Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему "Задания от гостей"
Цель:
1. Закрепить умение делить слова на слоги.
2. Закрепить понятие, что такое звук, буква.
3. Продолжать учить различать гласные, согласные твердые и мягкие звуки.
4. Упражнять в звуковом анализе слов; находить место звука в слове.
5. Закрепить понятие у детей давать основные характеристики звуков.
6. Формировать умение читать слова.
7. Закрепить понятие, что такое предложение.
8.Упражнять в составлении предложений и умении составлять схему предложения.
9. Продолжать развивать мыслительные процессы детей. Стимулировать зрительно – поисковую активность, слуховое восприятие, память, логику.
10. Воспитывать любовь и уважение к родному языку: его богатству, красоте, гармоничности.
Материалы: конверт с письмом, карточки с заданиями, фишки (красные, синие, зеленые), буквы.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, к нам на занятие сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
Воспитатель: Ребята, какое у вас сегодня настроение?
Дети: Хорошее, радостное, веселое.
Воспитатель: Ребята, наши гости принесли письмо, а в нем задании. Всего их семь. Ну что, постараемся выполнить эти задания? (Да). А заодно и нашим гостям покажем, чему мы научились, и узнаем также, чему еще стоит поучиться до начала учебы в школе.
1. Задание №1 «Отгадай загадку и опиши»
Воспитатель: Итак, первое задание, предлагаю вам отгадать загадку.
Я раскрываю почки, в зелёные листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня …
Воспитатель: Молодцы! Ребята, а скажите какая она, весна?
Дети: теплая, солнечная, холодная, ранняя, долгожданная, дождливая, шумная, зеленая, ветреная и т. д..
Воспитатель: Ребята, а что такое речь. Из чего она состоит? (Речь – это то, что человек произносит, когда разговаривает. Все, что мы говорим это речь).
- Правильно. Речь состоит из слов. Слова состоят из слогов. Слоги - это часть слова.
Задание №2 «Подели слова на слоги и определи их количество» (радуга, роза, мак, сосульки, одуванчик, верба, грач)
Воспитатель: Молодцы, все справились с заданием!
Воспитатель: Когда мы произносим слоги, слова мы произносим звуки, а на бумаге звуки обозначаем буквами.
- Мы с вами изучаем звуки и буквы.-
Подумайте и скажите, чем отличаются звуки от букв? (звуки – мы слышим и произносим, а буквы – пишем и видим) - Какие бывают звуки? (гласные согласные)
- Какие звуки мы называем гласными? (звуки которые тянутся, поются, воздух при их произношении проходит свободно)
- Какие звуки мы называем согласными? (это те звуки, при произношении которых нам мешают губы, зубы, язык)
- Как мы обозначаем звуки? (фишками)
Какого цвета используем фишки и что они обозначают? (красная фишка - гласный звук, синяя - твердый согласный звук, зеленая - мягкий согласный звук)
– Ребята, я вам сейчас покажу карточки с буквами. Найдите и зачеркните в каждой карточке лишнюю букву и объясните, почему вы зачеркнули именно эту букву. Например, (Я зачеркнул букву К, потому что она согласная, а все остальные – гласные буквы).
Задание №3 «Лишняя буква» (К У А О И Л А В Т С Е Ё Ю Я О Ж Ш И)
- Молодцы. Все справились с заданием.
- Ребята, сейчас следующее задание. Задание № 4 «Зашифрованные слова»
- Посмотрите внимательно на следующее задание на листочках, здесь зашифрованы слова. Чтобы их разгадать надо первую букву каждого слова записать в клеточку под картинкой и разгадать слова.
- Приступаем к работе.
- Сейчас немножко отдохнём
Физкультминутка
Быстро встали, улыбнулись,
Выше - выше подтянулись,
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.
- Сели красиво, спинки прямые, ножки вместе.
- Ребята, давайте сделаем звуко-буквенный анализ слова ЁЛКА.
Задание №5 звуко-буквенный анализ слова «ЁЛКА» ё — [й’] — согласный, мягкий [о] — гласный л — [л] — согласный, твёрдый к — [к] — согласный, твёрдый а — [а] — гласный. В слове 4 буквы и 5 звуков.
Воспитатель: Ребята, Задание №6 «Составь схему предложения».
– Ребята, что такое предложение? (предложение - это несколько слов, которые дружат между собой. Это законченная мысль)
- Скажите, что означает каждая полоска на схеме? (сколько слов в предложении)
- Как пишем первое слово в предложении? (с большой буквы)
- Что ставим мы в конце предложения? (точку)
Весна. ∣____. Светит яркое солнце. ∣____ _____ ____. Дети гуляют. ∣____ ____.
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы немного отдохнём.
Физкультминутка
Как живешь? – Вот так.
Как плывешь? – Вот так.
Как бежишь? – Вот так.
Вдаль глядишь? – Вот так.
Ждешь обед? – Вот так.
Машешь вслед? - Вот так.
Утром спишь? – Вот так.
Как шалишь? – Вот так.
Дети отвечают на вопросы, выполняют движения согласно тексту.
- Присаживайтесь, пожалуйста, за столы.
Воспитатель: Ребята, осталось последнее задание. У меня в руках карточка и на ней написано предложение. Вам нужно из букв составить предложение.
Задание №7 «Составь из букв предложение» ДЕТИ ГУЛЯЮТ.
Воспитатель: Молодцы. Вот и закончились интересные задания от наших гостей.
- Вам понравились задания?
Какие задания для вас были легкие?
В каких заданиях возникли трудности?
- Мне очень понравилось, как вы сегодня занимались, молодцы.