a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Методические материалы

Автор: Идрисова Райхан Вафейевна Опубликовано: 2022-04-30 22:28:40

Документы для скачивания

Авторская разработка в неклассного мероприятия ко Дню П обеды. Внеклассное мероприятие на тему: « …Это нужно не мертвым, Это нужно живым! » Цели: Воспитать у обучающихся патриотические чувства к своей Родине, гордость за её героическое прошлое, уважение к участникам Великой Отечественной войны, готовность к жертвенным поступка м во имя величия и процветания р еспублики. Способствовать расширению представлений о подвиге нашего народа во время Великой Отечественной войны, о мужестве, отваге. Задачи: Образовательные: Расширить знания обучающихся о событиях 1941- 1945 гг. Пробудить интерес к изучению исторического прошлого нашей Родины. Воспитательные: Воспитание у обучающихся благодарной памяти о простых советских людях, победивших фашизм, воспитание чувства гордости за свою страну. Содействовать воспитанию патриотизма и любви к своей «малой» Родине. Развивающие: Развивать интерес к изучению истории, литературы. Мультимедийное оборудование. Презентация к уроку, видеофильм «Начало войны», «Парад на Красной Площади 1941 года». Песня из кинофильма «Офицеры», «Землянка», «Служить Отчизне» Выставка книг о войне. Плакаты «1941 – 1945», «Никто не забыт, ничто не забыто» Мультимедийное оборудование. Презентация к уроку, видеофильм «Начало войны», «Парад на Красной Площади 1941 года». Песня из кинофильма «Офицеры», «Землянка», «Служить Отчизне» Выставка книг о войне. Плакаты «1941 – 1945», «Никто не забыт, ничто не забыто» Оборудование: Мультимедийное оборудование. Презентация к интерактивной игре «Своя игра», видеофильм «Начало войны». Выставка книг о войне. Плакаты «1941 – 1945», «Никто не забыт, ничто не забыто» На доске   тема и эпиграф   мероприятия. …Это нужно не мертвым, Это нужно живым! Люди! Покуда сердца стучат, - Помните! Какою ценой завоевано счастье, - Пожалуйста, помните! Роберт Рожде ственский. I. Организационный момент. - Дорогие ребята! Сегодняшнее внекласс ное мероприятие мы посвящаем Д ню Победы – 9 Мая. . На вечере присутствуют гости: бывший военный комис сар Зианчуринского р айона и офицер ы запаса. Они являются сегодня вашими помощниками. У каждой команды есть возможность обраться за помощью к ним – один раз. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми; п оказывать, что вы знаете и как умеете работать. 1. Вступительное слово учителя:       22 июня 2021 года наша страна будет отмечать горькую страницу нашей истории – начало войны. Так устроен мир, время неумолимо движется вперед, оставляя позади великие события в жизни народов.     Для нас  с вами  Великая Отечественная война –  история. Но совесть и долг перед погибшими и пережившими войну нашими отцами, дедами и прадедами не должны позволить нам забыть эти героические и трагические страницы летописи нашего государства. 22 июня 1941 года мирная жизнь нашей страны была разрушена вероломным нападением фашистской Германии. И, чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины народ вступил в смертельный бой с коварным, жестоким, беспощадным врагом: Пламя ударило в небо! — ты помнишь, Родина? Тихо сказала: «Вставайте на помощь…» Родина. Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина. Просто был выбор у каждого: я или Родина. В неклассное мероприятие час мы проведем в игровой форме. Вначале послушаем чтение стихотворений о войне, выученных вами специально для этого мероприятия. 1- й чтец: Над страною занималось утро, Летнее, душистое, земное. Плыли облака из перламутра, Отдыхая от дневного зноя. За окном- большой, зелёный сад, Где весною яблони и груши Н адевают праздничный наряд. Плыло небо в светлых  звёздных точках, Небо тоже дожидалось дня. И никто не знал, что этой ночью Н а рассвете началась война. 2- й чтец: Июнь. Клонился к вечеру закат И белой ночи разливалось море, И раздавался звонкий смех ребят, Не знающих, не ведающих горя. Июнь. Тогда еще не знали вы, Со школьных вечеров шагая, Что завтра будут первый день войны, А кончится она лишь в 45- м, в мае. 3- й чтец: От героев былых времен не осталось порой имен, — Те, кто приняли смертный бой, стали просто землей и травой. Только грозная доблесть их поселилась в сердцах живых. Этот вечный огонь, нам завещаный одним, мы в груди храним. Погляди на моих бойцов, целый свет помнит их в лицо, Вот застыл батальон в строю, снова старых друзей узнаю. Хоть им нет двадцати пяти — трудный путь им пришлось пройти. Это те, кто в штыки поднимался, как один, те, кто брал Берлин. 4- й чтец: Не печальтесь, мои сёстры, И плачь, родная мать, Ухожу я добровольцем Край родимый защищать! Уезжаю я, товарищ, На священную войну. До последней капли крови Защищать свою страну. До свиданья, лес и горы, До свиданья, бережок. Очищать от фрицев землю! Буду вдоль и поперёк! 5- й чтец: На большой земле однажды К ончилась война. Будем жить, встречать рассветы, Верить и любить. Только не забыть бы это! Лишь бы не забыть, Как всходило Солнце в гари, И кружилась мгла, А в реке – меж берегами – Кровушка текла. Были чёрными берёзы Долгие года, Были выплаканы слёзы Вдовьи – навсегда. Эта память – верьте, люди, Всей земле нужна … Е сли мы войну забудем, Вновь придет война. II. Постановка учебной задачи Учитель: - Ребята, вторая часть нашего вечера пройдет в виде интеллектуальной игры «Своя игра». П равила игры: 1.   Игра на чинается по кнопке   на первом слайде. 2. Учащиеся выбирают категорию вопросов и количество баллов. 3. По щелчку мыши( на кнопку с баллами) переход на слайд     с вопросом. 4. Ответ на вопрос открывается  при щелчке на слайд.      5. Возврат к вопросам  по щелчку на кнопку первого слайда с темами игры.      6. Игра заканчивается, когда в категориях вопросов не остаются очки. - Вы должны б удете разделиться на 2 команды, придумать название и девиз. Участники выбирают тему вопроса и его стоимость. Право ответа принадлежит команде, первой поднявшей табличку. В случае верного ответа на счет команды поступает количество баллов, соответствующее стоимости вопроса, и игроки получают право выбора следующего вопроса. Если игроки дали неправильный ответ, то с его счета снимается количество баллов, соответствующее стоимости вопроса, а право ответить на этот вопрос переходит к другой команде. Всем понятны правила нашей игры? Тогда давайте начнём. Желаем вам всем удачи! - Как вы думаете, в чём сила любой команды? ( в единстве, взаимопонимании, умении слушать и слышать друг друга  и принимать правильное решение) . Команда может придумать своё название и девиз. В викторине принимают участие 2 команды. Участники выбирают тему вопроса и его стоимость. Право ответа принадлежит команде, первой поднявшей табличку. В случае верного ответа на счет команды поступает количество баллов, соответствующее стоимости вопроса, и игроки получают право выбора следующего вопроса. Если игроки дали неправильный ответ, то с его счета снимается количество баллов, соответствующее стоимости вопроса, а право ответить на этот вопрос переходит к другой команде. Всем понятны правила нашей игры? Тогда давайте начнём. Желаем вам всем удачи! Интеллектуальная игра состоит из пяти тем. К каждой теме даны пять вопросов. ТЕМЫ: «Герои 112- й башкирской кавалерийской дивизии» «Полководцы Великой Отечественной » «Основные битвы» «Ордена и медали» «Песни военных лет ». III. Практическая часть Вопросы первой темы: Герои 112- й кавалерийской дивизии Командир 1- го кавалерийского полка, отозванный с фронта? ( Стоимость – 10 баллов) Ответ – Кусимов Тагир Таипович Сколько Героев Советского Союза было в составе дивизии? ( Стоимость – 20 баллов) Ответ – 78 солдат и офицеров 3. В каком году командиру дивизии М. М. Шаймуратову присвоено звание Героя России? ( Стои мость – 3 0 баллов) Ответ- Указом президента РФ В. В. Путиным 30 марта 2020 года 4. 22 марта 1942 года председатель Президиума Верховного Совета БАССР Р. К. Ибрагимов вручил дивизии знамя. Из какого района Рахим Киреевич? ( Стоимость- 40 баллов) Ответ – из д. И ткулово( Юлдашево) Зианчуринского района 5. Назовите командиров дивизии( Стоимость- 50 баллов) Ответ – М. Шаймуратов( 1941- 23. 02. 1943) и А. Белов( 1943- 1945) Вопросы второй темы: ЛИЧНОСТИ 1. Один из героев, водрузивших над куполом рейхстага Красное Знамя Победы 30 апреля 1945 г. ( Стоимость – 10 баллов) Ответ – М. В. Кантария 2. Легендарный лётчик, после тяжёлого ранения и ампутации голеней обеих ног вернувшийся в ряды воинов Красной Армии. ( Стоимость – 2 0 баллов) Ответ – А. Маресьев. 3. Лётчик- истребитель, трижды Герой Советского Союза, лично сбивший за годы Великой Отечественной войны 59 фашистских самолётов. ( Стоимость – 3 0 баллов) Ответ- А. И. Покрышкин 4. Майор Красной Армии, один из руководителей обороны Брестской крепости, гарнизон которой мужественно защищался с 22 июня до середины июля 1941 г. В 1957 г. ему было присвоено звание Героя Советского Союза. ( Стоимость – 4 0 баллов) Ответ- П. И. Гаврилов 5. Маршал Советского Союза, подписавший акт о капитуляции Германии с советской стороны. ( Стоимость – 5 0 баллов) Ответ- Георгий Жуков Вопросы третьей темы – Ордена и медали 1. Эта медаль – одна из самых первых наград ВОВ, вручалась как участвовавшим в обороне города, так и тем, кто по различным причинам был эвакуирован из города в период его обороны по болезни, по ранению, в связи с выполнением правительственных заданий и т. п. ( Стоимость – 10 баллов) Ответ – «За оборону Ленинграда» 2. Этим орденом награждали рядовых и сержантов Красной Армии и лейтенантов авиации. ( Стоимость – 2 0 баллов) Ответ – Орден Славы 3. Этой медалью награждаюися матросы и солдаты, мичманы и прапорщики Военно- Морского Флота и морских частей пограничных войск. ( Стоимость – 3 0 баллов) Ответ – Медаль Ушакова 4. Первый орден Великой Отечественной войны, имеет две степени. Награждались как командиры Красной Армии, так и рядовые красноармейцы. О какой награде идёт речь? ( Стоимость – 4 0 баллов) Ответ – Орден Отечественной войны. 5. Этим орденом награждены многие полкодцы СССР, учреждён в 1943 году, это высшая военная награда. Что это за орден? ( Стоимость – 5 0 баллов) Ответ – Орден «Победа» Вопросы четвёртой темы – Основные битвы 250 дней длилась оборона этого города. В этой битве гитлеровская Германия потеряла столько солдат и офицеров, сколько во всех фронтах до войны с СССР. О какой обороне идёт речь? ( Стоимость – 10 баллов) Ответ – Оборона Севастополя Битва за этот город фашистами началась 30 сентября. В ходе этих боев лётчик Талалихин совершил первый таран. ( Стоимость – 2 0 баллов) Ответ – Московская битва Противник бросил в бой большое количество танков, пехоты, самолётов. Число вражеских танков на километр фронта достигало 100 машин. ( Стоимость – 3 0 баллов) Ответ – Курская дуга Эта битва началась в июле 1942 и закончилась в феврале 1943 года. К этому периоду относится приказ Сталина «Ни шагу назад! » Об обороне какого города идет речь? ( Стоимость – 4 0 баллов) Ответ – Сталинградская битва Во время этой операции впервые были применены знаменитые «катюши», 4 дивизии впервые стали называться гвардейскими. ( Стоимость – 5 0 баллов) Ответ – Смоленское сражение Вопросы пятой темы – Песни 1. Эта песня написана ещё в 1938 году, но стала популярной благодаря миномётам. ( Стоимость – 10 баллов) Ответ – «Катюша» 2. Эта песня знакома каждому из вас. Она посвящена легендарному командиру. О ком эта песня и кто авторы? ( Стоимость – 2 0 баллов) Ответ- О Минигали Шаймуратове. Ответ- автор стихов – Кадир Даян, автор музыки – Загир Исмагилов. 3. Автор этой песни- корреспондент газеты «Правда», посвятил её актрисе. Песня звучит в фильме «Парень из нашего города» Как называется стихотворение? ( Стоимость – 3 0 баллов) Ответ – «Жди меня» Поэту Долматовскому и композитору Фрадкину было поручено создать офицерский вальс. Первоначальное название «Офицерский вальс». Как песня называется сейчас? ( Стоимость – 4 0 баллов) Ответ – «Случайный вальс» 5. Одна из лирических песен времён войны. Певец Леонид Утёсов сделал её шлягером. Как называется она и кто автор стихов? ( Стоимость – 5 0 баллов) Ответ – «В землянке», поэт Алексей Сурков. IV. Заключительная часть. Слово гостям – офицерам запаса. V. Награждение победителей. Рефлексия. - Ребята, выскажите своё мн ение о сегодняшнем мероприятии. Вам всё понравилось? Вы узнали что- нибудь новое сегодня? Смогли ответить на вопросы игры? Какой вывод сделали после игры? Я думаю, что вы поняли, что историю страны необходимо знать. Мне было очень приятно и интересно с вами работать, до новых встреч!

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ БАШКИРСКОЙ ГИМНАЗИИ- ИНТЕРНАТА( Программа исследования) Идрисова Р. В. , учитель русского языка и литературы Новые стандарты образования предполагают внесение изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смешение акцентов с одной стороны- вооружить обучающихся знаниями- на другую: формировать у них общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности. Учебная деятельность обучающихся должна быть освоена ими в полной мере, со стороны всех компонентов: обучающийся должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач( выделение учебной задачи) , хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи( учебные действия) ; уметь самостоятельно контролировать процесс своей работы( контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения( оценка) , только тогда обучающийся становится субъектом учебной деятельности. Одним из способов превращения обучающегося в субъект учебной деятельности является его участие в учебно- исследовательской деятельности. В Программе развития гимназии- интерната на 2015- 2025 годы прописано, что современному обществу нужен человек, который сумеет самостоятельно мыслить, ставить перед собой социально значимые задачи, проектировать пути их решения, прогнозировать результаты и достигать их. Система образования должна формировать такие новые качества выпускника, как инициативность, мобильность, гибкость, динамизм. Учебно- исследовательская деятельность направлена на формирование у обучающихся основ культуры исследовательской деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования. При разработке методики во главу угла славилась необходимость изучения русского языка обучающимися башкирской национальности с опорой на родной язык. В гимназию- интернат поступают дети из разных деревень, где нет русскоязычной среды. Задача учителя русского языка- учет национальной специфики, увеличение объема текстового материала, желательно связанного с региональным компонентом, и подбор должного количества упражнений и заданий, развивающих наряду с языковой, речевой, культурологической компетенцией, исследовательских умений и навыков. Актуальность исследования определяется наличием противоречий между: - возросшими требованиями современного общества к креативным качествам личности, способности к принятию самостоятельных решений и несформированностью в полной мере этих качеств у обучающихся; - огромными потенциальными возможностями учебно исследовательской деятельности в развитии личностных качеств обучающихся, включая их в познавательный интерес, и неразработанностью форм, методов и условий применения при изучении русского языка, недостаточной исследованностью теоретических аспектов организации учебно- исследовательской деятельности; - необходимостью организации учебно- исследовательской деятельности обучающихся при изучении русского языка и внеурочной деятельности и недостатком научно обоснованных методических рекомендаций по осуществлению учебно- исследовательской деятельности н а уроках. Указанные противоречия позволили определить проблему исследования, заключающегося в необходимости научного обоснования и разработки методической системы организации учебно- исследовательской деятельности при изучении русского языка в условиях сельской башкирской гимназии- интерната. Актуальность, практическ ая значимость и недостаточная теоретическая разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования «Формирование учебно- исследовательских умений и навыков обучаю щих ся при изучении русского языка в условиях сельской башкирской гимназии- интерната». Цель исследования: создание методической системы организации учебн о- исследовательской деятельности обучающихся при изучении русского языка в условиях сельской башкирской гимназии- интернат а. Гипотеза исследования: процесс формирования исследовательских умений и навыков обучаю щих ся при изучении русского языка в условиях сельской башкирской гимназии- интерната будет эффективным, если- в ыявлена теория и практика организации учебно- исследовательской деятельности обучающихся в сфере общего и дополнительного образования; - разработана методика организации учебно- исследовательской деятельности обучающихся при изучении русского языка в условиях сельской башкирской гимназии- интерната; - организовано обучение по формированию исследовательских умений и навыков. В соответствии с поставленной целью и сформированной гипотезой определены задачи исследования: 1. Из учить и проанализировать педагогическую, психологическую и методи ческую литературу по исследуемой проблеме. 2. Научно обосновать и создать методическую систему организации учебно- исследовательской деятельности обучающихся при изучении русс кого языка в условиях сельской башкирской гимназии. 3. Экспериментально проверить эффективность созданной м ет одической системы организации учебно- исследовательской деятельности обучающихся при изучении русского языка в условиях сельской башкирской гимназии- интерната. Объект исследования: процесс обучения русскому языку в обще образовательных учреждениях. Предмет исследования: формирование исследовательских умений и навыков обучающихся при изучении русс кого языка в условиях сельской башкирской гимназии- интерната. Методологической основой и теоретической базой исследования являются совокупность научных знаний, рассматривающих законы диалектического развития личности, теории деятельности, развитие деятельности. Методы исследования: теоретический анализ научных источников и литературы, педагогический эксперимент, анкетирование, диагностирование, статистические методы обработки данных. Новизна и практическая значимость: Предполагаемая научная новизна: - выявление новых возможностей ведения исследовательской работы с обучающимися; - усовершенствование методик обучения для формирования исследовательских умений и навыков, повышающих кач ество образовательного процесса. - разработка новых вариантов моделей процесса обучения исследовательской деятельности, позволяющих оптимизировать его содержание и повысить эффективность усвоения учебного материала. Практическая значимость исследования: - разработанная и апробированная модель реализации процесса формирования исследовательских умений и навыков позволит оптимизировать ее содержание и повысить эффективность усвоения материала конкретной дисциплины “русский язык” обучающимися; - полученные в ходе работы результаты могут быть использованы в других классах гимназии- интерната и школах района с целью повышения качества образовательного процесса. Этапы исследования: Первый этап( 2018- 2019 гг. ) - изучение исследуемой проблемы в теории и педагогической практике, анализ психолого- педагогической, методической литературы, нормативных документов. Формулировка темы, определение проблемы, цели, формирование гипотезы, разработка задач исследования, критериев сформированно сти исследовательских умений и навыков; проведение констатирующего эксперимента. Второй этап( 2019- 2020 гг. ) - проведение формирующего эксперимента. Организация учебно- исследовательской деятельности обучающихся в соответствии с разработанной методической системой с учетом условий сельской башкирской гимназии- интерната. Третий этап( 2020- 2021 гг. ) - контрольный эксперимент. Проверка эффективности методической системы организации учебно- исследовательской деятельности обучающихся, обобщение, формулировка основных выводов, осуществление систематизации информации, оформление исследования. Ожидаемые результаты исследования: 1. повысить качество образовательного процесса; 2. п о в ысить мотивацию к изучению предмета; 3. развить креативность мышления учащихся; 4. развить исследовательские и творческие навыки; 5. развить навыки самостоятельной работы и навыки работы в команде; 6. развить рефлексию; 7. повысить компьютерную грамотность. Критерии оценки ожидаемых результатов: Об учающиеся должны научиться: - виде ть проблему; - ставить вопросы; - выдвигать гипотезы; - давать определение понятиям; - на блюдать; - делать заключения; - готовить тексты сообщений; - объяснять, доказывать и защищать свои идеи. Прогноз положительных результатов: - обозначится граница исследования; - разработается гипотеза или гипотезы; - деятельность по самостоятельному исследованию- выберутся методы исследования; - поведется последовательно исследование; - зафиксируются полученные знания( соберется и обработается информация) ; - проа нализируются и обобщатся полученные материалы; - подготовится отчет- сообщение по результатам исследования; - организуются публичные выступления и защита с доказательством своей идеи; - простимулируются исследовательское творчество у гимназистов. План работы в экспериментальном классе Этапы работы Цели и задачи учебно- исследовательской работы Содержание занятий 1 Предварительный Диагностика знаний, навыков и умений; ориентация в сфере личных интересов ученика. Формирование общих представлений об исследовательской работа; знакомство с достижениями лингвистической науки Письменные и устные задания, вопросы для выявления уровня владения знаниями у умениями по русскому языку, способностей и интересов участников факультатива. Знакомство с современными проблемами изучения русского языка, лингвистическими методами исследования( обсуждение лингвистических работ, выполнение упражнений, моделиру ющих исследование. Задания и задачи на систематизацию теоретических знаний о языке 2. Выбор проблемы исследования Предварительная ориентация в выборе проблемы исследования Обсуждение возможных тем исследования, предложенных с учетом личных качеств, интересов учащихся, их знаний, навыков, актуальных проблем в исследовании языка, тематики предстоящих конференций учащихся 3. Изучение научной литературы Обучение практическим навыкам работы со справочной и научной литературой Составление библиографии по теме; разные виды чтения, выделение главной мысли, конспектирование; обсуждение прочитанных научных работ 4. Формулиро вание те мы, гипотезы, определение целей, задач, методов исследования Формирование иссле довательских умений( формулирование темы, гипотезы, постановки целей и задач исследо вания, определение ме тодов в зависимости от объекта исследования) Консультирование по вопросам формулирования темы, гипотезы, понимания целей и задач работы, по методике проведения исследования 5. Сбор материала Обучение сбору мате риала или организации эксперимента Планирование и проведение лингвистического эксперимента, сбор языкового материала 6. Обработка полученного материала Обучение анализу и статистической обра ботке полученных мате риалов, представлению результатов в виде таб лиц, графиков, диаграмм Анализ и статистическая обработка полученного материала 7. Формулиро вание выводов Формирование умения обобщать собранный материал, формулиро вать выводы Систематизация и обобщение результатов работы 8. Создание текста Практическое овладе ние научным стилем речи Обучение редактиро ванию научного текста, навыкам «свертывания» и «развертывания» текста Написание текста учебно- исследователь ской работы Редактирование и оформление работы, составление тезисного плана 9. Представле ние результа тов работы Обучение основам устного публичного выступления Представление работы на научн о- практической конференции школьников 10. Оценка работы Получение навыков рефлексии на продукт и результат учебно исследовательской работы Анализ проделанной работы, ее результатов; обсуждение перспективы исследования В основу исследовательской деятельности с обучающимися легла работа с концептами русского языка. Обучающимся был предложен план поиска материала по учебнику «Русский язык» под редакцией профессора Саяховой Л. Г. Я зык- сокровищница языка. Он воплощает в себе историю, культуру, обычаи n народа. Родной язык формирует национальную личность, отражает духовно- нравственный опыт народа, связывает с национальными традициями. Язык- хранилище народного духа. Национально- культурный компонент прежде всего проявляется в лексике, фразеологии и тексте. Слово становится фактом культуры народа, превращается в концепт. Концептами культуры становятся ключевые слова, обозначающие значимые для определенного народа предметы и явления. Концепты изучаются многими учеными- линг вистами. Понятие самого термина «концепт» связывают с лингвистом С. А. Аскольдовым. Педагог при держивается определения: «Концепт- это то, посредством человек сам входит в культуру, а в некоторых случаях влияет на нее»( С. Ю. С тепанов) Из вестно, в рамках модернизации содержания школьного курса русского языка и методики его преподавания одним из самых перспективных представляется лингвокультурологическое направление. Основная цель данной новой отрасли языкознания- взаимосвязанное из учение языка и культуры. Важным структурным компонентом языкового образования школьников является культура народа- носителя русского яз ыка. Невозможно познать русский, как и любой другой язык, в отрыве от познания всего того, что создано народом, говорящим на этом языке. Работа с концептом начата в начале 2018 года, когда в гимназии началась апробация учебника Л. Г' . С аяховой «Слово» в 5- 9 классах. В учебнике 5- го класса было 40 концептов: гроза, солнце, луна, родина, очаг, дом, море, река и другие. За 4 года работы над концептом обучающимися написаны исследовательские работы на темы: «Концепты «Море, река», К онцепты «Луна, солнце», Концепты «Огонь, вода», «Концепт «Лошадь» и другие. Основные методические приемы работы с концептами Каждый раз новый концепт в водится через характеристику ассоциативных представлений учащихся о данном слове- понятии. Задается вопрос: «Какие ассоциации возникают, когда слышишь слово, например, огонь? Образуется ассоциативное поле каждого ученика. Эту работу можно проделать через отгадывание загадок, через пословицы и no го ворки. Проведенный констатирующий и обучающий эксперименты показали, что определенные ценности, такие, как «красота», «семья», «музыка» и другие сформированы. Обучающиеся данного класса, в отличие от других, стр емились определить значимость многих концептов в своей жизни.

Оставить комментарий: