a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для педагогов "Сказкотерапия как средство эмоционального и коммуникативного развития детей раннего и дошкольного возраста"

Автор: Гористова Светлана Александровна Опубликовано: 2022-08-02 18:04:50

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Светлячок» Консультация для педагогов «Сказкотерапия как средство эмоционального и коммуникативного развития детей раннего и дошкольного возраста». ноябрь 2021 г од Подготовил: воспитатель С. А. Гористова 3701415381000 «У кого в детстве не бывает сказки, тот вырастает сухим, колючим человеком, и люди об него ушибаются, как о лежащий на дороге камень, и укалываются как о лист осота»( И. Токмакова) Актуальность Сказка входит в жизнь реб ё нка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и оста ё тся с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно- нравственного, эмоционального, коммуникативного развития ребёнка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребёнок позна ё т мир не только умом, но и сердцем. И не только позна ё т, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Цель сказки- не только развлечение, но и извлечение урока. Поэтому нужно понять «намёк» сказки и правильно донести её смысл до маленьких слушателей. Сказка прочно вошла в детский быт. По своей сущности она вполне отвечает природе маленького ребёнка, близка его мышлению, представлению. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества, р асширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Сказки развивают в детях нравственные качества, доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Важно научить дошкольника общаться, взаимодействовать с окружающими. Но есть такие явления, понятия, которые очень трудно осознать ребёнку дошкольного возраста. Малыши нуждаются в ярких, интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания. Тут и приходит на помощь сказка, которая помогает обучать и воспитывать ребёнка так, чтобы он об этом даже и не догадывался. Эмоциональное и коммуникативное развития детей – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий родителей и педагог ов, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей, установлению и поддержанию контакта с окружающим миром и людьми. Сказкотерапия – эффективный метод развития творчества детей, активности, эмоциональности, коммуникативности, самостоятельности. С помощью сказки мы развиваем у ребёнка: умение слушать; умение познавать; умение сравнивать, сопоставлять; умение мыслить словами; связную речь; интерес к учебе; мышление; внимание; память; воображение; мимику лица и жесты; эстетические чувства; чувство юмора. С помощью сказки мы воспитываем у детей: Волю- сложное и многогранное качество личности. Веру в себя- умение противостоять неудачам. Смелость- самообладание, бесстрашие, умение вести себя достойно в критических ситуациях. Трудолюбие- нежелание сидеть без дела, стремление к полезному труду. Настойчивость- терпение и выдержку при достижении цели. Обязательность- умение держать слово. Оптимизм- веру в успех, увлечённость, душевный подъ ё м. Целеустремлённость- умение определять цель и настойчиво добиваться её достижения. Доброту и честность. Сказка преподаёт урок нравственности, учит хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести. Классификация сказок Сказки можно разделить на следующие виды: дидактические, медитативные, психотерапевтические, психокор р екционные, диагностические, художественные. Художественные в свою очередь подразделяются на народные, бытовые, страшные, волшебные и сказки о животных. Теперь рассмотрим каждый вид подробнее: Медитативные( используются для освобождения от психоэмоционального напряжения) . Ф ормирует положительное состояние малыша( например, перед сном) . Как правило, в сюжете медиативных сказок отсутствуют отрицательные герои и конфликты. Дидактические, сам ые прост ые и ненавязчив ые. Цель дидактической сказки- передать ребёнку некое новое знание, умение, навык. Она повествует о новых понятиях( дом, природа, семья, правила поведения в обществе) в форме учебной задачи. Художественные( народные) , знаком я т реб ё нка с эстетическими принципами, традициями человечества. В них заключена мудрость народа, а простой, доступный сюжет способствует нравственному воспитанию. Психотерапевтические. Характерная особенность данных сказок – счастливый конец. Дети рисуют к ним иллюстрации, ставят спектакли, изготавливают игрушки по образам главных героев. Психокоррекционные. Рассказываемые сказки мягко и ненавязчиво влияют на поведение дошкольника. Мораль сказки не обсуждается, давая малышу возможность подумать наедине с самим собой. Д иагностичес кие. В случае, ели ребенок выбрал себе любимую сказку и героя, то в данном контексте герой является прообразом самого ребенка, каким бы он хотел быть. Особенностью каждой в отдельности сказки является значительная переработка сведений, получаемых от эмоционального окружения; чёткая композиция с характерной симметрией отдельных элементов, с их повторяемостью; схематичность и краткость изложения материала, облегчающая рассказывание и слушание.   Приёмы формирования восприятия сказки- Выразительность чтения. Главное выразительно прочитать, чтобы дети заслушивались. Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намёком на движение. Все эти приёмы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ. - П овторность чтения. Небольшую сказку, которая вызвала интерес детей, целесообразно повторить. Из большой сказки повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Повторное чтение и рассказывание возможно сочетать с рисованием и лепкой. Художественное слово помогает ребёнку создавать зрительные образы, которые потом воссоздают дети. - Выборочное чтение- о дин из приёмов, способствующих лучшему усвоению текста( отрывков, песенок, концовок) . Можно задать ряд вопросов( Из какой сказки этот отрывок? Из рассказа или сказки этот отрывок? Чем закончилась эта сказка? Если после первого чтения сказка уже понята детьми, воспитатель может использовать ряд дополнительных приёмов, которые усилят эмоциональное воздействие – показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсцениров ки, движения пальцами, руками. - Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. Участвуя в драматизации, ребёнок выполняет роль сказочного персонажа. Драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность. Этапы работы над сказкой- Знакомство детей со сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций( с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки) . - Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок( с целью закрепления содержания сказок) . Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки. - Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании( позволяют детям выразить своё отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия к судьбе и поступкам героев сказки) . - Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок( метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей) . Сказкотерапия Сказкотерапия  - здоровьесберегающая педагогическая технология, включающая в себя систему мер, обеспечивающих сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром; помогает скорректировать поведение, избавляет от страхов и способствует здоровому психоэмоциональному развитию. Уникальность этого метода в том, что его могут использовать как сертифицированные детские психологи, так и обычные родители, хотя и в более простой форме. Принципы сказкотерапии заключаются в знаком с тве ребёнка со своими сильными сторонами, в «расширении» его поля сознания и поведения, в поиске нестандартных, оптимальных выводов из различных ситуаций, обмене жизненным опытом. Этот метод развивает умение слушать се б я и других, учить принимать и создавать новое. Наверное, нет такого реб ё нка, который не любит сказки. Испокон веков люди использовали психотерапевтическое воздействие сказки для передачи знаний о жизни. Смысл сказки, е ё сюжет, мораль и характеры героев несут в себе ценное нравственное значение, оказывая влияние на сознание малышей. Без сказки у реб ё нка нет мечты, нет той волшебной страны, где сбываются желания. Задачи сказкотерапии  - Развитие речи; -   Снятие эмоционального и мышечного напряжения; -   Снижение импульсивности и тревожности; -   Развитие навыков общения и взаимодействия; -   Развитие внимания, восприятия, воображения; -   Развитие общей и мелкой моторики, координации движений; -    Облегчение адаптационного периода. В итоге применения сказкотерапии как эффективного метод а эмоционального и коммуникативного развития, ребёнок приобретает немало новых, не свойственных именно своему характеру черт, таки х как творчество, активность, эмоциональность, коммуникативность, самостоятельность. Сказкотерапия для дошкольников организуется с уч ё том следующих правил: дозированность информации. Первое знакомство с новой сказкой ограничивается простым прочтением и рассматриванием иллюстраций; сказка должна соответствовать возрасту, потребностям и возможностям малыша; в дальнейшем, чтобы сказка оказывала терапевтический эффект, следует проинсценировать, обыграть сюжет, проанализировать и сделать выводы вместе с ре бё нком; в процессе сказкотерапии следует избегать нравоучений и строгого тона. Передача знаний реб ё нку и правил поведения должна проходить ненавязчиво, в дружественной обстановке; после прочтения и инсценирования сказки необходимо активизировать дошкольника к анализу поступков и взаимоотношений героев, обсудить его личное отношение к сказке. Когда можно использовать? Младший детский возраст – это наиболее подходящий период для использования сказкотерапии. Данный метод может применяться с двух лет, когда уже можно использовать простые сказки, которые позволяют успокоить ребёнка, устранить истерику и т. д. Уже с трёх лет можно активнее использовать данный метод, комбинируя его с другими способами психологической коррекции. Сказкотерапия для детей 3- х летнего возраста. Особенность сказкотерапии с детьми 3- х летнего возраста состоит в том, что п едагог делает акцент реб ё нка на приобретении необходимых знаний, которые связаны с его проблемой.  Также необходим контакт с реб ё нком и выполнение условий, таких как: передача настоящих эмоций и чувств и располагать перед собой реб ё нка так, чтобы он видел лицо взрослого и следил за его жестами, мог обмениваться взглядами.   Проблема, которая будет озвучена в сказке должна соответствовать требованиям, таким как: - в ней не должен быть заложен готовый верный ответ; - проблема должна быть актуальной для малыша; - вопросы должны быть сформулированы и построены так, чтобы реб ё нок смог самостоятельно прослеживать причинно- следственные связи. И главное, чтобы сказки были в соответствии с возрастом ребенка.    Реб ё нок 3- х лет способен удержать в памяти простые действия героев, проявляя интерес. Большое значение имеет сюжетность и простота сказок, например такие как: " Колобок" , " Теремок" , " Репка" . Так же надо помнить о способности реб ё нка отделять реальность от сказочного сюжета, которая появляется к четвертому году жизни.   Сказкотерапия для детей 5- го возраста. В пятилетнем возрасте сказк о терапия будет наиболее эффективна, если реб ё нка подключать к продолжению сказки и к завершению предложенного сюжета. Подсознательные установки и эмоции проявляются в том, как работает детская фантазия.   Сказкотерапи я использует одну из методик, заключающ ую ся в совместном придумывании, когда сюжетная линия выстраивается по частям и по очереди каждым участником.  Примером сказочной истории трансформации, а также преобразовании может выступить сказка Г. Х. Андерс е на" Гадкий утенок" , работа с этой темой подходит детям с заниженной самооценкой.   Для освобождения напряжения и для приобретения новых способов реагирования будут уместны страшные сказочные истории, где героями сказки могут выступать бандиты и нечистая сила. Снятию напряжения способствует многократное моделирование и проживание тревожной ситуации. Для повышения стрессоустойчивости нужно рассказывать страшилки в группе 6- ти леток. Соблюдая при этом правила:  - историю рассказывать устрашающим голосом, протягивая гласные звуки и растягивая интонацию; - конец страшилки должен быть неожиданным и смешным Сказкотерапия для детей 6- го возраста. Для приобретения жизненной мудрости нужно использовать волшебные сказочные истории. Дети 6- ти лет проявят больший интерес к таким волшебным историям. Сказк от ерапия и ее работа начинается с обсуждения. После того, как были проработаны сказочные смыслы, которые имеют связь с жизненными ситуациями, можно использовать следующие методы работы, такие как: рисование, изготовление кукол, песочную терапию и драматизацию. Для того, чтобы понять свои внутренние переживания при потере надежды, хорошо подойдет такая сказочная история, как Л. Пантелеева" Две лягушки" . Эта история наводит на то, что за свое здоровье и жизнь нужно до последнего бороться, так как каждый имеет внутренние ресурсы, чтобы справиться с теми жизненными трудностями, которые встаю т у него на пути.   Для выполнения учебных заданий будет уместно использование дидактических сказок. Реб ё нок в виде дидактических сказочных заданий учится переписывать заданные на дом математические примеры. В таких сказочных историях решение примера бер ё т на себя роль прохождения испытания, а после того, как задание было выполнено, приводит героя к успеху.   Для того, чтобы сказочная история была полезной необходимо соблюдение правил: - сказка должна быть идентичной проблеме реб ё нка, но не иметь прямого сходства с реальной историей; - она должна иметь замещающий опыт для того, чтобы у реб ё нка была возможность сделать новый выбор в решении своей проблемы с помощью п едагога; - разворачивание сказочного сюжета должно идти в следующей последовательности: " жили были" , это начало истории, а затем встреча с ее героями. Для наглядности рекомендуется делать героев сказок для детей 3- х лет из игрушек( животных, маленьких человечков) . В возрасте с 5- ти лет можно вводить принцесс, фей, солдат, волшебников. В зависимости от того, какая проблема решается, используют русские народные сказки и зарубежные. Часто в работе используются: " Крошечка- Хаврошечка" , " Морозко" , " Снегурочка" , " Сестрица Ал ё нушка и братец Иванушка" , " Аленький цветочек" . Что касается зарубежных сказок, то предпочтение выпадает на: " Золушка" , " Госпожа метелица" , " Спящая красавица" . Сказкотерапия для дошкольников – это уникальная возможность пережить жизненные ситуации без вреда для личной жизни и судьбы. Используя зашифрованные в сказке опыты прошлых поколений, малыши проникают в мир бессознательного и на внутреннем уровне могут разглядеть свой собственный мир переживаний и чувств. Эта особенность ставит сказку в один ряд с самыми результативными способами воспитательной и образовательной работы с дошкольниками. Основной принцип сказкотерапии   – это целостное развитие личности, забота о душе( в переводе с греческого – забота о душе и есть терапия) . Методы и приемы, используемые в раннем дошкольном возрасте Метод сказкотерапии реализуется в младшей группе через театрализованную деятельность как НОД, как часть НОД, в режимных моментах, в совместной и индивидуальной деятельности с детьми. В работ е использу ются следующие виды деятельности:  -   Игра- инсценировка  ( помогает развитию эмоциональной сферы реб ё нка, формированию умений излагать свои мысли, играть на аудиторию, активизации внимания. Расширяет и обогащает словарный запас детей. Формирует желание перевоплощаться в изображаемые образы, используя различные средства выразительности) ;  -   Сказка на песке( помогает снятию эмоционального и мышечного напряжения, преодолению стрессовых состояний у детей в период адаптации и посещения ДОУ) ;  -   Настольный театр  ( помогает детям вспомнить знакомые сказки, вызывает желание рассказать о том, что случилось с героями произведений, развивает речь) ;  - Сказка на фланелеграфе( помогает стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки, пополнять словарь лексикой, отражающей эмоциональное состояние героя сказки, учить находить выразительные средства в мимике, жестах, интонациях, стимулировать детей, их инициативу) ; - Картинки на картоне  ( помога ю т развитию связной речи детей, уч а т различать и передавать интонации, характеры сказочных персонажей, помога ют развивать умение действовать согласованно, развива ю т мелкую моторику, координацию движений рук) ; - Импровизация( помогает установлению с детьми эмоционально- положительного контакта, развивает интерес к совместной со взрослым деятельности, желание участвовать в общей импровизации) ; - Игра- имитация  ( помогает формировать у детей имитационные движения в соответствии с текстом, развивает умение воспроизводить воображаемую ситуацию, развивает фантазию, способности к творческим проявлениям) ;  -   Упражнения на релаксацию  ( помогают снятию психоэмоционального напряжения) . В работе с детьми использу ются все виды театра, которые подходят для детей раннего возраста. Фонд сказок состоит из произведений, рекомендуемых программой, подбирается по типу характера, но для этого возраста наиболее характерны сказки о животных. Для запоминания использу ются пальчиковый, настольный, кукольный театры, маски. Иногда, утренний прием можно проводит ь с участием персонажа. Это отвлекает детей от расставания с родителями. Они с удовольствием играют, получают положительный эмоциональный настрой. Элементы сказкотерапии, театрализованной деятельности включа ются во все виды деятельности: познавательно- речевое развитие, художественно- эстетическое, музыкальное и в повседневную деятельность. Дети берут любой театр и изображают то, что хотят, временами придумывая и свои диалоги. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что да ё т им возможность глубже освоить и познать окружающий мир, научиться сопереживать, общаться, взаимодействовать с окружающими. Одновременно театрализованная игра прививает реб ё нку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Благодаря театрализованной игре раскрепощается внутренний мир реб ё нка, пропадает комплекс" я не умею" . Театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Игры со сказками: Угадай сказку по картинкам Найди предметы и героев из одной с казки Расскажи сказку по картинкам Вывод Таким образом, использование метода сказкотерапии в работе с детьми раннего и дошкольного возраста является весьма эффективным и многофункциональным. Сказка помогает ребёнку устанавливать взаимодействие с окружающим миром, формировать эстетические эталоны и представления, что в дальнейшем активно влияет на становление личности. Сказка обогащает словарный запас, развивает речевую активность и учит ч ё тко формулировать свои мысли и излагать их на публике.    Регулярность проведения сказкотерапии способствует закреплению положительного эффекта в эмоциональном и коммуникативном развитии личности ребёнка. Сказка для реб ё нка- это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Слушая сказку, сочиняя или играя её, дети осваивают реальность через мир переживаний и образов. Воспитывайте нежную детскую душу и тогда волшебный мир сказки будет согревать малыша, даже тогда, когда он станет взрослым! ! ! «Сказка- зёрнышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребёнком жизненных явлений». ( В. А. Сухомлинский)

Оставить комментарий: