a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Семинар "Особенности организации работы с детьми дошкольного возраста с ТМНР" лекция "Особенности построения коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с тяжёлыми множественными нарушениями развития в условиях образовательного учреждения", г. Абакан, 2022 год

Автор: Хрипунова Елена Андрияновна Опубликовано: 2022-06-03 07:13:51

Особенности построения коррекционно- развивающей работы с дошкольниками с тяжёлыми множественными нарушениями развития в условиях образовательного учреждения. Нарушение развития ребёнка может быть изолированным( единичным) или сложным( множественным) . Единичное нарушение – это нарушение, какой то одной системы организма. Например, это только нарушение слуха или только нарушение зрения( речи, опорно- двигательного аппарата, интеллекта, эмо ционально- волевой сферы) . Сложное, или множественное нарушение – это первичное нарушение двух или более систем организма у одного ребенка с последующим комплексом вторичных расстройств. Тяжёлое множественное нарушение возникает вследствие органического поражения центральной нервной системы, а это приводит к задержки интеллектуального развития, психических, сенсорных, двигательных функции. Задачи педагогического сопровождения:  1.  Создание условий для  психолого- педагогического изучения детей с комплексными нарушениями развития на основе диагностических мероприятиях. 2. Осуществление психолого- педагогической коррекции нарушений в развитии детей с учетом индивидуальных возможностей и личностных особенностей каждого ребенка; 3. Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности коррекционно- образовательного процесса. 4. Фо рмирование социокультурных и социально- бытовых навыков, соответствующих индивидуальным особенностям и склонностям ребёнка со сложным дефектом. 5. Обеспечение психолого- педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах воспитания и образования детей со сложным дефектом. Вовлечение родителей в  образовательную деятельность. Прежде чем начать коррекционную работу с ребенком необходимо провести обследование. Такое изучение должно осуществляться с позиции рассмотрения клинического диагноза, раскрывающего этиологию развития ребенка. Результаты обследования позволяют выстроить маршрут индивидуальной коррекционно – развивающей работы, т. е. составить специальную индивидуальную программу развития ребенка, проследить за динамикой психического развития, определить прогноз дальнейшего развития и обучения ребенка. Большинство дошкольников при поступлении в образовательное учреждение плохо действуют с предметами, не умеют играть в игрушки, наблюдается моторная неловкость, низкий уровень манипуля ций с предметами или хаотические дейс твия с ними. Их представления о цвете, форме, величине предметов, их функциональном назначении либо отсутствуют вообще, либо фрагментарны и искажены. Необходима всесторонняя коррекционная работа по освоению ближайшего предметного окружения, познанию элементарных способов действий с предметами и игрушками. Особенности организации коррекционо- развивающей работы с детьми ТМНР и ее содержание. 1. Формирование учебного поведения ребенка зависит от его эмоционально го развити я, способности контактировать с взрослым. З анятия проводятся в определенном месте в специально отведенное время. Это формирует у ребенка учебные стереотипы. Он постепенно привыкает к тому, что в комнате, где он играет, есть специальный стол, за которым не развлекаются, а занимаются или, если комнат несколько, - что есть особая комната для игры; кухня или столовая- для еды, и учебная комната- для занятий. 2. Место для занятий должно быть организовано так, чтобы ничто не отвлекало ребенка, чтобы его зрительное поле было максимально организ овано. Первоначально необходимо, чтобы ребенок, сад ясь за учебный стол, оказывался лицом к стене, а не к комнате, заполненной игрушками и пособиями, и не к двери, которую кто- то может приоткрыть и этим помещать занятию. 3. На самом столе должно находиться только то, что понадобится для проведения и выполнения одного конкретного за дани я. Остальные материалы педагог должен держать вне зрительного поля ребенка, и доставать их по мере необходимости, а предыдущие убирать. 4. Стержнем каждого занятия с детьми с ТМНР должна быть предметно- игровая деятельность. Игра для детей с ТМНР – средство для развития интеллекта, эмоций, коммуникации, крупной и мелкой моторики.   Без практических действий с предметами не может быть сформировано ц елостное представление об окружающем мире. Но такой особенный ребенок  развивается медленнее, чем дети с единичными нарушениями.   Для обучения ребенка брать пред меты одной рукой, двумя руками, захватывать, удерживать их, перемещать, выпускать, использую тся игры: «Вкладыши», «Бусы», «Собери пирамидку». Немаловажным в процессе совместных действий является обучение выражению радости, огорчения, удивления, для этого предлагаются следующие игры «Прятки»( закрываем и открываем лицо себе и ребенку, используя шарфы, банн ые полотенца, простыни) , «Туннель»( катание машинок, шариков, мячиков по трубе) . Далее можно приступить к играм, которые направленны непосредственно на формирование предметно- игровых манипуляций: «Потрясли – загремела погремушка», «Сжали( резиновую игруш ку) – пищит», «Завели машинку – поехала» и т. д. Таким образом, ребенок постепенно станет понимать назначение игрушек и как действовать с ним и. В ходе обучения предметным манипуляциям ребенку необходимо как можно больше взаимодействовать с объектами окружающего мира. Предметы должны быть разной текстуры, размера, формы, веса, цвета и иных качеств. 5. Что касается содержательной с тороны занятия, то начинать надо, с той деятельности, которую любит ребенок, которая доставляет ему приятные сенсорные ощущения, т. е. всегда исходно ор иентироваться на его интересы( составление пирамидки, матрешки, группирование предметов по цвету, выкладывание мозаики, составление башенки из кубиков) . Развитие мелкой моторики и тактильно- двигательного восприятия позволяет детя м с ТМНР постепенно овладеть навыками рисования, ручного труда, письма и адаптироваться в практической жизни. 6. На начальной стадии формирования учебного поведения и развития познавательных навыков не надо делать занятия слишком разнообразными по содержанию, так как его внимание на новой деятельности удерживается очень недолго. Постепенно, ког да ребёнок задание освоил, включать данный отработанный материал, внося в него раз нообразие за счет новых деталей, а в последующем использовать эти задания как мотивирующий фактор. 7. Работа с наглядным материалом организуется следующим образом: - предъявление предметов; - предъявление предмет а и соотнесение его с картинкой; - предъявление цв етных реалистичных изображений; - переход на цветные символичные векторные изображения; - переход на чёрно- белые изображения и пиктограммы; - переход на любые изображения. 8. Весь первоначальный период работы должен способствовать выработке у детей умения действовать так же, как взрослый. Планомерно обучать своих воспитанников сначала действовать методом совмещенных действий( рука- в руку) ( если это необходимо) , затем отраженно вслед за взрослым и, наконец, ориентируясь на тот образец действий, которы й был ранее продемонстрирован. Обучение ребенка с ТМН поэтапному выполнению заданий, совместному планированию очередного вида работы положительно влияет на выработку у него саморегуляции поведения, нормализует его состояние в целом. 9. Чтобы сформировать положительную эмоциональную установку р ебенка по отношению к занятиям, н е нужно сразу же нач инать задавать вопросы и требовать организованных произвольных действий, это сформирует стойкий негативизм в отношении обучения. Обучение т аких детей должно осуществляю по принципу «обучение без ошибок», такая обучающая процедура, предполагает определенную инструкцию и определенный уровень подсказки с целью вы звать только правильный ответ. А п равильный ответ всегда поощряется. 10. Заня тие м ожет продолжаться от 15 до 30 минут, причем в конце обязательно говорится о том, что ребенок «хорошо з анимался» и «выполнил задание». Таким образом, у детей формируется познавательный интерес и учебная мотивация. Если педагог видит, что от занятия к занятию растет самостоятельность ребенка, повышается его умственная активность, работоспособность, развиваю тся навыки невербального и вербального общения, обогащается познавательная деятельность в целом, - это говорит о том, что работа с «особенным» ребёнком проходит в нужном направлении.

Оставить комментарий: