a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Проект по речевому развитию на основе исследовательской опытно - экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста "Юные исследователи"

Автор: Васильева Ирина Николаевна Опубликовано: 2023-01-13 18:01:05

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Олонский детский сад» « Юные исследователи » П роект по речевому развитию детей на осно ве исследовательской опытно – эк спериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста Автор – составитель: воспитатель Васильева Ирина Николаевна С. Олонки 2022г Пояснительная записка Введение На сегодняшний день, в условиях динамично развивающейся образовательной сферы особенно важным становится развитие речевой деятельности детей, поскольку с каждым годом наблюдается увеличение количества детей с теми или иными нарушениями речевого развития. Одним из способов, оказывающих положительное влияние на развитие речи дошкольников является опытно – экспериментальная деятельность. Актуальность данного проекта заключается в том, что на сегодняшний день ФГОС дошкольного образования диктует определенные требования к речевому развитию дошкольника, к которым относятся: Развитие связной, правильной с точки зрения грамматики речи; развитие речевого творчества; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; фо рмирование звуковой аналитико – си нтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Д ети стремятся к изучению окружающего мира и любят экспериментировать, поскольку в процессе экспериментальной деятельности развивается наглядно – действенное и наглядно – образное мышление. Объеди нив игру с эксперимент ом, мы получаем возможность сделать процесс обучения наиболее интересным. Занятия опытно – экспериментальной направленности одновременно являются играми по развитию речи, поскольку педагог всегда ведет непрерывный диалог с ребенком, задавая открытые вопросы и побуждая его к активной коммуникационной деятельности. Таким образом, занятия, организованные в опытно – экспериментальной направленности стимулирую т речевые высказывания детей, способствует речевому подражанию, а в дальнейшем организует диалог с игрушечными персонажами или со взрослым, тем самым стимулирует развитие коммуникативной функции речи детей. Каждый вид проектно – э кспериментальной работы предусматривает решение речевых задач: подб ираются определения к различным словам, упражнения в подборе слов, разгадывание загадок, проговаривание скороговорок и чистоговорок, что влечет за собой совершенс твование звуковой культуры речи. Цель проекта: Освоение последовательного и оперативного речевого развития, как средства общения, познания и саморазвития ребенка на основе исследовательской( опытно – экспериментальной деятельности) . Задачи  проекта: Расширять  речевое развитие детей через экспериментальную деятельность. Научить  детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Знакомить  детей  со свойствами различных предметов ( фольга, семечки, снег, камни, вода и т. д. ) . Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении  экспериментов, опытов. Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности. С оздание в группе уголка опытно – э кспериментальной деятельности. Формировать у детей  умения пользоваться приборами ( резиновая груша, трубочка. воронка, сито и т. д …) Воспитывать интерес к окружающему миру, учить  детей  испытывать доброжелательное отношение друг к другу. Владение, речью, как средством общения и культуры, обогащение активного словаря; Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Вид   проекта: - информационно – творческий, - исследовательский, - групповой. Срок реализации: - Один год. Реализация проекта осуществляется в 3 этапа: Подготовительный этап: Изучение методической и педагогической литературы по темам « Развитие речи младших дошкольников в познавательно – экспериментальной деятельности». Проведение диагностики по речевому развитию детей 3 – 4 лет. Сбор и накоплени е материалов для уголка опытно – э кспериментальной деятельности в соответствии с возрастными особенностями детей 3 – 4 лет, через взаимодействие и привлечение родителей воспитанников. С оздание в группе уголка опытно – э кспериментальной деятельности. Составление плана работы по вопросу ознакомления со способами проведения опытно – э кспериментальной деятельности с детьми 3 – 4 лет в домашних условиях. Основной этап: Реализация плана работы с детьми второй младшей группы «Солны шко» по развитию речи в процессе опытно – эк спериментальной деятельности. Изготовление дидактических игр в уголок опытно – экспериментальной деятельности, для самостоятельного использования детьми и совместно с воспитателями с целью закрепления полученных знаний в ходе опытов и экспериментов посредством игрового метода обучения. Создание картотеки опытов и экспериментов для проведения опытно – экспериментальной деятельности, отдавая приоритет неживой природе. Заключительный этап: диагностики речевого развития детей 3 – 4 лет. НОД по развитию речи с элементами экспериментирования. Презентация с представлением результатов реализации проекта по развитию речи во второй младшей группе «Солнышко» в процессе опытно – эк спериментальной деятельности «Почемучки» на педагогическом совете. Ожидаемый результат: Словарь детей к концу года обогатится новыми словами, оборотами, выражениями. Развитие диалогической и монологической форм речи. Речевое раскрепощение детей. Раскрытие личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов. Создание предметно – развивающей среды, способной обеспечить ребенку выбор материала, видов деятельности и партнеров. Совершенствование нав ыков общения детей в коллективе Для педагога:   Повышение уровня педагогического мастерства. Освоение новых форм работы с детьми. Формы образовательной работы с детьми: опыты, эксперименты;   экспериментирование на прогулке; индивидуальная работа с детьми; развлечения, досуги; самостоятельная экспериментальная деятельность; дидактические игры; настольно – печатные игры; подвижные игры; труд в природе и в уголке природы;   чтение художественной литературы; просмотр презентаций, мультфильмов; пополнение развивающей среды; выставки детских работ, семейных коллекций; наблюдение в природе. Формы работы с педагогами, родителями: Консультация;   Буклеты, памятки; Беседы; Фотоотчет. Реализация проекта: Совместную деятельность с детьми 3 – 4 лет второй младшей группы «Солнышко» плани руется проводить 1 раз в 2 недели в формате НОД по 10 – 15 минут. Ежедневно во второй поло ви не дня проведение режимных моментов 5 – 10 мин. Работа будет проводиться в созданном в группе уголке о пытно – эк спериментальной деятельности с небольшими подгруппами( 3 – 6 детей) с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.   После экспериментальной деятельности необходимо уделить внимание и воспитательным момента – дети самостоятельно наводят порядок на рабочем месте( почистить и убрать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом) . I – этап п одготовительный Диагностика речевого развития у детей 3 – 4 лет. ( Приложение 1 стр. 9) Изучение методической литературы по развитию речи с познавательно – экспериментальной деятельностью. ( Приложение 2 стр. 14) II – этап основной План работы с детьми второй младшей группы «Солнышко» по развитию речи в процессе опытно – экспериментальной деятельности. ( Приложение 3 стр. 15) План работы с родителями по развитию речи в процессе опытно – экспериментальной деятельности с детьми 3 – 4 лет в домашних условиях. ( Приложение 4 стр. 24) III – заключительный этап Занятия по развитию речи с элементами экспериментирования на тему: «Волшебница вода». Чтение стихотворения А. Барто «Мяч». ( Приложение 5 стр. 25) Конспект по развитию речи с элементами экспериментирования «Мыло – фокусник»( Приложение 5 стр. 25) Подведение итогов диагностики речевого развития детей 3 – 4 лет. ( Приложение 1 стр. 13) Выступление на педсовете с результатами о проделанной работе по проектной деятельности. Заключение Работа педагога дошкольного образования неразрывно связана с таким направлением как опытно – экспериментальная деятельность, которая, в свою очередь, оказывает влияние на развитие коммуникации. В приведенных в проекте опытах можно проследить связь эксперимента и коммуникационного развития ребенка: при формировании цели эксперимента, в момент обсуждения и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчёте об увиденном. При проведении опытно – эксп ериментальной деятельности педагог стимулирует детей к применению сопряженной речи – к аждый ребёнок проговаривает своих действий. Таким образом, приходим к выводу, что данный проект будет способствовать речевому развитию дошкольников. Раздел «Развитие компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи». Диагностическая карта «Развитие компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи» Воспитатели: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Группа: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Срок исполнения: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Показатели развития Фамилия, имя, возраст ребенка Примечание Аверьянов Илья Вантеев Миша Вишневский Семён Головатюк Илья Дацун Семен Драч Ульяна Ефимов Павел Иванов Никита Казачков Артемий Коновалов Сергей Колодина Алена Крылов Максим Лиханов Самир Никорова Номина Овсянюк Варя Соколова Василиса Филимонова Ева Хасанова София 1 2 3 Побуждения интерес к окружающему н к Знания, представления о названиях предметов одежды н к о названиях предметов обуви н к о названиях головных уборов н к о названиях посуды н к о названиях мебели н к о названиях видов транспорта н к о назначении предметов одежды н к о назначении предметов обуви н к о назначении головных уборов н к о назначении посуды н к о назначении мебели н к о назначении видов транспорта н к Умения, навыки Формирование словаря различать существенные детали и части предметов н к называть существенные детали и части предметов н к различать качества( цвет и его оттенки, форма, размер) н к называть качества( цвет и его оттенки, форма, размер) н к различать особенности поверхности( гладкая, пушистая, шеро ховатая) н к называть особенности поверхности( гладкая, пушистая, шерохо ватая) н к различать некоторые материалы и их свойства н к называть некоторые материалы и их свойства н к различать местоположение предметов н к называть местоположение предметов н к обращать внимание на некоторые сходные по назначению предметы( тарелка- блюдце, стул- табурет, шуба- пальто- дубленка) н к понимать обобщающие слова( одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы, игрушки, животные) н к называть части суток( утро, день, вечер, ночь) н к называть домашних животных н к называть детенышей домашних животных н к называть овощи н к называть фрукты н к Звуковая культура речи внятно произносить в словах гласные( а, у, и, о, э) н к внятно произносить в словах некоторые согласные звуки( п- б- т- д- к- г; ф- в; т- с- з- ц) н к находить источник звука н к определять источник звука н к определять, что звучит н к выполнять длительный выдох н к отчетливо произносить слова н к отчетливо произносить короткие фразы н к говорить спокойно, с естественными интонациями н к Грамматический строй речи согласовывать прилагательные с существительными в роде, чис ле, падеже н к употреблять существительные с предлогами( в, на, под, за, около) н к употреблять имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их дете нышей н к форму множественного числа существительных в родительном падеже н к проявлять словотворчество н к получать из нераспространенных простых предложений( состоят только из подлежащего и сказуемого) распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств н к составлять предложения с однородными членами н к Связная речь вступать в разговор во время рассматривания предметов, кар тин, иллюстраций н к вступать в разговор во время наблюдений за живыми объектами н к вступать в разговор после просмотра спектаклей, мультфильмов н к вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не пе ребивая говорящего взрослого н к говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи»( в семье, группе) н к использовать инициативную речь во взаимодействиях со взрослыми и другими детьми н к рассматривать картинки, книги, наборы предметов н к Критерии оценки показателей: 1. Побуждения: устойчивые( 4б) ; неустойчивые( 3б) ; ситуативные( 2б) ; не проявляет( 1б) . 2. Знания, представления: четкие, содержательные, системные( 4б) ; четкие, краткие( 3б) ; отрывочные, фрагментарные( 2б) ; не оформле ны( 1б) . 3. Умения, навыки: выполняет самостоятельно( 4б) ; выполняет с помощью взрослого( 3б) ; выполняет в общей со взрослым деятельности( 2б) ; не выполняет( 1б) . Характеристики достижений( вносятся в примечание) : инициативность, проявления познавательной активности, сообразительность, осознан ность; опора на собственный опыт; проявления познавательных, эстетических, нравственных чувс Приложение 2 Прохорова Л. Н. , Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира/ / ' Формирование начал экологической культуры дошкольников Под ред. Л. Н. Прохоровой. — Владимир. ВОИУУ, 2001. Рыжова П. Игры с водой и песком/ / Обруч, 1997. — № 2. Тугушева Г. П. , Чистякова А. В. Игра – экспериментирование для детей дошкольного возраста/ / Дошкольная педагогика, 2001. — № 1. Дыбина О. В Неизведанный ряд: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ Текст/ О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. - М. : ТЦ «Сфера», 2005. Рыжова Н. А. Волшебница – вода/ Текст/ Н. А. Рыжова. - М. : Линка – Пресс. 1997. Дыбина О. В. Рахманова Н. П. . Щетина В. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О. В. Дыбиной. - М. : ТЦ Сфера, 2004. - 64 с. Интернет ресурсы. Приложение 3 План работы с детьми второй младшей группы «Солнышко» по развитию речи в процессе опытно – эк спериментальной деятельности. № Запланированное мероприятие Отметка о выполнении «Вода – волшебница» 1 2 Опыт «Знакомство с водой, какая она? » Цель: расширять знания детей о свойствах воды с помощью новых слов( прозрачная, бывает холодная, теплая и горячая) . Обогащать словарный запас. Материалы: 3 стакан воды( холодная, теплая, горячая) , миска. Ход опыта: на столе стоит 3 стакана воды( холодная, теплая, горячая) . Попросить детей подойти и пальчиками определить какая водичка, в каком стакане( трогая стенки стакана) . Описать словами, « К акая вода? », « Какого она цвета? », учить отвечать полным предложением: «В этом стакане вода холодная» и т. д. . Опыт «Вода, может – течь, потому что она жидкая» Цель: закр еплять в речи детей употребление относительных прилагательных и глаголов. Обогащая словарный запас новыми словами. Материалы: 1 стакан воды, миска. Ход опыта: на столе стоит стакан воды и миска, показать, как водичка льется из стакана в миску. « Вода, что делает? », когда переливаем воду из стакана в миску и обратно. «Какая водичка по цвету? » Попросить детей, кто постарше попробовать самостоятельно сделать действия с водой описывая словами, что происходит. Отвечать полным предложением используя прилагательные и глаголы. «Вода журчит она прозрачная», «Вода льётся, потому что жидкая». 3 4 Опыт «Какие предметы тонут, не тонут, а какие плавает? » Цель: развивать игровую деятельность детей; развивать познавательно – исследовательскую активность детей, формировать умение называть свойства предметов образуя новые слова с помощью прилагательных и глаголов( твердый, мягкий, тонет, не тонет в воде или плавает) . Материал: миска с водой, предметы( пластмассовая лодочка, резиновая уточка, кубик деревянный, камень не большого размера) . Ход опыта: в миску наливаем воды и постепенно опускаем предметы, наблюдая за ними, как они будут себя проявлять в воде. Наводящими вопросами в виде диалога подводить детей к правильному ответу. Отвечать на вопросы, полным предложением используя прилагательные и глаголы. «Что делает уточка? », «Почему камень утонул? » и т. д. . Опыт «Вода – бесцветная» Цель: развивать диалогическую речь с помощью вопросов, подвести детей к пониманию, что вода не имеет цвета. Материал: стакан воды. Ход опыта: на столе стакан с водой, описать какая по цвету вода. Стараться строить ответ на вопрос правильно полным предложением используя в речи новые слова «прозрачная», «бесцветная». 5 6 Игра с водой «Кто аккуратнее нальет воды в стакан? » Цель: формировать умение правильно строить предложение отвечая на вопрос. Развивать словарный запас слов. У чить переливать воду из кувшина в стакан, аккуратно не проливая ее. Развивать аккуратность. Материал: 4 стакана с водой. Ход игры: в виде соревнований между детьми, кто быстрее и аккуратнее выполнит действие: переливая воду из стакана в стакан. В конце игры подвести итог с помощью диалога «Вопрос – ответ». «Какая водичка по цвету? », «Что делает вода, когда мы ее переливаем? », «У тебя получилось перелить водичку аккуратно? » и т. д. . Опыт «Превращение воды в разные формы того предмета в котором она находится » Цель: обогащать речь детей в непринужденной обстановке новыми словами. П оказать детям, что вода не имеет формы и принимает форму того предмета, в который наливается. Материал: 3 пробирки разной формы( треугольник, квадрат, круг) , вода в миске. Ход опыта: на столе стоит миска с водой и три пробирки разной форы, в них по очереди из миски наливаем воду. Наблюдаем какой формы стала вода в квадратной пробирке, в треугольной и круглой. С помощью наводящих вопросов учим детей строить правильный ответ на вопрос. И делать небольшие выводы. «Воздух – невидимка» 7 Игра с воздухом «Соломинка» Цель: развивать связанную речь за счет новых слов, обогащая словарь детей. П ознакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, и показать, как его можно увидеть. Материал: трубочка для коктейля, бумажная салфетка. Ход игры: Из бумажной салфетки сделать небольшие шарики, с помощью коктейльной трубочк и дуть воздух из рта, направляя воздух на шарик. Понаблюдаем что происходит с шариком, как он передвигается по столу. «Почему шарик двигается, когда мы на него дуем? ». Учить отвечать на вопрос полным ответом, делать небольшие выводы. 8 Совместная игра воспитателя с детьми «Вертушки» Цель: умение подбирать слова – существительные и прилагательные, обогащая словарь ребенка. Д ать возможность увидеть движение воздуха( при колебании воздуха образуется ветер) . Материал: вертушки по количеству детей. Ход игры: возьмем в руки вертушки, подуйте из рта воздухом на вертушку «Что происходит с вертушкой? », «А почему она крутится? ». Учить отвечать на вопросы полным предложением используя прилагательные и существительные. Делать выводы. 9 Занятие – развлечение «Воздух – фокусник»   Цель:   Вызвать у детей эмоциональный отклик на различные объекты и явления неживой природы. Р асширять и развивать поисково – по знавательную деятельность детей с помощью экспериментальных действий, расширя я словарный запас новыми словам. Поддерживать в дет ях инициативу, самостоятельно в процессе познавать окружающий мир. Материал: коктейльные трубочки, вертушки, салфетные снежинки. «Снег – снежок» 10 Опыт «Где образуется снег? » Цель: Развивать умение точно в соответствии с замыслом построить высказывание, осмысленно употребляя то или иное слово. П ознакомить детей со свойствами и качествами снега. Материал: трехлитровая банка, горячая вода, тарелка со снегом. Ход опыта: Возьмите трехлитровую банку наберите около 3 см. горячей воды. На банку поставьте тарелку со снегом. И ребёнок увидит интересное природное явление. Вода, которая в банке будет подыматься вверх, охлаждается. А со временем она превратится в облако. Но когда воды будет очень много в облаке, и она не сможет, под своей тяжестью оставаться в воздухе, она падает на землю. А так, как воздух зимой холодный, капельки воды замерзают и образуются снежинки. Вывод:  облака – это вода. Зимой – вода падает на землю в виде снежинок. Формировать умение отвечать на вопрос полным ответом, делать небольшие выводы. 11 Опыт  «Ледяные секретки». Цель:   Обогащать словарный запас с помощью новых слов. Показать детям свойства льда, выяснить, в чём опасность льда для здоровья. Материал: маленькие пластинки льда. Ход опыта: Дать детям потрогать пластинки льда. Учить описывать предмет используя новые слова( хрупкий, скользкий, прозрачный, тонкий) . Делать небольшие выводы. Вывод:   Лёд прозрачный, хрупкий, скользкий и этим он опасен для человека, если не соблюдать осторожность. «Камни – камушки» 12 13 Игра «Найди сокровище». Цель. Стимулировать речевую свободу слова, закреплять порядок следований слов в предложении типа: предмет – действие. Развивать мелкую моторику, тактильные ощущения, внимание.   Материал: камни разного размера и цвета, крупа пшено. Ход игры: Разноцветные камешки  спрятаны в коробке с песком или крупой ( гречка, горох, пшено) . Перед ребенком ставится задача найти все сокровища и сложить в волшебный сундучок. Формировать умение правильно строить предложение, отвечать полным предложением из 3 – 4 слов. Опыт «Какими бывают камни». Цель: Учить р азличать предметы по характерным признакам, образовывая новые слова с помощью прилагательных. Определить цвет камня( серый, коричневый, белый, красный, синий) . Материал: камни разного цвета. Ход опыта: перед детьми на столе лежат камни разные по цвету. Ребенок может взять камень в руки, изучить его цвет, форму, размер. Формировать умение описывать предмет по его характерным признакам применяя в речи прилагательные. Вывод: камни по цвету и форме бывают разные. 14 15 Игра «Выложи дорожку». Цель. Формировать умение определять и называть предмет, ориентируясь на части этого предмета. Развивать мелкую моторику, сенсорное восприятие. Внимание, усидчивость. Материал: камни одного размера, но разного цвета. Ход игры: по образцу на картинке выложить дорожку из камней определённого цвета, проговаривая свои действия выполнения. Развивать словарный запас с помощью новых слов. Опыт «Тонут ли камни в воде? » Цель: Развивать диалогическую речь, учить отвечать на вопросы воспитателя полным предложением. Определить тонут ли камни в воде и почему они тонут. Материал: камни разного размера, миска с водой. Ход опыта: на столе стоит миска с водой, рядом лежат камни. Понаблюдать за процессом, как камни тонут в воде( этот опыт дети проводят самостоятельно под наблюдением воспитателя и делают выводы «Почему так происходит? ») . Учатся строить ответ на вопрос, отвечая полным предложением использую новые слова. Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные. 16 Опыт «Камень может издавать звуки» Цель: сформировать представление о свойствах камней, с помощью новых прилагательных употребляемых в речи. Материал: камни разных размеров 6 шт. , большие, маленькие, легкие. Ход опыта: этот опыт дети выполняют самостоятельно под руководством воспитателя. Возьмем два камня в руки и соприка саем их между собой соединяя, издается звук, слушаем какой он( громкий, тихий, тонкий) . Делаем вывод, отвечаем на вопросы воспитателя, стараемся правильно строить предложение используя новые слова. Вывод: Тяжелые камни издают звук громк ий, маленькие – тонкий, легкие – тихий. Камни издают звуки при трении или резком соприкосновении друг с другом. Разные камни издают звуки, не похожие друг на друга. 17 Эксперимент «Солнечный зайчик» Цель: Активизировать умение вступать в диалог, отвечать полными предложениями из 3- 4 слов используя в реч и новые слова прилагательные, г лаголы. Материал: зеркало небольшого размера, солнышко. Ход эксперимента: познакомить детей с естественным источником света – солнцем, дать детям представление о том, что «солнечный зайчик»- это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности. 18 19 Эксперимент «Волшебный сундучок» Цель: Активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих разные части речи. У чить детей обследовать предмет и узнавать его путем ощупывания. Материал: ящик с двумя прорезями для рук и открывающейся крышкой, различные игрушки, предметы. Ход эксперимента: в ящик кладем игрушку, закрываем крышкой. Ребёнок с помощью рук трогая и изучая предмет описывает его. И должен угадать, что он нашел. Эксперимент «Маленькая хозяйка» Цель: Упражнять детей в составлении расп ространённого предложения. Формировать умение отвеча ть на вопросы полным ответом. У чить детей различать крупу на ощупь. Материал: тряпичные мешочки с крупой( рис, гречка, пшено, макаронные изделия) и мешочки салафановые такой же состав круп. Ход эксперимента: на столе в два ряда лежат мешочки с крупой, нужно с помощью пальцев рук определить и соотнести похожие. При изучении состава мешочка мы описываем «Какая она крупа? »( твердая, мягкая, мелкая, крупная, зернышки большие или маленькие и т. д. . ) . 20 Эксперимент «Душистые мешочки» Цель:   Расширять словарный запас детей, с помощью новых прилагательных образованных от суффиксов. Материал: тряпичные мешочки с лекарственными травами. Ход эксперимента: Развивать обоняние у детей. Закреплять названия лекарственных растений, учить де тей узнавать растения по запаху и называть, что за трава. Приложение 4 План работы с родителями по развитию речи в процессе опытно – эк спериментальной деятельности с детьми 3 – 4 лет в домашних условиях. № Запланированное мероприятие Отметка о выполнении 1. Привлечение родителей к « посильному» сбору материалов для уголка опытно – э кспериментальной деятельности Анкетирование: «Если ребёнок лезет везде, опыты ставит на суше, в воде… Как вы считаете, нужно ругать? Или свободу познанию дать? » 2. Консультация" Формирование познавательной активности детей через исследовательскую деятельность" Буклеты «Домашние опыты с детьми 3- 4 лет» 3. Консультация: «Эффективная организация детского экспериментирования в домашних условиях» Фото – выставка «Наши маленькие исследователи» Приложение 5 Занятия по развитию речи с элементами экспериментирования на тему: «Волшебница вода». Чтение стихотворения А. Барто «Мяч». Цель: учить рассказывать стихотворение с помощь воспитателя. Расширять активный словарь: легкий, тяжелый, мокрый, сухой, плавает, тонет. Развивать память, внимание, мышление, мелкую моторику. Воспитывать аккуратность. Оборудование: кукла, мячик, ванночка с водой, камешки, веточки, полотенце. Методические приемы:  игровая ситуация, беседа- диалог, подвижная игра, эксперимент. Конспект по развитию речи с элементами экспериментирования «Мыло – фокусник» Цели: закрепить умение правильно строить полное предложение из 3- 4 слов, используя новые слова прилагательные, глаголы. П ознакомить со свойствами и предназначением мыла; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку; учить соблюдать правила безопасности при обращении с мылом. Оборудование: ванночки, кусочки туалетного и хозяйственного мыла, губка, трубочка, салфетка из ткани. Методические приемы:  игровая ситуация, беседа- диалог, подвижная игра, эксперимент.

Оставить комментарий: