a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

План по самообразованию Тема:«Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста» 2022-2023уч.год.

Автор: Доронина Наталья Евгеньевна Опубликовано: 2023-02-28 19:37:38

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучить способы, методы и приёмы формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

 Помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные качества:

  • понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);
  • уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
  • осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
  • признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);
  • рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;
  • применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях;
  • определить способы приобщения родителей к работе по формированию финансовой грамотности детей;
  • привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы.
  • представить коллегам наработанный опыт реализации темы самообразования.

Этап работы над темой самообразования: 01.09.2022- 31.05.2023

Актуальность:

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни.

Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне.

Актуальность заключается в формировании полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, это поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. С детства детям важно и нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.

Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.

С 1 сентября 2018 года детские сады могут использовать образовательную программу "Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет. М., 2018.: Банк России, Министерство образования и науки Российской Федерации"

Формы работы с детьми:

  • совместная деятельность воспитателя с детьми
  • индивидуальная работа с детьми
  • свободная самостоятельная деятельность детей.
  • дидактические игры
  • сюжетно-ролевые игры
  • чтение художественной литературы
  • просмотр мультфильмов, видеофильмов, презентаций
  • художественное слово
  • беседы
  • продуктивная деятельность

Для изучения темы самообразования взята программа «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности», которая состоит из четырех блоков (разделов,связанных между собой задачами и содержанием: «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности», «Полезные экономические навыки и привычки в быту».

Поставленные задачи по блокам:

Блок «Труд и продукт труда (товар)»

  • Сформировать представления детей о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий (предпочитая профессии родителей).
  • Учить детей уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги.
  • Поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым.
  • Стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и изобретательности.

Блок «Деньги и цена (стоимость)»

  • Познакомить детей с деньгами нашей страны и сформировать отношение к деньгам как к части культуры страны.
  • Воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами, насущными потребностями семьи (воспитание разумного финансового поведения).
  • Дать представления о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей.

Блок «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности»

  • Дать представления о рекламе, ее назначении.

Блок «Полезные экономические навыки и привычки в быту»

  • Формировать представление о том, что к вещам надо относиться с уважением, поскольку они сделаны руками людей, в них вложен труд, старание, любовь.
  • Воспитывать у детей навыки и привычки культурного взаимодействия с окружающим миром, бережного отношения к вещам.
  • Воспитывать у детей способность делать осознанный выбор между удовлетворением сиюминутных и долгосрочных, материальных и духовных, эгоистических и альтруистических потребностей.

Основные подходы к финансовой грамотности дошкольника

  • формирование первичных финансовых навыков (привычек) через ритуальные действия;
  • закрепление разумных материальных потребностей;
  • формирование у ребенка определенных психологических установок на то или иное «финансовое поведение»через базовые нравственные понятия: о добре - зле, красивом – некрасивом, о хорошем – плохом.
  • в процессе повседневной деятельности группы закреплять экономические знания детей, полученные ранее (например, собираясь с детьми на прогулку, обратить их внимание на необходимость выключать свет в помещении и показать при этом, что колесико счетчика электроэнергии начинает крутится медленнее, в разных видах труда в рамках самостоятельной деятельности детей (помогая сервировать, аккуратно обращаться со столовыми приборами, выключать воду после мытья рук, не оставлять пищу в тарелке и куски хлеба на столах и т. п.

Формы работы с родителями:

  • анкетирование родителей
  • консультации
  • индивидуальные и групповые беседы
  • оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки)
  • привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.
  • проведение встреч-обсуждений по теме самообразования.

Используемые технологии: игровые, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные.

Планируемый результат для воспитанников:

  • знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;
  • знают российские деньги;
  • знают несколько современных профессий, содержание их деятельности;
  • в случае поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность;
  • бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий;
  • проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведет хозяйство.).

Родители:

  • повышен интерес родителей к совместной работе по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Воспитатели:

  • оформление собственных методических разработок (обобщение опыта работы);
  • повышение качества воспитательно–образовательного процесса;
  • участие в педсоветах, семинарах;
  • повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагога по теме самообразования;
  • пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы.

Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме:

  • Буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для родителей
  • Презентация отчета по теме самообразования на педсовете ДОУ
  • Личное участие в творческих конкурсах на разных уровнях.
  • оформление развивающей предметно-пространственной среды группы

 

 

План саморазвития

I этап

Организационно-диагностический (теоретический)

II этап

Практический

Формы работы

Месяц

Форма работы с родителями

Форма работы с детьми

Результат (продукт деятельности)

 

Сентябрь 

Выбор и определение темы самообразования

Планирование работы по теме самообразования.

Изучение примерной парциальной программы дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольниковформирование предпосылок финансовой грамотности».

Разработка проекта « Школа феечки Копеечки»

Консультация для родителей «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

1. Вводная беседа с рассматриванием иллюстраций

2. "Знакомство с феечкой Копеечкой"

3. Проект «Школа феечки Копеечки» ( на протяжении года)

Блок «Труд и продукт труда (товар)

Блок «Полезные экономические навыки и привычки в быту»

• Рассматривание альбомов, тематических карточек по теме «Профессии».

• Труд в уголке природы.

• Создание творческой мастерской по ремонту книг.

• Организация дежурства по столовой.

• Рисование «Мои добрые дела».

• Привлечение детей к наведению порядка в уголке игрушек.

• Подвижная игра «Выбор профессии».

• Чтение и обсуждение сказки К. Д. Ушинского «Два плуга».

• Беседа о труде.

• Час загадок.

• Занятие –беседа на тему«Летний день – год кормит».

• Дидактическое упражнение «Заготовим на зиму фрукты, овощи».

Беседа«Кто построил новый дом».

• Дидактическая игра «Уважай/чужой труд».

• Дидактическая игра «Парочки-детский сад» (автор - Е. В. Бабина).

Оформление фото-альбома «Все работы хороши!» (кем работают мои папа и мама).

Пополнение информационной зоны развивающей предметно-пространственной среды (художественная литература экономического содержания) Оформление копилки (кошелька) добрых дел.

 

Октябрь

Родительское собрание: включить в повестку дня знакомство с темой самообразования. Приложение № 1

Анкета для

родителей «Мой ребенок и финансовая грамота»Приложение № 2

Ссылки для родителей на сайты и интернет-ресурсы по теме самообразованияинформирование через мессендежеры.

Рисование «Как я помогаю близким».

Чтение стихотворений о труде и профессиях.

Дидактическое упражнение «Какие ошибки допустил художник?».

Беседа «Что ты сделала вчера дома и как, чтобы помочь маме, бабушке или папе?

Беседа «Хлеб – всему голова».

Просмотр мультфильма «Трое из Простоквашино»

Чтение и обсуждение рассказа Н. Носова «Заплатка».

Дидактическая игра «Идем в поликлинику» (автор - Ю. К. Калашникова).

Дидактическая игра «Цепочка ассоциаций» (автор - С. С. Пашкова). Создание центра финансовой грамотности в группе «Школа гнома Эконома».

Встреча с родителями «Семейный бюджет и ребенок»

Поместить в родительском уголке рубрику советов по теме самообразования.

Блок «Деньги и цена (стоимость)»

Блок «Полезные экономические навыки и привычки в быту»

 

 

Ноябрь

Консультация: «Хоть семи нам еще нет, формируем мы бюджет»

• Рассказ воспитателя «О царице экономики и ее помощниках».

• Беседа с детьми с правилами экономии.

• Чтение сказки Ш. Перро «Кот в сапогах».

• Сюжетно-дидактическая игра «Магазин».

• Экскурсия в магазин.

• Рисование «Экскурсия в магазин».

Составление описательных рассказов на тему«Моя любимая игрушка».

• Просмотр презентации «Полезные экономические навыки и привычки в быту» Формирование и оформление методической копилки - разработки конспектов.

Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы: занимательно-экономическая зона (кроссворды, лабиринты, головоломки и др.)

Подбор и разработка игр, способствующих экономическому развитию

Встреча «Дети и деньги»

Пополнение педагогической копилки демонстр.

материалом

(приобретение настольно-печатных игр).

 

Декабрь

Консультация «Должен ли ребенок иметь карманные деньги?»Приложение № 3

• Заучивание пословиц об экономии и бережливости (по выбору воспитателя).

• Беседа о том, что не все продается и покупается за деньги.

• Беседа «Откуда берутся деньги и на что они тратятся?»

• Игра-эстафета «Хорошо-плохо». Создание картотеки дидактических игр.

Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы: деятельностно-экономическая зона (дидактические игры).

 

Январь

Рекомендация «Учите видеть связь между трудом и деньгами»

• Рассказ воспитателя об истории денег.

• Презентация о Гознаке.

• Чтение русской народной сказки «Волшебное кольцо».

• Рисование «Монеты моей страны».

• Аппликация «Необычные формы денег».

Собирание тематических пазлов

Пополнение педагогической копилки демонстрационным материалом (приобретение настольно-печатных игр).

 

Февраль

Рекомендация «Учите ребенка выбирать и покупать товар»

• Пересказ сказки Братьев Гримм «Горшок каши».

• Экономический КВН.

• Чтение книги Э. Успенского и И. Агрона «Бизнес крокодила Гены» (гл. 4 «Банк»).

• Сюжетно – дидактическая игра «Банк».

Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы: деятельностно-экономическая зона (игрушки-предметы для с. р. и).

 

Март

Консультация «Дошкольник и экономика». Приложение № 4

Блок «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности»

Блок «Полезные экономические навыки и привычки в быту»

• Литературная викторина по русским народным сказкам.

• Просмотр мультфильма «Каникулы в Простоквашино».

• Сюжетно-дидактическая игра «Ателье».

• Решение арифметических задач.

• Пополнение педагогической копилки демонстрационным

• материалом

• Приобретение методической литературы, раздаточного материала

Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы: деятельностно-экономическая зона (игрушки-предметы для с. р. и).

• Создание картотеки арифметических задач. Пополнение РППС

группы дидактическими играми.

 

Апрель

• Оформление стендовой информации для родителей по теме самообразования

• «Веселая ярмарка (рассада цветов, овощей).

• Беседа о рекламе.

• Заучивание стихотворения из книг Э. Успенского и И. Агрона «О рекламе».

• Рисование «Моя любимая реклама».

• Игра-соревнование «Кто больше назовет примеров необычного применения вещей».

• Эколесица.

• Викторина для детей «О какой сказке идет речь?».

ИОС«Как нам может помочь реклама?».

• Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы дидактическими играми.

• создание лэпбука "Финансовая грамотность"

• Создание альбома «Реклама для детей».

 

Май

Консультация для родителей «Учите ребенка считать деньги»

Итоговое родительское собрание:включить в повестку дня: результаты работы с детьми по теме самообразования.

ООД на тему«Путешествие в страну экономики».

• Просмотр видеофильма «Где делают настоящие деньги?»

• Сюжетно-ролевая игра «Интересные покупки».

• Игровая ситуация «Волшебные превращения денежки».

Подготовка отчета по теме самообразования.

Представление информации для сайта детского сада.

Презентация отчета на педсовете ДОУ

 

 

 

Список литературы

  1. Аменд А. Ф., Саламатов А. А. Формированиенравственных представлений дошкольниковв процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 55.
  2. Аношина Л. М. Экономическое воспитание старших дошкольниковв процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 103.
  3. Белокашина С. В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с. 8.
  4. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е. Н. Табих. –Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.

5.Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт. - сост. Л. Г. Киреева. –Волгоград: Учитель, 2008г.

  1. Лушникова Е. В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА»М. ; 2008. № 11. с. 75.
  2. Открытия Феечки Копеечки. Авторская программас региональным компонентом для детей дошкольного возраста. /Василюк С. Ю., Вихарева М. Б., Истомина Е. А. и др---Пермь, 201ё9.-158 с.
  3. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики,или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. –
  4. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольникас азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.
  5. Смоленцева А. А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников// Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 63.
  6. Экономическое воспитание дошкольниковформирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет. М., 2018.: Банк России, Министерство образования и науки Российской Федерации
  7. Экономическое воспитание дошкольниковформирование предпосылок финансовой грамотности. Сборник методических материалов на основе парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5-7 лет.
  8. Ягунова Н. М. Приобщение дошкольниковк экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 128

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оставить комментарий: