Методическая разработка занятия по развитию фонематической стороны речи и обучение грамоте детей подготовительной к школе группы (дифференциация звуков с-ш)
Документы для скачивания
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе.
Тема: звуки [c] - [ш], буквы С- Ш.
Цели:
Коррекционно - образовательные:
- учить детей давать акустико - артикуляционную характеристику звуков [c] - [ш] с опорой на различные виды контроля;
- упражнять в употреблении предлога между;
Коррекционно - развивающие:
- дифференцировать звуки [c] - [ш] в слогах, словах, предложениях, связной речи;
- развивать мыслительную деятельность;
- совершенствовать звуко - буквенный анализ;
- упражнять в произношении звуков [c] - [ш] в одном слове;
- упражнять выделять ударный слог в слове;
- закрепить графический образ букв С, Ш;
коррекционно – воспитательные:
- воспитывать у детей самоконтроль за речью;
- воспитывать у детей отзывчивость, доброту, потребность приходить на помощь тем, кто в этом нуждается.
Материал:
Демонстрационный материал:
картинка: старуха Шапокляк, буквы С, Ш; макет «будильник»; картинки с изображением игрушек; набор букв для слова «сушки».
Раздаточный материал:
зеркала; пеналы с символами звуков (цветными фишками); печатные задания на листах; простые карандаши, конверт с набором картинок для составления мнемотаблицы, крупные пазлы с изображением крокодила Гены и чебурашки.
Технические средства:
ноутбук, аудиозапись из мультфильма «Крокодил Гена и его друзья».
- Организационный момент
Логопед:
- Добрый день!
Сегодня на занятие я пришла не одна. А с кем, попробуйте отгадать!
МУЗЫКА (отрывок из песни старухи Шапокляк)
Дети:
- Старуха Шапокляк.
Логопед:
- Да, это та самая вредная старуха Шапокляк, которая забавлялась тем, что совершала разные хулиганские поступки. Она предупредила меня, что на протяжении всего занятия будет проказничать, но мы с вами постараемся её исправить. Будем выполнять задания и получать часть большой картинки. В конце занятия соберём все части и узнаем, смог ли кто-то перевоспитать зловредную старуху Шапокляк.
- Сравнение звуков [c] и [ш]
- Скажите, ребята, какие первые звуки мы слышим, когда произносим слова «старуха», «Шапокляк»?
Дети:
- [c] и [ш].
Логопед:
- Как свистит насос? Расскажите о звуке [c].
Дети:
- Согласный, глухой, твёрдый, обозначаем синим кружком с наушниками.
Логопед:
Дети:
- Как шарик выпускает воздух? Расскажите о звуке [ш].
Дети:
- Согласный, глухой, твёрдый, обозначаем синим кружком с наушниками.
Логопед:
- Давай сравним эти звуки.
Дети:
- Они оба согласные, твёрдые, глухие.
Логопед:
- Чем они отличаются?
- Положением язычка во рту, когда мы произносим [c]- язычок внизу «горкой», когда мы произносим [ш]- язычок наверху «чашкой».
Звук [c] на письме обозначается буквой С, звук [ш] на письме обозначается буквой Ш.
Схематично это можно обозначить так: С Ш
- Дифференциация звуков [c] - [ш] на слух и в произношении.
а) Дифференциация изолированных звуков [c] - [ш].
Логопед:
- Произнесите звуки по схеме, где стрелки указывают положение языка (стрелки на доске):
б) Дифференциация изолированных звуков [c] - [ш] в слогах. Игра «Эхо».
Логопед:
- Повторите по цепочке слоговые ряды:
Са – ша - са ас – аш - ас шо – со - шо
Ош – ос - ош су – су - шу ус – ус - уш
Ши - ши- сы ыш – ыш - ыс
в) Дифференциация звуков [c] - [ш] в словах. Игра «Почини будильник».
Логопед:
Старуха Шапокляк сломала наш будильник. Замените звук [c] на [ш] или наоборот в названиях картинок, которые на циферблате, тогда мы поймем, каких картинок у нас не хватает и отремонтируем будильник:
КАШКА - КАСКА УШИ-УСЫ МИШКА- МИСКА
МАШКА - МАСКА КРЫСА-КРЫША ПЕСКИ - ПЕШКИ
г) Игра «Собери игрушки».
Логопед:
- Ребята, посмотрите, что случилось, у меня был порядок на полках, на одной полке стояли игрушки со звуком [ш], на другой - со звуком [c]. Старуха Шапокляк сбросила игрушки с полок. Надо поставить их обратно. Посмотрите на нижнюю полку. Какие игрушки надо поставить на эту полку? Как вы догадались? Какие игрушки надо поставить на верхнюю полку?
- Звуко - буквенный анализ слова СУШКИ
Логопед:
- Разошлась старушка, понравилось ей шалить. Решила она переставить буквы в словах. Так переставила, что слово не узнать. Поставьте буквы по размеру, начиная с самой большой, и прочитайте слово. (СУШКА).
- Ребята, составим с помощью символов схему слова СУШКА.
- Физкульминутка.
Выполнение движений по инструкции логопеда.
Встаньте прямо.
Потянитесь.
Пошагайте, наклонитесь.
Руки вправо. Руки влево.
Встаньте. Снова потянитесь
И друг другу улыбнитесь.
- Дифференциация [c] - [ш] на письме и при чтении.
Логопед:
- Звуки [c] - [ш] на письме обозначаются буквами С, Ш.
Заштрихуйте вертикальными линиями букву С, горизонтальными – Ш.
- Рассмотрите картинки на печатных листах. Назови профессии людей. Раздели каждое слово в верхнем ряду на слоги, и поставь ударение (позови слово, определи ударный слог).
- Развитие лексико-грамматического строя речи.
Логопед:
- Соедините профессию человека с подходящим предметом. Составьте предложения, используя маленькое слово между. Его говорят тогда, когда предмет находится среди других предметов.
Например,
- Шахматы между машинистом и штангистом.
- Штанга между парашютистом и шахматистом.
- Поезд между шахматистом и пастушком.
- Стадо между пастушком и парашютистом.
- Парашют между штангистом и машинистом.
- Развитие связной речи.
Логопед:
- Послушайте стихотворение, назовите слова, в которых слышатся звуки [c] и [ш]. Соберите из картинок мнемодорожку к стихотворению. Расскажите стихотворение по таблице.
Шесть пушистых кошек
На спинке шерстку грели
Старушке Шапокляк
Кошачьи песни пели
- Итог занятия.
Логопед:
- Ребята, чему вы научили старуху Шапокляк? Какие задания выполняли?
- Давайте соберём картинку из пазлов и узнаем, кто смог перевоспитать зловредную старушку.
Звучит аудиозапись песни «Голубой вагон» из мультфильма «Крокодил Гена и его друзья».