a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

план по самообразованию "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста с использованием нестандартного оборудования"

Автор: юкляева светлана витальевна Опубликовано: 2022-11-01 20:18:35

Документы для скачивания

м униципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д етский сад «Светлячок» « ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА » Образовательная область «Физическое развитие» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста с исп ользованием нестандартного оборудования » Выполнила: в оспитатель С. В. Юкляева Срок реализации 2019- 2020 у. г. В соответствии с Законом №273- Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ДО одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия». Дошкольный возраст является базисным в формировании физического здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем. В соответствии с требованиями ФГОС ДО, образовательная работа по «Физическому развитию», строится с учетом потребностей детей. Развитие крупной и мелкой моторики обеих рук выступает одной из основных задач  образовательной  области «Физическое развитие». Актуальность Актуальность работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности. И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста. Цель: Развитие мелкой моторики и ко ординации движений рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности. Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей раннего возраста. Задачи: 1. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность; 2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук; 3. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса; 4. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность; 5. Создавать эмоционально- комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми. 6. Совершенствовать предметно- пространственную, развивающую среду группы. Форма отчётности: - Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста». - Подготовить выставку для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей. - Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук. Составить подборку пальчиковых игр. Формы работы- Изучение литературы по данной теме; - совместная деятельность воспитателя с детьми; - индивидуальная работа с детьми; - свободная самостоятельная деятельность самих детей; - работа с родителями. Методы и приемы работы: пальчиковые игры со стихами; конструирование из палочек; Шнуровка; пазлы, мозаика; игры с прищепками; Игры с нетрадиционными материалами( орехи, каштаны, синильная проволока, губки для мытья посуды, бигуди, платочки, карандаши, бумага, резиночки, шарики, пу г о вицы, бусины) 1. Теоретический этап. Изучение учебно- методической литературы: 1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007. 2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006. 3. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006. 4. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007. 5. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов- на- Дону: Феникс, 2007. 6. Тимофеева Е. Ю. , Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона- Век, 2007. 7. Крупенчук О. И. Тренируем пальчики- развиваем речь – Санкт – Петербург, 2013. 8. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : Эксмо, 2006. 9. Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014. 10. Зажигина О. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. С ПБ, Подборка практического материала Составить картотеку игр дл я развития мелкой моторики рук с разными материалами. Создание картотеки игр с карандашами. Создание картотеки пальчиковых игр. Создание картотеки игр с пуговицами. Создание развивающей среды: изготовление пособий и тренажеров для игр, подбор материалов для игр 2. Практический этап Перспективный план по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста Сентябрь 1. Наблюдение за детьми. 2. Разучивание пальчиковой игры «Сорока – белобока», «Ладушки». 3. Игры с шариками( катание в ладонях, перекладывание из ёмкости в ёмкость. ) 4. Конструирование из палочек «Заборчик», «Дорожка». 5. Игра с крупой «Найди игрушки» Октябрь 1. Разучивание пальчиковой игры «Этот пальчик», «Капуста». Повторение «Сорока- белобока», «Ладушки». 2. Рассортировать бобы и каштаны 3. Конструирование из палочек «Муравейник», складывание в коробочку. 4. Упражнение с массажным мячиком «Ёжик». 5. " Посмотри, кто спрятался в комочке" - разглаживание скомканных бумажных шариков с изображением игрушек. 6. Игры с губками для мытья посуды. Ноябрь 1. Разучивание пальчиковой игры «Киска», «Моя семья». Повторение «Этот пальчик», «Капуста». 2. Конструирование из мелкого строителя «Домик», «Заборчик». 3. Настольная игра «Картинки – половинки» 4. У пражнение с шестигранным карандашом, губками для мытья посуды. 5. Упражнение «Надень резиночку » 6. Игры с мозаикой. Декабрь 1. Разучивание пальчиковой игры «Снежок» «Ёлочка. Повторение «Киска». 2. Настольная игра «Мозаика»( крупная) . 3. " Снегопад в лесу" - на трафарете ел оч ки из бархатной бумаги разложить комочки ваты. 4. С мелкими шариками и палитрами «Положи в свой домик» 5. Работа с пластилином: «Украшение ёлочки». 6. Игра с прищепками «Ёлочка». 7. Упражнение «Шагаем пальчиками»: «Помоги Деду Морозу дойти до малышариков » 8. Игры с мячиками, орешками. Январь 1. Разучивание пальчиковой игры «Мальчик- зайчик». Повторение «Киска », «Ладушки», «Строим дом». 2. «Тактильные дорожки»( « Малышарик идёт к снеговику») 3 Упражнения с пуговицами «Закончи картинку» 4. Упражнение «Мамины бусы» 5. Работа с пластилином: «Снежинки». 6. Упражнение «Погремушка»( с фасолью») 7. Игра с крупой 8. Упражнение «Шагаем пальчиками»: « Гусеничка ». Февраль 1. Разучивание пальчиковой игры «Пирог». Закрепление пальчиковых игр «Пальчик- зайчик», «Кисонька». 2. Игры с карандашами 3. Пальчиковые игры «Цветочек», «Помощники». 4. Конструирование из палочек «Спрячь зайчика» 5. Работа с пластилином: «Самолёт». 67. Игры с пуговицами. ( «Разложи пуговицы в домики») 8. Дидактическая игра «Спрячь в ладошке», «Где же, где же наши ручки». 9. Игры с прищепками «Солнышко», «Цветочки», «Посади жука на цветок» 10. Упражнение «Шагаем пальчиками»: «Котик и рыбка ». Март 1. Разучивание пальчиковой игры «Кошки- мышки», » Петушок». Повторение знакомых игр. 2. Упражнение «Шагаем пальчиками»: «Мед и медвежонок». 3. Упражнение с платочками «Мы платочки постираем» 4. Упражнение «Мамины бусы» 5. «Подарки от мышек и мышат»- сортировка семечек тыквы и арбуза. 6. Игры с пуговицами «Разложи по цвету». 7. Игра" Сложи картинку" из 2 частей. 8. Игра" Цветы для мамы" – разрывание бумаги. 9. Упражнение с массажным мячиком «Месим тесто». Апрель 1. Разучивание пальчиковой игры «Пальчики проснулись», « Туки- тук ». Повторение «Замок», «Кошки- мышки» 2. Формировать умение детей инсценировать руками стихи- «Голуби». 3. Продолжать учить детей выкладывать узоры с помощью веревочки. 4. Завинчивание крышек 5. Игра" Каждому листочку свое место" - закрыть контуры различных листочков нужными листочками, взятыми из коробки 6. Игра «Чудесный мешочек»- овощи и фрукты. 7. «Собери пирамидку». 8. Игра «Нарви молодой травки для кроликов»- мелко порвать зелёную бумагу. 9. Упражнение «Найди птичку»- в коробке с горохом. 10. Упражнение «Шагаем пальчиками»: «Ступеньки» Май 1. Разучивание пальчиковых игр «Дождик», «Моя семья». 2. " Красивый одуванчик" - втыкание половинок ватных палочек в доску от мозаики. 3. Упражнения с массажными мячиками" Ласковый еж" , «Орех». 4. Выкладывание из палочек знакомых фигур по желанию. 5. 6. " Сушка белья" пристегнуть прищепками кукольную одежду на веревку. 7. Игра «Найди вторую половинку»- разрезные картинки. 8. Рисование на манке, рассыпанной тонким слоем на подносе. 9. Заключительное наблюдение за детьми. Работа с родителями Подготовить выставку для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей. Оформление буклета для родителей « Игры на развитие мелкой моторики рук » Консультация для родителей: « Большая польза мелкой моторики » Выводы: Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи( так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга) , но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость,

Оставить комментарий: