a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Конспект нод с применением технологии проблемного обучения Тема: «Секреты яблока»(старшая группа)

Автор: Есенакаева Алиме Джангереевна Опубликовано: 2022-02-06 10:21:19

Документы для скачивания

Конспект нод с применением технологии проблемного обучения Тема: «Секреты яблока »( старшая группа) Задачи: Обучающие: Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства и ка чества предметов. Совершенствовать умение согласовывать сущес твительные с числительными. Формировать умение рассказывать о предмете. Формировать у детей первичные представления о многообразии предметного окружения. Дать детям общее представление о яблоках. Учить анализировать предметы, выявлять их существенные признаки и свойства, устанавливать причинно- следственные связи; Развивающие: Обогащать и активизировать словарь( яблоневый- сад, цвет, плод, лист, аромат; яблочная завязь; яблочный- сок, кисель, компот, мармелад, пирог, джем, запах; яблочное- пюре, варенье, повидло; снаружи, внутри, мякоть, сердцевина, кожура, плодоножка) . Подде рживать инициативу детей в выражении своих мыслей. Развивать внимание, память, воображение, мышление; Формировать интерес к исследовательской деятельности, любознательность, познавательную активность; Воспитательные: Воспитывать интерес к литературному наследию русского народа( потешкам, поговоркам, загадкам, сказкам) . Интеграция ОО: «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие» Виды детской деятельности: коммуни кативная, двигательная, игровая, исследовательская. Оборудование: системный оператор, стилизов анное дерево- яблоня с плодами, муляжи овощей и фруктов; силуэтные и контурные изображения яблок, натуральные яблоки разного цвета Ход: П омещение оформлено на «яблочную » тему. На столах- яблоки, муляжи яблок, корзина со свежими ябл оками и стилизованное дерево- яблоня с плодами. Педагог предлагает детям рассмотреть все вокруг, обращает их в нимание на то, что вокруг много одинаковых предметов. Каких? ( Яблок. ) Старается вызв ать интерес к данному предмету, загадывает загадку Круглое, румяное. Я расту на ветке, Любят меня взрослые И маленькие детки. - Кто знает ответ? Слайд 1- Оказывается, у яблока много секретов. Вы хотите их узнать? - Ч т обы узнать больше о яблоке давайте отправимся в «Яблочное путешествие». Яблоко это фрукт или овощ? Где растет яблоко? ( растет в саду, на яблоневом дереве) . с лайд 2- Какие части дерева вы можете назвать? ( ствол, корни, ветви, плод) . - Как вы думаете что было до того как появились вот такие яблоки в яблоне вом саду? - Весной на яблонях распустились красивые нежные бело- розовые цветы. Спустя некоторое время лепестки опали, остались только их сердцевинки. Это завязи, крохотные яблочки. Но они еще не поспели и потому невкусные. Слайд 3 Растет, «наливается» яблочко долго – от ранней весны, до поздней осени. А кто скажет, от чего зависит вкус яблочка? ( Предполагаемые ответы: «Если мало было солнышка, влаги, то и яблочко будет кислым, не сочным. О нем надо заботиться») . - П равильно, чтобы яблочко налилось спелостью, стало румяным и сочным – человек должен заботиться. Но как? ( ответы детей- окапывали деревья, поливали их, белили стволы, чтобы вредные насекомые не попали в кору деревьев, подвязывать веточки, чтобы они не сломались от ветра и от тяжелых плодов, удаляли поврежденные ветки. ) Кто ухаживает за яблоневым садом? ( Садовники) слайд 4 Все лето солнышко обогревало яблоньки своим теплом, а ласковый летний дождь омывал листочки и плоды яблонь. Яблоньки подросли, и яблоки на них налились, поспели. Слайд 5 Вот и созрели яблочки( высыпает плоды из корзины на поднос) Все они разные. . Если наше путешествие называется «Яблочным», то и игры, в которые мы с вами поиграем, тоже будут «яблочные». С/ и «Яблоко по кругу»( игра в кругу) . - У меня в руках- яблоко. - Чтобы узнать нам яблока секреты, надо дать поскорее ответы- яблоко какое? - Ваш ответ начинается со слова- яблоко. ( яблоко гладкое, спелое, ароматное, вкусное, полезное, круглое, сочное сладкое. ) Игра «Сосчитаем яблоки »- Ребята, давайте посчитаем яблоки- Маша, посчитай, пожалуйста, зелёные яблоки, ( одно зелёное яблоко, два зелёных яблока… пять зелёных яблок) - Маша, какого цвета яблоки ты считала? ( Я считала яблоки зелёного цвета) . - Саша, посчитай, пожалуйста, жёлтые яблоки. ( Одно жёлтое яблоко, два жёлтых яблока, три жёлтых яблока) - Саша, какого цвета яблоки ты считал? ( Я считала яблоки жёлтого цвета) . - Катя, посчитай, пожалуйста, яблоки красного цвета. ( Одно красное яблоко, два красных яблока, три красных яблока, четыре красных яблока, - Ребята, скажите, что мы сейчас делали? ( Мы считали яблоки) . Физминутка Вот мы яблоньку сажали( выпрямиться, потопать ногами) , Семя в землю зарывали( присесть) . Вырос тоненький росток( встать, потянуться) . Он и строен, и высок( принять правильную осанку) . И другие распустились( руки в стороны) , Дружно так зашевелились( пальцы в стороны и пошевелить ими) . Налетел веселый ветер И раскачивает ветки( поочередные взмахи руками) . Ветер тише, тише, тише( присесть, спина прямая) . Яблонька все выше, выше( встать, подняться на носки) . Сел на яблоню скворец И игре нашей конец! ( Громко проговорить эти слова. ) Ребята, давайте представим, как мы едим яблоки. ( Артикуляционная гимнастика «Яблочко ») Яблочко мы откусили( широко открыть рот и произнести «а- а- а- м») Пожевали: та- та- та- та- та( «пожевать» зубами широкий кончик языка) Проглотили. Ах, как вкусно( почмокали губами) Ароматно( поднести ладони к лицу и втянуть ноздрями воздух) Удивительно приятно! ( облизать губы круговым движением языка: с начала верхнюю губу, потом нижнюю губу) - Ребята, хотите попробовать настоящие яблоки на вкус? ( «Да») Игра «Попробуй на вкус»- на тарелке кусочки яблок на шпажках- Вку сно? Какое на вкус яблоко у? ( сладкое) А какое на вкус яблоко у Кати? ( сочное) - А какое на вкус яблоко у Пети? ( спелое) Ребята, посмот рите письмо рисунок яблока с подписью «это мой дом». ( Воспитатель показывает яблоко с подписью) . Ребята, вы не знаете, может ли быть яблоко для кого- то домом? ( Выслушиваем ответы детей. Фиксируем внимание детей на обнаружении противоречий) . Ребенок:   Некоторые считают, что такого не может быть. Другие думают, что такое бывает. Воспитатель:  Вы хотите узнать для кого яблоко – дом? Ребенок:  Да. Воспитатель:  Иногда, взяв яблоко в руки, мы видим, что оно не целое, а в нем есть «дверь», через которую кто- то заполз. Кто это? Ребенок:  Червяк, гусеница. с лайд6 Воспитатель:  Ребята, а червячок всегда в яблоке- домике живет? Ребенок:  Червячок заползает в яблоко для того, чтобы поесть, а потом выползает из него. Воспитатель:  Значит, червячок скорее гость, чем жилец яблока. этап – выд вижение гипотез, предположений. Воспитатель:  Подумаем, есть ли в яблоке постоянный «жилец»? Будем рассуждать вместе. Рассмотрим наши половинки яблок. Из чего состоит яблоко? Ребенок:  Кожура или кожица, мякоть, семена. Воспитатель:  Значит, внутри яблока, как в домике находятся… Ребенок:  Семена. Воспитатель:  Ребята, как вы думаете, что делают семена внутри яблока- дома? Ребенок:  Растут и созревают. э тап – проверка решения. Воспитатель:  Проверим, нашу мысль о том, что яблоко – это домик для семян, где они созревают и растут. Воспитатель предлагает рассмотреть половинки яблок на экране слайд 7 Воспитатель:  Что вы видите внутри яблока? Ребенок:  Мы видим внутри мякоть и семена. Воспитатель:  Рассмотрим семена. Обратите внимание, где находятся семена? Ребенок:  Семена находятся в твердых пластинках. Воспитатель:  Как вы думаете, зачем нужны эти твердые пластинки? Ребенок:  Защищают от повреждений. Воспитатель:  Расскажите, какие семена по цвету, по форме, величине? Ребенок:  ( Дети описывают семена. ) Воспитатель:  Ребята, значит, семена растут и созревают в яблоке. Теперь мы можем сказать, что яблоко – это дом для … Ребенок:  Семян. Воспитатель:  Значит, наша мысль о том, что в яблоке, как в доме живут семена оказалась … Ребенок:  Верна. эт ап – введение в систему знаний. Дети с помощью воспитателя формулируют вывод. Ребенок:  Яблоко – это дом для семян, потому что оно в нем растет, и яблоко его оберегает. игра «По порядку» Воспитатель предлагает разложить по порядку карточки роста яблони( семечко, молодой побег, деревце, цветущее дерево, дерево с яблоками) Физминутка Вот мы яблоньку сажали( выпрямиться, потопать ногами) , Семя в землю зарывали( присесть) . Вырос тоненький росток( встать, потянуться) . Он и строен, и высок( принять правильную осанку) . И другие распустились( руки в стороны) , Дружно так зашевелились( пальцы в стороны и пошевелить ими) . Налетел веселый ветер И раскачивает ветки( поочередные взмахи руками) . Ветер тише, тише, тише( присесть, спина прямая) . Яблонька все выше, выше( встать, подняться на носки) . Сел на яблоню скворец И игре нашей конец! ( Громко проговорить эти слова. ) А теперь мы с вами вернемся в яблоневый сад, где поспели яблоки( показ иллюстраций) . Пришло время собирать урожай. К саду подъехали люди на машинах, они собрали яблоки, уложили их в коробки и ящики, погрузили на машины и увезли. Как вы думаете, куда уехали машины с яблоками? Правильно, часть машин последовали в магазины и на рынки. А куда отправили остальные машины, я вам сейчас расскажу Как вы думаете какое варенье получится из яблок? ( Яблочное. ) повидл о. Какое? ( Яблочное. ) марме лад. Какой? ( Яблочный. ) компот. Какой? ( Ябл очный. ) пюре. Какое? ( Яблочное. ) Сок. Какой? ( Яблочный. ) Игра « Объяснялки » Перед детьми изображения яблони и ложки. Задача детей составить объяснение( цепочку- рассказ) , как от яблони перейти к ложке. Педагог начинает цепочку, дети продолжают. Возможный вариант развития причинно- следственной цепочки. - В саду стояла яблонька, на которой …- Висели вкусные и спелые яблочки. - Яблочки были спелые и поэтому сами …- Сами падали на землю. - Так как яблочки падали, бабушка…- Бабушка их собирала. - Собрав яблоки, чтобы они не испортились, бабушка…- Варила вкусное варенье. - Варенье было вкусное, поэтому…- Внуки ели его прямо ложками. Послушайте стих- е, Т. Шорыгина «Яблочный пирог» День сегодня яркий- Солнце и прохлада. Мы корзину яблок Принесли из сада. И грушовка, и ранет- Слаще этих яблок нет! Яблоки румяные, В них медовый сок! Испечет нам мама Яблочный пирог. Вкусный и душистый Выйдет пирожок, С коркой золотистой- Съешь его дружок. Чтобы вы были здоровы я приготовила для вас яблоки и хочу вас угостить. - Ешьте яблоки и будьте здоровыми! Подводя итог, педагог интересуется у детей, понравилось ли им «Яблочное путешествие», что нового они узнали о яблоках, предлагает рассказать об этом дома родителям.

Оставить комментарий: