a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Методические рекомендации для воспитателей «Организация работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях ДОО».

Автор: Малаховская Оксана Викторовна Опубликовано: 2023-02-18 15:09:48

Методические рекомендации для воспитателей «Организация работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях ДОО». Вид совместной деятельности инструктора по плаванию и детей, с ограниченными возможностями здоровья, в частности детей с детским церебральным параличом,  требует особого подхода в работе.   «Помоги себе подобным» древний принцип - лечение движением при нарушении функций движений-  основное средство развития физических качеств ребенка с отклонениями двигательной сферы. Моделирование индивидуальной программы двигательного развития  ребенка с ограниченными возможностями здоровья для компенсации ведущего нарушения и предупреждения его последствий  с последующим  восстановлением нарушенных произвольных функций и  развитием  других, относительно сохраненных движений при помощи корригирующих упражнений  и создающих в дошкольном возрасте  предпосылки к успешной бытовой, учебной, трудовой и социальной адаптации к обществу сверстников является основной целью коррекционного воздействия в условиях ДОУ. Плавание, как вид двигательной активности, уже по своей сути является уникальным корригирующим средством по воздействию на организм человека. Движения, применяемые в любой форме, пока они адекватны физиологическим возможностям детского организма, всегда будут являться оздоровительным, лечебным фактором.   Нахождение человека в воде дает многочисленные изменения, которые определяются ее физическими, химическими и биологическими свойствами. Использование водной среды как определяющего, мощного и доступного фактора воздействия на двигательный режим ребенка с детским церебральным параличом, как можно раньше, с постановки диагноза, обеспечивает коррекцию неоптимального двигательного стереотипа, помогает избежать и в дальнейшем проблем с контрактурами его суставов.  Существенное воздействие на организм занимающегося оказывает тёплая вода от t 34- 36°С до t 32- 34°С впоследствии, уменьшает тонус мускулатуры, при этом происходит растягивание тканей, особенно с рубцовыми контрактурами, в результате этого улучшается подвижность в суставах, притупляются болевые ощущения. При такой температуре воды улучшается кровообращение( особенно периферическое) , трофика тканей и уменьшаются отеки, происходит расслабление всей мускулатуры организма, в том числе мышц, связанных с актом дыхания. В этом случае происходит повышение обмена веществ, тренировка сердечно- сосудистой системы, закаливание организма, стимуляция нервной системы. В тоже время, при интенсивных двигательных действиях в условиях водной среды, приводящих к значительному усилению сердечной деятельности,  высокая температура неблагоприятна. На этапе совершенствования плавательных навыков температура воды понижается до 32°С. Индивидуальные занятия продолжительностью 15- 30 минут проводится с детьми всех возрастных групп 2- 3 раза в неделю и имеет трехчастную структуру: задача вводной части – настроить детей на совместную работу, вызвать у них интерес к предстоящей деятельности с различными сюрпризными моментам; задача основной части состоит в использовании корригирующих упражнений, способствующих устранению деформаций опорно- двигательного аппарата и создающих прочный мышечный корсет; задача заключительной части – закрепить знания и умения через игровые и практические действия. Первоочередными задачами диагностики физического состояния в коррекционном процессе являются: определение нарушений физической деятельности ребенка; направленность на восстановление наиболее «страдающих» двигательных функций, ограничивающих возможность самостоятельного передвижения; направленность на развитие «сохранных» двигательных функций и физических качеств ребенка; направленность на достижение главной цели коррекции: не столько восстановление отдельной функции, сколько достижение возможности самореализации ребенка в различных условиях; определение возможных механизмов компенсации физических нарушений и способов коррекции; определение адекватности объема и характера средств, которые целесообразно использовать в качестве механизма коррекции; определение объема и характера консультативной и практической помощи, которая должна оказываться семье для обеспечения эффективной коррекции. В основу построения коррекционных занятий положен мотивационный принцип, удовлетворение ребенка предлагаемой деятельностью. Систематическое применение физически упражнений адаптированных к воде оказывает корригирующее воздействие на организм ребенка, понижает гипертонус мышц, приводит к оптимизации и нормализации двигательного стереотипа детей с поражением центральной нервной системы, и может использоваться на всех этапах физического развития ребенка, начиная, с раннего возраста. Для данной  категории детей особенно важно, чтобы предъявляемые к ним требования соответствовали бы их возможностям, в противном случае у них могут возникать сложные психические состояния, проявляющиеся в виде беспокойства, ощущения беспомощности, пассивности и отказа от выполнения задания, эти дети особенно подвержены страхам, которые могут возникать  в связи с резким изменением  положения тела, различными  незнакомыми тактильными  раздражителями, новыми впечатлениями. Проявление страха усиливает спастическую напряженность мышц и затрудняет выполнение произвольных движений. В зависимости от клинических форм основного заболевания и сопутствующих отклонений в здоровье ребенка с тяжелым заболеванием центральной нервной системы процесс оздоровительно- коррекционной должен обеспечивать необходимый уровень адаптации и устойчивости детского организма к воздействию экстремальных факторов внешней среды, благодаря своевременной коррекции его психофизического здоровья. Само наличие факта инвалидности подразумевает длительное течение заболевания со стабильно сниженным состоянием здоровья. Эффективное использование комплексной реабилитации в условиях дошкольного учреждения приводит к позитивным результатам, которые в конечном итоге позволяют ребенка с ДЦП перевести в группу со здоровыми детьми.   

Оставить комментарий: