a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для родителей "Особенности и проблемы речевого развития у детей дошкольного возраста". Автор: воспитатель Бондаренко А.А.

Автор: Бондаренко Анна Алексеевна Опубликовано: 2021-12-17 16:07:14

Документы для скачивания

Консультация для родителей Особенности и проблемы речевого р азвития у дете й дошкольного возраста. Воспитатель Бондаренко А. А. Мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребенка. До школы осталось немного времени 1 год. Все вы знаете, что, поступая в 1 класс, ребенок, проходит собеседование, тестирование со школьным психологом, учителями. На что в первую очередь обращают внимание при этом: на связную речь ребенка, как рассуждает, объясняет, доказывает, как строит предложения, согласовывает ли слова в предложении, насколько богата и разнообразна речь ребенка. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время, частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек. Давайте вспомним то время, когда ваш ребенок был совсем маленький( около 1 года) . Как вы переживали за речь? Ждали, когда произнесет первое слово? Когда начнет активно говорить? Как быстро будет пополняться его словарный запас? А сейчас часто ли вы задумываетесь, о том, как развита речь вашего ребенка? Как плавно, логично, может он рассуждать и выражать свои мысли. Мы думаем, что эта проблема беспокоит вас и сейчас, поэтому ей и нужно уделить пристальное внимание. Наверное, всем вам хотелось бы видеть речь вашего ребенка к моменту поступления в школу: • Грамотной • Понятной • Выразительной • Осмысленной • Богатой •Это идеал. А что же мы видим на самом деле? В наше современное время наши дети мало, проводят времени в обществе родителей( все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это совсем редкость. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем: • Речь состоит из одних простых предложений. • Недостаточный словарный запас. • Использование нелитературных слов и выражений( т. е. происходит «замусоривание» речи в результате бесконтрольного просмотра телепередач для взрослых) . Не умеют правильно и доступно сформулировать вопрос. Не способны построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему. Пересказать текст. А это умение к школе приобрести просто необходимо. Не могут логически объяснять свои мысли. Не умеют использовать интонации( выразительность) , где- то произнести с выразительной интонацией, где- то с грустью или восторгом, где- то в быстром или медленном темпе Выделить главные слова. Посмотрите, у нас появилось противоречие. Что же делать? Чтобы решить эти противоречия, предлагаю вам познакомиться с некоторыми упражнениями и играми на развитие речи, в которые мы играем в детском саду, а вы можете поиграть дома. 1. В первую очередь большое внимание уделять рассказыванию: - Составлению творческих рассказов. - Составлению рассказов по картине, по серии картин. - Пересказывании художественных произведений( рассказов, сказок) . А помогают нам в этом схемы и модели. 2. Также очень важно разучивать с детьми как можно больше стихотворений – это способствует развитию выразительности речи и тренирует память. Выступая друг перед другом, дети в школе уже не будут комплексовать на уроках. 3. Разучивать больше скороговорок и чистоговорок – это способствует улучшению звукопроизношению. 4. Очень любят дети отгадывать и загадывать загадки, это занятие способствует развитию у детей мышления, и умение делать выводы. При этом обязательно нужно спросить у детей «как догадались? », «почему? ». 5. И еще это общеизвестно, что через игру ребенок быстрее и лучше усваивает знания. С недавнего времени мы с ребятами в детском саду стали играть в познавательные игры на жетоны. Кто больше заработает жетонов – тот получает приз. Воспитатель задает вопросы – дети отвечают. Вопросы при этом, на следующий день могут повторяться. Ребята с удовольствием играют в эти игры, которые учат выдержке, терпению, усидчивости, самоконтролю, потому что ответ не должен выкрикиваться, ребенок поднимает руку и отвечает, кто выкрикивает – штраф( отдает жетон) . А теперь хочу вам дать некоторые рекомендации, что надо делать дома: 1. В первую очередь, разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за ее правильностью. 2. Во- вторых, как можно чаще общайтесь с ребенком. И если вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью, не бойтесь обратиться к специалистам( логопеду, психологу, невропатологу, психиатру) . 3. И очень прошу вас относиться к этому спокойно, не надо пугаться, если ребенка направят к психиатру. Это хороший специалист и он обязательно поможет вам решить все возникшие проблемы. 4. Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии связной речи. Он усваивает новые слова, обороты, развивает слух и внимание. И при этом помните, что ваше произношение должно быть четким и ясным, выразительным, и обязательно обсуждайте с ребенком прочитанное. 5. Задумайтесь, как часто вы говорите своему ребенку эти фразы: - Ты самый любимый! - Ты очень многое можешь! - Чтобы мы без тебя делали? ! - Иди ко мне! - Садись снами! - Я помогу тебе! - Я радуюсь твоим успехам. - Расскажи мне, что с тобой? И на последок хочется вам пожелать: любите своих детей, помогайте им. Это самое дорогое, что у вас есть!

Оставить комментарий: