a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Пространственная ориентировка и особенности ее развития у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Махова Юлия Сергеевна Опубликовано: 2022-01-11 17:00:18

Пространственная ориентировка и особенности ее развития у детей старшего дошкольного возраста

 

Термин «пространственная ориентировка», «пространственная ориентация», «ориентировка в пространстве», «ориентация» в психологии и в других областях знаний является общепринятым. Однако различными авторами он понимается и определяется по-разному.

          А.Г. Литвак характеризует понятие «ориентация» или «ориентировка в пространстве» как процесс определения человеком своего местоположения в пространстве при помощи какой-либо системы отсчета. Для определения своего местоположения в пространстве необходимо локализировать себя в определенной его точке, например в определенном пункте местности, а также локализировать окружающие предметы [5].

          B.C. Сверлов отмечает, что «ориентировка» −  это умение человека разо­браться в обстановке, главным образом в обстановке окружающего пространства. Ориентироваться в окружающем пространстве − это значит определить величину и форму предметов, его наполняющих, пространственное их размеще­ние и свое положение относительно каждого из них [16].     

Ф.Н. Шемякин пишет, что под «ориентацией в пространстве» подразумевается уяснение и определение человеком своего положения по отношению к некоторым избранным им материальным телам или, что то же, их положения по отношению друг к другу. Положение тел по отношению друг к другу представляет собой их размещенность в пространстве [18]. Определить положение какого-либо тела, значит указать его место в совокупности мест, занимаемых данной группой тел. Общий порядок расположения тел определяется при помощи какой-либо системы отсчета.

Пространственная ориентировка, по мнению В.С. Сверлова – это умение человека в каждый момент времени правильно представлять себе пространственное соотношение окружающих предметов и своё положение относительно каждого из них [16].     

          Таким образом, понятие «ориентация» (ориентировка в пространстве) включает в себя такие компоненты как:

− определения своего местоположения при помощи какой-либо системы отсчета;

− умение разо­браться в обстановке окружающего пространства;

− определение величины и формы предметов, наполняющих пространство, их размеще­ние и свое положение относительно каждого из них;

− уяснение и определение своего положения по отношению к некоторым избранным материальным телам.

Вышесказанное подтверждает, что ориентация в пространстве предполагает определение с помощью различных органов чувств и каких-либо ориентиров и систем отсчета формы, величины, местонахождения и перемещения предметов относительно друг друга, а также собственного положения человека и его движения относительно окружающих предметов.

Считаем главным в работе опираться на определение А.Г. Литвака, который характеризует понятие «ориентация» как процесс определения человеком своего местоположения в пространстве при помощи какой-либо системы отсчета, так как оно наиболее полно раскрыто и охарактеризовано. Для определения своего местоположения в пространстве необходимо локализировать себя в определенной его точке, например в определенном пункте местности, а также локализировать окружающие предметы.

 

Для понимания сущности пространственной ориентировки важно выделить ее виды.

А.Г. Литвак выделяет несколько важных видов пространственной ориентировки. Первый вид   – ориентация по «схеме тела», т.е. ориентировка на себе, относительно своего тела как в физическом, так и в геометрическом отношении, второй вид включает «ориентировку относительно себя», третий вид предполагает «ориентировку относительно предмета», других людей, при изменении позиции наблюдения, т.е. за точку отсчета принимается не сам человек, а другой объект, четвертый – «ориентировку с помощью слуха, обоняния» [5].

В.С. Сверлов разработал следующую классификацию видов пространственной ориентировки [16]:

1.В предметно - познавательном пространстве. Сюда входит ориентирование:

а) в малом пространстве, недоступном осязанию даже одним пальцем;

б) в пространстве, умещающемся под одним или несколькими осязающими пальцами;

в) в пространстве, ограниченном зоной одновременного охвата кистями рук.

  1. Ориентировка в рабочем пространстве. Здесь выделяются ориентации: а) в пространстве, ограниченном зоной действия рук (ориентировка в бытовых, учебных, производственных операциях);

б) ориентировка в пространстве, несколько превышающем зону действия рук, и совершающаяся благодаря стереотипным перемещениям тела (ориентировка в пространстве, непосредственно примыкающем к рабочему месту).

3.В большом пространстве. Сюда входят ориентировки:

а) в закрытых помещениях, где ведущими в зависимости от ряда условий (характер помещения, цели ориентировки и т.д.) могут выступать как двигательная, так и слуховая чувствительность;

б) в открытом пространстве или на местности, осуществляющаяся при помощи слуха.

По способу восприятия пространства М.Н. Наумов выделяет несколько иные виды пространственной ориентировки: ориентировку при помощи остаточного зрения, ориентировку при помощи слуха,  ориентировку при помощи осязания,  ориентировку при помощи обоняния, ориентировку при помощи других видов чувствительности [10].     

По характеру пространственная ориентировка делится на два типа: ориентировка в микропространстве и ориентировка в макропространстве.

Ориентировка в микропространстве – это восприятие и анализ находящегося вокруг пространства и объектов, с которыми человек напрямую взаимодействует во время какой-либо деятельности. Ориентировка в макропространстве – это восприятие и анализ пространства за границами зоны прямого взаимодействия. Макроориентировка происходит в большом открытом пространстве, сопряжена с изменением места наблюдения.

Анализ специальной литературы, а также изучение специфики пространственной ориентировки позволяют выделить ряд ее основных функций – познавательную (гносеологическую), коммуникативную, воспитательную, коррекционную [2].     

Познавательная (гносеологическая) функция пространственной ориентировки проявляется в отражении реальной действительности окружающего мира, в его связях и отношениях, в том числе и пространственных. Пространственное мышление в своей наиболее развитой форме оперирует образами, содержанием которых является воспроизведение и преобразование пространственных свойств и отношений объектов: их формы. Величины, взаимного положения частей. Пространственные свойства и отношения присущи конкретным вещам и предметам. Они характеризуют конфигурацию предмета, его структуру и функции. На их основе дети дошкольного возраста различают предметы, классифицируют их и используют в учебной и практической деятельности. Пространственные отношения указывают на положение предмета среди других или на пространственные признаки, характерные для окружающих предметов и объектов [3].     

Коммуникативная функция пространственной ориентировки обусловлена тем, что ориентация в пространстве формируется не только в результате взаимодействия с окружающей средой, но и под влиянием потребности общения, а также взаимодействия с другими людьми и техническими средствами. Это взаимодействие двух систем, в ходе которой от одной системы к другой передается сигнал, несущий информацию. Коммуникация присуща и техническим системам, и взаимодействию людей. Общение возникает как результат и как форма сознательного отражения партнерами особенностей протекания взаимодействия. В пространственной ориентировке специфической особенностью общения между взрослыми и дошкольниками, между детьми в совместной игровой и учебной деятельности является то, что ребенок для общения с партнером должен как бы принимать его положение, т.е. мысленно отвлекаться от положения собственного тела.

Воспитательная функция пространственной ориентировки заключается в том, что она способствует формированию его как личности.

Коррекционная функция является стержневой, интегральной функцией, так как она пронизывает все стороны развития, обучения и воспитания слепых детей. Данная функция связана с процессами компенсации слепоты. В процессе компенсации происходит замещение одних функций другими, восстановление и коррекция нарушенных и недоразвитых функций, перестройки межфункциональных и внутрифункциональных связей, это обеспечивает образование новых интермодальных и интромодальных связей и отношений, лежащих в основе формирующихся способов деятельности детей с нарушением зрения.

По данным психолого-педагогических исследований, в период дошкольного возраста ребенок осваивает несколько систем отсчета.

Развитие ориентировки в пространстве, как показали исследования Ю.И. Петрова, начинается с дифференцировки пространственных отношений собственного тела ребенка (выделяет и называет правую руку, левую, парные части тела). Включение слова в процесс восприятия, овладение самостоятельной речью в значительной степени способствует совершенствованию пространственных отношений, направлений, чем точнее слова определяют направление, тем легче ребенок ориентируется в нем, тем полнее включает эти пространственные признаки в отражаемую им картину мира, тем более осмысленной логичной и цельной она становится для ребенка» [13].     

На основе заключений М.В. Васильевой [1], дети в трёхлетнем возрасте способны ориентироваться в расположении частей своего тела (голова, ноги, правая и левая рука и др.) и в соответствии с этим различать пространственные направления от себя: впереди – позади (сзади), вверху – внизу, справа – слева (направо – налево). Понимать слова: впереди – сзади, вверху – внизу, слева – справа, на, над – под, верхняя – нижняя полоска.

Дети четырехлетнего возраста могут определять направление движения от себя (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз), различать левую и правую руки.

В пятилетнем возрасте дети умеют обозначать словом свое местонахождение среди предметов и людей, а также положение одного предмета по отношению к другому.

 В шесть лет дети, по мнению М.В. Васильевой могут ориентироваться в окружающей пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и т. д.), обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться простейшими знаковыми обозначениями. Ориентироваться на листе бумаги в клетку [1].

Пространственная ориентировка «на себе» включает знание отдельных частей своего тела и лица, в том числе симметричных (правая или левая рука, нога и т. д.). В среднем и старшем дошкольном возрасте дети учатся использовать данную систему отсчета в разных жизненных ситуациях, при выполнении заданий на ориентировку в пространстве. На основании его формируются различные системы знаний о пространственных отношениях объектов.

Ориентировка «от себя» учит различать основные группы направлений (вперед — назад, вверх — вниз, направо—налево). Ребенок их осваивает на основе знания сторон собственного тела.  Ориентировка от себя предполагает умение пользоваться системой, когда началом отсчета является сам субъект, а ориентировка от объектов требует, чтобы началом отсчета был тот объект, по отношению к которому определяется пространственное расположение других предметов. Для этого необходимо уметь вычленить различные стороны этого объекта: переднюю, заднюю, правую, левую, верхнюю, нижнюю.

Следующее формирование – «ориентировка относительно объектов», т.е. на внешних объектах («на предметах», «на человеке» и т. д.).  Пространственная ориентировка на любых объектах предметного окружения будет возможна, если усвоена пространственная ориентировка на собственном теле. Ребенок мысленно переносит ее на другие объекты (выделяет различные их стороны – переднюю, заднюю, боковые, верхнюю и нижнюю) и на другого человека (вверху – голова, а внизу – ноги; впереди – лицо, сзади – спина; одна рука  – справа, другая – слева; одна нога – справа, а другая – слева) [7,8].

В норме пространственная ориентировка у детей дошкольного возраста формируются за счет непосредственного восприятия пространства и слухового восприятия словесных обозначений пространственных категорий (местоположение предмета, его удаленность, пространственные отношения между предметами), т.е. с помощью зрения и слуха.

Е.И. Щербакова утверждает, что к завершению дошкольного возраста ребёнок должен овладеть:

– способом расчленённого восприятия плоскости;

 –простыми способами анализа ограниченного пространства;

– умением активно действовать в границах воспринимаемой плоскости;

 –умением воспринимать «малое пространство» и действовать в его пределах [19].

Итак, понятие «ориентация» или «ориентировка в пространстве» трактуется как процесс определения человеком своего местоположения в пространстве при помощи какой-либо системы отсчета. Для определения своего местоположения в пространстве необходимо локализировать себя в определенной его точке, например в определенном пункте местности, а также локализировать окружающие предметы.

В онтогенезе развитие пространственной ориентировки носит поступательный характер. Постепенно развивается система пространственных отношений, ребенок научившись ориентироваться на собственном теле переходит к ориентировке относительно других объектов, относительно себя.

 

 

 

Оставить комментарий: