a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Для родителей. Формирование коммуникативных способностей старших дошкольников через составление рассказов по картине и из личного опыта.

Автор: Неклюдова Светлана Анатольевна Опубликовано: 2023-02-24 17:54:54

 

Формирование коммуникативных способностей

старших дошкольников через составление рассказов по картине

и из личного опыта

                                                                                      Учитель-логопед Неклюдова С.А.

Одной из приоритетных задач обучения в детском саду является развитие связной речи дошкольников. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи.

Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. Она является показателем того, насколько ребенок владеет лексикой родного языка, отражает уровень эстетического и эмоционального развития ребенка.

Одним из средств развития связной монологической речи является рассказывание по картине. Именно картины служат наилучшим материалом для этого. В основе рассказывания по картине лежит восприятие окружающей жизни.

Обучение рассказыванию по картинам занимает важное место в общей коррекционной работе по развитию связной, грамматически правильной речи детей с ОНР. Методика обучения строится с учетом отмечаемых у таких детей речевых нарушений и особенностей психического и познавательного развития. Это касается проведения специальной подготовительной работы, отбора и последовательности использования картинного материала, структуры занятий и приемов коррекционной работы. Уделяется внимание приемам, направленным на развитие внимания, зрительного и слухового восприятия, логического мышления и др.

В целях формирования связной монологической речи старших дошкольников рекомендуется проведение следующих видов занятий с картинным материалом:

Виды рассказывания по картине

  1. Описание предметных картин – это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий
  2. Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины.
  3. Описание пейзажной картины.
  4. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин: ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ.
  5. Повествовательный рассказ по сюжетной картине: ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. Ему требуется не только осмыслить содержание картины, передать его, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события.

Приёмы работы с картиной

В обучении рассказыванию применяю специфичные приемы, назначение которых — получить от ребенка связное высказывание, монолог (а не ответ словом, жестом, фразой):

  • Вопросы (проблемные вопросы), элементарные указания, упражнения;
  • образец речи (рассказа) педагога;
  • план рассказа;
  • коллективное составление рассказа;
  • составление рассказа по частям;
  • демонстрация наглядного материала;
  • оценка рассказа детей.

 

Этапы работы по составлению рассказов по картине.

  1. Подготовительная работа.
    Значение подготовительной работы велико: чем тщательнее будет проведена подготовка к рассказыванию, тем меньше сил будет затрачено при составлении рассказа, тем лучше получатся сами тексты.
    Виды подготовительной работы:
    1.Рассматривание.
    Цели: привлечь внимание к картине; способствовать развитию зрительного восприятия. Эффективность этого вида деятельности возрастает многократно при комментировании самих детей, того, что они видят. Педагог должен отойти на второй план и вмешиваться в ситуацию только в том случае, если возникнет необходимость в уточнении названий предметов и явлений, в привлечении внимания детей к деталям картины, оставшимся за пределами зоны обсуждения; а также в том случае, если информация, которой дети обмениваются между собой, неверна.
    2. Беседа по картине.
    Цели: помочь ребенку проанализировать сюжет; активизировать знания детей об окружающем. Эффективность этого вида работы возрастает в том случае, если удается создать у ребенка впечатление, что его мнение по каждому вопросу интересно педагогу. Чтобы продуктивно построить беседу, нужно включит в неё следующие виды вопросов:
  • анализ сюжета картины;
    • пополнение запаса представлений о тех или иных предметах и явлениях, связанных с данной картиной;
    • создание стимула к фантазированию;
  1. Словарная работа.
    Цель: обогатить и активизировать словарный запас детей.
    * Называние предметов, изображенных на картине, и объяснение их предназначения;
    * Построение антонимических пар (игра «Наоборот»);
    * Построение синонимических рядов;
    * Подбор родственных слов, которые можно использовать при описании картины (с объяснением значения слова в отдельных случаях).
    5. Различные игры.
    Игры на акцентуацию внимания.
    Цели: развивать зрительное восприятие. Зрительную память и зрительное внимание, активизировать словарь
    - «Кто внимательный» - Дети поочерёдно заканчивают предложение, начатое логопедом, нужным по смыслу словом с опорой на картинку, называют детали картины;
    - «Найди предмет». Проходит в форме соревнования. Кто больше назовёт живых предметов

- «Кто больше увидит?». Ребёнок называет изображённые на картине предметы определённого цвета, назначения, сделанные из того или иного материала.
- «Классификации»;
Игры на установление связи между предметами.
Цели: научить детей находить связи между предметами, определять причинно-следственные отношения, активизировать словарь.
- «Что с чем?»;
- «Ассоциативные ряды или круги»;
Я соединяю линией два предмета и прошу рассказать, как связаны между собой объекты, которые он соединил. Дети должны вспомнить, какие действия выполняют различные персонажи.
- «Оживи картину». Я предлагаю детям закрыть глаза и представить, что они попали в картину. Что вы слышите? «Пройдите» по картине, «дотроньтесь» до предметов, которые вам попадаются на пути. Что вы почувствовали? Вдохните запах. Какие запахи вы почувствовали? Попробуйте на вкус. Какие у вас возникли вкусовые ощущения?
Сенсорные игры.
- «Сенсорная копилка». Скажите, какой предмет? Что ещё такое же? Дети придумывают метафоры и сравнения по моделям.
- «Было – будет» Ребёнок выбирает любого героя картины. Придумай, что он делал раньше (до появления на картине), что будет делать потом;
- «Я - другой». Выберите героя, скажите в каком он настроении (состоянии). Расскажите, какими он видит предметы или события в таком состоянии. Теперь настроение у него изменилось? Какими теперь он видит окружающее.

Языковые игры.
- «Скажи ласково»;
- «Я - Мы» - образование множественного числа;
- «Действия»;
- «Поэты» - подбор рифмы;
- «Доскажи словечко»
II. Репродуктивный вид рассказывания (воссоздающий, использующий опору)
1. Описательные рассказы.
• Описания предмета по образцу;
• Описание предмета по вопросам логопеда:
• Описательный рассказ по схеме;
• Описательный рассказ по мнемотаблице;
2.  Описание картины
• по традиционной методике.
• по системе ТРИЗ;
• по вопросам логопеда;
• по плану;
• частичное описание картины;
• с помощью ориентировочных схем;
• с помощью схематично изображенных деталей;
3. Описание динамического сюжета по картине
Составление рассказа:
• по опорным словам;
• по аналогии;
• по сюжетной картине и стихотворению;
• по предложениям, составленным из опорных слов;
III. Творческий вид рассказывания.
Придумывание:
• начала рассказа;
• конца рассказа;
• рассказ от имени какого-либо живого предмета, от первого лица;
• рассказ от имени неживого предмета (оживление неживого предмета);
• придумывание сказки
• придумывание рассказа на тему.

 

 

 

 

 В обучении дошкольников связной речи значительное место отводится рассказыванию на темы из личного опыта. Основой для развития этого вида рассказывания служит повседневная жизнь детей. Темы для своих рассказов они черпают в играх, прогулках, экскурсиях и т. д.

Рассказывание на темы из личного опыта (по памяти) более сложное для ребенка, чем по восприятию. Есть методическое правило: предлагать для рассказывания яркие эпизоды из жизни, где были задеты чувства детей. («Елка», «Моя любимая игрушка», «День рождения» и т.д.

Рассказы из личного опыта сложны для детей, так как детям нужно самостоятельно отобрать из своего опыта узкое содержание из своего рассказа. Ребенок должен рассказывать наиболее полно и понятно, так как описываемый предмет слушатели не видели. Эти занятия трудны и для педагога, потому что он, не зная конкретного содержания детских рассказов, не всегда может вовремя поправить или добавить. Но эти рассказы являются показателем развития речи и интересов, суждений детей.

       Методические приемы:

  1. Вопросы на данную тему, предваряющие рассказ.
  2. Образец рассказа педагога:

- тема рассказа и его содержание должны быть близки детскому опыту;

- четкость построения, отсутствие лишней детализации;

- динамичность действий, яркие описания;

- язык должен быть приближен к разговорному (эмоционален, лишен сухости). Из личных впечатлений педагог отбирает те, которые должны быть близки детям, полезны в воспитательном отношении.

  1. Вопросы в виде плана: 2-4 вопроса. У ребенка, отвечая на них, получается рассказ.
  2. Выясняющие вопросы к рассказчику.
  3. Указания могут быть тоже в виде вопросов, по установлению последовательности, по четкости повествования.

 

При работе с рассказами необходимо соблюдать некоторые правила:
1. Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать нужно только еще одним вопросом, или двумя. Количество вопросов пропорционально мастерству логопеда.
2. Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да» или «нет». Это не имеет смысла.

3.Перед занятием тщательно посмотрите конспект еще раз. Вопросы по картине должны быть лаконичными и точными.

  1. Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди.

Оставить комментарий: