a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Проект направленный на адаптацию детей раннего дошкольного возраста (1-3 лет) к условиям детского сада. «Здравствуй, малыш!»

Автор: Молочаева Елизавета Сергеевна Опубликовано: 2022-04-14 10:12:46

Проект направленный на адаптацию детей раннего дошкольного возраста( 1- 3 лет) к условиям детского сада. «Здравствуй, малыш! » Актуальность проекта: Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным( адаптированность, т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным( стресс) . При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт( эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения( способность легко и точно выполнять новые требования) . С приходом в ясли у ребёнка начинается новый этап в его жизни. Период младенчества прекрасен и эмоционально насыщен для малыша, но время идёт, малыш подрастает и появляется необходимость нового этапа в его жизни – знакомство с таким социальным институтом как детский сад. Это обстоятельство вносит в жизнь ребёнка серьёзные изменения, к которым необходимо привыкнуть: - к отсутствию близких, родных людей; - к соблюдению режим дня; - к постоянному контакту со сверстниками и незнакомыми взрослыми. в результате ребенку приходиться приспосабливаться к новым условиям, а это в свою очередь требует от него разрушения некоторых уже сложившихся ранее связей и быстрого образования новых. На данном этапе ребенок переживает адаптационный период. Актуальность проекта состоит в том, что он сочетает в себе средства и способы эффективного руководства процессом привыкания к детскому учреждению и сохранению здоровья ребенка в адаптационный период через продуманную систему педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение. Предполагаемый проект – адаптационный проект к условиям детского сада детей раннего возраста, учитывающий психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста. 1. Правильно организованная предметно – развивающая среда с точки зрения психолого – педагогических требований должна способствовать более быстрой адаптации ребёнка, поддерживанию эмоционального благополучия малыша и создавать условия для его развития. Для этого в адаптационной группе важно выделить зону познавательной деятельности, художественную зону и конструктивно – игровую зону. 2. Ко второму условию относят требования к профессиональной компетентности педагога. Для успешной организации процесса адаптации малышей педагогу необходимо знать особенности развития ребёнка раннего возраста, учитывать социальную ситуацию развития каждого малыша, ориентироваться на имеющийся опыт организации процесса адаптации детей, существующий в детском саду. 3. Взаимодействие детского сада и семьи, как показывают современные исследования, - двух сторонний цикличный процесс. В работе с родителями педагоги проявляют участие, понимание к проблемам воспитания и обучения детей. Родители принимают активное участие в проекте адаптации: обеспечивают систематическое посещение, принимают участие в игровой и практической деятельности, поддерживают и устанавливают положительное взаимодействие. Цель проекта – создание оптимальных условий для совместной деятельности всех участников образовательного процесса, направленных на успешную адаптацию ребенка в детском саду. Задачи: Создавать условия для организации адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения Оказывать помощь детям в осознании себя как члена детского коллектива и освоении разных социальных ролей. Повышение уровня компетентности родителей в вопросах адаптации ребенка к условиям детского сада и их мотивации к взаимодействию с ДОУ на основе включения в совместную проектную деятельность. Участники проекта: Дети 1года до 3 лет, родители, воспитатели, педагог- психолог. Сроки проведения: с апрель 2022г. по сентябрь 2022 г. Тип проекта: Информационно – практико- ориентированный Ожидаемые результаты. Успешное прохождение детьми адаптационного периода с высокой вероятностью легкой и средней степени адаптации. Повышение компетентности родителей в воспитании и обучении детей. Возрастание активности родителей и включенности их в образовательный процесс. Тесный эмоциональный контакт между воспитателями и детьми. Возможные риски реализации проекта: невысокий уровень родительской мотивации к полноценному сотрудничеству; высокий процент детей с тяжелым уровнем адаптации( часто болеющие дети) . Этапы проекта: Подготовительный – апрель, май. Основной: июнь, июль. Заключительный – август, сентябрь. Ожидаемые результаты Успешное прохождение детьми адаптационного периода с высокой вероятностью легкой и средней степени адаптации. Повышение компетентности родителей в воспитании и обучении детей. Возрастание активности родителей и включенности их в образовательный процесс. Тесный эмоциональный контакт между воспитателями и детьми. 1 этап. Подготовительный  подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр; разработка конспектов адаптационных занятий, совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей; пополнение предметно- развивающей среды групп младшего дошкольного возраста; разработка информационного материала для родительского уголка; разработка анкет для родителей; составление перспективного плана проекта. Родителям предлагалось заполнить анкету «Готов ли ребёнок к детскому саду». Данную анкету разработала кандидат педагогических наук Печора Ксения Люциановна. Ответив, на вопросы данной анкеты можно приблизительно оценить насколько ребёнок готов к поступлению в дошкольное учреждение, а также увидеть на что стоит обратить внимание в психосоциальном развитии ребёнка. 2. Основной этап нашего проекта делится на три блока: работа с родителями, работа с детьми и работа с педагогами. Работа с родителями была направлена на решение задачи в предоставлении квалифицированной консультативной и практической помощи родителям, а так же выработки единой системы развития и воспитания ребёнка в ДОУ и семье. Для того чтобы решить поставленную задачу, мы использовали следующие формы работы с родителями: анкетирование «Давайте познакомимся» Консультирование для повышение психолого- педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации. Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр. Работа с педагогами Консультирование с практическими рекомендациями игр, игровых упражнений в период адаптации детей к детскому саду; Информирование педагогов по средствам использования информационно- коммуникативных технологий: методические пособия, памяток, информационных листовок, презентаций. ( Размещение методических материалов на сайте ДОУ) Посещение открытых мероприятий Работа педагога – психолога Игры и упражнения, составляющие основу занятий, способствуют снятию психоэмоционального напряжения, снижению импульсивности, тревоги и агрессии, совершенствованию коммуникативных, игровых и двигательных навыков, развитию познавательных процессов, оптимизации детско – родительских отношений. Критерии параметров наблюдения эмоциональное состояние( настроение) аппетит во время завтрака, обеда, полдника характер сна и длительность засыпания проявления активности в игре, на занятиях в речи взаимоотношения с детьми, взаимоотношения со взрослыми 3 этап. Заключительный  Фотовыставка для оформления приёмной «Мы уже не плачем»; анализ адаптационных карт, определение степени адаптации детей; анализ проведенной работы; презентация проекта для педагогов и родителей; публикация проекта на интернет- сайте. Основные проблемы с которыми столкнулись педагоги в период адаптации: отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского учреждения; наличие отрицательных привычек( сосание соски, укачивание при укладывании) ; несформированность необходимых культурно- гигиенических навыков; сильная отрицательная эмоциональная реакция на разлуку с матерью( причины: нет опыта разлуки с матерью или с отцом, узкий круг общения ребенка) . Вывод: В целом, процесс прохождения адаптационного периода можно считать положительным, на это указывают такие показатели в поведении детей как глубокий сон; хороший аппетит; бодрое эмоциональное состояние; полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение. Они активно контактируют со взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро адаптируются к новым условиям( незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников) . Обобщая выше сказанное, можно сделать следующие выводы: Выбранные направления работы и проведенные мероприятия по преодолению трудностей адаптационного периода можно считать эффективными. У детей преобладает радостное, устойчиво- спокойное эмоциональное состояние. Литература: 1. Рабочая образов ательная программа 1 младшей группы № 4 для детей 1- 3 года http: / / bt- lady. com. ua/ cat- child/ psychology- and- development/ article- 1069- problemyi- adaptatsii- v- detskom- sadu/ Проблемы адаптации в детском саду. http: / / www. detsad 14. ru/ psychology/ articles/ emot_ troubles. html Эмоциональные проблемы у детей в период адаптации в детском саду. http: / / volgo- mame. ru/ publ/ 71- 1- 0- 263 Адаптация ребенка в детском саду.

Оставить комментарий: