a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Дополнительное образование как средство выявления, поддержки и развития творческого потенциала одарённых детей

Автор: Супроненко Ирина Эдуардовна Опубликовано: 2023-02-08 18:20:57

Документы для скачивания

Дополнительное образование как средство выявления, поддержки и развития творческого потенциала одарённых детей Гуманистический характер обучения предполагает принятие личности и индивидуальности ребенка, защиту его права на самоопределение и выбор собственного пути, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Педагогика дополнительного образования, будучи гибкой, вариативной, непосредственно откликающейся на интересы и потребности обучающихся, наиболее полно отвечает этим критериям. Дополнительное образование детей, основываясь на принципе добровольности, позволяет ребенку познать себя, свои возможности, сделать индивидуальный выбор сфер деятельности и общения. Приоритетный национальный проект «Образование» нацелива е т учреждения дополнительного образования детей на создание равных «стартовых» возможностей каждому ребенку, оказание помощи и поддержки одаренным и талантливым обучающимся, способствуют увеличению доли одаренных детей в различных областях знаний и творческой деятельности, что и является одним из важных направлений деятельности МБ УДО«СЮН». Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Станция юных натуралистов» города Рославля( далее СЮН) ориентировано на формирование у обучающихся экологической культуры, выявления активных и одаренных исполнителей, приобщения к лучшим образцам отечественной культуры, развитие исследовательских и проектных навыков. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования. Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом его индивидуальных склонностей, позволяя решать одну из основных задач дополнительного образования – выявление, развитие и поддержку одаренных и талантливых детей. Но в решении данной проблемы существует ряд  противоречий: между социальным заказом на подготовку одаренных детей в области культуры и творческой деятельности и низким социальным статусом работников образования, культуры и искусства, во многом объясняющий нежелание родителей одаренных детей профессионально ориентировать их на эту сферу деятельности; между стремлением коллектива обеспечить «среду успеха» каждому одаренному воспитаннику для выявления и развития их творческого потенциала и недостаточным материально- техническим, информационно- техническим и дидактическим обеспечением СЮН; между потребностями воспитанников в сопровождении их исследовательской и творческой деятельности и недостатком у педагогов знаний об особенностях проявления детской одаренности, и методах ее выявления и развития; между важностью признания успехов одаренных детей для их успешной самореализации и недостаточностью финансовых средств для обеспечения участия воспитанников в конкурсах и фестивалях вне города. В учреждениях дополнительного образования чаще всего раскрывают и развивают таланты детей в ракурсе художественно- эстетической направленности( изобразительное искусство, вокал, бальные танцы и т. п. ) , несмотря на то, что сами педагоги дополнительного образования выделяют следующие  виды одаренности: В практической деятельности- одаренность в ремеслах, спортивную и организационную; В познавательной деятельности – интеллектуальная одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности( в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр) ; В художественно–эстетической деятельности – хореографию, сценическую, литературно – поэтическую, изобразительную, музыкальную одаренность; В коммуникативной деятельности – лидерскую одаренность; В духовно- ценностной деятельности – одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям. Благоприятные возможности дополнительного образования четко проявляются, в частности, в сфере художественно- эстетического развития. В учреждения дополнительного образования часто приходят дети, одаренность которых уже начала раскрываться. Они мотивированы на овладение творческой деятельностью, и это создает условия для плодотворного освоения специальных умений и знаний. В дополнительном образовании можно использовать такой мощный ресурс развития одаренности, как единство и взаимодействие искусств, что в обычной школе затруднено предметным расчленением содержания образования. Вместе с тем данная форма работы с одаренным ребенком таит серьезные опасности. Важно не создавать у него чувства исключительности: и потому, что оно может не получить подтверждения в дальнейшем, и потому, что кружки и студии посещают не только особо одаренные дети, но и те, кому просто доставляет удовольствие заниматься искусством, и отношения с ними должны складываться гармонично. Две другие опасности, к сожалению, нередко исходят от педагогов. Первая — это эксплуатация неординарных способностей ученика ради престижа учебного заведения, что часто идет во вред ребенку. Вторая — это неосознанное стремление руководителя реализоваться через учеников, что ведет к кажущейся успешности результата за счет нивелирования личного эстетического опыта и индивидуальности детей. В обоих случаях одаренный ребенок оказывается не целью, а средством для решения задач взрослых. Если всех этих трудностей удается избежать, то область дополнительного образования становится исключительно значимой для развития одаренного ребенка, подготавливая его к профессиональному пути. Понимание одаренности как системного качества предполагает рассмотрение личностного развития в качестве основополагающей цели обучения и воспитания одаренных детей. Задумываясь над организацией и формами работы с одаренными детьми, администрация и педагогический коллектив СЮН, прежде всего стремятся к созданию целостной системы, в которой работа творческих объединений воспитанников ориентировалась бы на конкретную идею. Такой смыслообразующей идеей для нас явилась идея создания среды успеха для выявления и развития личностного потенциала и творческих способностей одаренных детей, оказание им педагогической поддержки в осмыслении, проектировании и самореализации в соответствии со способностями их жизненной стратегии, ориентированной на успешную деятельность в контексте современной среды и современной культуры. Данная идея созвучна основной идее программы развития СЮН. В выборе подходов к осуществлению работы с одаренными детьми наша принципиальная позиция состоит в том, что мы не отбираем одаренных детей, а принимаем всех детей и работаем с ними в контексте деятельностной парадигмы. Сущность ее в том, что одаренность проявляется в деятельности и оценивается по результатам-   успех в деятельности. Главным принципом нашей работы с одаренными детьми является принцип создания условий и предоставления возможностей для предметной творческой деятельности. Деятельность по обучению, развитию и поддержке одаренных детей в СЮН осуществляется в ходе решения  комплекса взаимосвязанных задач: обеспечение условий для личностного и индивидуального развития детей, создание ситуации успешности для них; предоставление возможностей получения широкого спектра услуг дополнительного образования; формирование системы интеллектуальных и творческих состязаний, в том числе, с использованием информационно- коммуникационных технологий; создание механизма поиска и выявления одаренных и талантливых детей; психолого- педагогическое сопровождение и социальная поддержка одаренных детей; развитие системы повышения квалификации педагогов для работы с одаренными детьми; стимулирование педагогов, работающих с одаренными детьми; взаимодействие с родителями одаренных обучающихся. Станция юннатов дает большие возможности для развития детской одаренности. Однако только во взаимодействии с социальными партнерами мы можем создать такую общую творческую среду, которая обеспечит возможность самовыражения и самореализации каждому обучающемуся. На основе социологических опросов, анкетирования, бесед, наблюдений среди субъектов образовательного процесса СЮН было выявлено, что 59% опрошенных родителей не информированы, где можно реализовать творческие способности своих детей, 62% не рассматривают творческие достижения своих детей как основополагающие в дальнейшем профессиональном становлении. Среди педагогического коллектива СЮН 46% считают, что им необходима методическая помощь в разработке новых педагогических технологий, в вопросах сопровождения одаренного ребенка в образовательном процессе. Согласно проведенной диагностики 30% детей, занимающихся в творческих объединениях СЮН, демонстрируют актуальную одаренность, т. е. они проявляют высокий уровень выполнения деятельности, высокую продуктивность деятельности по сравнению со своей возрастной нормой, обладают хорошей мотивацией и устойчивым интересом. Для таких детей необходимы индивидуальные образовательные программы и разработанные индивидуальные образовательные маршруты. 50% обучающихся обладают потенциальной одаренностью, но имеют низкий уровень мотивации и саморегуляции. Одаренность детей является самой важной задачей для педагогов и родителей. Дело ведь не столько в передаче знаний, сколько в создании условий для того, чтобы ребенок мог углублять эти знания, разрабатывать на их основе новые, необходимые для жизни. Для выявления одаренности ребенка достаточно замерить уровень развития его способностей с помощью тестов. С одаренностью детей может справиться любой педагог, если он обладает необходимыми знаниями и уровнем предметной подготовки. Критерии одаренности ребенка: решая мыслительные задачи и осуществляя творческую деятельность, ребенок ярко демонстрирует способность к наблюдательности, хорошую память, легко ведет диалог, обладает подражательной способностью; в своих действиях ребенок часто опирается на работу фантазии и воображения, что не редко является основным мотивом деятельности; общаясь, ребенок широко использует мимику и жесты, особенно в разговорах со сверстниками; речь ребенка отличается повышенной выразительностью. Для выявления и развития одаренности в СЮН применяются следующие  формы и методы: тренинги; сложные игры, т. к. именно такие игры более интересны для детей такого уровня; моделирование творческой ситуации; образовательные программы, в которых проектируется маршрут деятельности педагога дополнительного образования, ориентированный на реальное развитие творческих способностей, творческого мышления, творческого потенциала личности ребенка, а следовательно, на развитие одаренности с реальными результатами. Развитие творческого потенциала одаренных обучающихся предполагает разработку и реализацию специальных программ. В эти программы должны быть включены, наряду с более сложными и дополнительными материалами, разработки по развитию творческих способностей детей, коммуникативных, лидерских и иных личностных качеств, способствующих дальнейшей социальной адаптации одаренных детей. При разработке образовательной траектории для одарённых детей разного возраста в МБУДО«СЮН» применяются следующие  принципы специализации образовательных программ: Содержание образовательной программы для одаренных и талантливых детей должно предусматривать детальное, углубленное изучение наиболее важных проблем, идей и тем, которые интегрируют знания со структурами мышления. Образовательная программа для одаренных и талантливых детей должна предусматривать развитие продуктивного мышления, а также навыков его практического применения, что позволяет детям переосмысливать имеющиеся знания и генерировать новые. Образовательная программа для одаренных и талантливых детей должна давать им возможность приобщаться к постоянно меняющемуся, развивающемуся знанию и к новой информации, прививать им стремление к приобретению знаний. Образовательная программа для одаренных и талантливых детей должна предусматривать наличие и свободное использование соответствующих источников. Образовательная программа для одаренных и талантливых детей должна поощрять их инициативу и самостоятельность в выставках, мероприятиях и т. д. Образовательная программа для одаренных и талантливых детей должна способствовать развитию их сознания и самосознания, пониманию связей с социумом, природой, культурой и т. д. Образовательная программа для одаренных и талантливых детей должна оцениваться в соответствии с ранее обозначенными принципами. При этом особое внимание уделяется сложным мыслительным процессам детей, их способностям к творчеству и исполнительскому мастерству. Одаренные дети — это особые дети, и задача педагогов- понять их, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Педагог должен понимать, что эти дети нуждаются в поддержке со стороны взрослых, которые призваны научить их справляться с непомерно завышенными ожиданиями в отношении своих способностей. Каждый ребенок одарен по- своему, и для педагога важнее не выявление уровня одаренности, а качества одаренности. Смысловой и конструктивной единицей системы работы с одаренными детьми в дополнительном образовании является ситуация совместной продуктивной и творческой деятельности педагога и ребенка, педагога и группы. Основные элементы педагогических технологий, применяемых в системе дополнительного образования для работы с одаренными детьми: деятельностный подход( между обучением и развитием стоит деятельность) ; формирование внутренней мотивации; предоставление “веера выбора”, что создает возможности каждому обучающемуся возможности для развития; рефлексия; возможность индивидуализации темпов прохождения образовательных программ, их обогащение и углубление; соблюдение принципов – “право на ошибку”, “ситуация успеха”, “не сравнивать с другими” и т. д. , которые создают благоприятный морально- психологический климат; интегративный подход; проектное обучение; модульная технология; технология полного усвоения; инновационные компьютерные технологии. Формы и методика проведения занятий в учреждениях дополнительного образования позволяют использовать и тренинги, и игры, а моделирование творческой ситуации часто составляет основу занятий. Приоритетной формой работы в дополнительном образовании является общение педагога с детьми, поэтому занятия строятся не в традиционной форме урока, а в виде работы творческих групп, микро- коллективов и т. п. , что даёт хорошую возможность уделить каждому ребёнку максимум внимания. В нашем учреждении выделены следующие  формы обучения одаренных и талантливых детей: обучение в малых группах по программам творческого развития в определенной области; работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества( в качестве наставника выступает, как правило, педагог высшей квалификационной категории или методист) ; мастер- классы; система творческих конкурсов, фестивалей, выставок; детские научно- практические конференции и семинары; проведение экологических мероприятий районного уровня( «День урожая», «День птиц») . Особое значение в воспитании одаренных детей в условиях СЮН имеет система продуктивной, творческой деятельности, основанная на внутренних мотивах воспитанников, дающая право на собственное мнение и ошибку и создающая возможность для экспериментирования. Дети, наделенные талантом, демонстрируют свои достижения через конкурсы проектных и иссл едовательских работ обучающихся, творческие отчеты, персональные выставки, фестивали, конкурсы « Юные исследователи окружающей среды », « Юннат». У частие в творческих конкурсах, выставках, фестивалях, конференциях разного уровня. Дополнительное образование детей ориентировано на освоение опыта творческой деятельности в интересующей ребенка области практических действий на пути к мастерству. Проблема работы с одаренными детьми актуальна и перспективна для системы дополнительного образования, поскольку одаренные дети являются творческим и интеллектуальным потенциалом для развития дополнительного образования.

Оставить комментарий: