a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Доклад: "Как чтение художественной литературы влияет на экологическое воспитание дошкольников" 20.03.2022 г.

Автор: Солобуева Маргарита Ивановна Опубликовано: 2022-05-03 16:44:24

Доклад:

Тема «Как чтение художественной литературы влияет на экологическое воспитание дошкольников»

Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Сегодня экология – не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это мировоззрение.

В наше время, как и на протяжении многих веков, жизнь человека является неотъемлемой частью природы. Мир, который окружал наших праотцов, наполнялся определённым смыслом. Наши праотцы боготворили природу, приписывали ей человеческие действия и переживания, оживляли и одухотворяли её. Мне кажется, что современному ребёнку важно научиться осознавать, что природа-мать – это колыбель всего живого на земле, важно раскрыть новое в знакомом и знакомое в новом, выявляя простейшие закономерности и связи. В результате своими действиями необходимо поддерживать в ребёнке чувство общности и единения с природой, способствовать овладению в дошкольном возрасте гармоничными способами взаимодействия с нею.

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей; к себе и людям как к части природы; к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Встречи с природой помогают формировать у них реалистические знания об окружающем мире, гуманное отношение к живым существам. Воспитание экологической культуры – одно из важнейших направлений всестороннего развития личности дошкольника. Сложная экологическая обстановка в мире, её тяжёлые последствия, экология родного края, засорённость среды обитания – всё это вызывает необходимость способствовать экологическому образованию детей в детском саду.

При чтении художественной литературы у детей накапливаются знания о природе, воспитывается интерес и любовь к природе. Развивается чувство красоты. Некоторые литературные произведения могут быть прочитаны после наблюдения за природными явлениями. Иногда чтение предшествуется наблюдением. Художественное описание уже знакомых растений. Животных или явлений природы делает восприятие детей ярче, вызывает интерес к наблюдению. Так, например, после слушания рассказа М.Пришвина "золотой луг" они начинают обращать внимание на вид земли, травы в разное время дня и при разной погоде. Рассматривать травинки. Искать одуванчики и замечают изменения в форме цветка. Когда он закрывается и открывается.

Художественное описание незнакомых растений и животных, которое опирается уже на имеющиеся наблюдения и общие представления. Создаёт новый образ, помогающие найти описываемые объекты в природе. На прогулке дети отыскивают те или иные цветы, признаки которых описаны в сказках. Рассказах.

После прочтения литературы и наблюдения на прогулке. Хорошо проводить беседы с детьми. Беседа состоит из вопросов воспитателя и ответов на них детей. Это ценный метод уточнения и расширения уже имеющихся знаний. Увеличения словаря детей и развития у них связной речи. Во время беседы можно использовать наблюдение или рассматривание картин. Вопросы должны оживлять в памяти детей полученные представления и можно подсказывать детям предложениями из произведения. Так же при помощи чтения художественной литературы и беседы дети узнают правила поведения на природе, ухода за ней!

Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Чем раньше начинается воспитание, тем ощутимее результаты, поэтом начинать необходимо уже с первых шагов ребёнка по родной земле. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему живому, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы, понимание само ценности здоровья, бережное отношение к предметам рукотворного мира – вот составляющие экологической культуры, формирование которых способствует полноценному развитию личности ребёнка.

Делая вывод можно сказать, что в наш век унижения и уничтожения природы, надругательства над средой обитания нет важнее задачи, чем привить ребёнку идею активного действенного добра по отношению к природе. Он должен понять, что для человека нет ничего зазорного в чувстве братства со всем живущим и растущим на Земле.

 

 

Литература:
С. А. Веретенникова ознакомление дошкольников с природой

 

Оставить комментарий: