a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

К О Н С П Е К Т Открытого занятия На тему: «Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Автор: Мирзалиева Эльмира Бертуллаевна Опубликовано: 2022-03-23 19:22:34

Документы для скачивания

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯРКОПОЛЕНСКАЯ ШКОЛА- ДЕТСКИЙ САД» К О Н С П Е К Т Открытого занятия На тему: « Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста» Воспитатель: Мирзалиева Э. Б. Цель:  Создать условия для закрепления знаний детей о сказках и их героях; создание позитивного настроения в процессе сказочного путешествия в дружеской и доброжелательной атмосфере. Формировать  нравственные  представления старших  дошкольников через сказку.   Интеграция образовательных областей:   «Познавательное развитие»,  «Социально- коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие». Задачи: Образовательные задачи: Систематизировать знания детей о русских народных сказках через игру – путешествие. Вызвать желание узнавать сказочных героев по заданию, экспозиции. Совершенствовать умение узнавать сказку по иллюстрациям, находить несоответствия и устранять их. Закрепить навыки детей в составлении предложений; навыки ориентировки на плоскости; умение составлять синквейн; учить детей ставить себя на место героя сказки; сравнивать и анализировать, помочь усвоить нравственный урок сказки. Формировать нравственные качества: доброту, заботу, внимание, на основе   русских народных сказок. Развивать умение понимать смысл   сказок, их мораль. Формировать   нравственные представления о нормах   социальных отношений и моделях поведения. Развивающие: Развивающие задачи: Способствовать развитию всех компонентов речевой деятельности. Развивать воображение, фантазию, мышление. Обеспечить развитие свободного общения с взрослыми и детьми. Развивать речевую и познавательную активность детей, логическое мышление посредством ответов на поставленные вопросы взрослого, и умения задавать вопросы в процессе беседы. Развивать воображение, зрительную память, наблюдательность, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения, умение выполнять различные игровые задания. Развивать способность детей отличать хорошее от негатива, в   сказке и в жизни, умение делать  нравственный выбор. Развивать навыки нетрадиционного рисования «штампами». Формировать навыки коллективного творчества. Развивать эстетические чувства, представление о красоте. Воспитательные: Воспитательные задачи: Формировать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству. Воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок, желание им помочь, умение работать сообща. Способствовать сближению и организованности в группе, осваивать умение работать в команде. Развивать творческие способности де тей. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие, щедрость. Оздоровительные: Снятие мышечного и нервного напряжений ( физкультминутка) . Обеспеч ение двигательн ой активност и детей на протяжении всего занятия. Развивать координацию речи с движением. Оборудование: Композиции сказок из разного материала, выполненные совместно с родителями, ноутбук, книга- сказка для чтения текста, театры: пальчиковый, фетровый, картонажный, БИ- БА- БО, теневой. Сказочные ворота, шкатулка, доска, платок для штампов, краски для росписи на материале, кисти, штампы, костюмы Василисы и Феи ночи. Перо, г рамоты участникам. 1. Дружно за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся Справа друг и слева друг Улыбнёмся всем вокруг Улыбнёмся мы гостям Дружно скажем Рады Вам! Педагог: Здравствуйте, уважаемые гости. Мы рады приветствовать Вас в нашем детском саду. Педагог: А к вам, ребята у меня вопрос. _ _ Знаете ли вы, кто такие путешественники? Сегодня, я предлагаю вам отправиться в путешествие, в необычное путешествие. В путешествие по СКАЗКАМ. Согласны? ( ДА) А попасть мы туда сможем через волшебную сказочную дверь. А вот и она. Педагог: _ _ Но чувствую я, что от этой двери холодом веет, да она замороженная, вся покрыта льдом. Ох, и крепок МОРОЗ! Не открыть нам дверь. Как же быть? Может в колокольчик позвонить? ! ( звонят) Входит Василиса( ребёнок) . _ _ Слышу, слышу. Уже иду. Здравствуйте уважаемые. _ _ _ Я, Василиса Премудрая. Хозяйка, К оролевства СКАЗОК. А вы кто такие? _ _ _ Зачем пожаловали? Дети: _ _ Мы ребята, из детского сада, очень любим сказки. И хотели бы побывать у них в гостях. Но попасть никак не можем, дверь не открывается. Василиса. _ _ Странно это, мы гостям всегда рады. Видно кто- то здесь побывал, видно кто- то дверь заколдовал. Да и в сказках наверняка беспорядок навёл. То- то, ко мне вчера клубок из- за ворот прикатился весь запутанный. Наверняка подручная Бабы- Яги, ПУТАНИЦА- ПЕРЕПУТАННИЦА в сказках побывала. Всё перепутала и убежала. Василиса. _ _ Как- же быть, как же дверь открыть? Если двери не расколдовать, и сказки не распутать, они не см огут приходить к детям. А этого допустить никак нельзя. Педагог: _ Мы с ребятами, готовы вам помочь. Только незнаем как? Василиса: _ _ Без волшебства и волшебных предметов тут не обойтись. Но, это, не самое главное. Самое главное, сказки нужно хорошо знать. И уметь рассказать, чему они учат. Педагог: _ _ А наши ребята, сказки знают, мы их часто читаем и даже сценки разыгрываем. Поэтому помочь готовы. Правда, ребята? Василиса: _ _ Тогда, я наделю вас волшебной силой «хозяином сказки». _ _ _ _ Вот Вам, шкатулка. Как только эта шкатулка откроется, то один из вас сразу станет хозяином сказки. И если в сказке какой- то непорядок. Хозяин имеет право всё исправить. ( Вручает шкатулку) Василиса: _ _ _ _ А ещё, вот вам верёвочка, на неё вы должны нанизать 6 сказочных замочков, которые вам должен от дать «голос» сказки. Обычно голос всех поучает и вопросы разные задаёт. Вы не робейте, отвечайте. Замочки собирайте. Ведь мне надо ска зки на замки закр ыть, чтобы никто не смог больше их перепутать. Педагог: _ _ Мы готовы, отправиться в путь, только как- же дверь открыть? Да это колдовство мне, хорошо известное. Если у Вас доброе, и горячее сердце, то каждый ладошку приложит к замку, лёд растает, а замок откроется. Педагог: _ _ Ребята, давайте попробуем разморозить замок. ( дети размораживают, дверь открывается) . На пути их встречает 1 сказка « Курочка Ряба»( педагог шкатулку открывает, и проговаривает вместе с детьми «Шкатулка отворись, хозяин сказки появись! ») Хозяин: 1 ребёнок В моей сказке беда. Курочка перестала нести яйца. Вы не знаете, как помочь курочке? ( Варианты ответов: сделать гнёздышко, накормить вкусной едой, пригласить спеть песенку петушку и т. д) Наверно курочка забыла, какие яйца она пообещала снести деду и бабе. А вы помните какие? Ответьте словами из сказки. «Не плачь, дед, не плачь, баба! Я снесу вам яичко другое, Не золотое — а простое». Голос Сказки: _ _ Слышу, слышу ваши ответы. Молодцы, помогли сказке. Вы узнали меня? Это я, голос из сказки. Пришло время отвечать на мои вопросы. Вы готовы? _ _ Какими оказались дед и баба в этой сказке? ( глупыми, не оценили подарка курочки, обиделись, на мышку, хотя думали, что это яйцо диковинное и наверно вкуснее простого. Но разочаровались. т. к. по своей глупости не знали цену золотому яйцу) . _ _ _ А чему учит сказка? _ _ _ Не отчаиваться, не плакать о том, что потерял. Ведь всегда после чего- то плохого, приходит что- то хорошее. Молодцы. Ответ принимаю, и замочек от сказки даю. Вы его найдёте, в гнезде у курочки Рябы. ( 1) Педагог: Ну что, ребята! Первый замочек добыт. Двигаемся дальше. 2 Сказка Колобок( педагог шкатулку открывает, и проговаривает вместе с детьми «Шкатулка отворись, хозяин сказки появись! ») Хозяин: 2 ребёнок Рад приветствовать вас друзья. Вас давно заждался я! Сказка моя никак не сказывается, перепутались все герои в своёй очерёдности. Вы героев возьмите и п оследовательность восстановите. ( дети выполняют задание, проговаривая, кто был первым, а кто вторым и т. д. ) Хозяин выбирает детей, которые будут выполнять задание. Голос Сказки: Ай, да молодцы! Ох, и проворные ребята, быстро с заданием справились. Наверняка также быстро и на вопросы мои ответите? ( ДА) - Где старуха нашла муку для Колобка? ( В амбаре) . - Для чего и куда баба положила Колобка? ( На окошко, чтобы он немного остыл) . - Что делал Колобок, чтобы уйти от зверей? ( Он пел веселую песенку) . - От кого смог уйти Колобок? ( Заяц, Волк и Медведь) . - Сколько раз спел песенку Колобок для Лисы? ( Два раза) . - Что попросила Лиса сделать Колобка? ( Сесть на свой носик) . - Какой Колобок по характеру? ( Веселый, доверчивый, наивный, самоуверенный) . - Кто из героев тебе понравился больше всего? - Кто съел колобка- Почему из всех зверей, только лисе на мордочку сел колобок? - ответ: потому, что только лиса похвалила его песенку, но прикинувшись глухой, попросила подойти ближе. Голос Сказки: Вы ребята просто клад. И умны и веселы. И на вопросы быстро ответили. И наверняка знаете, чему сказка всех нас учит. 1. Не быть слишком самоуверенным. На каждого хитрого найдётся кто- то хитрее. 2. Нельзя хвастаться и переоценивать свои возможности( а от тебя, волк, и подавно уйду) . 3. Хитрость и лесть побеждают самоуверенность, глупость и отвагу, надо уметь распознавать льстивых хитрецов и вовремя убегать от них, иначе тебя в один момент просто съедят. 4. Взрослых нужно слушаться и без их разрешения далеко не уходить( я от бабушки ушел, я от дедушки ушел) . 5. Нельзя всецело доверять незнакомцам. Среди них могут быть и злодеи. 3. Голос Сказки: Я ответ Ваш принимаю. В путь свой дальше отправляйтесь. По тропинке вы пойдете, в сказку следующую попадёте. Педагог: Ребята, а голос Сказки нам что то позабыл отдать. ( замочек от сказки) Кто из вас, может попросить об этом Голос? ( выбирается ребёнок, и голос просят об услуге) Замочек вы найдёте спрятанным в пеньке. Нужно на него только надавить. ( 2) 3 сказка_ _ _ 3 поросёнка, Волк и семеро козлят, Теремок. ( педагог шкатулку открывает, и проговаривает вместе с детьми «Шкатулка отворись, хозяин сказки появись! » Появляются сразу 3 хозяина) Педагог: Ой, что то, я не пойму, сразу 3 хозяина появилось. Это что за сказка такая перед нами( дети называют сказки) Хозяин: выходят 3 ребёнка_ _ Вы ребята, не пугайтесь. Просто Путаница, эти сказки, объединила по какому- то признаку. А вот какой это признак, что- то не поймём. Может вы нам, поможете? ( все жили в домике) . Чтобы сказки разъед и нить, их нужно оживить. В героев превратиться и угадать, кто из героев сказки сказал эти слова? И рассказать конец сказки. _ _ _ _ _ Слышим, слышим! Да не матушкин это голос. Наша матушка поет тонюсеньким голосом и не так причитывает! ( Козлята) ( Проговорить предложение от имени героя сказки, показать героя, изобразив его при помощи мимики и жестов) _ _ _ Я лучше у вас на крыше буду жить. _ _ Да ты нас раздавишь! _ _ Нет, не раздавлю! ( Теремок) _ _ _ _ Сейчас же отопри дверь, а не то я так дуну, что весь твой дом разлетится! ( Три поросёнка) Педагог: Уважаемые хозяева сказок. Дети хотят у вас что- то спросить. 1 ребёнок_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ - Скажи хозяин, почему звери не отказали медведю в приюте, ведь знали, что он может его разрушить? ( Потому что, все они оказались без жилья, и хотя медведь не был похож на других по своим размерам, он тоже нуждался в помощи и звери ему не отказали. ) Сказка учит быть гостеприимным, дружелюбным, добрым. Что жить лучше сообща. Ведь вместе и новый дом быстрей построишь. Доброта к другим может быть бескрайней, если кто то, хочет помочь кому- то, даже если он не такой как все. Нужно быть терпимыми к людям. Голос Сказки: _ _ А теперь вы мне ответьте, внешне поросята в сказке одинаковы? _ _ А что их отличает друг от друга? ( У них разный характер) . Наф- Наф- умный и ответственный, предусмотрительный поросенок. Он первый предложил строить дома, чтобы защитится от холода и подошел к делу очень серьезно. Ниф- Ниф- очень легкомысленный поросенок, построил домик из соломы. Нуф- Нуф- несерьезный, строил дом из веток. Волк- злой и коварный хищник, который захотел съесть поросят. Немного глуповат, потому что поросята его перехитрили. Голос Сказки: А ещё ребята запомните, Родственники очень важны в жизни каждого человека, в единстве семьи есть сила. Наши родные для нас поддержка и опора и мы должны для них быть тем же. К любому делу нужно подходить серьезно и выполнять его качественно. Всё нужно делать вовремя и не откладывать на потом. Педагог: _ _ _ Спасибо за советы, ГОЛОС. В жизни нам ребята, они конечно пригодятся. Правда? Мы даже пословицы об этом знаем. Пословицы Мой дом- моя крепость. Друг за дружку держаться- ничего не бояться. Дома и стены помогают. Голос Сказки: Я ответ ваш принимаю. Замочек от сказки предлагаю. А найдете вы его на полянке у поросят. ( 3) _ _ Ребята, должен вам сказать, чтобы в следующую сказку попасть, нужно удаль свою молодецкую показать. Сможете? ( физминутка музыкальная) Педагог: Размялись для дальней дороги немножко, пора и в путь. Педагог: Находит снежинку. Ой, ребята, посмотрите, это что у меня на пути? Какая необычная снежинка. На ней написаны слова. ( дети читают) _ _ «Автор», «Народ», «СКАЗКИ» и стоит большой вопрос? . Голос Сказки, подскажи. Что за снежинка у нас на пути? Голос Сказки: Чтобы путь продолжить, Вам надо срочно дать ответ. А не- то пурга, метель, д орожки к сказкам заметёт. Вы готовы? Сказочная страна, просит Вас ответить на вопрос, почему сказки называют народными? ( Потому что, их сочинил народ. Сказки передавались от одного человека к другому. Часто в них добавляли что- то новое, или сокращали. И одна и та же сказка могла стать то длинной, то короткой. Сейчас эти сказки можно прочитать в обработке. Обработчики, делают старинную сказку более понятной для современных детей) . _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Голос Сказки: А теперь дайте ответ, почему сказки называют авторскими? Эта снежинка укажет Вам путь к авторской сказке. В ней, герои пережидают суровые зимние дни, с надеждой на спасение. ( дети оказываются около экспозиции «Серая шейка») . 4 сказка «Серая шейка»( педагог шкатулку открывает, и проговаривает вместе с детьми «Шкатулка отворись, хозяин сказки появись! ) Хозяин: ребёнок 4463415575310_ _ _ Здравствуйте ребята, я хозяин сказки. Я знаю, что вы пришли за замочком. Но отдадут вам его сказочные герои, если сможете перечислить всех персонажей, кто был в этой сказке и дать характеристику героям по этой схеме— синквейна. Синквейн – это нескладное стихотворение из 5 строк, составленное по определенным правилам. 1 строка. Герой. ( Назови героя) 2 строка. Слова признаки. ( дай характеристику герою) 3 строка. Слова действия. ( что он делает) 4 строка. Предложение о герое. ( что автор думает о нем) 5 строка. Ваше отношение к герою. ( название героя по новому) 5. СЕРАЯ ШЕЙКА ОДИНОКАЯ НЕСЧАСТНАЯ ПЛАВАЕТ СПАСАЕТСЯ 194183073660 БОИТСЯ МАЛЕНЬКАЯ ПРОСТО ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ УТОЧКА ПТИЦА БЕДНЯЖКА ЛИСА ГОЛОДНАЯ ХИТРАЯ ВЫЖИДАЕТ ПОДКРАДЫВАЕТСЯ УГРОЖАЕТ КАРАУЛИЛ А УТОЧКУ ВСЮ ЗИМУ ПЛУТОВКА, ХИЩНИЦА, ХИТРУША Дети дают определения героям. Составляют предложения. Голос Сказки: Прекрасные характеристики, друзья. А учит сказка всех чему? ( Учит добру и сопереживанию, взаимовыручке. Что дружба, это очень важно. Быть надежным другом, приходить на помощь друзьям- это хорошо и правильно. И еще: никогда не нужно терять надежду, помощь порой приходит в последний момент, когда уже не знаешь откуда её ждать.  Учит всегда верить в лучшее и никогда не сдаваться) . Голос Сказки: Вы достойны, получить замочек. Спасибо за помощь друзья. Замочек от этой сказки за елочкой вы найдёте. ( 4) Педагог: Ребята, пока мы с вами путешествовали, наступили сумерки. На королевство сказок опустилась ночь. Я даже слышу её приближение. Фея Ночи: _ _ _ _ Здравствуйте мои друзья. Вижу долго шли сюда. Сказки мои непростые, а теневые. Любят их дети перед сном просматривать. Только вот беда, просмотреть их можно лишь тогда, когда все тени сможете разместит ь на моём волшебном экране. Вы готовы? Выходите( вызывают детей) А вот Вам, инструкция к выполнению. ( педагогу вручают задание, он зачитывает детям) - В правом верхнем углу расположите- ИЗБУШКУ- В левом нижнем углу_ КОРЫТО- В центре- МОРЕ- В правом нижнем – СТАРИКА с сетью- В левом верхнем – РЫБКА Вот и получилась сказка. Кто догадался, как она называется? А кто её написал? А. С. Пушкин писал сказки непростые, а в…. . чем? ( стихах) . Кто в сказке, исполнял желания? ( Золотая рыбка) А вот и она вместе со своей хозяйкой. 5. Хозяйка сказки: Ребёнок_ _ Здравствуйте, ребята. В моей сказке, автор наделил рыбку даром волшебства. В чём было её волшебство? ( умела исполнять желания) . Почему рыбку можно назвать доброй, благодарной, справедливой. Сколько раз Золотая рыбка исполнила просьбу старика? А вот для Вас задание. Я знаю, что вам нужен замочек от сказки. Если найдёте тень моих подружек рыбок. То замочек окажется у вас. Готовы? 3425771132991969135113030 6. Голос Сказки: Замочек вам рыбка отдала. Он находится под ракушкой. ( 5) _ _ А дорожку, для дальнейшего путешествия, я вам укажу, если скажите, чему учит сказка? (  не злоупотребляй хорошим к тебе отношением, не жадничай и знай меру во всем, умей довольствоваться необходимым, а не мечтай о роскошном. Эта сказка учит, что если вовремя не остановиться, то можно потерять все, что имел) . Голос Сказки: Мудрые вы ребята, вот вам перо, к сказке дорогу укажет оно. Педагог: Ребята, вы уже догадались, в какую сказку мы сейчас попадём? ( Гуси- лебеди) 6 сказка « Гуси лебеди »( педагог шкатулку открывает, и проговаривает вместе с детьми «Шкатулка отворись, хозяин сказки появись! ») Хозяин: _ _ ребёнок Сказка эта всем знакома. Только вот беда. В ней название исчезло, и ещё слова. Если все вы, дружно вместе, их найдёте для меня. Сказка говорить начнёт и каждый тогда её прочтет. Выложить буквами название сказки «ГУСИ- , , , , , , , , , Л Е Б Е Д И» 1524095885 Ребёнок читает отрывок из сказки, заменяя картинки словами. 7. Голос Сказки: Слышу, слышу, читать умеете. А вот какой урок, получила девочка в этой сказке, можете сказать? ( О сновной урок сказки делай людям добро и оно вернется к тебе в трудную минуту. Учит сказка ещё и о заботе о младших, о взаимовыручке, о том как их нужно защищать и оберегать. сказка о добре и зле, о том, что детям нужно слушаться старших и что может случиться если этого не делать. Необходимо быть  ответственным  человеком, заботясь о близких, уделять им время, а не тратить его только на себя, как поступала девочка в начале сказки. Осознав, что порой поступаем неверно, постараться  исправить ошибку( ки) , как и сестрица, сразу же побежала искать братика, а не начала рыдать от безысходности или ещё хуже, придумывать ложь, как оправдаться перед родителями, когда те вернутся. Проявлять  вежливость  и  тактичность  в общении с другими. Если кто- то просит помощи,   не отказывать, а сделать всё возможное в своих обстоятельствах. Если мне помогли, то быть  признательным  и  благодарным. ) Голос Сказки: Вы ребята молодцы. Сказу вылечить смогли. Только бабушка ЯГА, за время вашего пути побывать успела и в других сказках. И скажу я вам друзья, натворила там больших бед. Она умудрилась перепутать вещи сказочных героев. Без вашей помощи, героям сказок их не найти. 4409440269240 Помогите им. Найдите вещь для каждой сказки. ( дети определяют местоположение каждой вещи) . Голос Сказки: Ребята, вы с заданием спра ви лись. Но коварство Бабы Яги не исчез ло. Завтра она вновь гадости делать начнёт. Вот бы её характер исправить, как бы её задобрить? Педагог: Ребята, как вы думаете, отчего у бабы Яги такой скверный характер? _ _ Как можно её задобрить, чтобы она перестала гадости делать? ( варианты от детей) . 4454525382905 Педагог: Давайте подарим ёй красивый расписной платок. Ведь ей подарков никто никогда не дарил. Она так дано живёт, что никто и не помнит когда у неё день рождение. Готовы? А вот вам от печки необычные кирпичики- штампы. В краску их окуните, к платку приложите, узор получите. ( Дети украшают платок штампами, затем накидывают на портрет Бабы Яги, говорят волшебные слова, переворачивают портрет и получают образ красивой принцессы) Голос Сказки: Вот так чудеса, вы настоящие волшебники. Отдаю последний 6 замочек. Он находится в печке. Передайте их все В асилисе. Пусть сказки запирает и открывает их для тех, кто их любит. Пусть они приходят к детям и учат их добру и разным житейским премудростям. Ведь всем известно, что в сказках ДОБРО всегда побеждает…. . ЗЛО. ( Дети передают замочки и шкатулку Василисе) А ещё, за печкой, от Бабы Яги, за вашу доброту и внимание к ней, подарок. Это птенец Диких лебедей. Гусь- говорун. Сказки горазд, рассказывать он. Умеет он и петь. Так что скучать с ним не придется. Педагог: Спасибо голос Сказки, и Бабе яге спасибо. Нам пора возвращаться. Поспешим ребята к Василисе. ( детей встречает Василиса. Дети отдают ей замочки) Василиса: Спасибо за помощь друзья. Сказки крепко накрепко запру теперь я, чтобы их перепутать никто не смог. А вам, за вашу помощь, я хочу вручить Дипломы. За отличные знания сказок и умения находить в них житейскую мудрость. А ещё вам угощение, для отличного общения. А мне пора уходить. Двери закрываются, сказки в книжках собираются. Для детишек, для друзей, для пытливых малышей. Книгу ты дружок бери, там найдёшь все сказки ты! А сейчас пришла пора всем сказать друзья, ПОКА.

Оставить комментарий: