a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Проектная деятельность по теме "Логоритмика как средство речевого развития с детьми младшего дошкольного возраста».

Автор: Шейхмамбетова Сафие Энверовна Опубликовано: 2023-02-19 17:05:04

Документы для скачивания

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 4 «ЛАСТОЧКА» ГОРОДА АРМЯНСКА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ Проектная деятельность по тем е « Логоритмика         как         средство         речевого         развития с детьми младшего дошкольного возрас т а» Выполнила: Шейхмамбетова С афие Энверовна, воспитатель высшей категории. Армянск, 2023г. Проект по теме: « Логоритмика         как         средство         речевог о         развития с детьми младшего дошкольного возрас т а». Автор проекта: Шейхмамбето в а С. Э. Тип проекта: и сследовательско- творческий; Продолжительность: краткосрочный; Срок реализации: с 01. 02- 17. 02. 23. Участники: дети младшего дошкольного возраста; Проблема:   У детей дошкольного возраста часто наблюдается значительное нарушение различных компонентов языковой системы, недостаточно сформированы психомоторные  и речевые процессы. Гипотеза: В развитии речевой и психической деятельности детей положительную роль играют занятия логоритмикой. Цель:   Стимулирование  процесса речевой и психической  деятельности  детей посредством  использования занятий логоритмикой. Конечный продукт: Разработка серии мероприятий по логоритмической деятельности по темам. Объект исследования: Процесс речевого и психомоторного  развития детей дошкольного возраста. Предмет исследования:  Логопедическая ритмика как средство развития и стимулир ования  речи и моторики у д етей.   Актуальность С каждым годом растёт количество детей с различными отклонениями в речевом развитии, в связи с тем, что существенно возрос ритм жизни и недостаточно внимания  уделяется детям со стороны родителей. Живое общение с ребенком заменяется просмотром телепередач, игры с различными гаджетами.  Также имеет значение увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология.   У многих детей наблюдается значительное нарушение всех компонентов языковой системы. Дети мало пользуются прилагательными, наречиями, допускают ошибки в словообразовании и словоизменении. Фонетическое оформление речи отстаёт от возрастной нормы. Отмечают ся стойкие ошибки в звукопроизнош ении слов, нарушение слоговой структуры, недостаточное развитие фонематического восприятия и слуха. Нарушаются логико- временные связи в повествовании. Эти нарушения служат серьёзным препятствием для овладения детьми программой дошкольного учреждения, а в дальнейшем и программой начальной школы.   Опыт  работы показывает, что наряду с традиционными методами работы в исправлении речевых нарушений, большую положительную роль  играет  логопедическая ритмика( логоритмика) , основанная на синтезе слова, движения и музыки.   Логоритмика  представляет собой объединение речедвигательных и музыкально- речевых игр и упражнений на основе единого замысла  системы музыкально- двигательных, осуществляемых в целях логопедической коррекции и стимулирования  двигательной активности. Необходимо, особо отметить, значение музыки при использовании логоритмики. Музыка не просто сопровождает движение и речь, а является их организующим началом. Музыка может задавать определённый ритм перед началом занятия, настраивать на глубокий отдых во время релаксации на заключительном этапе занятия. Движение помогает осмыслить и запомнить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность. Музыка вызывает у детей положительные эмоции, повышает тонус коры головного мозга и тонизирует ЦНС, усиливает внимание, стимулирует дыхание, кровообращение, улучшает обмен веществ. Значимую роль в слове, движении, музыке играет ритм. По мнению профессора Г. А. Волковой, «звучащий ритм служит средством воспитания и развития чувства ритма в движении и включения его в речь». Не случайно понятие ритма вошло в название логопедической ритмики. Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической деятельности, сочетающим исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса. Занятия логоритмикой – составная часть коррекционного воздействия на дошкольников, так как многие дети страдают не только речевыми нарушениями, но и имеют целый ряд признаков двигательной недостаточности общей и мелкой моторики, нарушения просодики, психологические проблемы. Логопедическая ритмика  представлена широким спектром специальных игр и упражнений, направленных на исправление речевых и неречевых нарушений, развитие коммуникативных навыков, а также формирование положительной познавательной мотивации. Можно использовать элементы логоритмики, включая их в логопедические, музыкальные, физкультурные занятия, занятия по развитию речи. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Логоритмика  представляет собой систему двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге, адаптация ребенка к условиям внешней и внутренней среды.   Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечно- сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально- волевых качеств личности. Логоритмика полезна всем детям дошкольного возраста, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства.   Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр. Логоритмика – мощное вспомогательное средство для эффективной совместной работы логопеда и музыкального руководителя по развитию речи дошкольников. Цель логоритмики:  профилактика и преодоление речевых расстройств путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.  Использование средств логоритмики в работе по развитию речи позволяет решать широкий круг  задач. Оздоровительные задачи: укрепление костно- мышечного аппарата; развитие физиологического дыхания; развитие координации движений и моторных функций; воспитание правильной осанки, походки, грации движений; развитие ловкости, силы, выносливости. Образовательные задачи: формирование двигательных навыков и умений; пространственных представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других детей и предметов; развитие переключаемости; совершенствование певческих навыков. Воспитательные задачи: воспитание и развитие чувства ритма; способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность; воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои художественно- творческие способности; воспитание умения соблюдать заранее установленные правила. Коррекционные задачи: развитие речевого дыхания; формирование и развитие артикуляционного аппарата; развитие общей и мелкой моторики; совершенствование лексико- грамматического строя речи, развитие восприятия, воображения, мышления; развитие чувства ритма, темпа, просодики, фонематического слуха, фонематического и слухового восприятия; развитие умения расслабиться, снять напряжение. В работе с детьми  в логоритмике выделяют два основных  направления: 1. Развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляции мышечного тонуса; развития музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активация всех видов внимания и памяти. 2.   Развитие речевых процессов у  детей и корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха. Принципы  организации занятий по логопедической ритмике Принцип систематичности. Логоритмические занятия проводятся  два раза в неделю. Подобная практика даёт устойчивый результат: в организме ребёнка и его психомоторике происходит положительная перестройка различных систем: дыхательной, сердечно- сосудистой, речедвигательной, сенсорной. Принцип наглядности.  При разучивании новых движений безукоризненный практический показ движений педагогом создаёт объективную предпосылку для успешного их освоения.   Принцип всестороннего воздействия.  Обеспечение общего влияния занятий на организм, так как средства логопедической ритмики повышают общую тренированность организма, совершенствуют общие нервно- рефлекторные механизмы регуляции и способствуют комплексности корректирующих воздействий. Принцип учёта симптоматики.   Физические возможности детей соотносятся с речевой патологией. Исходя из этого, дозируется соответствующая нагрузка. При этом занятия строятся на эмоциональном подъёме, с быстрой сменой деятельности, чтобы дети не уставали, а также не теряли интереса. Принцип этапности.   Определяется логическая последовательность приобретения, закрепления и совершенствованиявсего комплекса знаний, умений и навыков. В его основу положен подход «От простого к сложному». Методы и приёмы обучения на зан ятиях по логопедической ритмике: 1. наглядн о- зрительные приёмы, такие, как показ педагогом движения; подражание образам; использование зрительных ориентиров и наглядных пособий. 2. приемы для обеспечения тактильно- мышечной наглядности с применением различного инвентаря: платочки, палочки, ложки, ладошки, яйца; 3. н аглядно- слуховые приёмы для звуковой регуляции движения: инструментальная музыка и песни, бубен, колокольчики и др. ; короткие стихотворения. Словесные методы применяются для осмысления детьми поставленной задачи и осознанного выполнения двигательных упражнений. Они включают следующие приёмы:   объяснение новых движений с опорой на жизненный опыт детей; пояснение  движения; указания при самостоятельном воспроизведении детьми показанного педагогом движения; разъяснения смысла двигательных действий, уточнение сюжета игры; команды для акцентирования внимания и одновременности действий; для этого используются считалки, игровые попевки из народного творчества; образный сюжетный рассказ для развития выразительных движений у детей и лучшего перевоплощения в игровой образ( 1- 2 мин. ) ; словесную инструкцию Игровая форма занятия активизирует элементы наглядно- образного и наглядно- действенного мышления, помогает совершенствовать разнообразные двигательные навыки, развивает самостоятельность движений, быстроту ответной реакции. Соревновательная форма применяется как средство совершенствования уже отработанных навыков, воспитания чувства коллективизма, воспитания морально- волевых качеств. Ожидаемые результаты Положительная динамика процесса усвоения ребенком правильного звукопроизношения. Выработка правильного темпа речи, ритма дыхания; Развитие речевого выдоха; Улучшение речевой памяти; Способность выполнять дыхательные и пальчиковые упражнения, быстро реагировать на смену движений. Развитие координации в соответствии с музыкальным сопровождением, что способствует снижению психоэмоционального напряжения и укреплению здоровья детей Анализ результативности   Занятия логопедической ритмикой полезны всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание и др. Создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и т. д. Регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения. Формируют у детей чувства ритма, внимания, координации в соответствии с музыкальным сопровождением, что способствует снижению психоэмоционального напряжения и укреплению здоровья детей.          Использованная литература: Киселевская Н. А. « Использование логопедической ритмики в коррекционной работе с детьми »- ТЦ СФЕРА- 2004г. Гоголева М. Ю. « Логоритмика в детском саду»; СПб, КАРО- 2006г. Н ищева Н. В. «Логопедическая ритмика в системе коррекционно- развивающей работы в детском саду» СПб. ; Детство- пресс, 2014г. Судакова Е. А. «Логопедические музыкально- игровые упражнения для дошкольников» СПб. ; Детство- пресс, 2013г. Нищева Н. В. «Логопедическая ритмика в системе коррекционноразвивающей работы в детском саду» СПб. ; Детство- пресс, 2014г. «Музыкальные игры, ритмические  упражнения и танцы для детей»- Учебно- методическое пособие для воспитателей и педагогов. Москва, 1997г. Бабушкина Р. Л. , Кислякова О. М. «Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи»/ Под ред. Г. А. Волковой – СПб. : КАРО, 2005. –( Коррекционноая педагогика) . Волкова Г. А. «Логопедическая ритмика» М. : Просвещение, 1985 г.   Воронова Е. А. « Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5 – 7 лет» Методическое пособие – М. : ТЦ Сфера, 2006 г. Картушина М. Ю. « Логоритмические занятия в детском саду» – М. : ТЦ Сфера, 2005 г. Макарова Н. Ш. «Коррекция неречевых и речевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмики»- СПб. : ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2009 г. Новиковская О. А. « Логоритмика »- СПб. : Корона принт. , 2005 г. Мухина А. Я. « Речедвигательная ритмика»- Астрель, М. - 2009 г. Федорова Г. П. «Поиграем, потанцуем»- СПб. : А кцидент, 1997 г. Буренина А. И. «Ритмическая пластика для дошкольников»- СПб. : 1994 г.

Оставить комментарий: