 22659668914500- 376750208734 Обобщающий 2019- 2020 год. Оценка эффективных форм и содержания технологии проектной деятельности. Анализ результатов работы. Определение проблем, возникших в ходе работы. 00 Обобщающий 2019- 2020 год. Оценка эффективных форм и содержания технологии проектной деятельности. Анализ результатов работы. Определение проблем, возникших в ходе работы. 414401013335 Подведение итогов, оценка, накопленного опыта, переход в следующую ступень образования 00 Подведение итогов, оценка, накопленного опыта, переход в следующую ступень образования 2376491846080 Приложение №2 «Семья» образовательный проект. Цель: формировать представления о семье, семейных и родственных отношениях Задачи: Формировать представление о родословной Способствовать созданию семейных традиций Воспитывать гордость за принадлежность к своему роду, своей фамилии. Интеграция ОО: «Социально- коммуникативное развитие», «П ознавательное развитие» «Х удо жественно- эстетическое развитие », «Речевое развитие» Участники проекта: Воспитанники старшей группы, воспитатели, родители воспитанников. Срок реализации проекта- 3 месяца. Первый этап проекта был основан на анкетировании родителей, наблюдение за детьми их высказываниях о семье. Кроме этого с детьми были проведены беседы: «Моя семья», «С кем я провёл выходной», дидактические игры: «Назови членов своей семьи», «Назови имя, фамилию», «Кем работают твои родители? ». Был задан вопрос «Что такое семья? ». Ответы были разными. Сколько детей, столько и мнений. Сложилось впечатление о поверхностном представлении детей о семье. И мы предложили детям разные виды деятельности через которые они бы имели представление о роде, семье, семейных отношениях, ценностях. Второй этап проекта 1. Закрепили с детьми знание фамилии, имя, отчество, домашний адрес, телефон родителей. Провели викторину «Знаете ли вы свою семью? » Рисовали рисунки на тему: «Моя семья», «Милой мамочке портрет», выполнили аппликацию «Украшение для мамы». детям были предложены для прочтения произведения: «Помощница», «Посидим в тишине» А. Барто, Я. Аким «Жадина», сказки «Золушка», «Аленький цветочек « С. Аксакова, В. Катаев «Цветик- семицветик » в которых наглядно показаны отношения в семье, традиции. 2. Продолжая развивать интерес к профессиям родителей, играли в сюжетно- ролевые игры « Больница», «Магазин», «Семья» и другие. Обогащение содержательной стороны игры происходило за счёт чтения и обсуждения произведений художественной литературы, бесед с детьми, в которых происходило уточнение впечатлений детей об окружающем мире, а так же из собственных наблюдений. Составляли рассказы «Моя мама», «Мой папа» с использованием мнемотаблиц. 3. В течени и всего проекта совместно с родителями и детьми составили генеалогические деревья, выпустили фотогазету: «Мамин, папин труд я берегу – помогаю, чем могу», фотоальбом «Традиции нашей семьи», пр о ект Профессии моих родителей». На заключительном этапе проекта дети с большим удовольствием и интересом презентовали свои проекты. С детьми были проанализированы результаты работы над проектом. Каждый ребёнок мог увидеть результат своего труда, а так же оценить результат совместной деятельности. Детям в конце повторно был задан вопрос «Что такое семья? ». Ответы детей были полными, осмысленными, глубокими по сравнению с ответами в начале проекта. Приложение № 3. План проекта «Семья» Образовательная область Формы организации Материалы и оборудование Социально- коммуникативное развитие. «Познавательное развитие» Д/ и «Назови членов своей семьи», «Назови имя, фамилию», «Кем работают твои родители? » «Художественно- эстетическое развитие» Рисование «Моя семья» Материалы для изобразительной деятельности. Социально- коммуникативное развитие. «Познавательное развитие» Беседа. «Моя семья», «С кем я провёл выходной» Дидактический материал «Познавательное развитие» Совместная деятельность педагога с детьми на тему: « Профессии моих родителей» Дидактический материал «Художественно- эстетическое развитие» Рисование «Милой мамочке портрет», «Украшение для мамы» аппликация Материалы для изобразительной деятельности. ЧХЛ Стихи о семье Литературный материал А. Барто «Помощница», Социально- коммуникативное развитие. Составление рассказа «Моя мама» с использованием мнемотаблиц. Мнемотаблица Социально- коммуникативное развитие. Составление рассказа «Мой папа» с использованием мнемотаблиц. мнемотаблица «Художественно- эстетическое развитие» Совместная деятельность педагога с детьми на тему: : «Мамин, папин труд я берегу- помогаю чем могу», Фотогазета фотоматериал «Познавательное развитие» Викторина «Семья» Дидактический материал ЧХЛ Стихи и рассказы Литературный материал В. Маяковский «Кем быть? », Ш. Перро «Красная Шапочка» Социально- коммуникативное развитие. Сюжетно- ролевая игра «Семья» Материалы для игры НОД «Я и моя семья» Подведение итогов проекта Презентации работ детей совместно с родителями. Выставки. Материалы Приложение №4 План проекта «Зимующие птицы» Образовательная область Формы организации Материалы и оборудование понедельник «Познавательное развитие» НОД «Художественно- эстетическое развитие» Рисование « Материалы для изобразительной деятельности. «Познавательное развитие» Беседа. «Дикие птицы: зимующие и перелётные» Дидактический материал Вторник «Познавательное развитие» Совместная деятельность родителей с детьми. Изготовление и развешивание кормушек. Кормушки «Художественно- эстетическое развитие» лепка « аппликация Материалы для изобразительной деятельности. ЧХЛ Рассказы о птицах Литературный материал В. Бианки «Синичкин календарь». Социально- коммуникативное развитие. Составление рассказа «Птицы» с использованием мнемотаблиц. Мнемотаблица Среда Социально- коммуникативное развитие. Наблюдение за птицами «Художественно- эстетическое развитие» Совместная деятельность педагога с детьми на тему: «Птицы на ветке рябины» коллективная работа( оригами) Материалы для аппликации «Познавательное развитие» Викторина « Знаешь ли ты птиц? » » Дидактический материал Четверг Социально- коммуникативное развитие. Наблюдение за птицами у кормушки Труд Подкормка птиц Корм для птиц Пятница Подведение итогов проекта Презентации работ детей совместно с родителями. Выставки. Материалы Приложение №5 План проекта «Домашние питомцы » Образовательная область Формы организации Материалы и оборудование понедельник «Познавательное развитие» НОД «Художественно- эстетическое развитие» Рисование «Моё любимое домашнее животное » Материалы для изобразительной деятельности. «Познавательное развитие» Беседа. « Домашние животные » Дидактический материал Вторник «Познавательное развитие» Совместная деятельность родителей с детьми. Изготовление книжки самоделки «Животные» Книжка – самоделка «Животные» «Художественно- эстетическое развитие» Рисование Материалы для изобразительной деятельности. ЧХЛ Рассказы о животных Литературный материал Социально- коммуникативное развитие. Составление рассказа «Моё любимое домашнее животное » с использованием мнемотаблиц. Мнемотаблица Среда Социально- коммуникативное развитие. Наблюдение за кошкой. «Художественно- эстетическое развитие» Совместная деятельность педагога с детьми на тему: « Животные»( оригами) Материалы для аппликации «Познавательное развитие» Викторина « Знаешь ли ты животных? » Дидактический материал Социально- коммуникативное развитие. д/ и «Животные», «Кому какое угощение? », Лото, домино. Четверг Социально- коммуникативное развитие. Наблюдение за собакой Труд Подкормка кошки, собаки Корм для животных Пятница Подведение итогов проекта Презентации работ детей совместно с родителями. Выставки. Материалы Приложение №5

Оставить комментарий: