a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

"Подвижные игры народов Севера"

Автор: Смирных Яна Альбертовна Опубликовано: 2022-11-14 22:46:50

Документы для скачивания

- 1080135- 9017000 Консультация для воспитателей « Подвижные игры народов Севера Подготовила: Смирных Я. А. - 1080135- 6035300 Практика  показывает, что внедрение национально- регионального компонента в образовательный процесс повышает его уровень, способствует установлению прочных связей с коренным народом, обогащает духовные и социальные качества детей. В условиях Севера забота о здоровье детей, их физическом развитии, снижении заболеваемости очень важна. В неблагоприятных климатических условиях снижается двигательная активность, что отрицательно складывается на общем и физическом развитии детей, поэтому надо стремиться к тому, чтобы подвижная игра прочно вошла в их повседневную жизнь. Эта форма деятельности наиболее близка и понятна детям, она вызывает у них яркие эмоциональные переживания. - 1066883- 7689000 Народные подвижные игры  являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой, красотой движений, творческой выдумкой. Познакомить  детей с  играми какого- нибудь народа – лучший способ вызвать интерес и симпатию к данному народу, поскольку игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Именно игра доступным языком передает детям знания о народе любой национальности. Недаром известная шведская писательница Астрид Линдгрен( автор любимых детских сказок о Малыше, Карлсоне и др. ) сказала: «Игра – это желание жить». - 1080135- 9017000 Обучая детей народным подвижным играм северян, мы тем самым помогаем сохранить знания об их жизни, труде, быте, сохранить уникальность народа, а также обогащаем физические навыки детей. В детском саду  вполне можно проводить многие игры народов Севера, т. к. они очень просты по содержанию, не требуют сложных атрибутов( это шапочки на голову, веревки, санки, деревянные топорики) . Правила таких игр дети хорошо запоминают и усваивают. Разумеется, игры должны быть доступны детям, вызывать у них интерес и радость. Подбирая их, надо учитывать время года, состояние погоды, температуры воздуха. Игры народов Севера зародились в далеком прошлом в недрах народного быта. Состязания в силе, ловкости, быстроте, меткости издавна распространены у малых народов. - 1090073- 9017000 Н ародные подвижные игры являются неотъемлемой частью национальной культуры. Участвуя в них, де ти знакомятся с обычаями, своеобразием быта, с язык ом людей коренных национальностей. Подвижные игры влияют на развитие чувств и эмоций, поскольку радость движений усиливается наличием веселых, комических ситуаций, соревновательного настроя и обеспечивает развитие симпатий, интереса к данному народу. Народные игры Севера передают особенно сти труда людей( охоты, рыбалки, оленеводства) , а также неповторимый колорит народного творчества. Среди игр и развлечений взрослого населения можно выделить национальные виды соревнований, которые сопровождают праздники, связанные с хозяйственной деятельностью. Наиболее распространены: гонки на оленьих упряжках, метание тынзея( аркана) , пастушьего топора на дальность, прыжки через нарты, перетягивание палки, стрельба из лука, бег на лыжах, бросок камня через реку. - 1080135- 10541000 Интересны традиционные прыжки через нарты. Несколько нарт устанавливаются параллельно друг другу на расстоянии полуметра. Прыжки совершаются двумя ногами вместе, сначала в одном направлении, затем в другом, кто перепрыгнет больше нарт без отдыха. Для этого надо иметь очень быстрые и крепкие ноги, чтобы целый день бегать за оленями в тундре. Красивое захватывающее зрелище – гонки на оленьих упряжках. Тынзей( аркан) мечут на поставленную вертикальную палку, хорей, на головки нарт. Топор бросают на дальность. Палку перетягивают сидя, упершись друг в друга ступнями ног. Все эти виды соревнований – мужские. Дети в своих играх подражают взрослым. Игры мальчиков отражают главным образом различные моменты хозяйственной деятельности( стрельба из лука, метание аркана и т. д. ) - 1060257- 19950000 В качестве игрушек для мальчиков распространенными являются игрушечные изображения оленей, детские луки со стрелами, изготовляемые обычно из прутьев ивняка. Вырабатывая меткость, малыши упражняются в стрельбе по неподвижным и подвижным целям. Для детей часто делают маленькие нарты, в них ребята иногда запрягают собак. Из других игр и забав можно отметить женские игры – в жмурки, колечко – аналогичные русским играм. Женщины также изредка участвуют в гонках на оленях. Во всех состязаниях, конечно, важен результат, желание стать победителем. Здесь проявляется мастерство и умение каждого из участников, их умения и навыки, заложенные с детства. Например, начиная с 3- 4- летного возраста дети коренных национальностей учатся метать маут( веревочную петлю) на оленьи рога, ухаживать за собаками- 1092835- 8191500 В детских садах наиболее известны такие подвижные игры народов Севера, как: игры с бегом: «Каюр и собаки», «Ловля оленей», «Здравствуй, догони», «Важенка и оленята», «Волк и олени». игры с прыжками: «Нарты- сани», «Охота на куропаток». игры с метанием: « Сюлы »( ледяные палочки) , «Отбивка оленей», «Ловкий оленевод», «Охота на волка» игры на развитие ловкости, выдержки, находчивости, воображения, силы: «Борьба на палке», «Перетягивание палки», «Успей поймать», « Хейро », «Бег в снегоступах». игры на развитие мелкой моторики: « Вывко »( детская гуделка) , «Меткий охотник», «Колечко». - 1080135- 9080500 Проведение данных игр способствует оздоровлению детей: правильному и своевременному развитию костного аппарата, формированию изгибов позвоночника, развитию сводов стопы;  укреплению мышц сердца, развивают его способность приспосабливаться к внезапной изменяющейся нагрузке; правильному развитию терморегулирующих и защитных функций кожи; укрепляют дыхательную мускулатуру; развивают и укрепляют все группы мышц. Подвижные игры народов Севера играют большую роль в организации двигательной деятельности и укреплении здоровья на прогулке. С их помощью педагог воспитывает у детей положительное отношение к прогулке при низкой температуре, и поддерживает у детей бодрое настроение, активность. - 1083310- 8572500 Они помогают создать у детей положительный настрой, убеждать их не бояться мороза; напоминает о том, что мороз не заберется под шубу к тому, кто умеет бегать, прыгать, кататься на санках. С детьми дошкольного возраста можно также проводить вечера развлечений, праздники, связанные с началом и концом полярного лета. В них можно включать игры «Гонки на оленьих упряжках», игра- хоровод « Хейро »( солнце) . В хороводе в такт слову « Хейро » дети выполняют простые ритмические движения, характер их зависит от фантазии педагога, умения детей четко, одновременно выполнять показанные им движения, можно включать и другие виды игр, упражнений в ловкости, быстроте, находчивости. - 1103630- 11366500 Для эффективного использования подвижных игр народов Севера в целях формирования здоровья и развития личности необходимо самим педагогам: хорошо изучить их содержание, т. к. глубокие знания и свободное владение обширным игровым репертуаром является необходимым условием внедрения народных игр; постоянно повышать свой уровень знаний об играх, традициях, жизни северян; хорошо знать методику педагогического руководства играми, творчески используя игру как эмоционально- образное средство влияния на детей; пробуждать у них интерес, воображение, активность; привлекать внимание детей к их содержанию, следить за точностью выполнения движений; строго с ледить за физической нагрузкой, поддерживать и регулировать эмоционально- положительное настроение доброжелательное отношение играющих; приу чать детей ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели; вызывать интерес детей к этим играм путем ознакомления с жизнью, культурой и бытом коренных северян с помощью экскурсий, выставок, бесед; перед проведением игры предварительно рассказать о жизни, или каком- то определенном предмете, обычае северного народа, роли ведущего, пояснить роль других игроков; создать в группах необходимые условия для организации народных игр с детьми. - 1089660- 8763000 Педагогу необходимо помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить детей играть самостоятельно, активно, а затем регулировать степень внимания, мышечного напряжения, приспосабливаться к условиям окружающей среды, находить выход из критической ситуации, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу. Таким образом, северные народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой начальный этап формирования личности, сочетающей в себе положительные нравственные качества, физическую активность и оказывают огромное влияние на формирование здоровья детей. - 1078865- 10795000 «Охотники и куропатки» Дети делятся на две команды. На одной половине зала – «охотники»- мальчики, на другой – «куропатки»- девочки. Под музыку девочки начинают передвигаться, имитируя куропаток, на своей половине зала. При смене музыки мальчики «охотники»– начинают ловить «куропаток». Затем подсчитываются пойманные «куропатки». «Рыбак и рыбки» Дети становятся в круг на равное расстояние друг от друга. Инструктор – в центр. Он берет веревку и начинает ее вращать. Дети должны через нее перепрыгивать. Кого рыбак поймал – называет название рыбы, которую он задумал и выходит из игры. Отмечаются ловкие рыбки. «Важенка и оленята» По залу разложены несколько обручей. В каждом из них трое детей- важенка и два олененка. Волк сидит на другом конце зала. Дети вместе с воспитателем произносят слова: Бродит в тундре важенка – С нею – оленята. Объясняя каждому, Все что не понятно. Топают по лужам оленята малые Терпеливо слушая наставленья мамы. Оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду. На слова: «Волк идет! » оленята и важенки убегают в свои домики( обручи) . Пойманного олененка волк уводит с собой. Игра «Сбор ягод». На полу расс ыпаны шарики( ягоды) , стоят две корзины. Задание: Чья команда быстрее соберет шарики( ягоды) . Одна команда собирает красные( брусника) , другая − желтые( морошка) .

Оставить комментарий: