a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Доклад на конференцию. Проект. Музей «Сталинградская Мозаика» - музей Победы, территория памяти и подвига всего народа». 2020-2021 г.

Автор: Сорокина Ольга Анатольевна Опубликовано: 2023-03-10 10:44:23

Название проекта.

 Музей «Сталинградская  Мозаика»  - музей Победы,  территория памяти и подвига всего народа».

Тип проекта.

Исследовательский, информационно-практико-ориентированный, познавательно-творческий.

Продолжительность.

Долгосрочный. 1 месяц.

Целевая группа.

Воспитанники старшего дошкольного возраста (дети 5 - 7 лет).

Родители (законные представители воспитанников).

Педагогические работники ДОУ.

Партнёры ДОУ (совет ветеранов Тракторозаводского района, военно-патриотический клуб «Наследие», международный  благотворительный фонд «Сталинградская битва», библиотека №20, краеведческий музей, казаки Донского округа),  депутаты Областной Думы.

Актуальность проекта.

      Время неумолимо, к сожалению всё меньше остаётся с нами участников ВОВ. Растёт уже четвёртое поколение россиян, не познавшие тягот и лишений той военной поры, но это не значит, что понятие «Родина», «мужество», «героизм» могут терять свою актуальность. Приходят новые поколения и наш долг  - не дать прерваться связи с поколением Победителей. Помочь детям почувствовать свою сопричастность  к истории и культуре России, ощутить себя продолжателями великих традиций. Чтобы грандиозность значения Победы и подвига советского народа над фашизмом не забылась,  для этого, мы создали  площадку  патриотического воспитания. Музейная комната «Сталинградская Мозаика» - это единое музейное и информационное пространство, формирующие живое эмоциональное восприятие ярких страниц Победы, где  через патриотическое движение «Дети экскурсоводы»  передаётся  живая история Победы!  

Проблема проекта.

   Задумывались ли вы,  каким будет человек - будущего? В какой мере он освоит социальные роли - патриота и гражданина? Перед нами встаёт проблема всего человечества. В последние годы проявляется непонимание значимости культурно-исторического наследия, наблюдается низкая культура нравственности. Современные родители, стремясь заработать - всё меньше внимания,  уделяют детям, а главное их воспитанию. Поэтому сегодня, как никогда важен выбор  средств обучения и воспитания, приобщения детей к миру духовных ценностей культуры и истории.

Цель проекта.

     Создание  инновационной и интерактивной патриотической площадки для передачи  человеческих  социально значимых ценностей через патриотическое движение «Дети - экскурсоводы». Вовлечение детей дошкольного возраста  в общественно значимую деятельность и формирование социально активной личности ребёнка средствами  музееведения.

Задачи проекта.

1.Главная задача проекта – повышение интереса,  к истории Отечества и родного края, идеям, воспитание чувства уважения к подвигу наших предков и гордости за вклад, внесённый в общую Победу в Великой Отечественной войне.

2.Внедрение авторской программы «Дети – экскурсоводы» через работу патриотического кружка «Юные патриоты».

3.Обучение приёмам и навыкам  музейной  деятельности в качестве экскурсовода.

4.Ознакомление детей с источниками информации в музее, привитие музейной культуры средствами экскурсионной работы.

5.Формирование журналистской деятельности методом интервью.  6.Развитие связной речи, инициативности, познавательной активности, любознательности.

7.Привлечение к сотрудничеству других организаций.

8.Организация и проведение конкурса рисунков и рассказов «Великая Победа!».

9.Организация  съёмочного процесса  документального фильма «Территория Победы» с помощью совета ветеранов.

10.Издание публикаций по материалам проекта.

11.Проведение субботника, и  волонтёрской экологической  акции «Парк Победы».

12.Проведение презентации проекта на праздничном концерте «Великая Победа – одна на всех!»

 

Основные направления проекта:

- музейная деятельность в качестве экскурсоводов;

- организация и вовлечение детей  и  их родителей в патриотические социальные проекты;

- журналистская детская деятельность;

- публикация авторской программы «Дети  экскурсоводы» и методических материалов, сценариев;

- сбор материалов, экспонатов о ВОВ;

- взаимодействие музея с общественными и государственными организациями города Волгограда (краеведческий музей, международный благотворительный фонд «Сталинградская битва», Совет ветеранов Тракторозаводского района, казачий Донской округ, библиотека  № 20, школы и детские сады)

Методы и технологии реализации проекта:

 Реализуя проект, использовали индивидуальные и коллективные формы работы.  Использовался метод наблюдения и анализа, метод интервью. Для этого проводились беседы индивидуального и подгруппового характера.

Беседы, обсуждение тем экскурсий, исследование экспонатов музея. Совместные   с родителями встречи с ветеранами и казаками, конкурсы. Просмотры презентаций  и видеоматериалов, консультации для родителей и педагогов, подготовка к проведению праздничных мероприятий.

  Принципы проекта:

- творческо-практической деятельности (вариативность);

 - коллективности (воспитание у детей социально значимых качеств, развитие их как членов общества);

- культуросообразности – ориентация на культурные, нравственные и духовные ценности;

- продуктивности (дети и взрослые в процессе взаимоотношений производят совместный продукт, при этом учитывается достижения самого ребёнка с его интересами, чувствами, опытом и произведённым продуктом).

Условия реализации проекта.

     Для создания такого проекта  было оформлено  отдельное помещение.

Музейная комната занимает отдельную комнату на первом этаже.  Это модель специально-организованного образовательного пространства. На этом пространстве  мы создали хранилище социальной памяти. Соблюдали принцип научности и комплексности источников: вещевых, письменных, изобразительных. Одна стена оформлена в виде блиндажа, макеты быта солдат. Другая стена информационная - здесь находятся полки с настоящими экспонатами, детская литература, коллекции видеофильмов, песен, патриотические игры,  методическая литература, макеты. Противоположная стена - это картина, написанная родителями «Ни шагу назад!». Оформили музейную комнату  с учетом эстетических норм. Музейное оборудование показывает детям военный дух и быт того времени, исторические факты  о ВОВ.

  Содержание проекта.

       Проект имеет не только образовательный характер, но и ярко выраженный воспитательный характер. Сущность проекта наличие в нём мероприятий творческой направленности и коллективного взаимодействия детей, что создаёт благоприятные условия для  освоения исторического материала.    Основная деятельность в рамках проекта направлена на внедрение инновационной технологии работы по патриотическому воспитанию, где реализуется принцип  соотношения взрослого с процессами саморазвития, обусловленными собственной  активностью ребёнка, ориентированной  на уникальные  отношения «ребёнок – окружающий мир».

Героями проекта являются дети, которые работают не только экскурсоводами, но и журналистами,  активно вовлечены в волонтёрскую деятельность. Дети экскурсоводы рассказывают  не только об экспонатах, о своем родном городе, но и проводят экскурсии для детей  из других детских садов, школьников, ветеранов. Рассказывают  живые истории о ВОВ. Каждый экскурсовод непосредственно рассказывает и о своих реликвиях, героях своей семьи. Вместе с детьми мы разработали дневник «Добрых дел»,  дневник «Победы», где отражены дела каждого ребёнка. Для этого ввели свои  единые  знаки-символы. Определены даты, мероприятия, конкурсы по реализации проекта на два года
    Инновационный проект   «Сталинградская  Мозаика»  - музей Победы,  территория памяти и подвига всего народа», направлен на ценностно-смысловую определённость системы нравственного воспитания, так как, воспитание патриотизма – это воспитание  любви к Отечеству, преданности ему, гордости за его прошлое и настоящее. Научить подрастающее поколение хранить и чтить память воинов победителей, знать историю своей Родины, уважать людей, живущих рядом, традиции народа, значит, укрепить основы государственности.  История о Великой Отечественной войне должна жить и передаваться из поколения в поколение. Поэтому, для патриотического воспитания  детей дошкольного возраста, использовала метод музейной педагогики, как инновационной технологии по созданию музейно-образовательного пространства  в ДОУ, а именно, музейной комнаты  «Сталинградская Мозаика». Это интегрированная информационная образовательная среда. Музейная комната создана на основе материалов и экспонатов военно-патриотического клуба «Наследие», родителей воспитанников, педагогов ДОУ, личных вещей ветеранов и казаков. Каждая экспозиция представляет программу  передачи через экспонаты определённых «живых историй»,  знаний и суждений.  Главная идея нашего музея - это использование метода «Музейной игры», метода «Вхождения в историю».  Если заглянуть в музей, то мы не только сможем увидеть экспонаты, послушать рассказ, но и  уединиться, отдохнуть, представить себя каким либо героем, а главное  - поиграть и перевоплотиться!  В музее проводятся экскурсии не только взрослыми, но и детьми. Из разнообразия музейной деятельности, а именно: поисково-исследовательской, экспозиционной и экскурсионной, дети с большим удовольствием берутся за проведение экскурсий, в результате появляются «живые истории», рассказанные детьми о Победе в ВОВ.

     Мною разработана программа  для детей  старшего дошкольного возраста «Дети - экскурсоводы», а  на базе ДОУ открыт патриотический кружок «Юные патриоты». Для того, чтобы сформировать интерес к музейному делу, раскрыть свои способности, желание быть полезным людям организуются патриотические занятия.  Главная цель программы  - подготовка маленьких экскурсоводов к работе в музее. Дети-экскурсоводы не только знакомятся с историей своего города, но и учатся анализировать полученные знания, овладевать приёмами работы экскурсоводов. Приобретённые знания будут полезны дошкольником на всю жизнь, какую бы профессию они в будущем не выбрали.  Считаю, что, именно детская экскурсионная  деятельность является одним из важнейших средств, так  как экскурсия - это источник знаний, которые приобретаются в неформальной игровой обстановке. Как, мы знаем, орудием мышления, творчества, носителем памяти и информации, является речь, поэтому, организовали журналистскую деятельность дошкольников с применением, в частности метода интервьюирования.  Реализация проекта  дала старт  и волонтёрской деятельности, которая повлияла на изменение отношения родителей и воспитанников.  Родители - волонтеры и дети - волонтёры это не только добровольные помощники, но и, главные – участники  совместных  добрых дел.

Этапы проекта.

1этап. Подготовительный.

1.Создание системы информационно-методического сопровождения патриотического воспитания, способствующего повышению эффективности использования музейно-образовательного пространства.

2.Исследование проблемы патриотического воспитания в ДОУ.  Мониторинг уровня  патриотических качеств личности ребёнка.

3.Подготовка ППРС музейной комнаты: изготовление авторского дидактического пособия «Памятники и достопримечательности Волгограда», разработка методических рекомендаций «Музейная комната «Сталинградская Мозаика», игровых и интерактивных маршрутов, сбор информации о героях семьи, методическая разработка «Экскурсии в музейной комнате».

4.Расширение книжного фонда библиотеки, изготовление  макетов и атрибутов.

5.Паспортизация музейной комнаты. Оформление документов.

6.Разработка патриотических мероприятий.

7.Проведение педагогического совета: по теме: «Исследовательская деятельность детей через  музейную комнату».

Презентация и утверждение авторской программы «Дети экскурсоводы».

2 этап. Основной. Практический.  

    Второй этап  строился  на взаимодействии и детей,  родителей, социума с целью развития познавательной активности у детей.

1.Познакомили детей с разными способами получения информации: стенгазет, мини-выступлений. Осознание значимости исторических событий. Научили  выражать  свои  эмоции  и  впечатления  в  разных  видах продуктивной деятельности.

2.Оформление  музейно-образовательного пространства в ДОУ. Оформление среды было начато с разработки долгосрочного проекта, предусматривающего  оформление  в музейной комнате  тематических экспозиций.

  1. Внедрение и апробация организационных форм авторской программы «Дети экскурсоводы». На этом этапе разрабатывались и вносились индивидуальные экскурсии для юных патриотов. Разработка и сопровождение поисково-исследовательских маршрутов детей  дошкольного возраста.

4.Открытие на базе ДОУ патриотического кружка «Юные патриоты». 5.Разработка и организация  системы образовательной деятельности по патриотическому воспитанию с использованием возможностей музейной комнаты: социальные проекты,  встречи,  патриотические форумы, акции, музейные маршруты, интервью с ветеранами ВОВ.

6.Участие в районных, городских, всероссийских конкурсах и исследовательских проектах города.

7.Обсуждение на педсовете результатов деятельности. Проведение круглого стола  с участием детей  дошкольного возраста, родителей. Педагогов по теме  проекта.

3 этап.  Заключительный.
1.Демонстрация  итогов работы через результаты экскурсионной деятельности.

2.Коррекция и анализ содержания деятельности в рамках проекта. 3.Презентация положительных результатов.

4.Методический и дидактический материал по организации  патриотического воспитания в рамках проекта.

 5.Продукты деятельности.

6.Проектирование поисково-исследовательской деятельности  в образовательный и воспитательный процесс ДОУ.

 Планируемые  результаты.    

   1.Активизация поисково-исследовательской работы в ДОУ, дети получат основы научно-исследовательской работы исторической направленности.

   2.Развитие восприятия, внимания, наблюдательности, речи, мышления, формирование широкого кругозора.

   3.Широкое привлечение социума или общественности, в том числе и ветеранов, разработка сценариев мероприятий.

    4.Публикация в СМИ материалов, позитивно освещающих деятельность по проекту.

 5.Производство документального фильма «Живая история Победы!» (интервью с живыми свидетелями ВОВ).

  1. Конкурс рисунков и рассказов  «Победители!».
  2. Праздничный концерт «Великая Победа!».

  8.Выставка «Победа Сталинграда».

  1. Субботник «Парк Победы» и военно-патриотическая экологическая акция «Великая Победа!».
  2. Создание на территории детского сада, как музейного пространства .Парка Победы». Изготовление скульптуры воина Победителя, патриотических клумб.
  3. Возрастание уважительного отношения к подвигам отцов, ветеранам, к старшему поколению.

Полученные результаты.

  1. Создание нормативной и документальной базы с целью присвоения музейной комнате «Сталинградская Мозаика» статуса музея детского сада, как патриотического центра г. Волгограда.

2.Повышение уровня музейной культуры старших дошкольников, их коммуникативных умений и социальной компетентности личности, расширение знаний детей. Появился познавательный  интерес к «живым историям Победы», к настоящему делу ЭКСКУРСОВОДА.

3.Музейно образовательное пространство превратилось в «Территорию Победы», а работа «Детей экскурсоводов» укрепило детский сад, семью и социальных  партнёров.

4.Удовлетворение детей в нестандартном игровом общении, увеличение количества детей участвовать  в экскурсионной деятельности. Знакомство с музееведением, овладение  навыками экскурсовода. Знакомство с журналисткой  и волонтёрской деятельностью.

5.Методически и дидактические  разработки и пособия, видеоматериалы патриотического проекта «Музей Победы  – территория памяти и подвига всего народа» получили высокую оценку Министерства образования области и рекомендованы в качестве методразработок для образовательной деятельности в ДОУ, мероприятий родного города и всей России.

6.В итоге реализации прослеживается положительная динамика роста проявления патриотизма у старших дошкольников.

7.Дети явились победителями патриотических конкурсов, выставок и фестивалей.

    Реализация проекта продолжается. Мы готовы к взаимодействию со всеми, кто хочет сохранить и передать  новым поколениям - память о подвиге их предков - ГЕРОЕВ - ПОБЕДИТЕЛЕЙ! Наш музей открыт для новых партнёров и участников! Совместная деятельность с участием детей дошкольного возраста помогла решению социально значимых проблем.    Проект «Музей «Сталинградская  Мозаика»  - музей Победы,  территория памяти и подвига всего народа», несмотря на пока еще юный возраст детей дошкольного возраста уже гордится первыми детьми экскурсоводами и по праву может считаться одним из действенных и патриотических проектов России.      Патриотическое движение нынешнего века «Дети экскурсоводы» несёт в своих сердцах и передаёт через музейно-образовательное пространство живую историю Победы!   Я считаю, всё, что мы вкладываем в детей сегодня, завтра даст соответствующие результаты.

 

Оставить комментарий: