a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Рабочая программа коррекционного курса по развитию слухового восприятия и формированию произношения , Вариант 2.2

Автор: Гвоздак Наталья Дмитриевна Опубликовано: 2022-01-12 07:52:31

краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Минусинская школа- интернат» Рассмотрено на заседании методического объединения учителей- дефектологов Протокол №_ _ _ от «_ _ _ _ »_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2021 г. Руководитель: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Тарковская И. И. Согласовано Заместитель директора_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Сумеркина М. С. от «_ _ _ _ »_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2021 г. Утверждено Директор КГБОУ «Минусинская школа- интернат»_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Кудрявцева Л. Ф. от «_ _ _ _ »_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2021 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОГО СЛУХА И ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ( СЛАБОСЛЫШАЩИХ И ПОЗДНООГЛОХШИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ( ВАРИАНТ 2. 2) ) КЛАСС 3 А Составитель: учитель- дефектолог Гвоздак Н. Д. Минусинск 2021 г ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа коррекционного курса «Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи» слабослышащих обучающихся 3Акласса разработана на основе: ФЗ № 273 от 29. 12. 2012 г «Об образовании в Российской Федерации»( в ред. от 03. 07. 2016г) . Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19. 12. 2014г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Постановления Главного санитарного врача РФ от 28. 09. 2020г. № 28 об утверждении СанПиН 2. 4. 3648- 20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи». Письма Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18. 08. 2017г. №09- 1672 «Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности». Методических рекомендаций по формированию учебных планов для организации образовательного процесса детям с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях К расноярского края, реализующих адаптированные общеобразовательные программы № 76- 9151 от 04. 09. 2015 г. Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся( в соответствии с ФГОС обучающихся с ОВЗ) . Индивидуальные занятия по формированию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи являются одной из важных организационных форм обучения слабослышащих, позднооглохших и кохлеарно имплантированных обучающихся, позволяющие проводить специальную( коррекционную) работу по развитию восприятия и воспроизведения устной речи с учетом фактического состояния слухоречевого развития, индивидуальных особенностей каждого обучающегося. Специальная( коррекционная) работа, проводимая на индивидуальных занятиях, способствует наиболее полноценному овладению обучающимися устной речью, что имеет важное значение для получения ими качественного образования, социальной адаптации, формирования личности в целом. Цель программы: слухоречевое развитие обучающихся, овладение речью как средством общения и познания окружающего мира, создание условий для активизации собственного потенциала слабослышащих и позднооглохших обучающихся. Задачи: формировать речевой слух, создавать и развивать на этой базе принципиально новую слухозрительную основу восприятия устной речи; формировать достаточно внятную, членораздельную речь, приближающуюся по звучанию к устной речи слышащих и нормально говорящих людей, умения осуществлять самоконтроль произносительной стороны речи, использовать в речевом общении естественные невербальные средства коммуникации; активизировать навыки устной коммуникации, речевого поведения, включая выражение мыслей и чу вств в с амостоятельных высказываниях( с учетом речевого развития) при наиболее полной реализации произносительных возможностей; развивать мотивацию обучающихся к овладению восприятием и воспроизведением устной речи, реализации сформированных умений в процессе устной коммуникации в различных видах учебной и внешкольной деятельности. Специфические особенности данного курса обусловлены тем, что формирование речевого слуха и произносительной стороны речи осуществляется на основе дифференцированного подхода к обучению слабослышащих и глухих после кохлеарной имплантации обучающихся с учетом их индивидуальных возможностей, характера и степени нарушения слуха, резервов развития слуховой функции, состояния восприятия и воспроизведения устной речи на каждой ступени обучения в школе. Курс состоит из двух взаимосвязанных разделов: формирование речевого слуха и формирование произносительной стороны речи. Время, отведенное на работу по этим разделам, распределяется равномерно в течение учебной недели: половина времени отводится на работу по формированию речевого слуха, половина времени – на работу по формированию произносительной стороны речи. Формирование речевого слуха и формирование произносительной стороны речи у обучающихся с нарушением слуха тесно связано между собой. Формирование речевого слуха происходит на слуховой и слухо- зрительной основе. В свою очередь, навыки восприятия речи на слух совершенствуются в процессе формирования произношения обучающихся. Формирование речевого слуха происходит при реализации слуховых резервов обучающихся. О развитии речевого слуха можно судить по повышению уровня разборчивости речи и увеличению оптимального для восприятия речи на слух расстояния. Формирование произносительной стороны речи строится на основе данных о состоянии произносительных навыков, полученных при обследовании. Формирование речевого слуха проводится на материале слов, словосочетаний, речевого материала обиходно – разговорного характера, речевого материала, связанного с изучением общеобразовательных предметов, речевого материала по темам и текстов. Формирование произношения проводится на речевом материале различной степени сложности с использованием разных видов речевой деятельности. Программный материал рассчитан на 2 часа в неделю для каждого слабослышащего; ( 3 часа для глухого после кохлеарной имплантации) , из них 1 час на формирование речевого слуха и 1 час на формирование произносительной стороны речи. Объем курса- 68 часов на учебный год. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА. Личностные: желание вступать в устную коммуникацию для межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми в различных видах деятельности; умение вступать в устную коммуникацию с ближайшим кругом речевых партнёров( в семье, в школе, в совместной деятельности со слышащими сверстниками во внеурочное время, в общественных организациях – поликлинике, библиотеке и др. ) с учетом социокультурных потребностей и возможностей обучающихся; умение выражать собственные мысли и чувства в простых по форме устных высказываниях в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка, достаточно внятно, т. е. понятно для окружающих; осознание собственных возможностей в устном общении. Метапредметные: умение выбрать адекватные речевые средства для решения коммуникативных задач; умение соблюдать основы речевого этикета, культуры речевого общения, включая умения в процессе устной коммуникации при восприятии вопросов – давать краткие и полные речевые ответы, при восприятии заданий – выполнять их, давать краткий или полный речевой комментарий к собственным дейст виям; при восприятии сообщений повторять их; умение участвовать в диалоге с использованием знакомой лексики разговорного и учебно – делового характера; умение принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, осуществлять, контролировать и оценивать свои речевые действия; использование при решении коммуникативных задач в разных видах учебной и внеурочной деятельности речевого материала, отработанного на индивидуальных занятиях; умение воспринимать и анализировать поступающую речевую информацию; осуществлять вероятностное прогнозирование на основе воспринятых элементов речи, их анализа и синтеза с опорой на коммуникативную ситуацию, речевой и внеречевой контекст; моделировать собственные высказывания с учетом ситуации общения и речевых партнеров. Предметные: воспринимать на слух( слухо- зрительно) на рабочем или более близком расстоянии( с учётом слуховых, речевых и индивидуальных особенностей) разнообразный речевой материал с помощью индивидуальных слуховых аппаратов и без них, с кохлеарными имплантами: знакомые по значению слова, словосочетания, фразы обиходно- разговорного характера и относящиеся к учебной деятельности, тексты( из 8—12 предложений) , содержание которых близко опыту детей, включающие отдельные незнакомые слова, значение которых объясняется контекстом; на более близком расстоянии — тексты описательного характера; воспринимать на слух шепотную речь( обучающиеся с 1- 2 степенью тугоухости и кохлеарно – имплантированные) ; воспринимать на слух указанный речевой материал: а) без аппарата на расстоянии не менее 3 – 4 м( учащиеся с I степенью тугоухости) , 1 м( учащиеся со II степенью тугоухости) , 0, 15 – 0, 3 м( учащиеся с III степенью тугоухости) ; б) с индивидуальным слуховым аппаратом на расстоянии не менее 6- 7 м( учащиеся с I степенью тугоухости) , 5 – 6 м( учащиеся со II степенью тугоухости) , 3 м( учащиеся с III степенью тугоухости) ; произносить слитно, на одном выдохе, ряды слогов( папа- папа, папапапапа) , слова, словосочетания и фразы в 13—15 слогов сопряженно с учителем и отраженно по подражанию; изменять силу голоса в связи со словесным ударением, громкостью и высотой собственного голоса( по подражанию и произвольно) . Изменять высоту и силу голоса при воспроизведении повествовательной, вопросительной и побудительной интонации; закреплять правильное произношение в словах звуков речи и их сочетаний: а, о, у, и, э, ы, п, м, т, к, ф, в, с, з, ш, ж, х, н, л, б, д, ц, ч, щ; звукосочетаний йа( я) , йо( ё) , йу( ю) , йэ( е) в начальной позиции( яблоко) и после гласных( красная) ; после разделительных ъ, ь; позиционное смягчение согласных перед гласными; произносить слова слитно, голосом нормальной высоты, тембра, силы, с соблюдением звукового состава( точно или приближенно) , с использованием допустимых звуковых замен, а также слов со стечением согласных, с соблюдением словесного ударения в дву х- трехсложных словах( сопряженно, отраженно, по надстрочному знаку, в знакомых словах самостоятельно) ; соблюдать в речи правила орфоэпии( сопряжено, отраженно, по надстрочному знаку) : безударный о произносится как а; слитное произнесение предлога со словом; звонкие согласные в конце слов и перед глухими согласными оглушаются; удвоенные согласные произносятся как один долгий( касса, ванна) ; слова что, чтобы произносятся как што, штобы; кого, чего как каво, чево, и окончания- о го, - его как- ова, - ева; гласный И после согласных ш, ж, ц произносится как Ы( жывот, цырк) ; согласные( кроме ш, ж, ц) перед гласными Э, И, произносятся мягко( перо, Петя, писать) ; предлог с существительнымтипа с братом, с дедушкой произносится как збратом, здедушкой; звук Г перед К, Т произносится как Х( лехко) ; произносить слова и фразы в темпе, близком к естественному( сопряженно и отраженно) . изменять темп произношения: говорить быстро, медленно( сопряженно и отраженно) . воспроизводить повествовательную и вопросительную интонации( сопряженно и отраженно) . Промежуточной аттестацией итогов реализации коррекционного курса являются проверки уров ня формирования речевого слуха, уровня восприятия контрольных слов и внятности произношения. Проверка осуществляется в конце первого полугодия, в конце учебного года. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА Речевой материал к оррекционного курса по формированию речевого слуха условно разбит на разделы: обследование слуха; речевой материал обиходн о- разговорного характера; речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов; р ечевой материал по темам; тексты; проверка уровня формирование речевого слуха, проверка уровня восприятия контрольных слов. Раздел курса Содержание Количество часов Обследование слуха 0, 5ч Речевой материал обиходн о- разговорного характера 5, 5 ч Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов 6 ч Речевой материал по темам Берегите свои книги. Осень. Как вести себя на улице. Профессии. Домашние животные. Зоопарк. Хозяйственный магазин. Зима. Школьная библиотека. На вокзале. Насекомые. Весенние каникулы. Игрушки. Универмаг. Весна. Праздники. 8 ч Тексты Школьный огород. Молочная ферма. Осень. Готовятся к зиме. Товарищи помогли. Отважный поступок. Журка. Москва – столица. О труде. Ёжик. Школьная ёлка. Хорошо зимой. На экскурсии в парке. Синички зимой. Таня и Пушок. Зоркие пограничники. 8 марта. Лиса. На льдине. Храбрая девушка. Кто больше любит. Зелёный заяц. Зоопарк. Странный цыплёнок. 12 ч Проверка уровня формирования речевого слуха. 1 ч Проверка уровня восприятия контрольных слов 1 ч 34 ч Коррекционный курс по формированию произносительной стороны речи включает в себя работу над речевым дыханием, голосом, словом, фразой, звуками и их сочетаниями. Разделы программы. 1 полугодие 2 полугодие Речевое дыхание Произносить слитно, на одном выдохе ряды слогов, слов, словосочетаний и фраз в 10- 15 слогов, выделяя дыхательными паузами синтагмы( сопряжено с учителем, отражённо по подражанию, руководствуясь знаком паузы) . Голос Изменять силу голоса в связи со словесным ударением, громкостью и высотой собственного голоса( по подражанию и произвольно) ; в связи с логическим ударением( сопряжено и отраженно) Изменять высоту и силу голоса при воспроизведении повествовательной, вопросительной и побудительной интонации, в связи с логическим ударением( сопряжено и отраженно) Слово Произносить слова слитно, голосом нормальной высоты, тембра, силы, с соблюдением звукового состава( точно или приближенно) , с использованием допустимых звуковых замен, с соблюдением словесного ударения в дву х- трехсложных словах( сопряженно, отраженно, по надстрочному знаку, в знакомых словах самостоятельно) ; Использовать в речи следующие правила орфоэпии: безударный о произносится как а; слитное произнесение предлога со словом; звонкие согласные в конце слов и перед глухими согласными оглушаются; удвоенные согласные произносятся как один долгий( касса, ванна) ; слова что, чтобы произносятся как што, штобы; кого, чего как каво, чево, и окончания- о го, - его как- ова, - ева. Слитно произносить слова со стечением согласных. Использовать в речи следующие правила орфоэпии: гласный И после согласных ш, ж, ц произносится как Ы( жывот, цырк) ; согласные( кроме ш, ж, ц) перед гласными Э, И, произносятся мягко( перо, Петя, писать) ; предлог с существительным типа с братом, с дедушкой произносится как збратом, здедушкой; звук Г перед К, Т произносится как Х( лехко) Фраза Произносить фразы в темпе, близком к естественному( сопряженно и отраженно) ; изменять темп произношения: говорить быстро, медленно( сопряженно и отраженно) ; воспроизводить повествовательную и вопросительную интонации( сопряженно и отраженно) . Звуки и их сочетания. 1 четверть Автоматизация Дифференциация 3 четверть Автоматизация Дифференциация 2 четверть Автоматизация Дифференциация 4 четверть Автоматизация Дифференциация КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА 1четверть. сроки содержание словарь виды работ оборудование Обследование слуха. Речевой материал обиходн о- разговорного характера. Когда начинаются летние каникулы? 1. Сколько месяцев ребята отдыхали летом? 2. Куда ты езди л( а) летом? 3. С кем ты езди л( а) летом? 4. Ты летом купалс я( ась) ? 5. Ты умеешь плавать? 6. Летом ребята купались и загорали. 7. Катя и Вера собирали цветы. Тема: «Берегите свои книги». 1. Книга нам лучший друг. 2. Ты любишь читать книги? 3. Как называются книги, по которым ты учишься? 4. В школу привезли новые учебники. 5. Ребята нашего класса берегут учебники. 6. По твоим учебникам будут учиться другие школьники. 7. Берегите книги. 8. Не загибай страницы. Речевой материал обиходно- разговорного характера. 1. Ты был в лагере? 2. Кто из ребят вашего класса был в лагере? 3. У тебя были товарищи? ( подруги, друзья) 4. С кем ты дружишь( ил) ? 5. Ты был летом в лесу? 6. В летние каникулы ребята отдыхали в лагере. 7. Летом ребята ходили в лес, на речку. 8. в лесу много грибов и ягод. 9. Бабочки и пчелы летают над цветами и пьют сладкий сок. 10. В кустах поют птицы. Тема: «Осень». 1. Пришел сентябрь, наступила золотая осень. 2. В сентябре в лесу растут грибы. 3. В саду поспели груши и яблоки. 4. Фрукты полезны для здоровья. 5. Ребята убирают урожай. 6. Угадай, когда это бывает? 7. Листья с деревьев в лесу осыпаются. 8. Дождик по крышам стучит. 9. Какие ягоды растут в лесу осенью? Речевой материал разговорно- обиходного характера. 1. Когда будет урок физкультуры? 2. Ты делаешь домашнее задание дома или в школе? 3. Что задано на дом сегодня по математике? 4. Что было задано на дом вчера по чтению? 5. Маша быстро выполняет домашнее задание. 6. Саша делает уроки в школе, а Вася дома. Тема: «Как вести себя на улице». 1. Ходи только по тротуару. 2. Переходи дорогу по пешеходному переходу. 3. Дорогу можно переходить на зеленый свет светофора. 4. Скажи, при каком свете нельзя переходить улицу? 5. При каком свете светофора можно переходить улицу? 6. Люди идут по тротуару. Речевой материал обиходно- разговорного характера. 1. У тебя есть ранец? 2. Какой у тебя ранец? 3. Что лежит у тебя в ранце? 4. Расскажи, что делает дежурный по классу в( столовой) ? 5. Кто помогает тебе, когда ты дежуришь? 6. Т ы помогаешь дежурить своим товарищам? Тема: «Профессии». 1. Машинист водит электровоз. 2. Садовник ухаживает за деревьями. 3. Каменщик строит дом. 4. Кто чинит( ремонтирует) обувь? 5. Что делает художник? 6. Плотник делает рамы, столяр… 7. Дворник подметает улицы, а сапоги чинит( сапожник) . 8. Потолок красит … 9. Что нужно маляру? 10. Кем работает твой папа? 11. Кем ты хочешь быть, когда вырастешь? 12. Васин папа строит дом. Он строитель. 13. Галина мама работает в больнице. Она медсестра. Речевой материал обиходно- разговорного характера. 1. В столовой на стуле сиди прямо. 2. Не стучи ложкой по тарелке. 3. Вредно есть очень горячую кашу. 4. Вилку нужно держать в левой руке, а нож в правой. 5. В какой руке держат вилку? Тема: «Домашние животные». 1. Чем питается кролик? 2. Чем покрыто тело кролика? 3. живут на ферме. 4. Коровы питаются травой и сеном. 5. Люди ухаживают за домашними животными. 6. Собака стережет двор. 7. Лошадь возит дрова( сено, картофель) . 8. Собака сидит в конуре. 9. Скажи, правильно ли я говорю: Кошка ест сено. Кролик грызет кость. Петух клюет зерно. Кошка ловит мышку. Корова стережет дом. Текст. «Школьный огород». Около нашей школы есть огород. Весной дети вскопали грядки и посадили овощи: лук, капусту, репу, помидоры, огурцы, картошку, посеяли морковь. Весной и летом дети ухаживали за посадками. Они пололи и поливали грядки. Дети окучивали картофель, капусту и помидоры. Они снимали гусениц с капусты. На огороде выросли хорошие овощи. Осенью дети собрали много овощей. Вопросы: - Назови овощи, которые посадили дети. - Расскажи, как ребята ухаживали за овощами. - Какие выросли овощи? Тема: «Зоопарк». 1. Ты был в зоопарке? 2. Когда ты был в зоопарке? 3. Кого ты видел в зоопарке? 4. В зоопарке живут дикие животные и птицы. 5. На пруду плавают дикие утки, гуси, белые и черные лебеди. 6. В четверг ученики нашего класса ходили на экскурсию в зоопарк. Текст. «Молочная ферма». На колхозной ферме много коров. Они живут в чистых и светлых коровниках. Там лежит сухая солома. На ферме работают доярки. Они доят коров. Колхозные коровы дают много молока. Из молока получают разные полезные и вкусные продукты. Каждый день привозят в магазин молоко, сметану, творог, кефир, сливки, ряженку. Вопросы: - Где живут коровы? - Что они делают? - Какую пользу приносят коровы человеку? - Что получают из молока? Речевой материал, св язанный с изучением общеобразова тельных предметов. 1. Бабушка подошла к окну. 2. Мальчик отошел от окна( от стола) . 3. Девочка подбежала к двери. 4. Автобус отъехал от остановки. 5. К магазину подъехала грузовая машина. 6. Ученики подошли к школе. 7. Ласточка летит к гнезду. 8. Собака отбежала от конуры. 9. К станции подошел поезд. 10. Утки летят от болота к лесу. Реши примеры: 20+ 10; 17- 6. Текст. «Осень». Осенью насекомые прячутся от холода. Мухи и пауки прячутся в коре деревьев. Красиво в лесу ранней осенью. Осенью в наши леса прилетают снегири. Вопросы: - Что делают насекомые осенью? - Какие птицы прилетают осенью? Летние каникулы, купаться- купаются, собирать- собирают Учебник, чистая бумага, учиться, не вырывай, не загибай листы, страницы лагерь, загорать( ют) , пляж, купаться( ются) , собирать( ют) , сладкий сок речка- на речку. з олотая( ранняя) осень, душистые груши и яблоки, урожай, свежие овощи, фрукты Домашнее задание, было задано, быстро выполняет, делает уроки, решать примеры, задачу, читать рассказ…. . Тротуар, переход, Светофор, переходить улицу, светофор, люди Портфель( ранец) Школьные вещи Дежурить по столовой ремонтирует( чинит) , строит, машинист, плотник, столяр, пожарник, художник, фотограф, садовник, слесарь, инструменты, медсестра с иди прямо, вредно, в правой руке, в левой руке, не стучи ложкой кролик, корова, собака, лошадь, петух, питается, шерсть, пух, на ферме, ухаживают, стережет, возит дрова. огород, грядк и( а) , около нашей школы, ухаживали за овощами, выросли хорошие овощи, посадки, окучивали картофель зоопарк, клетка, носорог, слон, верблюд, бегемот, крокодил жираф рысь морж тюлень пингвин обезьяна тигр дикие животные ферма коровник солома сметана полезные продукты сливки ряженка творог кефир. подошел отошел подъехал отъехал отбежал подбежал остановка примеры К станции, от станции, подошел, отошел Ранняя осен ь- ранней осенью; холод- от холода; прячутся. Повторение слов за учителем Ответы на вопросы Игра «Поймай рыбку» Повторение фраз за учителем Игра «Выбери таблички» О тветы на вопросы Игра «Ромашка» Повторение за учителем Повторение фраз за учителем Ответы на вопросы Игра «Наряди дерево». Ответы на вопросы Игра «Выбери табличку». Повторение за учителем. Повторение, чтение, ответы на вопросы Ответы на вопросы Повторение за учителем фраз Игра «Кто первый? » Ответы на вопросы, повторение и дополнение предложений. Игра « Верно- неверно. Ответы на вопросы Повторение фраз за учителем Дополнение предложений Игра «Дополни» Повторение за учите ле м Игра «Светофор» Ответы на вопросы Повторение за учителем Игра «Детеныш ищет маму», «Верно –н еверно» Восприятие текста в целом и по фразам. Выборочное восприятие фраз Ответы на вопросы Игра «Составь картинку» Повторение за учителем Игра «Выбери картинку» Первичное восприятие текста, выборочное повторение фраз, пересказ, игра «Поднимись по лестнице» Ответы на вопросы Восприятие и воспроизведение фраз, устный счет. Восприятие текста в целом и по фразам. Выборочное восприятие фраз Ответы на вопросы с писок слов, картинки. р азрезные таблички, картинки на тему «Летом». т аблички картинки на тему «Лето». Серия картинок на тему «Осень». т аблички картинки «На улице». Разрезные таблички с фразами, картинки на тему «Дежурство в классе», «Дежурство в столовой». картинки на тему «Профессии людей». Столовые приборы таблички Картинки на тему «Домашние животные». картинки Разрезные таблички «Рассыпной» текст Картинки на тему «Зоопарк», «Дикие животные» Серия картинок к тексту «Рассыпной» текст таблички картинки «Рассыпной» текст 2 четверть. сроки Содержание Словарь Виды работ Наглядность. . Речевой материал обиходно- разговорно го характера. 1. С 2 часов до 4 часов ребята гуляют. 2. Какое время года наступит после осени? 3. Что будут делать ребята зимой? 4. Умеешь ли ты лепить снежную бабу? 5. Ученик выходит из класса. 6. Ученица входит в класс. 7. Дежурный вынес цветы из класса. 8. Ребята внесли цветы в актовый зал. 9. С 8 часов утра до 2 часов дня ребята учатся в школе. Текст. «Готовятся к зиме». Осенью скворцы, грачи, ласточки улетают на юг. Там тепло, много корма. А в лесу звери готовятся к зиме. Белочка прячет в дупло грибы, орехи, желуди. В дупле у белочки теплое гнездо. Еж много ест. Он ловит жуков, червяков, лягушек. Зимой он спит в гнезде и ничего не ест. Медведь тоже ест много: ягоды, желуди, грибы, мед. Осенью медведь делает себе берлогу. В берлоге медведь спит всю зиму и тоже ничего не ест. Вопросы: - Какие птицы улетают на юг? - Почему они улетают на юг? - Как белка готовится к зиме? - Где медведь спит зимой? - Какие звери зимой спят? - Кто спит зимой? Тема: «Хозяйственный магазин». 1. Ты ходил в хозяйственный магазин? 2. Что ты купил в хозяйственном магазине? 3. Где покупают стиральный порошок? 4. В хозяйственном магазине можно купить посуду, инструменты, обои, мыло. 5. В каком магазине можно купить сковородку( лук, колбасу) ? Текст. «Товарищи помогли». Мама купила Наташе коньки. Наташа взяла коньки и побежала на каток. На катке она надела коньки, встала на лед и упала. Наташа не умела кататься на коньках. Хотела она встать и снова упала. Не может Наташа встать на ноги. Увидели Наташу ребята. Они сказали: «Давай мы тебе поможем». Взяли ребята Наташу за руки и побежали с ней по льду. Каждый день учили ребята Наташу кататься на коньках. Она научилась бег ать на коньках быстро и красиво. Вопросы: - Что купила мам Наташе? - Почему Наташа упала? - Как научилась кататься Наташа на коньках? - А ты умеешь кататься на коньках? - Кто научил тебя кататься на коньках? Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов. 1. Птичка вылетела из клетки. 2. Синичка влетела в комнату. 3. Девочка гуляет без пальто. 4. Бабушка любит пить чай с вареньем. 5. Отгадай загадку: «Без рук, без топоренка построена избенка», «Сто одежек и все без застежек», «Кто его раздевает, тот слезы проливает». 6. Реши примеры: 72- 19, 50- 11. 7. Как можно проверить примеры на вычитание? 12- 1, 12- 10. Текст. «Отважный поступок». Это было зимой. Был солнечный день. Ребята выбежали на улицу и весело играли в снежки. Только Миша решил покататься по льду на реке. Тонкий лед треснул( сломался) и Миша упал в воду. Он закричал. Мокрая одежда стала тяжелой. Мальчик не мог выбраться из воды. В это время по берегу реки шел Коля. В руках у него были лыжи. Коля услышал крик и побежал на помощь. Он осторожно пополз по льду и протянул лыжную палку Мише. Коля вытащил Мишу на берег. Вопросы: - Что делали ребята на улице? - К уда побежал Миша? - Что с ним случилось? - Р асскажи, как Коля спас Мишу? Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов. 1. Утка плавает по озеру. С кем она плавает? 2. Ребята идут в поход. С кем они идут в поход? 3. Петя пришел в гости к товарищу. 4. С кем играет Петя в шахматы? 5. Сегодня мама придет поздно. Вова ужинает без …( без кого? ) 6. Васин товарищ заболел. Вася пойдет в кино без …( без кого? ) 7. Сколько сторон у треугольника? ( квадрата, прямоугольника? ) 8. Назови геометрические фигуры. Текст. «Журка». Осенью мы нашли около сада журавля. Он был ранен в крыло. ( У него было сломано крыло) Мы взяли журавля домой. Зимой он поправился и привык к людям. Назвали мы его Журкой. Наступила весна. Журка ходил по двору и прислушивался. Однажды над домом пролетела стая журавлей. Журка услышал крик журавлей, взмахнул крыльями и полетел догонять своих товарищей. Больше Журку мы не видели. Вопросы: - Почему журавль не мог улететь осенью на юг? - Какую кличку ему дали? Что случилось весной? Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов. 1. Назови диких млекопитающих животных. 2. Какие млекопитающие животные живут дома? 3. В лесу живут волк, лось, медведь. 4. Какие это животные? 5. Тело белки покрыто мягкой, пушистой шерстью. 6. Назови домашних птиц. 7. Тело курицы покрыто перьями и пухом. 8. Куры несут яйца. 9. Назови перелетных птиц. 10. Покажи на линейке 7см, 12 см. 11. Что больше 5 см или 4 см? 12. Запиши кратко: 4 килограмма. Текст. «Москва – столица». Москва – главный город нашей страны. В Москве много музеев, театров, памятников, парков, стадионов. В центре Москвы находится Кремль. В Кремле работает правительство. В Москве много больших и красивых площадей. Улицы Москвы широкие и чистые. В Москве 8 железнодорожных вокзалов и 4 аэродрома. Вопросы: - Какой самый большой город нашей Родины? - Где работает правительство? - Ты бы л( а) в Москве? Речевой материал обиходно- разговорного характера. 1. После завтрака дети идут в школу. 2. После ужина дети играли 3. Когда ребята делают зарядку? 4 После обеда ученики пойдут на экскурсию в парк. 5. До завтрака дети убирали кровати. 6. Расскажи, на каком транспорте ты едешь домой. 7. Автобус на остановке обходи только сзади. 8. Будь осторожен, когда переходишь улицу. Текст. «О труде». Без чего нельзя жить? Без воздуха. Без воды. Без хлеба. И еще человек не может жить без труда. Все вокруг создано трудом человека. Дома, железные дороги, самолеты, цветущие сады, города, мосты, дороги, тетрадки и ручки на твоем столе, книги и музыка. Труд нужен человеку как воздух, как вода, как хлеб. Дети тоже трудятся: в школе они учатся, дома помогают родителям. - Без чего не может жить человек? - Как трудится ученик? - Как ты трудишься дома? Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов 1. Назови зимующих птиц. 2. Зимующие птицы не улетают в теплые края. 3. Осенью перелетные птицы улетают на юг. 4. Птицы уничтожают вредных насекомых. 5. У дятла крепкий клюв, он долбит деревья и достает жуков и гусениц. 6. У сороки длинный хвост. 7. Вода, молоко – это …. ( жидкость) . 8. Жидкость измеряют литрами. 9. Покажи на линейке: 5см. ( 15 см) . Проверка уровня развития слухового восприятия. Текст. «Ежик». Папа принес из леса ежика. Ежик свернулся клубком. Оля и Саша налили в блюдце молоко. Они поставили блюдце около ежика. Ежик не шевелился. Потом он увидел молоко и стал пить. Утром дети долго искали ежа. Ежика нигде не было. Вечером стало холодно. Бабушка хотела надеть валенки. Вдруг она закричала. Посмотрели, а в валенке ежик спит. Вопросы: - Кого принес папа? - Расскажи, как дети кормили ежика? - Почему закричала бабушка? Речевой материал обиходно- разговорно го характера. 1. Какой скоро будет праздник? 2. У тебя дома будет нарядная елка? 3. Какие елочные игрушки ты хочешь повесить на елку? 4. Умеешь ли ты лепить снежную бабу? Проверка уровня формирования речевого слуха. Выходит из класса, входит в класс, актовый зал, вынес из класса, внесли в актовый зал готовятся к зиме, прячет в дупло, теплое гнездо, гнезд о- в гнезде, берлога- берлогу, в берлоге, спит всю зиму, ничего не ест Хозяйственный магазин, инструменты, обои, стиральный порошок, топор, гвозди, туалетное, хозяйственное мыло. Коньки, каток, на катке, на каток, не умела кататься, побежали с ней по льду, учили кататься, научилась, быстро, красиво. Вылетела- влетела с варенье м- без варенья в пальто – без пальто лук, капуста, дупло Вычитание можно проверить сложением Играли в снежки, решил покататься, лед треснул( сломался) , мокрая одежда, по берегу реки, побежал на помощь, осторожно пополз, протянул, вытащил по озеру, с утятами, без утят, с товарищем, без товарища, с мамой, без мамы, ужинает, заболел, играет в шахматы, треугольник, квадрат, прямоугольник, сторона был ранен, сломано крыло, поправился, привык к людям, журавль, догонять товарищей, крыло, крылья, крыльями Млекопитающие животные: лось, медведь, … Дикие животные, тело, пушистая шерсть, покрыто перьями и пухом работает правительство, аэродром, площад ь( и) железнодорожный вокзал, Кремль, в Кремле На экскурсию в парк, обходи осторожно будь осторожен, до( после) обеда до( 2, 3) часов, после 4 часов сзади спереди Труд – трудиться – труда, создано трудом, жить без труда, труд нужен. зимующие( перелетные) птицы, насекомые, птицы уничтожают, дикие птицы долбит клювом, гусеница, улетают – прилетают Литр, жидкость, сантиметр Клубок, свернулся клубком, блюдце, блюдце с молоком, принес ежа, еж – ежик, около ёжика, не шевелился Елочные игрушки, уметь( умею) лепить. п овторение за учителем, ответы на вопросы, игра: « Верно- неверно ». восприятие текста целиком, по фразам, по частям, ответы на вопросы игра « Съедобное несъедобное». Ответы на вопросы Выполнение поручений Игра « Верно- неверно » Восприятие текста целиком, по фразам, по частям, восприятие «пестрого» материала игра «Выбери табличку» Ответы на вопросы Повторение фраз за учителем Отгадывание загадок Игра «Собери цветок» решение примеров Восприятие текста в целом, по фразам Восприятие «пестрого» материала Игра «Дополни предложение» Ответы на вопросы Ответы на вопросы Повторение фраз за учителем Дополнение предложений Игра «Составь картинку» восприятие текста целиком, по фразам Восприятие «пестрого» материала Ответы на вопросы Повторение за учителем Игра «Дополни предложение» Выполнение поручений Восприятие текста целиком, по фразам Ответы на вопросы Ответы на вопросы Повторение за учителем Восприятие текста в целом, по фразам, ответы на вопросы. Игра «Составь картинку» Выполнение поручений. Повторение фраз за учителем Восприятие текста целиком, по фразам Игра «Составь фигуру» Ответы на вопросы Ответы на вопросы. Разрезные таблички с фразами Карточка, таблички Разрезные таблички с фразами Серия картинок к тексту «Рассыпной» текст таблички, сюжетные картинки «Хозяйственный магазин», «В аптеке», «В продовольственном магазине». Карточки с фразами Картинки «На катке». Разрезные таблички с фразами картинки Рассыпной» текст Карточки с фразами Сюжетные картинки Геометрические фигуры Серия картинок. Рассыпной текст Таблички Картинки «Домашние животные», «Дикие животные», «Домашние птицы» л инейка « Рассыпной» текст, сюжетные картинки на тему «Москва». Картинки на тему «Режим дня» Разрезные таблички Предметные картинки на тему «Транспорт» «Рассыпной» текст т аблички, картинки зимующих и перелетных птиц Карточка, таблички «рассыпного» текста, картинки Разрезные таблички, ёлочные игрушки 3 четверть. Сроки Содержание Словарь Виды работ Наглядность Речевой материал обиходно- разговорного характера. 1. Ты ходил в воскресенье в кино? 3. Где находится кинотеатр? 4. Ты сам покупал билеты? 5. Билеты в театре стоят … рублей. 6. Валя любит ходить в кино. 7. Вера любит смотреть мультфильмы. 8. Какой кинофильм( мультфильм) ты смотрел? 9. Катя сидела в пятом ряду. 10. В вашем классе всегда чисто? 11. Наши дежурные чисто убирают класс. 12. Около вашей школы есть каток? 13. Одноклассники учат Мишу кататься на коньках. 14. Как ты катаешься на коньках? Текст. «Школьная елка». В зале нашей школы стояла нарядная елка. На школьной елке ребята загадывали загадки Деду Морозу. Ребята нашего класса рассказывали стихи о зиме и про елку. В гости к ребятам пришла Снегурочка. Дед Мороз и Снегурочка подарили ребятам подарки. Ве селый праздник был у школьников. Тема: «Зима». 1. Назови второй месяц зимы. 2. Декабрь – первый месяц. 3. Сколько месяцев продолжается зима? 4. Назови признаки зимы. 5. Снег покрыл землю глубокими сугробами. 6. Толстый лед лежит на реках и озерах. Текст. «Хорошо зимой». Всю ночь падал пушистый снег. Он покрыл крыши домов, землю, скамейки в саду. Ира вышла гулять в сад. Там висели кормушки для птиц. Трудно птицам искать корм. Девочка насыпала в кормушку кусочки хлеба, зерно. Старшие ребята сделали во дворе дома каток и снежную горку. Сережа и Витя взяли коньки и побежали на каток. Вот они уже быстро бегут по скользкому льду. На снежной горке девочки катаются ан санках. Маленькая Оля тоже поехала с горы. Вдруг санки перевернулись и Оля упала в снег. Ребята подняли ее и хотели отряхнуть шубу. Оля сказала: «Не надо, хочу быть как снегурочка». Любят ребята зиму. Вопросы: - Что делала Ира в саду? - Чем были покрыты земля, скамейка? - Что сделали ребята во дворе? - Что случилось на горке? - На кого хотела быть похожа Оля? - Ты любишь зиму? Почему? Тема: «Школьная библиотека». 1. Ты любишь читать книги? 2. В школьной библиотеке много интересных книг. 3. Когда работает школьная библиотека? 4. Как зовут вашего библиотекаря? 5. Ученик прочитал книгу и сдал ее в библиотеку. 6. Таня попросила у библиотекаря книгу о животных. 7. Ребята нашего класса любят читать книги. 8. Какую книгу ты хочешь попросить у библиотекаря? Текст. «На экскурсии в парке». Мы ходили на экскурсию в парк. Погода в этот день была морозная, пасмурная. Небо покрыто тяжелыми снеговыми тучами. Снег украсил деревья и кусты. На снегу видно много птичьих следов. Они похожи на крестики. Крупные крестики- следы вороны, а мелкие – следы воробья или синицы. Я видел синичку. Она перелетала с ветки на ветку. Когда синичка увидела меня, она не улетела, а стала с любопытством меня разглядывать. - Что интересного увидел мальчик на экскурсии? - Нарисуй следы вороны( синички) . - На что похожи следы воробья( вороны, синички) . Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов. 1. Садовник посыпал дорожку песком. 2. Ребята расставили стулья в зале. 3. Ученик переписал упражнение. 4. Ученики выписали новые слова. 5. Девочка спряталась за деревом. 6. Как называются числа при сложении? 7. Реши примеры: 12+ 5 43+ 24 Текст. «Синички зимой». Зимние морозы сковали льдом реки и озера. Земля покрыта глубоким снегом. Пусто в лесу и в поле. Только холодный ветер гуляет. Трудно синичкам еду добывать. Вот и прилетают синички из леса к жилью человека. Где корочки поклюют, где зернышки найдут. Так и кормятся синички всю долгую зиму. Ребята не забывайте своих крылатых друзей. Позаботьтесь зимой о синичках. Вопросы: - Как живется синичкам зимой? - Ты видел синичку? - Как кормятся синички зимой? - Как можно помочь синичкам? - Ребята вашего класса помогают синичкам? Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов. 1. Валя съела помидор. На тарелке нет … 2. Девочка уронила корзинку и рассыпала грибы. В корзинке нет … 3. Наташа потеряла ленту. У Наташи нет … 4. Дежурный раздал ученикам книги. В шкафу нет … 5. Перед школой ребята посадили цветы. Текст. «Таня и Пушок». Была у Тани маленькая собачка. Звали ее Пушок. Пушок был умный и ласковый щенок. Он очень любит Таню. Однажды Пушок побежал за Таней в школу. Стала Таня прогонять щенка домой, а щенок не уходит. Вошла Таня в класс, села за парту. Пришла учительница и начался урок. Вдруг в дверь начал кто- то царапаться. Открыла учительница дверь, и в класс вбежал Пушок. Смотрит Пушок на ребят, хвостом виляет. Дети громко засмеялись. Учительница сказала: «Уходи Пушок, не мешай ребятам учиться». Она выгнала щенка из класса. Вопросы: - Куда однажды побежал щенок? - Что он сделал, когда начался урок? - Почему учительница выгнала щенка из класса? Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов. 1. Для кого бабушка связала варежки? 2. Сестра принесла для больного брата лекарства из аптеки. 3. Девочка приготовила подарок для( Кого? ) … 4. Мальчик принес морковь для кролика. 5. Как называются числа при сложении? 6. Как называются числа при вычитании? Текст. «Зоркие пограничники». Тихо на границе. По лесной тропинке идут на пост пограничники. Впереди большая собака – овчарка. Овчарка умная, ловкая, сильная собака. Она идет впереди солдат, прислушивается. Но что случилось? Собака вдруг заволновалась и бросилась в кусты. Пограничники побежали за ней. Выбежали они на полянку. Смотрят там какой – то человек. Только он хотел в кусты убежать, как собака сразу же его догнала, остановила и не пускает дальше. Шпиона поймали. Через нашу границу ни один враг не пройдет! Вопросы: - Опиши собаку( какая собака? ) . - Почему овчарка бросилась в кусты? - Как собака помогла пограничникам поймать шпиона? Речевой материал обиходно- р азговорного характера. 1. Поставь банку на тумбочку, а баночку на столик. 2. Мама связала дочке маленькую красивую шапочку. 3. На столе стояла большая тарелка и маленькая тарелочка. 4. Осенью часто идет холодный дождь. 5. Идет теплый летний дождик. Текст. «8 Марта». Ребята решили подарить мамам к празднику свои рисунки. Алла нарисовала высокую вазу, а в вазе 3 тюльпана. На рисунке она красиво написала: «Поздравляю с днем 8 Марта». Катенька нарисовала смешную маленькую собачку. Собачка вся белая, а уши и кончик хвоста – черные. Под рисунком она написала: «Дорогой мамочке в день 8 Марта». Виталик нарисовал 5 воздушных шаров: 3 красных и 2 синих. На каждом шарике он нарисовал цифру 8. А под шариками красным карандашом написал слово – Марта. Вопросы: - Какие подарки решили сделать ребята своим мамам? - Что нарисовала Алла( Виталик) ? - Какую собачку нарисовала Катенька? - Какой рисунок сделал Виталик? Речевой материал обиходно- разговорного характера. 1. Встань между окнами. 2. Пароход плывет по реке. 3. Через реку построили мост. 4. Положи линейку между книгой и тетрадью. 5. Положи пенал между карандашом и ручкой. 6. Между елками растет береза. Тема. «На вокзале». 1. Пассажирский поезд подошел к станции. 2. В кассе пассажиры покупают билеты на поезд. 3. На вокзале в зале ожидания сидят пассажиры. 4. Товарные поезда перевозят разные грузы. Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов. 1. Скажи, каких рыб ты знаешь? 2. Тело рыбы покрыто чешуей. 3. Где живут рыбы? 4. Сом живет в реке, а окунь- в море. 5. Папа поймал большую щуку, а Вова поймал маленького карася. Текст. «Лиса»( сказка) . Бежала лиса по лесу и вдруг остановилась. Под кустом лежала книга. Открыла книжку лиса, а там домик нарисован и курица с цыплятами. «Какая интересная книга! »- обрадовалась лисичка. «Курочка выйдет погулять в лес, а я ее съем». Лисе было очень весело. Посмотрела она на другую страницу, а там была нарисована конура. Около конуры сидел огромный пес( большая собака) . Лиса испугалась и сказала: «Очень плохая эта книга, не буду ее дальше смотреть». И убежала. Вопросы: - Почему лиса остановилась? - Чему обрадовалась лиса? - Что она увидела на первой странице? - Почему лиса бросила книгу и убежала? Тема: «Насекомые». 1. Назови насекомых. 2. Нарисую бабочку. 3. Крылья у бабочки очень красивые. 4. Бабочка – капустница – вредитель полей и огородов. 5. Какое насекомое прыгает? 6. На крыльях у бабочки есть пыльца. Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов. Дежурный раздал ученикам книги, поэтому в шкафу нет … Маленький котенок увидел большую собаку. В зоопарке родился бурый медвежонок. Под кустом сидит серый зайчонок. В цирке выступал маленький слоненок. Назови детенышей лошади( тигра, коровы, кошки) . Кино, кинотеатр, далеко, близко, мультфильм, кинофильм ряд детский билет убирают класс одноклассники учат кататься лучше всех каток В зале, загадывали загадки, в гости пришла, Дед Мороз, Снегурочка, елочные игрушки, подарки, стихи о зиме, стихи про елку зимни й( е) месяц( ы) я нварь февраль декабрь признаки зимы сугробы сад, в саду пушистый снег кормушки для птиц птицы птицам снежная горка на снежной горке снежную горку отряхнуть шубу с горы каток школьная библиотека библиотекарь у библиотекаря попросил сдал( книгу) интересные книги много книг экскурсия, на экскурсии, перелетала с ветки на ветку посыпал, расставили, переписал, выписали, переложила, спряталась, первое слагаемое, второе слагаемое, сумма. з имние морозы, глубокий снег, глубоким снегом, жилье человека, крылатых друзей, долгая зима, долгую зиму, кормятся, позаботьтесь помидор – нет помидора, лента – нет ленты, тетради – нет тетрадей, книги – нет книг перед школой умный щенок, ласковый щенок, Таня – Таню, за Таней, в классе, из класса, вошла – пришла, стала прогонять, выбежал, не мешай, выгнала. для брата, дочки, мамы, для больного брата, связала, приготовила подарок, граница, на границе, пограничник( и) , овчарка, враг, шпион, тихо, идут на пост, прислушивается, хотел убежать, не пройдет через границу. Банка – баночка, Шапка – шапочка, Тарелка – тарелочка, Дождь- дождик нарисуй – нарисовал, праздник – к празднику, рисунки – на рисунке, под рисунком, ваза, в вазе, высокая, высокую, воздушные шары, воздушный шарик, на каждом шарике, под шариками, мама, мамочка. между, через, построили через реку, между окнами река, по реке пенал, пароход пассажирский поезд, товарный поезд, подошел к станции, разные грузы. окунь, щука, карась, сом, судак, карп, чешуя куст, под кустом, курица с цыплятами, нарисовала конуру, около конуры, интересная книга, плохая книга, лиса, лисичка Насекомые: Муравей, Бабочка, Пчела, оса, Кузнечик, Муха, жук, Комар, Божья коровка, У насекомых, полезное, В редное, вредитель, детеныши, детенышей, мышонок, телёнок, котёнок жеребёнок, тигрёнок Ответы на вопросы Повторение за учителем Игра «Выбери табличку». Восприятие текста целиком, по фразам, ответы на вопросы, выборочное восприятие фраз, словосочетаний Повторение за учителем Игра «Подбери картинку». Ответы на вопросы Восприятие текста целиком, по фразам, ответы на вопросы, выборочное восприятие фраз, словосочетаний Работа с деформир ованным текстом. Повторение за учителем Игра «Собери снежинки» Ответы на вопросы, восприятие и воспроизведение фраз Восприятие текста целиком, по фразам, ответы на вопросы, выборочное восприятие фраз, словосочетаний. Работа с деформированным текстом Повторение за учителем Ответы на вопросы Игра «Ромашка» Восприятие текста целиком, различение текста по фразам, выполнение заданий по тексту Ответы на вопросы Повторение за учителем, дополнение Игра «Да- н ет». Восприятие текста целиком, по фразам, ответы на вопросы повторение за учителем дополнение предложений Игра «Выбери табличку» Восприятие текста целиком, по фразам Игра «Собери картинку» Ответы на вопросы в осприятие фраз и выполнение заданий – отчёт, повторение фраз Восприятие и воспроизведение текста целиком и по фразам Игра. «Составь картинку». Ответы на вопросы восприятие фраз и выполнение заданий – отчёт, повторение за учителем повторение за учителем, выбор картинки Игра «Поймай рыбку» Ответы на вопросы Восприятие текста целиком, по фразам, ответы на вопросы Выполнение поручений – отчёт, повторение фраз, ответы на вопросы Восприятие и воспроизведение фраз, дополнение Таблички Картинки «На катке», «Дежурные». «Рассыпной» текст Сюжетные картинки на тему «Новый год». картинки на тему «Зима». Таблички «Рассыпной» текст Таблички картинки Картинка, таблички. «Рассыпной» текст Сюжетные картинки к тексту Таблички «Рассыпной» текст, картинки таблички «Рассыпной» текст таблички «Рассыпной» текст, таблички Сюжетные картинки Предметы и учебные вещи Картинки Таблички «Рассыпной» текст Таблички картинки Картинки на тему «На вокзале» Картинки на тему «Рыбы» «Рассыпной» текст Картинки на тему «Насекомые», «Животные и их детёныши» 4 четверть. Сроки Содержание Словарь Виды работ Наглядность. . Тема: «Весенние каникулы». 1. Сколько дней продолжались весенние каникулы? 2. Куда ты ходил( ездил) во время каникул? 3. Что ты делал дома? 4. Какое время года наступило? 5. Через сколько дней будет четверг? 6. Сколько дней осталось до воскресенья? 7. Какой сейчас год? 8. Какое число будет через 2 дня? 9. В какой класс ты перейдешь в этом году? Текст. «На льдине». Быстро наступила весна. На реке начался ледоход. На берегу много ребят. Все смотрели, как по реке плывут льдины. Вдруг на одной льдине дети увидели собаку. Она жалобно скулила( визжала) . Витя схватил длинную палку и зацепил льдину. Он осторожно потянул льдину к берегу. Когда льдина была у берега, собака прыгнула на землю. Она радостно залаяла. Вопросы: - Когда начинается ледоход? - Кого ребята увидели на льдине? - Расскажи, как Витя спас собаку? Тема: «Игрушки». 1. Какие у тебя есть игрушки? 2. Кто тебе покупает игрушки? 3. Какая самая любимая твоя игрушка? 4. Воспитательница принесла в класс новую настольную игру. 5. В какие игры ты любишь играть? 6. В нашей школе много разных игрушек. 7. К игрушкам нужно относиться бережно. 8. Игрушки нужно беречь. Текст. «Храбрая девушка». В бою с фашистами был ранен наш солдат. Пуля попала в грудь. Солдат упал. Товарищи его ушли вперед. Они гнали врагов дальше. К солдату тихо подползла медицинская сестра. Она перевязала ему раны. Потом эта маленькая девушка потащила солдата. Фашисты стреляли в нее. Но девушка продолжала ползти и доставила бойца к своим. Так храбрая девушка спасла жизнь солдату. Вопросы: - Что случилось во время боя? - Расскажи, как медсестра спасла солдата? - Куда она притащила солдата? Тема: «Универмаг». 1. Что продают в универмаге? 2. Девочка увидела на витрине красивую куклу. 3. Какие отделы есть в универмаге? Назови их. 4. В каком отделе можно купить платье? 5. Зимние сапоги можно купить в отделе «Обувь». 6. Папа купил сыну в универмаге красивую шапку. 7. Девочка примеряла осеннее пальто. Текст. «Кто больше любит? » Ходили один раз Коля и Толя в лес за земляникой. Земляники они набрали мало, но поймали двух ежей. Отнесли ребята ежей домой. Каждый к себе принес одного ежа. Прошло несколько дней. Встретились ребята и стали спорить, кто больше любит своего ежа. Петя рассказал, что кормит своего ежа молоком, сделал ему гнездо. «А что ты сделал для своего ежа? »- спросил он у Коли. «Ничего», - говорит Коля. «Ты не любишь своего ежа»- сказал Петя. «Нет, люблю, - ответил Коля – я его только что в лес отнес и выпустил( отпустил) ». Вопросы: - Кого принесли ребята из леса? - Что сделал Петя( Коля) для ежа? - Кто больше любит ежа? - Почему ты так думаешь? Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных дисциплин. 1. Миша любит играть в футбол. 2. Он будет футболистом. 3. Витя прочитал много книг о летчиках. 4. Он хочет быть летчиком. 5. Катя любит играть с малышами. 6. Она будет…( кем? ) 7. Петя любит рисовать. 8. Кем хочет быть Петя? 9. Кто играет в футбол? ( хоккей? ) 10 Назови спортсмена, который играет в волейбол, хоккей. 11. Кто в цирке показывает фокусы? 12. В шахматы играет… Текст. «Зеленый заяц». Летом все было зеленое на лугу: зеленая трава, зеленые кусты и зеленые деревья. На зеленой траве прыгали зеленые лягушки и громко квакали. Потом на этот зеленый луг пришел серый заяц. Увидел его лягушонок и сказал: «Зимой ты белый, а летом серый, летом надо быть зеленым». Иди и покрась свою шубу в зеленый цвет. Пошел заяц и покрасил шубу в зеленый цвет. Пришел он опять на луг, но никто его не узнал. Только все сказали: «Посмотрите, какая смешная лягушка. У нее очень длинные уши». Ответы на вопросы: - Опиши летний луг. ( Как было летом на лугу? ) - Кто пришел на зеленый луг? - Что сказал зайцу лягушонок? - Расскажите, что случилось потом? - На кого стал похож заяц? Тема: «Весна». 1. Скажи, как изменилась природа весной. 2. Уходит снежная зима, приходит теплая весна. 3. Март – первый весенний месяц. 4. Яркое теплое солнце согревает землю. 5. Первыми из теплых стран прилетают скворцы, грачи. 6. Скажи, каких перелетных птиц ты видел? 7. Весной журчат весенние ручьи. 8. Птицы клюют жуков, личинок, червяков. 9. На березу мальчик повесил скворечник. Текст. «Зоопарк». В воскресенье Таня с папой ходили в зоопарк. В зоопарке они увидели много разных животных. Таня долго стояла около клетки, где были лев и собачка. Звери обедали. Лев ел большой кусок мяса, а собачка – маленький. Потом Таня подошла к клетке с обезьянами. Маленькая обезьянка качалась на качелях. Папа фотографировал обезьянку. Тане очень понравилось в зоопарке. Вопросы: Где были папа и Таня в воскресенье? Кого они увидели в зоопарке? Какие звери жили в одной клетке? Расскажи, что делала маленькая обезьянка. Почему Тане понравилось в зоопарке? Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных дисциплин. 1. Треснул лед( где? ) … 2. Ребята повесили на дереве( что? ) … 3. Птицы таскают веточки, сухую траву( куда? ) … 4. Распускаются почки( где? ) на … 5. Все ярче светит( что? ) … 6. Дует теплый, весенний… 7. За душисты м мёдом полетели … 8. Скажи, в каком месяце это бывает: а) Снег еще не растаял, но солнце светит ярко. Показались проталины. б) Цветут яблони, вишни, груши. В лесу расцвели ландыши. в) Снег растаял. Прилетели грачи. Проверка уровня формирования речевого слуха. Текст. «Странный цыпленок». Летом мы жили на даче. У нас были куры. Весной у курицы появились цыплята. Они были маленькие, желтенькие. Курица заботилась о своих цыплятах. Когда цыплята уходили далеко, она звала их. Однажды пошел сильный дождь. Все цыплята собрались около курицы. Только один, самый большой цыпленок, купался в луже, это был не цыпленок, а утенок. Вопросы: Какие были цыплята? Как курица заботилась о цыплятах? Почему самый большой цыпленок не прятался от дождя? Тема: «Праздники». 1. Международный женский день… 2. Скажи, когда день твоего рождения? 3. Назови все праздники. 4. Когда наша страна отмечает День Победы? 5. День Защитников отечества… 6. Новый год… Проверка уровня восприятия контрольных слов( разными сенсорными способами: на слух, слухо- зрительно, зрительно) . Продолжались, наступило, день – дни- дней, год, году, ты перейдешь, я перейду ледоход, на берегу, плывут льдины, на льдине, жалобно скулила( визжала) , длинную палку, зацепил льдину, на берегу – к берегу Любимая игрушка, настольная игра, к игрушкам – игрушки, игрушка, игрушек бой – в бою – во время боя, был ранен, подползла, перевязала рану, спасла жизнь, спасла солдата, медсестра, потащила, притащила, боец, свои – к своим Универмаг, отдел, продавец, отдел «Обувь», «Одежда», «Игрушки», «Головные уборы» Покупатель- купить Земляника – за земляникой, земляники, два ежа – двух ежей, выпустил, стали спорить художник, футболист, хоккеист, волейболист, воспитатель, фокусник, шахматист, дрессировщик. Зеленая трава, зеленые кусты, зеленые деревья, зеленые лягушки, серый заяц, зеленый цвет, смешная лягушка, покрась- перекрась Природа, изменилась, снежная зима, теплая весна, речей – ручьи, прилетели – прилетают, скворечник – скворцы Зоопарк – в зоопарке, животны е- животных, клетка- около клетки, подошла к клетке, качели – на качелях. Проталины, ландыши, грачи, треснул, повесили…, распускаются…, цветут…. Куриц а- у курицы, около курицы, дача- на даче, сильный дождь, пошел дождь, цыпленок- цыплята, утенок, 8 Марта, «День Победы», «Новый год», «День защитников отечества». Ответы на вопросы Игра «С обери подснежники» Повторение за учителем Восприятие текста целиком, по фразам, ответы на вопросы, пересказ Ответы на вопросы Воспроизведение фраз Повторение за учителем Игра «Составь картинку» Восприятие текста целиком, по фразам, ответы на вопросы, выборочное чтение Ответы на вопросы, повторение слов и фраз Восприятие текста целиком, по фразам, ответы на вопросы, выборочное чтение Повторение за учителем, дополнение, ответы на вопросы Игра «Выбери картинку» Восприятие текста целиком, по фразам, ответы на вопросы, выборочное чтение Пересказ Восприятие фраз, воспроизведение, чтение. Ответы на вопросы В осприятие текста целиком и по фразам. Повторение за учителем. Ответы на вопросы Восприятие фраз и дополнение, повторение за учителем, игра «Найди картинку». Ответы на вопросы Восприятие текста по фразам и целиком Игра «Дополни» Ответы на вопросы Повторение и дополнение предложений Ответы на вопросы Восприятие и воспроизведение слов Таблички Календарь «Рассыпной» текст Картинки( серия) Таблички Картинки Целый и рассыпной текст Картинки Таблички Картинки «В универмаге». Рассыпной текст, текст целиком, сюжетные картинки Таблички Картинки на тему «Спорт», «Профессии» «Рассыпной» текст Картинка «На лугу». Т аблички Серия картинок «Весной». Картинки на тему «Зоопарк». Таблички, карточка с текстом Сюжетные картинки Таблички «Рассыпной» текст Сюжетные картинки, таблички Карточка, календарь Списки слов Примечание:

Оставить комментарий: