a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Методические рекомендации по развитию логического мышления дошкольников в процессе обучения игре в шахматы"

Автор: Чебуренко Оксана Николаевна Опубликовано: 2023-01-07 09:01:33

Документы для скачивания

М БДОУ №4 «Уголек» МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ В ШАХМАТЫ Автор: Чебуренко Оксана Николаевна воспитатель Оглавление Пояснительная записка ……………………………………………… …. 3 Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения ………………………. 4 Организация разнообразных форм деятельности в центре шахматного искусства ………………………………………………………………… ……. . 6 Критерии уровней развития детей ……………………………………… 8 Ожидаемый результат …………………………………………………… 8 Трудности и проблемы, встречающиеся при использовании данного опыта……………………………………………………………………………. 9 Список литературы……………………………………………… ……. . 11 Приложение 1 «Из истории»… ……………………………………… … 1 2 Приложение 2. «Игры для обучения дошкольников игре в шахматы» 19 Пояснительная записка Шахматы– это древняя интеллектуальная игра, имеющая многовековую историю. Сейчас – одна из наиболее распространенных настольных игр. Сочетает в себе элементы спорта, науки и искусства. Многие люди считают, что шахматы – это всего лишь приятный досуг. Однако эта замечательная игра является не только занятием, помогающим интересно провести время и пообщаться с другими любителями шахмат. В дошкольных группах уделяется большое внимание развитию логического мышления старших дошкольников. Одним из направлений данной работы стало обучение старших дошкольников игре в шахматы. Процесс обучения шахматам способствует концентрации внимания и развивает логическое мышление, укрепляет память, развивает изобретательность. Поэтому начинать обучение мудрой игре желательно в дошкольном возрасте. Развитие науки и техники, компьютеризация, социальные изменения в обществе, определяют возрастающую роль интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Мыслительные операции являются инструментом познания человеком окружающей действительности, поэтому, формирование логических операций является важным фактором становления всесторонне развитой личности. В современном мире обучаемость ценится значительно выше, чем обученность, поэтому значимость работы по развитию мышления будет возрастать.   Актуальность проблемы обучения детей игре в шахматы определена поиском эффективных методов развития логического мышления у дошкольников. Еще знаменитый советский педагог Василий Александрович Сухомлинский писал: «Шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления. Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память». Немецкий ученый Клаус говорил о шахматах: «Точное логическое мышление легче тренировать посредством шахматной игры, нежели использовать для этой цели учебники логики. Известно, что человек гораздо охотнее обучается в процессе игры, чем при ином способе обучения». Эти слова справедливы по отношению и ко взрослому, и к ребенку. И гр а в шахматы помогает многим детям с самого раннего возраста развиваться быстрее, дает возможность раскрыться, самоутвердиться дет ям некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения позволяет этим детям преодолеть свою закомплексованность. Педагоги и психологи рассматривают шахматы как особый вид игровой деятельности, как занимательную, дидактическую, математическую игру, как средство обучения и воспитания.   Дан ная работа отражает инновационные подходы повышения эффективности развития логического мышления дошкольников через обучение элементам шахматной игры и может использ оваться воспитателями детских  садов, специалистами по дошкольному образованию и всем, кто интересуется проблемами воспитания и обучения дошкольников. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения. Начальный курс по обучению игре в шахмат ы максимально прост и доступен. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. В в едение детей в увлекательный мир шахмат, з наком ство с историей развития проходит в игровой форме. Знакомство с шахматны ми фигура ми, «волшебны ми » свойства ми и загадочны ми особенностя ми доски, элементарны ми правила м и игры проходит очень доходчиво, на уровне, доступном ребенку. Таким образом, при вивает ся интерес воспитанников к древней и мудрой игре. «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом», – любил повторять А. Франс. Поэтому в программе широко используются шахматные сказки, загадки, занимательные задачи и викторины, которые интересны дошкольникам.   В своей работе делаю акцент на интеллектуальное развитие детей, совершенствование психических процессов, а не обучение профессионалов шахматного мастерства. Цель:   р азви тие логическо е мышлени е  детей старшего дошкольного возраста в процессе обучени я игре в шахматы Задачи: - создать обогащенную предметно- пространственную развивающую среду, способствующую развитию интереса ребенка к шахматной игре, стремления к познавательной деятельности; - п ознакомить детей с шахматными терминами: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья; - научить ориентироваться на шахматной доске: правильно помещать шахматную доску между партнерами, различать горизонталь, вертикаль, диагональ; - познакомить с названия ми шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, король, конь, пешка, правила ми хода и взятия каждой фигуры, расста новк ой фигур перед игрой; - учить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нару шений правил шахматного кодекса, рокировать, объявлять шах, ставить мат; - учить решать элементарные задачи в один ход; - разви вать и совершенствовать мыслительны е операци и, интеллектуальны е способност и; - воспит ывать коммуникативны е навык и, стремлени е к преодолению трудностей, уверенности в себе. Для успешного усвоения детьми азов шахматной грамоты, необходима работа в системе, она включается во все основные структуры педагогического процесса: учебные занятия, организацию совместной деятельности педагога с детьми, предоставление детям возможности для свободной самостоятельной деятельности. В процессе совместной деятельности педагог проводит работу с различным дидактическим материалом( карточки с фигурами, развивающи е игр ы) . Педагог о бъясн яет правил а игры, знакомит с разными способами действий, н о не да ет готовых инструкций по выполнению предложенного задания. В ходе игры поощряет самостоятельност ь воспитанников, их стремлени е достичь результата. Дети усваивают при этом игровые действия, способы и подходы к решению задач. У малышей формируется понимание необходимости концентрироваться на задании, напряжённо думать в ходе поиск а решения задач. Создание проблемно – поисковой ситуации способствует активному развитию мыслительных операций: ребенок активно принимается за решение сложившейся ситуации, учится рассуждать, отстаивать свою точку зрения. Например, в оспитатель загадывает загадк и, п росит помочь выбраться королю из опасной ситуации. Специально допускает ошибки, давая возможность детям найти правильное решение. В совместн ых игр ах детей, с разной степен ью освоени я шахматной грамоты, происходит взаимное обучение одних детей другими. Дети не только самостоятельно осваивают и закрепляют материал, но и учатся работать коллективе. Организация разнообразных форм деятельности в центре ша хматного искусства Использ ование следующи х игровы х приём ов: - проведение физминуток с изображением шахматных фигур и проговариванием текста, гимнастики для глаз; - создание игровых ситуаций, игровая мотивация( король попал в беду, звучит сигнал о помощи) ; - загадывание и отгадывание загадок, решение задач, головоломок, собирание пазлов, раскрашивание картинок, прослушивание стихов и сказок, просмотр мультфильмов; - введение элемен тов соревнования;  - элементы драматизации, инсценировки( сказка «Терем- теремок», придумывание сказки детьми) для эмоционального фона; - пальчиковая гимнастика( стимулирует активность мозга) ; - метод предварительной ошибки( очень эффективен, особенно при закреплении материала) . Руководство педагога  направлен о на поддержание интереса и дальнейшее развитие у детей к игр е. Всю работу педагог организует с учётом индивидуальных особенностей воспитанников. Он предлагает ребёнку задания, ориентируясь на уровень его умственного и нравственно- волевого развития, проявления активности. Привлекает малоактивных детей, заинтересовывает их игрой и помогает освоить её. Интерес к игре возрастает и становится устойчивым тогда, когда ребёнок видит свои успехи, поэтому важно хвалить детей, даже за малый успех, можно использовать небольшие вознаграждения- смайлики, наклейки. Работа с детьми направлен а на постепенное развитие детской самостоятельности, инициативы, творчества, п оэтому необходимо игру плавно переводить на самостоятельную деятельность, закрепляя полученный и добавля я новый развивающий материал. Развитие логического мышления детей – процесс длительный и весьма трудоёмкий. У ровень мышления детей разный, поэтому слабым, малоактивным детям приходится уделять большее внимание, заниматься индивидуальной работой. Для воспитания у таких детей уверенности в себе предлагаются игры и задания более легкие. Критерии уровней развития детей Высокий: р ебенок у меет быстро ориентироваться на шахматной доске: правильно находить поля, вертикали и диагонали, показыва ть и называя их вслух. Знает названия шахматных фигур, умеет их различать. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Разбирается в приёмах взятия фигур. Умеет самостоятельно выполнять задания, обосновыва ет свой выбор, вы ража ет свои мысли. У обучающегося развита познавательная активность, логическое мышление, воображение. О н о бладает навыками счёта предметов, уме ет соотносить количество с число м. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Имеет понятие о «рокировк е », «шах е » и «мат е ». Знает о номинальной стоимости фигур. Средний:   ребенок затрудняется в умении быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путается в названии номинальной стоимости фигур. Низкий:  ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показыват ь и называть их вслух. Не знает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия. Не имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Ожидаемый результат Дети знают: • ш ахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья; • н азвание шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; • п равила хода и взятие каждой фигуры. Дети умеют: • о риентироваться на шахматной доске; • и грать каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения шахматных правил; • п равильно располагать шахматную доску между партнёрами; • п равильно располагать фигуры перед игрой; • перемещать фигуры по горизонтали, вертикали, диагонали; • р ешать простые шахматные задачи. Итогом являются организация тренировочных соревнований, эстафет, викторин. Трудности и проблемы, встречающиеся при использовании данного опыта Многие родители сами не имеют понятия о правилах игры в шахматы, поэтому не могут помочь своим детям в освоении игры, закрепить приобретенные навыки на занятиях, не могут оценить ребенка по достоинству. Некоторые педагоги и родители не видят смысл а учить малыша такой сложной игре в дошкольном возрасте, не понимая того, что в игре ребенок развивается как личность.   Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию аналитико- синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений, учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, содействует формированию таких ценнейших качеств, как усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, гибкость, собранность, в оспитывает уверенность в своих силах. Приобщает к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Дети познают дух соперничества и соревнования. Эта удивительная игра стала средством воспитания и обучения и начинать обучение этой мудрой игре можно и нужно в раннем возрасте, но безусловно на уровне, доступном для ребенка. Шахматы – это целый мир, м ир логики и эмоций, прекрасный и страстный мир со своими взлетами и падениями, радостями и печалями. В наших силах подарить ребенку золотой ключик в этот волшебный мир. Список использованной литературы: Балашова В. Ю. Герои сказок играют в шахматы или шахматы для самых маленьких. – М. : Издательство, 2012. – 104 с. В. Г. Гришин. , «Малыши играют в шахматы: книга для воспитателя детского сада, М. : Просвещение, 1991. – 158с. В. Касаткина. , Шахматная тетрадь. – ООО «Дайв»- 2009г Нестерова Д. В. Учебник шахматной игры для начинающих/ Д. В. Нестерова. - М. : РИПОЛ классик, 2007. – 256с. И. Г. Сухин. , Шахматы для самых маленьких: книга- сказка для совместного чтения родителей и детей/ И. Г. Сухин. – М. : Астрель: АСТ: Полиграфиздат, 2011. Сухин И. Г. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2- 5 лет: Книга- сказка для совместного чтения родителей и детей. – М. : Новая школа, 1994. Избранные материалы из книги И. Г. Сухина" Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя" . - Обнинск: Духовное возрождение, 1999. – 120 с Электронный ресурс http: / / detsad114rzd. ru/ publ/ innovacii/ seminary/ obuchenie_ igre_ v_ shakhmaty_ kak_ sredstvo_ razvitija_ logicheskogo_ myshlenija_ detej_ starshego_ doshkolnogo_ vozrasta/ 41- 1- 0- 679 Электронный ресурс http: / / www. gambler. ru/ История_ шахмат Обучающие диски: -  «Динозавры учат шахматам»; - «Уроки тетушки Совы». Приложение 1 Из истории Шахматы  ( от персидского- шах мат- властитель умер) – игра, которая возникла в Индии. Время возникновения шахмат неизвестно, и на эту тему постоянно разгораются споры. Все же, ученые сошлись в своих разногласиях, и пришли к выводу, что шахматы возникли в первом веке нашей эры в Северной Индии. Предполагают, что шахматы были прототипом различных воин и битв, но без кровопролития, и поэтому завоевали огромный интерес у правителей древних государств, где они могли сразиться друг с другом не причинив своему войску ни единой царапинки. Приблизительно в 820 году шахматы появились на Руси, придя, как считается, либо прямо из Персии через Кавказ и Хазарский каганат, либо от среднеазиатских народов, через Хорезм. Во всяком случае, русское название игры унаследовано от таджиков или узбеков, названия фигур в России также созвучны или аналогичны по смыслу арабским или среднеазиатским. Изменения в правилах, позже внесённые европейцами, с некоторым запозданием проникали на Русь, постепенно превратив старые русские шахматы в современные. Сказки и легенды о шахматах Чтобы привлечь интерес детей к шахматам, знакомство начинается со сказк и о Шахе и шахматных фигурах. ( Собран сборник сказок о шахматах и изготовлен из бросового материала макет шахматной доски с фигурами) . Слушая истории, дети не замечают, что их обучают, и постепенно начинают проявлять интерес к шахматам. В конце чтения каждой сказки педагог с детьми обсужда ю т сюжет, воспитанники высказывают свое мнение о героях сказки, их поведении, учатся придумывать свою концовку сказки, подводят итог: чему учит произведение. Здесь представлена часть сказок, с которых началось знакомство воспитанников с шахматами. - 1587502279652109470231140 Сказка про шаха и про шахматы Давным- давно, 2000 лет назад, в одной прекрасной стране с названием Индия жил да был один очень могучий, сильный и богатый шах Шеран- Шихран.   Было у него множество дворцов, крепостей и огромная армия ЧАТУРАНГА, с которой он совершал набеги на своих недругов- соседей. Вскоре он всех противников победил- покорил, потому что в его армии было сто тысяч пеших воинов, тринадцать тысяч закованных в латы боевых коней и всадников, быстрые и мощеные колесницы, а самое главное – непобедимые слоны. Раньше, когда не было танков и ракет, слоны считались самым грозным в мире оружием!   Никто не мог их остановить. Ни человек, ни непроходимый лес, ни стена! Всё они могли преодолеть, всё разрушить на пути.   И вот, когда воевать стало не с кем, заскучал великий государь. Это сейчас можно прийти домой, и посмотреть мультики или поиграть на компьютере. Раньше не было ни телевизоров, ни магнитофонов, ни прочей всяческой техники. Царская охота ненадолго развеяла скуку нашего шаха. Очень скоро все слоны да бегемоты были выловлены, все страшные тигры да крокодилы на цепь посажены. Ни войны, ни охоты!   Посидел Падишах на троне да на печи неделю- другую и закричал от скуки страшным голосом: «Скучно! Подать мне сюда всех великих мудрецов да чародеев! Прибежали испуганные мудрецы: «Что тебе надобно, царь- государь? » «Развеселите меня! Придумайте забаву царскую, чтоб не грустилось мне. Как угодите мне – велю золота отсыпать, сколько унесёте, а нет – мой меч – голова с плеч! »- Так раньше у царей водилось.   Опечалились мудрецы, пригорюнились и пошли думать, как грозному шаху- падишаху угодить. Дал на все думы царь лишь три дня и три ночи. Начали мудрецы лбы морщить да головы себе чесать. Время назначенное проходит, зовёт их грозный владыка к себе. «Ну что, придумали? »- спрашивает. Один чародей достаёт кубики золотые, цепочки серебряные.  Поиграл цепочками царь, побросал кубики. Не понравилось! «С глаз долой! »- закричал. Хорошо ещё, казнить не велел. Второй мудрец вынул шары изумрудные да кегли мраморные. Покатал правитель шары, тоже не обрадовался этой «детской» забаве. Скоро все мудрецы были прогнаны, лишь один самый известный из них остался. «Ну, а у тебя, что за игрушка? »- спрашивает грозный царь.   Достаёт самый старый мудрец из мешка деревянный ящичек и раскрывает его, а там – деревянные фигурки. Закричал царь, затопал ногами: «Что это такое? ! Другие мне золото, бриллианты приносили, а ты что принёс! »  «Не всё то золото, что блестит! »- мудрец отвечает.   Посмотрел внимательнее царь и узнал в деревянных фигурках всё своё войско: и коней, и пехоту, и крепости и своих генералов, а в одной фигуре узнал даже самого себя.   Мудрец достал шахматную доску и на одном краю выстроил армию белого короля, а напротив, на другом краю доски, чёрное войско.   Падишах с усмешкой спрашивает: «Ты считаешь, что я, великий воин, победитель всех народов, имеющий самую могучую армию в мире, не смогу справиться с небольшим отрядом деревянных игрушек? »  Мудрец молвил: «Давай, повелитель, попробуем! »- объяснил царю правила игры, и они начали сражение. И вскоре индийский правитель увидел, что управлять небольшим отрядом шахматных фигур гораздо сложнее, чем целой армией. Так понравилась ему игра, что все дни и ночи проводил он за ней. Мудреца велел шах по царски наградить.   Когда царь добирался до шахматного короля противника, то он по своей былой военной привычке окликал врага: «Эй, шах! » А когда вражеский король падал сражённый, то великий падишах с грустью говорил: «ШАХУ МАТ! » Сражение ведь кончилось на этом.   А царь так любил воевать. В переводе на русский язык слова царя означали, что король погиб. С тех пор игра стала называться ШАХМАТЫ Легенда о шахматах. Шахматная игра была придумана в Индии, и когда индийский царь Шерам познакомился с нею, он был восхищен ее остроумием и разнообразием возможных в ней положений. Узнав, что игра изобретена одним из его подданных, царь приказал его позвать, чтобы лично наградить за удачную выдумку. Изобретатель — его звали Сета — явился к трону повелителя. Это был скромно одетый ученый, получавший средства к жизни от своих учеников. — Я желаю достойно вознаградить тебя, Сета, за прекрасную игру, которую ты придумал, — сказал царь. Мудрец поклонился. — Я достаточно богат, чтобы исполнить самое смелое твое пожелание, — продолжал царь. — Назови награду, которая тебя удовлетворит, и ты получишь ее. Сета молчал. — Не робей, — ободрил его царь. — Выскажи свое желание. Я не пожалею ничего, чтобы исполнить его! — Велика доброта твоя, повелитель. Но дай срок обдумать ответ. Завтра, по зрелом размышлении, я сообщу тебе мою просьбу. Когда на другой день Сета снова явился к ступеням трона, он удивил царя беспримерной скромностью своей просьбы. — Повелитель, — сказал Сета, — прикажи выдать мне за первую клетку шахматной доски одно пшеничное зерно. — Простое пшеничное зерно? — изумился царь. — Да, повелитель. За вторую клетку прикажи выдать два зерна, за третью — четыре, за четвертую — 8, за пятую— 16, за шестую — 32. . . — Довольно! — с раздражением прервал его царь. — Ты получишь свои зерна за все 64 клетки доски, согласно твоему желанию: за каждую вдвое больше против предыдущей. Но знай, что просьба твоя недостойна моей щедрости. Прося такую ничтожную награду, ты непочтительно пренебрегаешь моей милостью. Поистине, как учитель, ты мог бы показать лучший пример уважения к доброте своего государя. Ступай! Слуги мои вынесут тебе мешок с пшеницей. Сета улыбнулся, покинул залу и стал дожидаться у ворот дворца.  За обедом царь вспомнил об изобретателе шахмат и послал узнать, унес ли уже безрассудный Сета свою жалкую награду. — Повелитель, — был ответ, — приказание твое, исполняется. Придворные математики исчисляют число следуемых зерен. Царь нахмурился — он не привык, чтобы повеления его исполнялись так медлительно. Вечером, отходя ко сну, царь Шерам еще раз осведомился, давно ли Сета со своим мешком пшеницы покинул ограду дворца. — Повелитель, — ответили ему, — математики твои трудятся без устали и надеются еще до рассвета закончить подсчет. —  Почему медлят с этим делом? ! — гневно воскликнул царь. — Завтра, прежде чем я проснусь, всё до последнего зерна должно быть выдано Сете. Я дважды не приказываю! Утром царю доложили, что старшина придворных математиков просит выслушать важное донесение. Царь приказал ввести его. — Прежде чем скажешь о твоем деле, — объявил Шерам. — я желаю услышать, выдана ли наконец Сете та ничтожная награда, которую он себе назначил. — Ради этого я и осмелился явиться перед тобой в столь ранний' час, — ответил старик. — Мы добросовестно исчислили все количество зерен, которое желает получить Сета. Число это так велико. . . — Как бы велико оно ни было, — надменно перебил царь, — житницы мои не оскудеют! Награда обещана и должна быть выдана. . . — Не в твоей власти, повелитель, исполнять подобные желания. Во всех амбарах твоих нет такого числа зерен, какое потребовал Сета. Нет его и в житницах целого царства. Не найдется такого числа зерен и на всем пространстве Земли. И если желаешь непременно выдать обещанную награду, то прикажи превратить земные царства в пахотные поля, прикажи осушить моря и океаны, прикажи растопить льды и снега, покрывающие далекие северные пустыри. Пусть все пространство их сплошь будет засеяно пшеницей. И все то, что родится на этих полях, прикажи отдать Сете. Тогда он получит свою награду. С изумлением внимал царь словам старца. — Назови же мне это чудовищное число, — сказал он в раздумье. — Восемнадцать квинтильонов четыреста сорок шесть квадрильонов семьсот сорок четыре триллиона семьдесят три биллиона семьсот девять миллионов пятьсот пятьдесят одна тысяча шестьсот пятнадцать, о повелитель! Шахматная сказка Жили- были когда- то давным –давно король и королева. Король был светлый, с русыми волосами- просто красавец. А Королева была смугленькая, с черными волосами и черными глазами. И тоже очень красивая, глаз не оторвать! Они очень любили друг- друга, каждый день выходили на прогулку, объезжали свое королевство на  конях: Король на черном коне, Королева на белом своем любимом коне. Доезжали до самых границ своих владений, каждый встречный им улыбаясь кланялся, приветствовали их. В Королевстве царил мир и покой. Но не было у Короля и Королевы детей. Все знали, что у них такое горе. Королевство некому оставлять, но ничем никто не мог помочь. Однажды, старая колдунья, которая работала в королевском дворце поварихой, сделала из пшеничной и ржаной муки маленькие две фигурки, черную и белую, и подарила Королевской семье. - Ваше Величество, вот вам мой скромный подарок- два мальчика из теста. Если Вы захотите, я в них вселю человеческие души, и они оживут. Дам им человеческие  качества: доброту, щедрость, ум. Если в течение жизни они растеряют эти человеческие качества, они снова превратятся в маленькие черствые фигурки. И тогда уже им никто не поможет, они останутся игрушками навечно. Король и Королева с удовольствием согласились. Мальчики росли не по дням, а по часам. Король и Королева их  баловали: им было все дозволено, не знали слова  «нельзя». Выросли мальчики такие  красавцы: один темненький, другой светленький, но такие капризные и завистливые. То и дело они ругались, а то и дрались. Прошли  годы: мальчики женились, создали свою семью. Каждая семья хотела жить отдельно друг от друга, иметь свое государство, свою армию. Пока Король и Королева были живые, они терпели друг друга, но в один прекрасный день Короля и Королевы не стало… Все плакали, долго горевали. Все знали, что эти два брата не уживутся вместе. Так и случилось- они поделили большое королевское владение по квадратикам, черный принц раскрасил свою территорию в черный цвет, а белый принц в белый цвет. Каждый имел свою армию, своих лошадей, свою границу- живи и радуйся! Но нет, они растеряли те качества, которые подарила им старая колдунья- повариха, все время поднимали друг на друга войну, мирно- тихо не жили. И в одно зимнее солнечное утро они проснулись маленькими твердыми, как камень, фигурками. Не могли не шевельнуться, ни глазом моргнуть- исполнилось предсказание старой колдуньи- прекрасные принцы- красавцы, со всей королевской свитой, армией, владениями, превратились в игрушки. С тех пор много воды утекло, но люди все еще играют с этими причудливыми фигурками, далеко напоминающими живых людей. Эта поучительная сказка заставляет задумываться ребят о своем собственном поведении, о своем отношении к близким. Приложение 2 Игры для обучения дошкольников игре в шахматы Игры для ознакомления с шахматной доской. Обучение нач инается со знакомства с шахматной доской. Дети учатся ориентироваться на доске, знакомятся с основными шахматными терминами. Включение информационных технологий в процесс обучения игре в шахматы обеспечивает эффективную и динамичную подачу учебного материала, что способствует повышению мотивации и активизации познавательной деятельности дошкольников. Очень нравится малышам обучающая компьютерная игра «Динозавры учат играть в шахматы», где доходчиво рассказывается о фигурах, правилах игры. Каждый урок сопровождается играми, закрепляющими новый материал, по завершению которых дракончик Любознайка- выбранный детьми в начале игры, вырастает, что активизирует интерес к игре, желанию изучить весь материал и пройти все задания. - Игра « Какое положение у доски Маша заняла правильно? »( автор Захарова Т. В. ) Цель: закрепить умение правильно помещать шахматную доску между партнерами. Задачи: Определить под каким номером Маша заняла правильное положение у доски. Если ребенок неправильно выбирает положение девочки( нажимая на цифру) , слышится звуковой сигнал и Маша уходит со слайда, а если выбор сделан правильно, слышен звук аплодисментов, и девочка, подпрыгнув от радости, остается на своем месте. - Игра « Где спря тались центральные поля доски? »( автор Захарова Т. В. ) Цель: Найти в комнате недостающие поля диаграммы. Задачи: - закрепить понятия «центр», «черные и белые поля», - з акрепить умение правильно употреблять в речи предлоги; - р азвивать зрительное восприятие, внимание, память, логическое мышление. 3188335811530- 3810810895 После правильного нажатия на поле, слышится звук аплодисментов, и оно занимает место на диаграмме, в противном случае слышится стук, поле проворачивается и остается на своем месте. Для увеличения двигательной активности, подобную игру можно проводить с шахматной доской, выполненной из ватмана. Недостающие поля дети могут находить в группе, объясняя, где нашли то или иное поле, используя в речи предлоги на, за, в, около, у и т. д. - Игр ы «Собери шахматную доску из разных полей», «Построй вертикаль, горизонталь, диагональ», « Изобрази вертикаль, горизонталь, диагональ» «Сосчитай количество полей( белых или черных) в горизонтали, вертикали…» и т. д. ( Чтобы детям были понятны термины, горизонталь изобража ем в виде линии горизонта, вертикаль- в виде дерева, диагональ- буквой Х) Цель: закрепить шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ в процессе сборки макета доски. Задачи: - учить чередовать поля черного и белого цвета при изготовлении макета шахматной доски, - закреп ить умени я ориентироваться на плоскости, - закрепить знание количества полей в горизонтали, вертикали и диагонали, - закрепить счет. 228603238500 Игры для ознакомления с шахматными фигурами. - - Игра « Да- нет- ка». «Фигуры с загадками»( автор Захарова Т. В. ) - 55245889000- Игра « Волшебный мешочек». Цель: определить на ощупь, какая фигура спрятана в мешочке. Задачи: - закрепить название шахматных фигур,

Оставить комментарий: