a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Конспект организованной образовательной деятельности по приобщению воспитанников среднего дошкольного возраста к русскому народному творчеству и традициям, на тему «Сошьём Маше сарафан»

Автор: Селезнева Елена Александровна Опубликовано: 2023-02-05 18:37:55

Документы для скачивания

 

Цель: Развитие интереса к русской национальной культуре, осуществление дифференцированного подхода к воспитанию и обучению детей через русское народное творчество.


Обучающие задачи:
Познакомить с особенностями внешнего вида русского народного костюма. Формировать эстетическое отношение и развивать творческие возможности детей в процессе интеграции различных видов деятельности: словесной, художественной, продуктивной.

Развивающие задачи: Развивать умение внимательно слушать и запоминать новую информацию. Развивать основы социального взаимодействия между мальчиками и девочками. Активизировать словарь детей: одежда (мужская и женская), имена людей (мужские и женские). Развивать умение выделять некоторые знакомые детям детали их костюма (сарафан, рубашка), видеть их красоту.

Воспитательные задачи: Воспитывать патриотические чувства, интерес к своим корням, к истории русского народа, его традициям. Воспитание уважительного отношения к сверстникам своего и противоположного пола.

Материалы и оборудование: русские народные костюмы, сундук, иллюстрации русского народного костюма, заготовки элементов русских костюмов на бумажной основе, русские народные мелодии, лапоть.

Предварительная работа:
Беседа о традиционном русском народном костюме.

Рассматривание книг о женском и мужском костюме.

Разучивание русских народных игр, хороводов, частушек и пословиц об одежде.

Рассматривание иллюстраций картин русских художников, где герои в русских народных костюмах.
Рассматривание слайдов с русскими костюмами.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: В какой стране мы живем? (в России)

- Назовите столицу нашей России? (Москва)

Воспитатель: Мы с вами живем в современном мире, ездим на машине, летаем на самолете, разговариваем по телефону, смотрим телевизор, играем на компьютере и делаем многое другое, что раньше люди не делали. Но очень интересно знать, как жили наши предки в давние времена, во что одевались, какие отмечали праздники.

- Кто такие предки? (люди которые жили раньше, прабабушки, прадедушки)

- Какие народные праздники вы знаете? (ярмарка, масленица, рождество, пасха, святки)

- Ребята, где мы можем узнать, как жили наши предки? (из книг, фильмов, в музеях, из рассказов бабушек и дедушек).

- Хотите узнать какую носили одежду наши предки? (ответы воспитанников)

Сегодня я приглашаю вас в гости.

Волшебные слова:
«Ножкой топнем,
В ладоши хлопнем,
Вокруг себя повернёмся,
Дружно за руки возьмёмся.
Глаза закроем. Скажем: «Ах! »
И мы окажемся в гостях»

Заходят гости в русских народных костюмах (девочка и мальчик)

Гости: Здравствуйте, люди добрые! Здравствуйте, красны девицы!

Здравствуйте, добры молодцы! Низкий вам поклон!

Воспитатель: Какие гости к нам пожаловали! И одеты чудно, и здороваются по-особенному! Ребята, а почему так говорят: «Добры молодцы», «Красны девицы» (ответы воспитанников).

Воспитатель:  Ребята, я узнала, что вы интересуетесь русскими традициями, русским народом и решила поделиться с вами своими знаниями. Русский народный костюм – это частичка самого народа. С самых давних времен славилась наша земля искусством мастериц – рукодельниц. Все женщины в русской деревне пряли, ткали, вышивали. Давайте же узнаем, из каких элементов состоит народный костюм!

 Открывает сундук и  достает из него женский и мужской русский народный костюм.

Воспитатель: Основными элементами русского женского костюма были: рубаха, сарафан, передник, лапти. Рубаха – главная часть русского народного костюма. Эта длинная, ниже колен, одежда. Рубаху красиво украшали вышивкой. Вторым основным элементом является сарафан. По форме сарафан – это высокая юбка, закрепленная с помощью лямок. Надевали сарафан поверх рубахи. Неотъемлемым элементом женского костюма был передник. Носили его поверх рубахи или сарафана. Головной убор называется кокошник, его надевали по праздникам. Самой распространенной обувью были плетеные лапти. Основой мужского костюма была рубаха. Она доходила до колен и имела разрез посередине или сбоку. Рубаху носили на выпуск и подпоясывали кушаком или пояском. Обязательной частью мужского костюма были широкие, длинные штаны – порты. Порты заправляли в сапоги, или их обертывали онучами (узкие длинные куски ткани) и поверх одевали лапти.

Воспитатель: Ребята, скажите, в чем сходство и различие женского и мужского костюмов. (Ответы воспитанников) (одинаковый элемент – рубаха)

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, а русские народные бывают только костюмы? (Предполагаемые ответы: русские народные бывают: сказки, песни, игрушки, игры.)

Воспитатель: В стародавние времена, на Руси, любую работу люди заканчивали играми, песнями да плясками.

Мы с вами славно поработали, а теперь весело поиграем

Русская народная игра «Ручеёк»

Воспитанники становятся парами, взявшись за руки. Руки надо поднять кверху таким образом, чтобы получился «домик». Пары  становятся друг за другом, постепенно передвигаясь вперед. Формируется что-то вроде «ручейка», который постоянно течет.

Один человек заходит в начало этого ручейка, проходит под поднятыми руками игроков и выхватывает из основной массы одного из игроков за руку, уводя его с собой в конец ручейка, вставая последним его звеном. На освободившееся место встает следующая пара игроков, а освободившийся игрок идет в начало ручейка и проделывает то же самое – идет под руками игроков, выхватывая из ручейка понравившегося человека за руку и уводя его в самый конец ручейка.

Воспитатель: В старину слово родителей было законом, а жизнь их – примером. Все дети росли в добром послушании. И все были заняты делом с самого детства: девочки учились работать иглой, спицами, помогали готовить пищу, наводить порядок в избе, а мальчики – мастерили, лапти плели, на поле работали.

Воспитатель: Почти всё, что в избе делалось своими руками. Всё делалось тщательно, с любовью и было красивым, радовало глаз. Любая вещь (ковш, подзор, полотенце) - всё украшалось резьбой, вышивкой, росписью или кружевом. По традиции всё было связано с природой, окружающей средой.
Это стремление к прекрасному, мастерство передавались из поколения к поколению. Своему ремеслу отец учил сына. А тот, когда вырастал, передавал мастерство своему сыну. А иногда работали русские умельцы даже целыми семьями. Так появились народные умельцы, зарождались промыслы.

В старину говорили: «Всякому молодцу ремесло к лицу».

Народная игра «Лапоть»

Лапоть, лапоть, лапоточек,
Ходит Ванечка-дружочек.
Лапоток один всего,
Ты скорей бери его.

Воспитанники водят хоровод, водящий с лаптем в руках идет в противоположную сторону. По окончании песни водящий останавливается перед двумя детьми. Они разбегаются в разные стороны, обегая круг. Кто первый прибежит на свое место и возьмет лапоть, тот становится водящим.

Воспитатель: Одежду на Руси берегли, не выбрасывали, передавали по наследству. Перешивали и донашивали до полной ветхости. В такой одежде было удобно и работать и на гулянья ходить, песни петь, хороводы водить, танцевать. Давайте и мы потанцуем.

Веселый танец под песню «Калинка - малинка»

Рефлексия

Воспитатель: Ребята, вы такие молодцы! Вот, как много мы с вами сегодня узнали!

Что нового для себя вы сегодня узнали? В чем сходство и различие женского и мужского костюма?

 

Оставить комментарий: