Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «Свойства бумаги»
Документы для скачивания
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «Свойства бумаги» Цель: Формировать представление детей о свойствах бумаги опытно- экспериментальным путем. Задачи: • Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой; • Формировать представление детей о свойствах бумаги: гладкая, мнется, непрочная, водопроницаемая. • Формировать и поддерживать интерес детей к окружающему миру, удовлетворять детскую любознательность; • Обобщить знания детей о значении бумаги в нашей жизни, учить определять свойства бумаги разных видов; • Развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, мелкую моторику, умение делать умозаключения. Материал: костюм Почемучки, 4 листа бумаги, картона и салфеток одинакового размера, мисочка с водой для каждого ребенка, емкости с водой, картинки- схемы, халат для каждого ребенка и воспитателя. Ход занятия: Орг. момент: ( Дети садятся на стульчики полукругом) Раздается стук в дверь. В группу заходит Почемучка. П. - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Почемучка. - Здравствуй, Почемучка. Какое интересное у тебя имя. Ребята, как вы думаете, почему так назвали Почемучку? ( Все время спрашивает почему, не знает ничего) П. - А почему вы здесь сидите? А почему надо заниматься? А почему…- Стой- стой- стой. Опять ты заладил «Почему? » да «Почему? ». Лучше скажи ты к нам по делу или в гости? П. - Конечно, по делу! Мне дали задание, с которым я без вас ну никак не справлюсь! - Ну что поможем, ребята Почемучке? ( ответы детей) П. - Э нет, не так быстро! Отгадайте сначала загадки. Сложные- пресложные! И тогда узнаете, что я принес с собой. - Ну что ж загадывай нам свои загадки. 1. Всех листов плотнее он, Белый и цветной… ( картон) 2. Разноцветные листы, Вырезай и клей их ты. Аппликации, картинки, Серебристые снежинки. Можешь сотворить и флаги Из листов любой ( бумаги) 3. Знают взрослые и дети Вытираем рот… ( салфеткой) - Ну что ж, Почемучка, мы отгадали все твои загадки. Теперь ты объяснишь, что за задание связано с этими видами бумаги? П. - Ну вот, и вы так говорите! - Как? П. - Ну, что все это- бумага. Но ведь это не правильно! - Почему же не правильно? П. - Потому что бумага – это бумага, на ней пишут. А салфеткой вытирают рот, а значит она- не бумага – вот. А из картона вообще коробки делают, а значит и он – не бумага! - Ребята, а вы как думаете: салфетка и картон – это бумага или нет? ( дети высказывают свою точку зрения) П. - Вот видите, некоторые дети тоже считают, что салфетка и картон – это не бумага. - Ну что ж, Почемучка, придется нам проверить, кто прав, а кто ошибается. П. - Ну и как вы это узнаете? - Очень просто. Мы посмотрим одинаковые или разные свойства у тех материалов, что ты принес. П. - А как вы узнаете, какие у них свойства? - Ребята, а как можно узнать какие свойства у этих материалов? ( Можно провести опыты) - А где их проводят? ( В лаборатории) - Ну что, Почемучка, будем рассматривать свойства бумаги? П. - Конечно! Пойдемте быстрее! - Но прежде чем отправиться в лабораторию, нужно вспомнить правила безопасности. - В лаборатории нельзя бегать, баловаться, драться, шуметь, брать без спросу. - В лаборатории нужно слушать воспитателя и выполнять задания. - Молодцы! И так отправляемся в путь. Физминутка По дорожке, по дорожке Скачем мы на правой ножке И по этой же дорожке Скачем мы на левой ножке До доски мы добежим Стоп. Немножко отдохнем Дальше мы пешком пойдем. Основной этап: Дети подходят к столикам. У каждого в тарелочке лежат 4 листа бумаги, картона и салфеток одинакового размера. Перед каждым стоит мисочка с водой. - Итак, ребята, вы садитесь за столы. И Почемучка присаживайся рядом, чтоб тебе было все видно. - Ребята, давайте сначала мы разомнем наши пальчики. Пальчиковая гимнастика. - Возьмите в руки бумагу, рассмотрите ее, погладьте, ощупайте. Что вы можете сказать о бумаге? Какая она? ( Гладкая, тонкая, белого цвета) . Если дети не говорят, подсказывать: гладкая или шершавая, толстая или тонкая? Свойство №1- мягкость. - У вас на столах лежат несколько листов бумаги, картона и салфеток. Попробуем согнуть бумагу. Что происходит с бумагой? ( Мы ее можем согнуть, свернуть) . - Согните бумагу пополам и проведите по ней пальцем, чтобы получилась четкая линия сгиба. - А теперь разогните бумагу и постарайтесь убрать линию сгиба. - Получится у нас сделать это? ( Нет) - Почему не получилось убрать линию? ( Потому что на бумаге остается след. ) - Какой вывод мы можем сделать по, первому проведенному опыту? ( Что бумага гнется и в месте сгиба остается след) . - А теперь попробуйте смять бумагу. Что получилось? ( Бумажный комок, бумага смялась) - Какой вывод сделаем? ( Бумага мнется) Воспитатель вывешивает картинку- схему на доске. - Предлагаю вам проделать те же действия с картоном и с салфеткой, что и с бумагой. Дети самостоятельно выполняют работу. - Что вы скажете? Что случилось с картоном и салфеткой? ( Они тоже смялись, но салфетку легче смять, и комок получается меньше, а картон – труднее и комок получился больше) . - А как вы думаете почему? ( Салфетка мягче, картон- тверже) . Свойство №2 – прочность. - Возьмите любой кусочек бумаги и начните ее рвать. Рвется бумага? Как она рвется? - Какой вывод сделаем? ( Бумага легко рвется) - Если бумага легко рвется, значит она какая? - Бумага легко рвется. Значит она непрочная. Воспитатель вывешивает картинку- схему на доску. - А теперь попробуйте выполнить те же действия с салфеткой и картоном. ( Дети самостоятельно выполняют действия) . - Что скажете? Какой вывод сделаете? - Что легче рвется: картон или салфетка? Какую бумагу легче порвать тонкую или толстую, картон? ( Салфетка рвется легче, картон – труднее) . - А как вы думаете, почему? ( Салфетка тоньше картона, картон плотней) . Свойство №3 – водопроницаемость. - А сейчас мы опустим бумагу в воду. Обратите внимание, ребята, у вас на столе стоят мисочки с водой. Опустите бумагу в эту мисочку. Понаблюдайте. Что случилось с бумагой. ( По мере намокания она тонет) . - Какой сделаем вывод? ( бумага впитывает воду) Воспитатель вывешивает картинку- схему на доску. - Сделаем то же самое и с салфеткой и с картоном. Дети самостоятельно выполняют действия с салфеткой и картоном. - Что вы заметили, когда опускали в воду салфетки? ( Салфетка быстро намокла, впитала воду) . - А картон? ( Картон впитал воду медленней) - Как вы думаете почему? ( Картон- плотней, салфетка- тоньше) . Физминутка. Мы бумагу рвали, рвали Мы бумагу мяли, мяли Так, что пальчики устали Мы немножко отдохнём И опять её порвём. - Что ж, ребята, работу в лаборатории мы с вами завершили. Предлагаю вам вернуться в группу. Заключительный этап: Дети возвращаются на свои места, садятся на стульчики. - Ребята, давайте рассмотрим картинки- схемы на доске и скажем: одинаковые или разные свойства имеют бумага, салфетка, картон. - Первая картинка- схема что обозначает? ( Что бумага мнется) . - Картон и салфетка помялись? ( Да) . - Вторая схема, о чем нам говорит? ( Бумага рвется- непрочная) . - Картон и салфетка рвутся ( да) . - Что мы можем сказать по третьей схеме? ( Бумага впитывает воду) - Картон и салфетка впитали воду? ( Да) . - Одинаковые или разные свойства имеют картон, бумага и салфетка? ( Одинаковые) - Какой вывод мы с вами сделаем? ( Что это все бумага) . П. - Ой, ребята, как же здорово экспериментировать! Вот только я не понял: если все это бумага, то почему они по- разному называются? - Детки, расскажите Почемучке почему по- разному называются бумага, картон, салфетка. ( Потому что свойства хоть и одинаковые, но проявляются по- разному: салфетка быстрее всех промокает и сгорает, очень легко мнется и рвется, а картон – наоборот, проявляет все эти свойства медленнее и требует больших усилий для сминания и разрывания) . П. - А для чего их сделали такими разными: салфетка тонкая и мягкая, а картон – плотный? Дети: Потому что у них разное назначение: салфетки служат для гигиены, бумага для аппликаций, рисования и письма, а картон – для более прочных изделий. - Ура! Теперь я все знаю. Ребята, какие вы молодцы. Мне пора возвращаться в свою страну Почемучек. Я обязательно всем расскажу о том, что я узнал сегодня. А для вас я приготовил сюрприз. Прощаются с Почемучкой. Итог занятия: - Ребята, чем мы сегодня с вами занимались на занятии? - Что нового узнали? –Помогли ли мы Почемучке? - Ребята, наше занятие подошло к концу.
- Развитие музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, с нарушенным темпом и ритмом речи в воспитании правильного произношения
- "Волшебный зонт Осени"
- Развивающее пособие на липучках "Мышонок и репка"
- Танец - замена злости!
- Эколого - спортивные эстафеты "Будь природе другом"