a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Выступление "Театрализация как средство формирования слова и образа у дошкольников с нарушениями слуха" на международном XVIII традиционном эвристическом проекте День дефектологии: "Образ и слово в жизни особого ребёнка", г. Новосибирск, 2021 год

Автор: Хрипунова Елена Андрияновна Опубликовано: 2022-06-03 05:35:18

Документы для скачивания

ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВА И ОБРАЗА У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА ХРИПУНОВА Е. А. , ЧУПРОВА Н. А. , ШЕВЛЯКОВА И. В. Аннотация. В статье игра и театрализация рассматриваю тся, как эффективны е средств а всестороннего развития дошкольник ов с нарушени ями слуха. У глухого р ебёнка обогащает ся словарь, формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь, разви вается наглядно- образное мышление и творческое воображение. Развитие воображения у дошкольников с нарушениями слуха напрямую связано с развитием у них мышления и речи. У глухих детей без обучения речь не формируется. Общение глухих детей дошкольного во зраста с окружающими взрослыми, чаще всего с родителями, осуществляется с помощью предметных действий, естественных жестов, мимики и друг их неречевых средств в сочетании с голосовыми реакциями, неотнесенным лепетом. Ведущим видом д еятельности у детей с нарушением слуха является репродуктивн ый, т. к. ведущий вид мышл ения – наглядно- действенный, наглядно- образн ый только формируется, а словесно- логическое мышление на д анном этапе развития отсутствует. Из- за ограниченности контактов с миром и социумом набор мыслительных инструментов ребенка с нарушением слуха не так широк. Он часто пытается, как бы открывать разные двери одним ключом. Ребенок может иметь сложности с вычленением главных и второстепенных деталей в рассказах или рисунках, выявлением причинно- следственных связей. В целом, развитие мыслительных процессов в значительной мере замедленно. Дети с на рушением слуха все действия выполняют «по шаблону», их мышление очень конкретизировано, и как следствие этого развитие творческой деятельности замедлен о. [ 1, с. 93] Специфические особенности воображения и мышления у детей обусловлены замедленным формированием их речи, накоплением словаря, отставанием в развитии сюж ета в игре. Как показали исследования Г. Л. Выгодской, глухие дошкольники долго не переходят от предметно- процессуальных игр, главным в которых является воспроизведение действий с предметами, к сюжетно- ролевым, требующим создания воображаемой игровой ситуации. Их сюжетные игры более однообразны, стереотипны, чем у слышащих детей, они больше склонны к простому подражанию. Воображение глухих дошкольников как бы дольше «привязано» сначала к восприятию, а потом к памяти. Глухие дети часто не могут использовать предметы- заместители, у них наблюдаются трудности в формировании познавательной функции воображения, позже, чем у слышащих, происходит разделение в цепочке «предмет – образ – слово». Таким образом, уже на ранних этапах онтогенеза глухие дети начинают отставать от слышащих сверстников в развитии воображения. И хотя образы памяти у них отличаются достаточной яркостью и живостью, отставание в развитии понятийного мышления мешает отвлечению от конкретного значения слова. Это затрудняет как воссоздание образов по словесному описанию, так и формирование новых образов. [ 2, с. 171] Огромная роль в развитии детей дошкольного возраста принадлежит игре – в ажнейшему виду деятельности. При использовании игр на развитие речи, мышления, воображения, творческих способностей, учим глухих детей анализировать предметы и явления окружающего мира, находить сходное и отличное, распределять по группам и называть обобщающим словом, устанавливать последовательность событий и причинно- следственные связи между ними. [ 3, с. 6] В педагогической практике используем следующие дидактические игры: « Дети на прогулке » У чи м детей создавать в воображении образы на основе схематических изображений предметов. Например, если на картинке нарисован мальчик с палочкой, то можно сказать, ч то у него флажок, цветок, шарик. Дети по очереди придумывают свои варианты. « Волшебные картинки » У чи м детей придумывать и дорисовы вать образы на основе схематического изображения. Дет ям раздаются карточки, которые содержа т незавершенное схематическое изображение предмета или геометрическую фигуру. Изображение расположено так, что остается сво бодное место для дорисовывания. Работа по серии картин «Снеговик», «Осенние листья », « На прогулке » и др. У чи м детей понимать и воспроизводить простую последовательность событий, изображенных на картине, обыгрывать их. « Что это такое? Кто это такой? » У чи м детей создавать в воображении образы на основе характерных признаков предметов через движения, мимику. [ 3, с. 66] Для развития речи, мышления и воображения в работе с неслышащими детьми кроме дидактических игр организуем сюжетно- ролевые. Д ошкольники с нарушениями слуха, как и слышащие дети, любят играть и стремятся в играх отразить те впечатления, которые они получают посредством наблюдений за окружающей их жизнью и участия в ней. Сюжетно- ролевая игра рассматри вается как импровизированная театральная постановка, в которой ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, музыканта. Театральная деятельность интересна и любима неслышащему ребёнку. Она помогает дошкольни ку понять эмоциональное состояние персонажа и передать его образ через соответствующие выразительные средства( мимика, жест, поза, движение, голос, интонация) , проявить творческий подход, импровизировать выразительные образы. Работая над репликами героев, незаметно активизируется словарь неслышащих детей. Даже маленькая исполняемая роль ставит ребенка, изъяснятся ясно, четко и понятно, и хорошо согласовывать свои действия с действиями других детей. [ 4, с. 147] Нам было важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максима льно реализовать их творческие способности. Решением данной задачи стало создание проект а «Волшебный занавес», участниками которого являются педагоги, воспитанники школы- интернат и их родители. Работа над проектом начиналась со знакомства детей с театром, авторскими и русскими народными сказками, с организации театрализованных игр и показа мимических этюдов, соответствующих эмоциональному состоянию того или иного персонажа. Во время каждого этюда давали установку на любой характер персонажа – грустный зайчик, сердитая кукла, весёлый медведь, хитрая лиса и т. д. Большое внимание в театрализации уделяем речи детей, их движениям, жестам, мимике и эмоциям маленьких актёров. Активно включаем родителей в подготовку атрибутов, декораций и костюмов для детей. Ежегодно р аботаем над театрализованными постановками по сказкам: «Муха – Цокотуха» К. И. Чуковский Русская народная сказка «Пых» «Кошкин дом» С. Я. Маршак Русская народная сказка «Гуси- лебеди » Систематически мы с наши ми воспитанник ам и принима ем участие в городском конкурсе- фестивале детских коллективов « Театральная юность Минусинска » и занима ем первые места в номинации «Лепесток надежды» за лучшую режиссерскую постановочную работу и лучшее актерское воплощение образа. Театрализованная деятельность является средство м формировани я у детей с нарушением слуха творческих способностей, развитием коммуникативных навыков, становлением гармоничной личности и отражает перспективное направление современной сурдопедагогики. Библиографический список Богданова Т. Г. Сурдоп сихология: Учеб. п особие. - М. : Академия, 2002. Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика: Учеб. п особие для студ. высш. учеб. заведений. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 304 с. –( Коррекционная педагогика) . Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей. / Под ред. Л. А. Головчиц. – М. : ООО УМИЦ «Граф- пресс», 2003. – 160с. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2001.

Оставить комментарий: