a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Детский образовательный проект "Развитие познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста"

Опубликовано: 2015-01-20 19:54:44

 

Вид проекта: творческий

Продолжительность проекта: долгосрочный

Участники проекта: дети, родители, воспитатели, логопед, музыкальный руководитель, старший воспитатель.

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие.

Актуальность темы: дети дошкольного возраста часто затрудняются в определении времени года, слабо владеют обобщающими понятиями, затрудняются в описании явлений природы. Участие детей в проекте позволит обогатить их знания и представления о временах года, их признаках, устанавливать простейшие взаимосвязи между временем года и жизнью людей и животных, развивать поисковую деятельность дошкольников.

 Цель: создавать условия для развития познавательных творческих способностей детей в процессе работы в проекте (Круглый год).

Задачи: развивающие- обогащать знания и представления детей о временах года, их сменяемости, признаках времен года; учить замечать характерные особенности, устанавливать простейшие взаимосвязи между временем года и изменениями в природе, жизнью людей и животных, обогащать словарь детей за счет слов о природе, её явлениях.

Основные направления реализации проекта:

-непосредственно-образовательная деятельность

-чтение познавательной и художественной литературы

-экскурсии в природу;

-художественно – эстетическое развитие;

-разучивание музыкальных произведений о временах года, слушание музыки о природе, временах года;

Предварительная работа: наблюдения в природе; подбор иллюстраций о временах года; рассматривание репродукций с картин русских художников о природе; чтение и разучивание стихотворений о временах года.

Домашние задания для детей и родителей: изготовление гербариев листьев деревьев нашего края, плодов и семян; участие в выставках детских рисунков о природе; изготовление поделок из природного материала на выставку «Природа и фантазия».

Предполагаемый результат: научиться узнавать время года по иллюстрации, стихотворению, загадке, во время наблюдений на прогулке.

Продукт проектной деятельности: создание книжек – самоделок с рассказами детей о природе и рисунками; оформление альбомов о временах года; создание коллективных коллажей из рисунков детей, фотографий; изготовление кормушек для птиц с помощью   родителей; создание «Уголков леса» на территории детского сада.

Презентация проекта: викторина для старших дошкольников «Чудесный мир природы»; музыкальные развлечения «Осень в гости к нам пришла», «Здравствуй, гостья - зима»; «Весна стучится к нам в окно»; «Месяц май прошёл - лето красное привел» и другие.

 

Конспект прогулки в старшей группе

«Наблюдение за рябиной»

Задачи: формировать у детей представления о рябине, ее значении, пользе; воспитывать любовь к природе, желание ее оберегать.

Ход прогулки: воспитатель читает детям стихотворение:

                         Улетели птицы разные, смолк их звонкий перепев,

                         А рябина осень празднует, бусы красные надев.

Ход беседы: как выглядит рябина? Где она растет? Какие звери и птицы лакомятся ягодами рябины? Какие птицы клюют ее и когда? Что дает людям рябина? Чем полезны ее ягоды людям?

Рассказ педагога о рябине, загадывание загадок.

Труд: сбор листьев и ягод рябины для гербария и подкормки птиц

зимой, изготовления поделок.

Подвижная игра «Раз, два, три – к дереву (кусту) беги!»

Словесная игра «Подбери слово». Дети подбирают слова о рябине.

 

Конспект занятия по познавательному

развитию в подготовительной к школе группе

на тему «Птицы зимой».

Цель: создать условия для формирования у детей представлений о жизни птиц зимой.

Задачи: помочь детям научиться различать птиц по внешнему виду, по голосам; закреплять знания детей о жизни птиц зимой и лесу, около жилища человека, их повадках, о значении птиц; воспитывать желание заботиться о них, помогать им пережить нелегкое зимнее время; воспитывать желание заботиться о них, помогать птицам пережить нелегкое зимнее время.

Ход   образовательной деятельности: педагог читает стихотворение:

                                        Не видно в лесу тропинок

                                        В тулупах кусты стоят.

                                        Уснувших жуков и личинок

                                        Укрыл под корой снегопад.

                                        Лети же, пичуга к людям и прячься

                                        Скорей за окном,

                                        А мы кормить тебя будем

                                        Крошками хлеба, пшеном.

Вопросы: каких птиц вы часто видите около дома? Как вы их узнаете? Почему они прилетают к жилью человека? Как люди могут помочь птицам зимой? У кого есть около дома кормушка? Чем вы подкармливаете птиц? Кто этим занимается? Много ли птиц прилетает к кормушке? Какой корм они охотнее едят? Что вы еще видели, наблюдая за птицами у кормушки? Как вы думаете, чем отблагодарят птицы людей за заботу о них? А как вы думаете, зимой живут птицы в лесу? Чем они там питаются?

Пальчиковая игра «У кормушки». Словесная игра «Узнай и назови птицу по описанию». Дидактическая игра «Отбери на картинках зимующих птиц».

Художественное творчество: нарисуй зимующую птицу по памяти; создание коллективного коллажа «Наши птицы»

Викторина «Знатоки природы».

Вопросы: назовите приметы весны; какие животные спят зимой? Кто в лесу «косолапый»? Кого называют «санитаром леса»? Почему? Кто в лесу «косой»? Назовите первый весенний цветок. Ягодами каких деревьев питаются птицы зимой? Кто лечит деревья? О каком времени года эта загадка: если дождик моросящий стал накрапывать почаще, если на деревьях листья рыжие, как шубка лисья, зелень лишь у елок, сосен. Значит- к нам явилась …….

В какое время года бывает листопад, а в какое-снегопад?

Разминка «Дерево»: дети вместе с педагогом говорят слова: дерево смолистое, дерево ветвистое, дерево стволистое, пятнисто- густолистое. Ветвями в небо взбитое, корнями в землю вбитое.

  а) налетел легкий ветерок (издают звук ш); б) затрепетали листики (ладошки дрожат); в) усилился ветер, закачались деревья (машут руками над головой); г) налетел страшный ураган (наклоны вправо, влево, вниз); д) но вот все стихло (движения замедляются, руки успокаиваются); е) деревца опять превратились в детей (руки опускаются вниз).

Задание: нарисуйте дерево так, чтобы были видны корни, которыми держится дерево за землю, ветви- руки со множеством пальцев- веточек.

Рисунки детей помещаются на стенд, подводятся итоги викторины.

 

Прогулка по экологической тропе (средняя группа)

Цель: создать условия для закрепления представлений у детей

О деревьях и кустарниках, о перелетных птицах.

Образовательные задачи: называть 4-5 видов перелетных птиц, познакомить с лекарственным растением «подорожник» и ввести это слово в активный словарь, формировать навыки поведения в лесу.

Воспитательные задачи: воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание и умение оказывать ей помощь.

Предварительная работа: беседы на занятиях по экологии; наблюдение во время прогулок; дидактические игры с растениями; разучивание стихов о деревьях.

Материалы: игрушка сорока, телеграмма, загадка о сове, скворечник, эмблемы. Сова-взрослый участник.

Ход прогулки: педагог собирает детей на участке и проводит беседу: какое сейчас время года? Какая сегодня погода? Деревья на нашем участке оделись в пышную зелень, они приготовились встречать лето. Назовите деревья на нашем участке. Кроме деревьев, что у нас на участке растет? Какие кустарники вы знаете? Дети, у нас на участке сегодня гость. Посмотрите на ветку-там сидит сорока, а в клюве у нее телеграмма. Это приглашение, а от кого- надо отгадать.

Угадайте, что за птица? Света яркого боится, клюв крючком, глаза пятачком, ушастая голова. Это…(сова).

Педагог: дети, нас пригласила Мудрая Сова. Она просит помочь ей убрать мусор в лесу и принести ей для лечения лекарственной травы. А теперь пора нам отправиться в путь. Наша первая остановка на зеленой полянке. Какие травы растут на полянке? Правильно, мать-и-мачеха, клевер, ромашка. Но есть еще одна травка, вы хорошо ее знаете. Ею лечат порезы, царапины, она растет возле дороги. Как она называется? Верно, подорожник. Мудрой Сове как раз нужна такая травка. Кто ее увидел? Давайте попросим у нее один листочек. (Срезает листок). Посмотрите, какой домик на дереве. Что это за домик, и кто в нем живет? (Скворечник, а живут в них скворцы).

Педагог: а какие еще птицы прилетели из теплых краев?

Дети: грачи, скворцы, ласточки, жаворонки, журавли, соловьи, кукушка.

Педагог: этих птиц называют перелетными, потому что они весной прилетают к нам, а осенью улетают в теплые края. Птицы очень заботливые, они строят гнезда, а затем выводят птенцов и учат их летать. Послушайте стихотворение о птичке (читает ребенок). Идем дальше. К какому дереву мы подошли? Как вы узнали березу? (Ответы детей). Наша белоствольная береза нравится всем, это дерево - символ нашей Родины. Послушайте про нее стихотворение И.Токмаковой «Береза». Ребенок читает стихотворение. Мы подходим еще к одному дереву. Как оно называется? (Липа). Липу ещё называют «сладким деревом». Почему? (Ответы детей). Красивое дерево липа, послушайте про нее стихотворение (читает ребенок). Мы подошли с вами к «уголку леса». (В это время к детям выходит Сова, здоровается с детьми: - Я вас очень ждала в гости. Получили ли вы мою телеграмму?

Педагог: получили, Мудрая Сова, все выполнили, о чем ты просила, и принесли лекарственную травку, чтобы ты полечила свою лапку.

Сова: я прослышала про волшебную травку, но забыла, как она называется.

Педагог: дети, напомните, как называется волшебная травка?

Дети: подорожник.

Педагог: давай, Сова, полечим твою лапку! (Дети прикладывают к лапке лист подорожника и перевязывают бинтом).

Сова: спасибо, мне сразу стало легче. Приглашаю вас поиграть в игру «Совушка - сова». (Играют в игру). А теперь я хочу попросить вас назвать известные вам деревья. (Дети называют).

Сова: молодцы, дети, вы знаете много деревьев. А как вести себя в лесу, вы знаете?

Дети: нельзя разводить костер в лесу, разорять птичьи гнезда, брать домой диких животных, рвать много цветов и особенно редкие цветы, ломать деревья, разрушать муравейники.

Сова: ну, спасибо, вы умеете вести себя в лесу. А сейчас помогите здесь прибраться, мне одной не справиться. Вот, у меня и корзина для мусора приготовлена. (Дети собирают сухие ветки, растения).

Сова: Спасибо, как чисто стало в моем лесу! Вы все мои задания выполнили, деревья знаете, подорожник мне доставили, лес мой очистили от мусора, правила поведения в лесу знаете. Вас смело можно назвать друзьями природы! За это я вас награжу медальонами «Люби и береги природу». (Раздает медальоны).

 

Театрализованное представление в подготовительной к школе группе «Осень в лесу».

На сцене декорации: пни, деревья. Дети входят под музыку, рассаживаются по местам.

1 ведущий: кто-то к нам стучится в дверь. Это птица или зверь? (Под музыку вбегает сорока).

Сорока: получите письмо из леса.

2 ведущий: письмо от кого?

Сорока: от птиц и зверей. Читайте, читайте его поскорей!

1 ведущий: здравствуйте, дети! В лесу на большой поляне состоялось вчера собрание. Хотели принять решение, но не можем прийти к соглашению! Поверьте, нам не до шутки! Менять ли нам зимние шубки? Одни говорят, что осень пришла, другие - еще не настала пора! Мы просим, друзья, помогите советом: настала ли осень? Закончилось лето?

2 ведущий: поможем зверям?

1 ведущий: но мы не знаем дороги в лес. Кто нам поможет?

(Появляется Лесовик). Здравствуйте, дети! Я-Лесовик!

Вижу, идете вы в лес напрямик. Знаю про спор среди птиц и зверей. Вы рассудите его поскорей! Но, чтобы животным советы давать, надо приметы осенние знать!

2 ведущий: наши дети знают осенние приметы.

1 ребенок: пожелтел осенний луг, птицы держат путь на юг. Ветки голые стучат, галки черные кричат, в тучах редко просинь, наступила осень.

Лесовик: молодцы, ребята! Помогу вам. Доведу вас до поляны. (Выходит ёжик).

Ёж: Здравствуйте, друзья! Так спешил, что запыхался!

Еле-еле вас догнал! Для своих друзей ушастых

Угощенье я собрал! Вот морковка, вот капуста.

Угощу –ка я зайчат. Пусть полакомятся вволю

Кочерыжкой похрустят.

2 ведущий: так пойдем же, Ёжик с нами. Ты увидишься с друзьями.

(Дети поют песню про осень). Из-за елки выбегает Белка.

1 ведущий: посмотрите, Белка собирает грибы. Давайте поможем ей. (Проводится дидактическая игра «Собери запасы Белке». По залу рассыпаны мелкие игрушки, орехи, муляжи грибов. Пока звучит музыка, дети выбирают из предметов те, которыми питаются белки).

Белка: вот спасибо, вам, ребята! Вот маслята, вот опята. И орехов полдупла я на зиму припасла.

Дети: пойдем, Белка, с нами на лесное собрание. (Из-за дерева появляется Медведь).

Медведь: Что за шум?

Ребенок: На заветную полянку держим путь мы спозаранку! Впереди далекий путь. Мы решили отдохнуть!

Медведь: Поиграйте-ка со мною, вас до места доведу. На собрание лесное с вами вместе я пойду. (Проводится игра «У медведя во бору»).

1 ведущий: посмотрите, что это там под елкой? Да это муравейник!

Муравей: мы- лесные жители, мудрые строители, строим всей артелью дом себе под елью. (Танец муравьев).

1 ведущий: спасибо, муравьи, за танец, пойдемте с нами на лесную полянку. (Под веселую музыку дети идут по залу).

2 ведущий: а вот домик Зайцев. (Под музыку зайцы выбегают из домика и исполняют танец. Из-за кустов выглядывает Лиса).

Заяц: дождь пошёл, побежал, расшумелся. Стал по крыше постукивать нам. Дождь запел, заплясал, завертелся. Сразу все от него по домам.

Лиса: Дождь не летний, зябкий. Не замерзли лапки? (Зайцы в испуге прячутся).

1 ведущий: ты, зайчат лиса, не трогай. Ты иди своей дорогой.

Лиса: на поляну вы идете, всех зверей с собой берете. Хочу пойти я с вами и с зайцами- друзьями. (Дети встают полукругом).

1 ведущий: Вот поляна, мы на месте! Все решим вопросы вместе.

2 ведущий: Осень наступает, листья облетают. С ними пестрый хоровод осень водит и поет. (Под музыку в зал входит Осень).

Осень: добрый день, друзья мои! Пролетели лета дни. Проводить его пора. Запевайте, детвора! (Дети поют песню «Осень пришла»).

Осень: Спасибо вам за чудесную песню. А почему вы здесь все собрались?

Заяц: Здравствуй, Осень! Здравствуй, Осень! Наконец-то ты пришла! Значит, серенькие шубки нам менять уже пора! Что в сезоне этом в моде? Как одеться по погоде?

1 ведущий: звери решают, пора ли им осенними делами заниматься, к зиме готовиться.

Осень: птицы, пора на юг улетайте! Звери, запасы к зиме пополняйте! Зимние шубки пора примерять. Норы, берлоги пора утеплять! (Обращается к зайцам): - Вам, Зайчата, шубки, белые, как снег. Пусть зимой вас не увидят ни лиса, ни человек. И лисе - плутовке пышная обновка.

Еж: мне пора домой, спешу. Листьев в норку наношу. Чтобы в теплой спать норе, если стужа на дворе.

Медведь: Мне пора похлопотать, яму теплую искать, чтоб над ямой бурелом. Должен теплым быть мой дом. Спать в берлогу мне пора.

До свиданья, детвора!

Муравей: муравьям нельзя лениться, муравьи живут трудом. И жучка, и гусеницу тащат в свой подземный дом. Мы в работе день-деньской, утепляем домик свой, чтоб зимой в любой мороз муравейник не промерз.

Осень: из осеннего лесочка подарю я вам грибочки, запах хвои, ветра свежесть, разноцветных листьев прелесть. (Осень дарит детям корзину с шишками, листьями, прощается и уходит.)

1 ведущий: вот какую замечательную сказку приготовил для нас осенний лес. Для всех, кто хочет познакомиться с его чудесами, лес, как гостеприимный дом, открывает свои двери.

 

           В ходе работы над проектом «Круглый год» ведется образовательная деятельность в виде системы комплексных и интегрированных занятий, способствующих формированию у детей целостной картины мира и природы по направлениям:

«Жизнь лесных птиц и зверей в разные времена года.

Сезонный труд людей.

Ознакомление детей с явлениями живой и неживой природы.

Учимся любить и охранять природу.»

Список литературы:

Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой.

М.Просвещение,1980.

Лучич М.В. Детям о природе. М. Просвещение, 1989.

Виноградова Н.Ф.Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой.М.Просвещение,1978.

Вахрушева Л.Н. Познавательные сказки для детей 4-7 лет. М. Сфера. 2011.

Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они? М. Гном,2000.

Шорыгина Т.А. Насекомые. Какие они? М.Гном,2001.

Шорыгина Т.А. Цветы. Какие они? М. Гном,2001.

Шорыгина Т.А. Какие звери в лесу? М. Гном,2004.

Шорыгина Т.А. Травы. Какие они? М. Гном,2004.

Шорыгина Т.А.   Кустарники. Какие они? М. Гном,2004.

Ефремова З. Тирли-витюрли. Зубцов,2006.

Кравченко И.В. Прогулки в детском саду. М. Сфера,2008.

Костюченко М.П. Исследовательская деятельность дошкольников на прогулке. Волгоград. Учитель.2014.

Мариничева О.В. Учим детей наблюдать и рассказывать. Ярославль. Академия развития. 1996.

Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. М. Гном,2003.

Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке.

М. Просвещение. 1985.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оставить комментарий: