a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Доклад на педсовет "Активизация творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста на основе познавательно-исследовательской деятельнности

Автор: Гончарова Екатерина Юрьевна Опубликовано: 2022-10-01 19:35:33

Комитет по образованию и делам молодежи Администрации города Подольска Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 65 « Семицветик » Доклад на педсовет «Активизация творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста на основе познавательно – исследовательской деятельности» Воспитатель Гончарова Е. Ю. апрель 2021 г. « В одном мгновении видеть вечность, Огромный мир – в зерне песка, В единой горсти – бесконечность И небо – в чашечке цветка…» Уильям Блейк Развитие творческих проявлений детей, творческой активности и самостоятельности, формирование позиции «Я – творец» являются значимыми показателями развития личности и в связи с этим выступают ориентиром современных методических разработок и образовательных программ. Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первое проявление творчества. Что же понимается под творческими способностями? В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество. У детей этот переход осуществляется в процессе многообразных форм поисковой деятельности, направленной на решение новых, необычных для ребенка задач. Чем разнообразнее, вариативнее пробующие действия детей, чем гибче, оригинальнее поисковая деятельность, тем больше возможности получить в конечном итоге новый, необычный результат. Одной из важных форм поисковой деятельности является так называемое детское экспериментирование, деятельность которого чрезвычайно многообразна и легко поддается формированию и развитию в самых различных направлениях. Наряду с реальным экспериментированием с окружающими предметами и явлениями у дошкольников начинает развиваться так называемое мысленное экспериментирование, когда ребенок экспериментирует не только с различными предметами и явлениями, но и с собственными знаниями, способами умственных действий. Это открывает принципиально новый путь самостоятельного творческого добывания новых знаний, новых средств и способов деятельности. Я считаю, что именно в художественной деятельности дети ощущают себя непосредственными творцами и получают результат своего труда «здесь и сейчас». Изучив способности и интересы детей, выяснила, что у большинства недостаточно сформированы навыки творческого воображения, мышления, снижен уровень самоорга низации. В результате чего возникла педагогическая проблема – нужно искать такие стимулы к творчеству, которые рождали бы у ребёнка подлинное желание творить. Для поиска решени й этой проблемы я начала деятельность по теме «Активизация творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста на основе познавательно – исследовательской деятельности» путём создания творческой мини – студии «Страна чудес». Г лавной целью работы стало- пом очь детям открыть самого себя, п оказать мир существующий не только вокруг, но и внутри каждого. Также б ыли определены следующие задачи: проанализировать методическую и психолого – педагогическую литературу по теме: активизировать познавательные и эстетические интересы детей в ситуации «развивающейся интриги» познания прекрасного( тайны, проблемы) ; обогащать опыт осведомленности ребёнка, эстетическое восприятие разнообразных объектов окружающего мира; способствовать отражению опыта в разнообразных формах: сюжетно – ролевых играх, сочи нительстве, суждениях и оценках; вовлечь родителей в совместную творческую деятельность детей. Новизной и отличительной особенностью работы творческой мини – студии «Страна чудес» является формирование у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему. Необходимость в создании данного направления существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, внимания, логического мышления и усидчивости. При организации непрерывной образовательной деятельности я соблюда ла обще- дидактические принципы: сознательности, практической направленности, перехода от простого к сложному, от неизвестного к известному, от конкретного к абстрактному. Старалась создать атмосферу доброжелательности, сотрудничества, заинтересованности каждого ребёнка, положительного эмоционального, творческого настроя на работу в течени е всего времени. У деля ла особое внимание следующим факторам: формированию условий для проявления внутренней свободы; поощрению самостоятельности и инициативы; вовлечению в творческую деятельность; развитию образного и интуитивного мышления и фантазии; свободному обмену мнениями, диалогу; критическому мышлению и восприятию собственных результатов; созданию творческих ситуаций путем необычных вопросов, подходов, диалогичности, проблематичности; стремлению избегать односторонних и решительных оценок. Мною было подмечено, у детей старшего дошкольного возраста проявляется интерес к изобразительным материалам, инструментам, техникам. Значимо, что подавляющее число старших дошкольников экспериментируют с материалами: рисуют на руках и лице фломастерами, ставят кляксы на листке, одежде и рассматривают их, проверяют цвет и мягкость карандашей и фломастеров, чиркая на листе бумаги; пытаются рассуждать, выдвигая гипотезы: «Если смешать все, все в мире краски, то будет чернота…». При этом значительная часть детей не переносят открытия в самостоятельную деятельность, нуждаются в подсказке- инициации взрослого, так как уровень развития произвольности, целенаправленности поиска еще недостаточно развит. Для активизации интереса детей к познанию мира искусства, накопления опыта, необходимого для поиска, в первую очередь, использ овала проблемны е вопрос ы и ситуаци и: «Как смешивать оттенки при рисовании карандашами? », «Бывают ли холодный красный и теплый красный тона и как их можно получить? », «Как прикрепить фантик к картону? », «Можно ли изобразить чёрное на чёрном? » и другие. Для создания атмосферы творческого поиска возможно использование игровых оболочек, п ерсонажей: например, мальчик- непоседа, будущий художник Леонардо, фея Художественной страны. В наше й творческо й мини- студии- это девочка Красочка и мальчик Карандашик. Важным является разнообразное обследование – тактильное, обонятельное и т. п. Например, при обсуждении материалов для изготовления скульптур – это рассматривание и тактильное обследование камней разной прочности( стекла, комочка глины, осколка керамики) ; при обсуждении способов передачи фактуры – обследование материалов и предметов с разной фактурой( гладкой, шероховатой, волнистой, гофрированной) , мешочков разного веса, флакончиков с разными запахами; при обсуждении цветовой гаммы – цветные стёкла. Важным является развитие умений считывать информацию с предмета, что возможно в рамках упражнений и игр по рассматриванию и описанию. Игровое упражнение «Узнаем тайну предмета? » Используются предметы, знакомые детям, не новые, с некоторыми интересными деталями, своеобразными «свидетелями времени»( сколами, потертостями) , считывая которые можно сделать некоторые предположения( например, испачканное перо для письма, монета, помятый сбоку самовар и т. д. ) . Ребёнку предлагается внимательно рассмотреть предмет и рассказать о нем как мо ж но больше. Например, при использовании игровых персонажей девочки Красочки и мальчика Карандашика: «Представь, они умеют разгадывать тайны предметов! Внимательно рассматривают предметы в волшебную лупу и, как настоящие следопыты, по следам на предмете узнают, что с ним происходило, кому он принадлежал. А ты умеешь? Давай попробуем превратиться в следопытов. Посмотри внимательно на этот предмет( у нас – саратовская гармошка) . Расскажи, что сможешь, именно об этом предмете – какой он, кому принадлежал, что с ним происходило, по «следам» на нем прочитай его тайну – историю. Интересным является осуществление «исследования» детьми старшего дошкольного возраста, такие как проведение «раскопок древностей»: обнаружить предметы( у нас, предметы народных промыслов, быта) в специально подготовленном ящике с песком, бережно извлечь, рассмотреть, обследовать, «прочитать» историю каждого предмета, срисовать узор. На самостоятельный поиск, открытие фактов, проявление индивидуальности детей наталкивают вопросы: «Кто и когда сделал предмет? », «Для чего он служит и какую пользу приносит? », «Из чего он сделан? », «Каковы его свойства? »( цвет, форма, фактура и т. д. ) , «Красив ли он? » Мы проводили ряд экспериментов, позволяющих уточнить и расширить представления детей о некоторых средствах выразительности, изобразительных материалах. Опыт «Как получить разные цвета? »: экспериментировали с акварелью, гуашью, цветными карандашами. Придумывая новые оттенки помад и лаков для новогоднего выпуска модного детского журнала «Стилистика» по просьбе девочки Красочки, дети знакомились со способами получения оттенков и нового цвета: составлением нового цветового фона на палитре, накладыванием одной кр а ски на другую, штриховкой цветными карандашами, фломастерами. Опыт «Волшебные письмена». Детям предложила создать интересный узор – подарок – сюрприз от девочки Красочки мальчику Карандашику на Новогодний праздник при рисовании различными материалами и догадаться, как на белом листе бумаги материалами белого цвета можно оставить рисунок. Рисовали молоком и лимонным соком, подсохшее изображение проявляли при нагревании. Опыт « Прятки в отпечатк е » заключается в определении способов создания фактурных отпечатков: смятой бумагой, испачканным в краске целлофаном, картофелем и т. д. Мы их рассматривали, обсуждали: «На что похожи? », «Можно ли сравнить со сказочными персонажами? », «Какие можно назвать весёлыми и озорными, испуганными, драчунами? » Потом детям предлагаю дорисовать по желанию самый необычный след- отпечаток, придумать выразительные( интересные) названия. Опыт «Клеем наклеим? ». Детям предлагаю подумать: «Какие материалы можно наклеивать клеем? Так ли уж клей универсален? Что можно использовать вместо него? ». Саму постановку ситуации начинаю с провокации: «Необходимо создать аппликацию в подарок для девочки Красочки от мальчика Карандашика в день 8 марта, а клея нет! » Далее детям предлагаю самим найти в группе предметы, материалы, вещества, которые могут быть использованы в работе( раскладываю в группе скотч, пластилин, проволоку, жевательную резинку) . Изучив свойства найденных материалов, дети пытаются приклеить ими фольгу, макароны, картон, ткань, мех и т д. , а я подвожу их к выбору самого универсального и простого в использовании материала. Для активизации детского творческого поиска использую так называемые нетрадиционные техники, предполагаю щие как использование различных материалов и средств не только изобразительных, а также необычных приёмов работы с ними. Использование нетрадиционных техник также предусматривает этап экспериментирования. Например, свойства материалов: бумага рвётся, размокает от большого количества воды, она лёгкая, тонкая, красивая, цветная или белая, приклеивается, на ней можно рисовать разными материалами, её можно складывать, закручивать, сгибать, мять, протыкать пальцем и острым предметом; глина разминается, она пластичная, её можно раскатывать, отрывать маленькие кусочки, раскрашивать, добавляя гуашь и цветные мелки и т. п. Изучение свойств бумаги воплотились в реализацию познавательно – исследовательского проекта «Я – листок бумажный, маленький, отважный», который занял I место в номинации «Лучшая исследовательская работа в детском саду» в конкурсе Всероссийского сетевого издания «Портал педагога». Так, в образовательной ситуации « Семейка котят» предлагаю создать для наших девочки Красочки и мальчика Карандашика домашних питомцев с разным «мехом»( однородным, либо сочетание материалов) . Даю детям несколько заготовок( силуэтных изображений котят) и предлагаю каждого котёнка одеть в свой наряд( стружка, ватные шарики, кусочки салфеток, макароны – завитки, нитки и т. д. ) . В заключении обсудили: «Какие одёжки самые красивые( понравились детям) ? », находили самого пушистого котёнка, гладкого, яркого. Игровое упражнение «Придумаем пейзаж»- выкладывание изображения пейзажа из деталей. Материал: детали для составления композиций( различные варианты крон и стволов деревьев, облаков, элементы( солнце, луна, месяц разных цветов и размеров, фон разных цветов и размеров, линии горизонта( заниженная, завышенная, разделяющая лист строго пополам) и т. п. ) . Детям предлагаю построить выразительный( интересный) пейзаж, например, для прогулок девочки Красочки и мальчика Карандашика. Предлагаю рассмотреть, как изменяется настроение пейзажа при использовании разных линий горизонта, композиционных решений и т. п. , придумать названия к каждому составленному изображению. Ещё одним направлением, предполагающим проявление исследовательского поведения детей, проявление творческого подхода является организация детской дизайн – деятельности. Образовательная ситуация « Матрёшкины наряды». Была проведена предварительная работа: в начале года в группе совместно с родителями был создан мини – музей народной игрушки « Забавушка », экспонаты которого- куклы наших бабушек( куклы – скрутки, куклы на ложке, кувадки, куклы – пеленашки и т. д. , глиняные игрушки дымковских, каргопольских, саратовских мастеров и, конечно же, русские матрёшки разных промыслов России. Вместе с детьми и родителями организовали экспозицию «Чудо – чудное, диво – дивное», содержание которой касалось истории появления матрёшки, её нарядов. Поиском информации по теме выставки занимались преимущественно дети с родителями, работа так их увлекла, что ребята Полина и Егор взяли на себя роль экскурсоводов, с чем успешно справились и заняли почётное III место в конкурсе юных экскурсоводов, который проходил в марте этого года на муниципальном уровне. Остальные дети с интересом освоили компьютерную игру «Знакомство домовёнка БУ с русскими народными традициями». Далее предлагаю детям придумать варианты украшения( росписи) юбок, фартуков и платков матрёшек в соответствии с характерами их хозяек( рассмотреть, пофантазировать об их житье – бытье, почувствовать характер, образ) или с названными характеристиками( «модница – хвастушка », «скромница – работница», «сластена», «рукодельница») . В процессе придумывания узоров очень важно перенести акцент с желания быстро и однообразно украсить предметы одежды на поиск интересных решений, раскрывающих образ персонажа. В заключении рассматривали, обсуждали выразительные находки, оформили выставку «Наши красавицы». Итак, на основе обобщения исследований и практики можно выделить педагогические условия развития и формирования исследовательского поведения в процессе активизации творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста: развитие умения ставить познавательные вопросы, выделять противоречия и проблемы; создание творческой атмосферы и принятие позиции « сопознающий »; поддержание стремления детей проявлять индивидуальность, самостоятельность, создание условий для становления «позиции творца»; организация деятельности детей в условиях обогащенной предметно – развивающей среды, провоцирующими детский интерес и их исследование. В ходе работы творческой мини – студии «Страна чудес» у детей видна положительная динамика в познавательной, творческой и исследовательской деятельности. На начало работы мини – студии результаты мониторинга таковы: Детей с высоким уровнем развития- 5 чел. , что составляет 2 5% от общего количества. Детей со средним уровнем развития- 10 чел. , что составляет 50% от общего количества Детей с низким уровнем развития- 5 чел. , что составляет 25% от общего количества. По завершению работы мини – студии результаты изменились так: Детей с высоким уровнем развития- 12 чел. , что составляет 60% от общего количества. Детей со средним уровнем развития- 6 чел. , что составляет 30% от общего количества. Детей с низким уровнем развития- 2 чел. , что составляет 10% от общего количества. мониторинг прошли 20 детей. Результативность работы творческой мини – студии «Страна чудес»: У детей начала формироваться готовность самостоятельно решать поставленные задачи в разны х ситуациях, мыслительно – поисковая деятельность и речевая активность; Дети получили возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными материалами, узнать их свойства, признаки и значение для человека, что с пособствование творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, практических навыков изобразительной деятельности, художественных способностей в целом; Совместная деятельность помогла родителям освоить некоторые педагогические приёмы, необходимые в семейном воспитании, объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними, как с равноправными партнёрами. В совместной работе я увидела, что дети стали более активными, инициативными, способными к принятию самостоятельного решения, к постановке новых вопросов и к нахождению собственных оригинальных ответов. У них явно снизился страх перед неудачей, возможным критическим замечанием. Возросла уверенность в себе, в своих возможностях. В известной степени у ребят сформировалась привычка к свободному самовыражению. Можно смело сказать, что развивая воображение, творческий потенциал ребёнка, мы затрагиваем развитие личностных, индивидуальных его особенностей и должны чутко улавливать особенности каждого малыша, строить все воздействия с их учётом. Литература. 1. Выгодский Л. С. «Педагогическая психология», М. : Педагогика – 1991. 2. Выгодский Л. С. «Воображение и творчество в детском возрасте», М. : Просвещение – 1991. 3. Дайна Шульц, Сидни Элен Шульц. История современной психологии. СПб. : Евразия, 1998. 4. Джон Аллан. Ландшафт детской души. СПб, 1997- 255с. 5. Дж. Родари «Грамматика фантазий», М. – 2004. 6. Еженедельник «Школьный психолог» № 47, 2000. — статья Л. Лебедевой. “Искусство метода”. И. Д. «Первое сентября». 7. Зинкевич – Евстигнеева Т. «Путь к волшебству», М. – 1999. 8. Капская А. Ю. , Мирончик Т. Л. «Планета чудес». Развивающая сказкотерапия для детей, СПб – 2006. 9. Кожохина С. К. «Путешествие в мир искусств», М. – 1998. 10. Копцева Т. А. «Природа и художник», М. – 2002. 11. Кравцова Е. Е «Разбуди в ребёнке волшебника», М. : Просвещение; Учебная литература, 1996. 12. Лебедева Л. Д. «Практика арт – терапии: подходы, диагностика, система занятий», СПб – 2007. 13. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности/ под ред. Т. В. Лаврентьевой. — М. : Новая школа, 1996г. — 144с. 14. Степанов С. С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. — М. « Academia »; 1997— 93с. 15. Фресс П. , Пиаже Ж. Экспериментальная психология/ Сб. статей. Пер. с фр. : Вып. С— М. : Прогресс, 1978г. 16. Дьяченко О. М. «Развитие воображения дошкольника», М. – 2008.

Оставить комментарий: