a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Методическая разработка занятия по развитию фонематической стороны речи и обучение грамоте детей подготовительной к школе группы (дифференциация звуков с-ш)

Автор: Ведьманова Светлана Анатольевна Опубликовано: 2022-09-28 15:23:01

Документы для скачивания

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе.

Тема: звуки [c] - [ш], буквы С- Ш.

Цели:

Коррекционно - образовательные:

- учить детей давать акустико - артикуляционную характеристику звуков [c] - [ш] с опорой на различные виды контроля;

- упражнять в употреблении предлога между;

Коррекционно - развивающие:

- дифференцировать звуки [c] - [ш] в слогах, словах, предложениях, связной речи;

- развивать мыслительную деятельность;

- совершенствовать звуко - буквенный анализ;

- упражнять в произношении звуков [c] - [ш] в одном слове;

- упражнять выделять ударный слог в слове;

-  закрепить графический образ букв С, Ш;

коррекционно – воспитательные:

- воспитывать у детей самоконтроль за речью;

- воспитывать у детей отзывчивость, доброту, потребность приходить на помощь тем, кто в этом нуждается.

Материал:

Демонстрационный материал:

картинка: старуха Шапокляк, буквы С, Ш; макет «будильник»; картинки с изображением игрушек; набор букв для слова «сушки».

Раздаточный материал:

зеркала; пеналы с символами звуков (цветными фишками); печатные задания на листах; простые карандаши, конверт с набором картинок для составления мнемотаблицы, крупные пазлы с изображением крокодила Гены и чебурашки.

Технические средства:

ноутбук, аудиозапись из мультфильма «Крокодил Гена и его друзья».

  1. Организационный момент

Логопед:

- Добрый день!

Сегодня на занятие я пришла не одна. А с кем, попробуйте отгадать!

МУЗЫКА (отрывок из песни старухи Шапокляк)

Дети:

- Старуха Шапокляк.

Логопед:

- Да, это та самая вредная старуха Шапокляк, которая забавлялась тем, что совершала разные хулиганские поступки. Она предупредила меня, что на протяжении всего занятия будет проказничать, но мы с вами постараемся её исправить. Будем выполнять задания и получать часть большой картинки. В конце занятия соберём все части и узнаем, смог ли кто-то перевоспитать зловредную старуху Шапокляк.          

  1. Сравнение звуков [c] и [ш]

- Скажите, ребята, какие первые звуки мы слышим, когда произносим слова «старуха», «Шапокляк»?

Дети:

- [c] и [ш].

Логопед:

- Как свистит насос? Расскажите о звуке [c].

Дети:

- Согласный, глухой, твёрдый, обозначаем синим кружком с наушниками.

Логопед:

Дети:

- Как шарик выпускает воздух? Расскажите о звуке [ш].

Дети:

- Согласный, глухой, твёрдый, обозначаем синим кружком с наушниками.

Логопед:

- Давай сравним эти звуки.

Дети:

- Они оба согласные, твёрдые, глухие.

Логопед:

- Чем они отличаются?

- Положением язычка во рту, когда мы произносим [c]- язычок внизу «горкой», когда мы произносим [ш]- язычок наверху «чашкой».

Звук [c] на письме обозначается буквой С, звук [ш] на письме обозначается буквой  Ш.

Схематично это можно обозначить так: С      Ш       

  1. Дифференциация звуков [c] - [ш] на слух и в произношении.

а) Дифференциация изолированных звуков [c] - [ш].

Логопед:

- Произнесите звуки по схеме, где стрелки указывают положение языка (стрелки на доске):

                                                                          

б) Дифференциация изолированных звуков [c] - [ш] в слогах. Игра «Эхо».

Логопед:

- Повторите по цепочке слоговые ряды:

Са – ша - са       ас – аш - ас      шо – со - шо

Ош – ос - ош     су – су - шу      ус – ус - уш

Ши -  ши- сы     ыш – ыш - ыс

в) Дифференциация звуков [c] - [ш] в словах. Игра «Почини будильник».

Логопед:

Старуха Шапокляк сломала наш будильник. Замените звук [c] на [ш] или наоборот в названиях картинок, которые на циферблате, тогда мы поймем, каких картинок у нас не хватает и отремонтируем будильник:

КАШКА - КАСКА      УШИ-УСЫ                   МИШКА- МИСКА

МАШКА - МАСКА      КРЫСА-КРЫША        ПЕСКИ - ПЕШКИ

г) Игра «Собери игрушки».

Логопед:

- Ребята, посмотрите, что случилось, у меня был порядок на полках, на одной полке стояли игрушки со звуком [ш], на другой - со звуком [c]. Старуха Шапокляк сбросила игрушки с полок. Надо поставить их обратно. Посмотрите на нижнюю полку. Какие игрушки надо поставить на эту полку? Как вы догадались? Какие игрушки надо поставить на верхнюю полку?

  1. Звуко - буквенный анализ слова СУШКИ

Логопед:

- Разошлась старушка, понравилось ей шалить. Решила она переставить буквы в словах. Так переставила, что слово не узнать. Поставьте буквы по размеру, начиная с самой большой, и прочитайте слово. (СУШКА).

- Ребята, составим с помощью символов схему слова СУШКА.

  1. Физкульминутка.

Выполнение движений по инструкции логопеда.

Встаньте прямо.

Потянитесь.

Пошагайте, наклонитесь.

Руки вправо. Руки влево.

Встаньте. Снова потянитесь

И друг другу улыбнитесь.

  1. Дифференциация [c] - [ш] на письме и при чтении.

Логопед:

- Звуки [c] - [ш] на письме обозначаются буквами С, Ш.

Заштрихуйте вертикальными линиями букву С, горизонтальными – Ш.

- Рассмотрите картинки на печатных листах. Назови профессии людей. Раздели каждое слово в верхнем ряду на слоги, и поставь ударение (позови слово, определи ударный слог).

  1. Развитие лексико-грамматического строя речи.

Логопед:

- Соедините профессию человека с подходящим предметом. Составьте предложения, используя маленькое слово между. Его говорят тогда, когда предмет находится среди других предметов.

Например,

  • Шахматы между машинистом и штангистом.
  • Штанга между парашютистом и шахматистом.
  • Поезд между шахматистом и пастушком.
  • Стадо между пастушком и парашютистом.
  • Парашют между штангистом и машинистом.
  1. Развитие связной речи.

Логопед:

- Послушайте стихотворение, назовите слова, в которых слышатся звуки [c] и [ш]. Соберите из картинок мнемодорожку к стихотворению. Расскажите стихотворение по таблице.

Шесть пушистых кошек                                                                                                                         

На спинке шерстку грели                                                                                                

Старушке Шапокляк                                                                                                          

Кошачьи песни пели

 

  1. Итог занятия.

Логопед:

- Ребята, чему вы научили старуху Шапокляк? Какие задания выполняли?

- Давайте соберём картинку из пазлов и узнаем, кто смог перевоспитать зловредную старушку.

Звучит аудиозапись песни «Голубой вагон» из мультфильма «Крокодил Гена и его друзья».

Коментарии
написано 2022-09-28 17:23:15
Ответить
написано 2022-09-28 17:23:20
Ответить
написано 2022-09-28 17:23:38
Ответить

Оставить комментарий: