Доклад на конференцию. Проект. Музей «Сталинградская Мозаика» - музей Победы, территория памяти и подвига всего народа». 2020-2021 г.
Документы для скачивания
Название проекта.
Музей «Сталинградская Мозаика» - музей Победы, территория памяти и подвига всего народа».
Тип проекта.
Исследовательский, информационно-практико-ориентированный, познавательно-творческий.
Продолжительность.
Долгосрочный. 1 месяц.
Целевая группа.
Воспитанники старшего дошкольного возраста (дети 5 - 7 лет).
Родители (законные представители воспитанников).
Педагогические работники ДОУ.
Партнёры ДОУ (совет ветеранов Тракторозаводского района, военно-патриотический клуб «Наследие», международный благотворительный фонд «Сталинградская битва», библиотека №20, краеведческий музей, казаки Донского округа), депутаты Областной Думы.
Актуальность проекта.
Время неумолимо, к сожалению всё меньше остаётся с нами участников ВОВ. Растёт уже четвёртое поколение россиян, не познавшие тягот и лишений той военной поры, но это не значит, что понятие «Родина», «мужество», «героизм» могут терять свою актуальность. Приходят новые поколения и наш долг - не дать прерваться связи с поколением Победителей. Помочь детям почувствовать свою сопричастность к истории и культуре России, ощутить себя продолжателями великих традиций. Чтобы грандиозность значения Победы и подвига советского народа над фашизмом не забылась, для этого, мы создали площадку патриотического воспитания. Музейная комната «Сталинградская Мозаика» - это единое музейное и информационное пространство, формирующие живое эмоциональное восприятие ярких страниц Победы, где через патриотическое движение «Дети экскурсоводы» передаётся живая история Победы!
Проблема проекта.
Задумывались ли вы, каким будет человек - будущего? В какой мере он освоит социальные роли - патриота и гражданина? Перед нами встаёт проблема всего человечества. В последние годы проявляется непонимание значимости культурно-исторического наследия, наблюдается низкая культура нравственности. Современные родители, стремясь заработать - всё меньше внимания, уделяют детям, а главное их воспитанию. Поэтому сегодня, как никогда важен выбор средств обучения и воспитания, приобщения детей к миру духовных ценностей культуры и истории.
Цель проекта.
Создание инновационной и интерактивной патриотической площадки для передачи человеческих социально значимых ценностей через патриотическое движение «Дети - экскурсоводы». Вовлечение детей дошкольного возраста в общественно значимую деятельность и формирование социально активной личности ребёнка средствами музееведения.
Задачи проекта.
1.Главная задача проекта – повышение интереса, к истории Отечества и родного края, идеям, воспитание чувства уважения к подвигу наших предков и гордости за вклад, внесённый в общую Победу в Великой Отечественной войне.
2.Внедрение авторской программы «Дети – экскурсоводы» через работу патриотического кружка «Юные патриоты».
3.Обучение приёмам и навыкам музейной деятельности в качестве экскурсовода.
4.Ознакомление детей с источниками информации в музее, привитие музейной культуры средствами экскурсионной работы.
5.Формирование журналистской деятельности методом интервью. 6.Развитие связной речи, инициативности, познавательной активности, любознательности.
7.Привлечение к сотрудничеству других организаций.
8.Организация и проведение конкурса рисунков и рассказов «Великая Победа!».
9.Организация съёмочного процесса документального фильма «Территория Победы» с помощью совета ветеранов.
10.Издание публикаций по материалам проекта.
11.Проведение субботника, и волонтёрской экологической акции «Парк Победы».
12.Проведение презентации проекта на праздничном концерте «Великая Победа – одна на всех!»
Основные направления проекта:
- музейная деятельность в качестве экскурсоводов;
- организация и вовлечение детей и их родителей в патриотические социальные проекты;
- журналистская детская деятельность;
- публикация авторской программы «Дети экскурсоводы» и методических материалов, сценариев;
- сбор материалов, экспонатов о ВОВ;
- взаимодействие музея с общественными и государственными организациями города Волгограда (краеведческий музей, международный благотворительный фонд «Сталинградская битва», Совет ветеранов Тракторозаводского района, казачий Донской округ, библиотека № 20, школы и детские сады)
Методы и технологии реализации проекта:
Реализуя проект, использовали индивидуальные и коллективные формы работы. Использовался метод наблюдения и анализа, метод интервью. Для этого проводились беседы индивидуального и подгруппового характера.
Беседы, обсуждение тем экскурсий, исследование экспонатов музея. Совместные с родителями встречи с ветеранами и казаками, конкурсы. Просмотры презентаций и видеоматериалов, консультации для родителей и педагогов, подготовка к проведению праздничных мероприятий.
Принципы проекта:
- творческо-практической деятельности (вариативность);
- коллективности (воспитание у детей социально значимых качеств, развитие их как членов общества);
- культуросообразности – ориентация на культурные, нравственные и духовные ценности;
- продуктивности (дети и взрослые в процессе взаимоотношений производят совместный продукт, при этом учитывается достижения самого ребёнка с его интересами, чувствами, опытом и произведённым продуктом).
Условия реализации проекта.
Для создания такого проекта было оформлено отдельное помещение.
Музейная комната занимает отдельную комнату на первом этаже. Это модель специально-организованного образовательного пространства. На этом пространстве мы создали хранилище социальной памяти. Соблюдали принцип научности и комплексности источников: вещевых, письменных, изобразительных. Одна стена оформлена в виде блиндажа, макеты быта солдат. Другая стена информационная - здесь находятся полки с настоящими экспонатами, детская литература, коллекции видеофильмов, песен, патриотические игры, методическая литература, макеты. Противоположная стена - это картина, написанная родителями «Ни шагу назад!». Оформили музейную комнату с учетом эстетических норм. Музейное оборудование показывает детям военный дух и быт того времени, исторические факты о ВОВ.
Содержание проекта.
Проект имеет не только образовательный характер, но и ярко выраженный воспитательный характер. Сущность проекта наличие в нём мероприятий творческой направленности и коллективного взаимодействия детей, что создаёт благоприятные условия для освоения исторического материала. Основная деятельность в рамках проекта направлена на внедрение инновационной технологии работы по патриотическому воспитанию, где реализуется принцип соотношения взрослого с процессами саморазвития, обусловленными собственной активностью ребёнка, ориентированной на уникальные отношения «ребёнок – окружающий мир».
Героями проекта являются дети, которые работают не только экскурсоводами, но и журналистами, активно вовлечены в волонтёрскую деятельность. Дети экскурсоводы рассказывают не только об экспонатах, о своем родном городе, но и проводят экскурсии для детей из других детских садов, школьников, ветеранов. Рассказывают живые истории о ВОВ. Каждый экскурсовод непосредственно рассказывает и о своих реликвиях, героях своей семьи. Вместе с детьми мы разработали дневник «Добрых дел», дневник «Победы», где отражены дела каждого ребёнка. Для этого ввели свои единые знаки-символы. Определены даты, мероприятия, конкурсы по реализации проекта на два года
Инновационный проект «Сталинградская Мозаика» - музей Победы, территория памяти и подвига всего народа», направлен на ценностно-смысловую определённость системы нравственного воспитания, так как, воспитание патриотизма – это воспитание любви к Отечеству, преданности ему, гордости за его прошлое и настоящее. Научить подрастающее поколение хранить и чтить память воинов победителей, знать историю своей Родины, уважать людей, живущих рядом, традиции народа, значит, укрепить основы государственности. История о Великой Отечественной войне должна жить и передаваться из поколения в поколение. Поэтому, для патриотического воспитания детей дошкольного возраста, использовала метод музейной педагогики, как инновационной технологии по созданию музейно-образовательного пространства в ДОУ, а именно, музейной комнаты «Сталинградская Мозаика». Это интегрированная информационная образовательная среда. Музейная комната создана на основе материалов и экспонатов военно-патриотического клуба «Наследие», родителей воспитанников, педагогов ДОУ, личных вещей ветеранов и казаков. Каждая экспозиция представляет программу передачи через экспонаты определённых «живых историй», знаний и суждений. Главная идея нашего музея - это использование метода «Музейной игры», метода «Вхождения в историю». Если заглянуть в музей, то мы не только сможем увидеть экспонаты, послушать рассказ, но и уединиться, отдохнуть, представить себя каким либо героем, а главное - поиграть и перевоплотиться! В музее проводятся экскурсии не только взрослыми, но и детьми. Из разнообразия музейной деятельности, а именно: поисково-исследовательской, экспозиционной и экскурсионной, дети с большим удовольствием берутся за проведение экскурсий, в результате появляются «живые истории», рассказанные детьми о Победе в ВОВ.
Мною разработана программа для детей старшего дошкольного возраста «Дети - экскурсоводы», а на базе ДОУ открыт патриотический кружок «Юные патриоты». Для того, чтобы сформировать интерес к музейному делу, раскрыть свои способности, желание быть полезным людям организуются патриотические занятия. Главная цель программы - подготовка маленьких экскурсоводов к работе в музее. Дети-экскурсоводы не только знакомятся с историей своего города, но и учатся анализировать полученные знания, овладевать приёмами работы экскурсоводов. Приобретённые знания будут полезны дошкольником на всю жизнь, какую бы профессию они в будущем не выбрали. Считаю, что, именно детская экскурсионная деятельность является одним из важнейших средств, так как экскурсия - это источник знаний, которые приобретаются в неформальной игровой обстановке. Как, мы знаем, орудием мышления, творчества, носителем памяти и информации, является речь, поэтому, организовали журналистскую деятельность дошкольников с применением, в частности метода интервьюирования. Реализация проекта дала старт и волонтёрской деятельности, которая повлияла на изменение отношения родителей и воспитанников. Родители - волонтеры и дети - волонтёры это не только добровольные помощники, но и, главные – участники совместных добрых дел.
Этапы проекта.
1этап. Подготовительный.
1.Создание системы информационно-методического сопровождения патриотического воспитания, способствующего повышению эффективности использования музейно-образовательного пространства.
2.Исследование проблемы патриотического воспитания в ДОУ. Мониторинг уровня патриотических качеств личности ребёнка.
3.Подготовка ППРС музейной комнаты: изготовление авторского дидактического пособия «Памятники и достопримечательности Волгограда», разработка методических рекомендаций «Музейная комната «Сталинградская Мозаика», игровых и интерактивных маршрутов, сбор информации о героях семьи, методическая разработка «Экскурсии в музейной комнате».
4.Расширение книжного фонда библиотеки, изготовление макетов и атрибутов.
5.Паспортизация музейной комнаты. Оформление документов.
6.Разработка патриотических мероприятий.
7.Проведение педагогического совета: по теме: «Исследовательская деятельность детей через музейную комнату».
Презентация и утверждение авторской программы «Дети экскурсоводы».
2 этап. Основной. Практический.
Второй этап строился на взаимодействии и детей, родителей, социума с целью развития познавательной активности у детей.
1.Познакомили детей с разными способами получения информации: стенгазет, мини-выступлений. Осознание значимости исторических событий. Научили выражать свои эмоции и впечатления в разных видах продуктивной деятельности.
2.Оформление музейно-образовательного пространства в ДОУ. Оформление среды было начато с разработки долгосрочного проекта, предусматривающего оформление в музейной комнате тематических экспозиций.
- Внедрение и апробация организационных форм авторской программы «Дети экскурсоводы». На этом этапе разрабатывались и вносились индивидуальные экскурсии для юных патриотов. Разработка и сопровождение поисково-исследовательских маршрутов детей дошкольного возраста.
4.Открытие на базе ДОУ патриотического кружка «Юные патриоты». 5.Разработка и организация системы образовательной деятельности по патриотическому воспитанию с использованием возможностей музейной комнаты: социальные проекты, встречи, патриотические форумы, акции, музейные маршруты, интервью с ветеранами ВОВ.
6.Участие в районных, городских, всероссийских конкурсах и исследовательских проектах города.
7.Обсуждение на педсовете результатов деятельности. Проведение круглого стола с участием детей дошкольного возраста, родителей. Педагогов по теме проекта.
3 этап. Заключительный.
1.Демонстрация итогов работы через результаты экскурсионной деятельности.
2.Коррекция и анализ содержания деятельности в рамках проекта. 3.Презентация положительных результатов.
4.Методический и дидактический материал по организации патриотического воспитания в рамках проекта.
5.Продукты деятельности.
6.Проектирование поисково-исследовательской деятельности в образовательный и воспитательный процесс ДОУ.
Планируемые результаты.
1.Активизация поисково-исследовательской работы в ДОУ, дети получат основы научно-исследовательской работы исторической направленности.
2.Развитие восприятия, внимания, наблюдательности, речи, мышления, формирование широкого кругозора.
3.Широкое привлечение социума или общественности, в том числе и ветеранов, разработка сценариев мероприятий.
4.Публикация в СМИ материалов, позитивно освещающих деятельность по проекту.
5.Производство документального фильма «Живая история Победы!» (интервью с живыми свидетелями ВОВ).
- Конкурс рисунков и рассказов «Победители!».
- Праздничный концерт «Великая Победа!».
8.Выставка «Победа Сталинграда».
- Субботник «Парк Победы» и военно-патриотическая экологическая акция «Великая Победа!».
- Создание на территории детского сада, как музейного пространства .Парка Победы». Изготовление скульптуры воина Победителя, патриотических клумб.
- Возрастание уважительного отношения к подвигам отцов, ветеранам, к старшему поколению.
Полученные результаты.
- Создание нормативной и документальной базы с целью присвоения музейной комнате «Сталинградская Мозаика» статуса музея детского сада, как патриотического центра г. Волгограда.
2.Повышение уровня музейной культуры старших дошкольников, их коммуникативных умений и социальной компетентности личности, расширение знаний детей. Появился познавательный интерес к «живым историям Победы», к настоящему делу ЭКСКУРСОВОДА.
3.Музейно образовательное пространство превратилось в «Территорию Победы», а работа «Детей экскурсоводов» укрепило детский сад, семью и социальных партнёров.
4.Удовлетворение детей в нестандартном игровом общении, увеличение количества детей участвовать в экскурсионной деятельности. Знакомство с музееведением, овладение навыками экскурсовода. Знакомство с журналисткой и волонтёрской деятельностью.
5.Методически и дидактические разработки и пособия, видеоматериалы патриотического проекта «Музей Победы – территория памяти и подвига всего народа» получили высокую оценку Министерства образования области и рекомендованы в качестве методразработок для образовательной деятельности в ДОУ, мероприятий родного города и всей России.
6.В итоге реализации прослеживается положительная динамика роста проявления патриотизма у старших дошкольников.
7.Дети явились победителями патриотических конкурсов, выставок и фестивалей.
Реализация проекта продолжается. Мы готовы к взаимодействию со всеми, кто хочет сохранить и передать новым поколениям - память о подвиге их предков - ГЕРОЕВ - ПОБЕДИТЕЛЕЙ! Наш музей открыт для новых партнёров и участников! Совместная деятельность с участием детей дошкольного возраста помогла решению социально значимых проблем. Проект «Музей «Сталинградская Мозаика» - музей Победы, территория памяти и подвига всего народа», несмотря на пока еще юный возраст детей дошкольного возраста уже гордится первыми детьми экскурсоводами и по праву может считаться одним из действенных и патриотических проектов России. Патриотическое движение нынешнего века «Дети экскурсоводы» несёт в своих сердцах и передаёт через музейно-образовательное пространство живую историю Победы! Я считаю, всё, что мы вкладываем в детей сегодня, завтра даст соответствующие результаты.
- Рекомендации для родителей "Как преодолеть капризы детей"
- Для вас, родители!
- Тема: «Детская застенчивость»
- Доклад на конференцию. "Инновационная технология". "Технология социолизации детей старшего дошкольного возраста. Программа С.В. Кривцовой "Жизненные навыки" 2020-2021 г.
- Конспект. НОД. "Волонтёры - добрые люди". 2020-2021 г.