Информационный семинар «Способы активизации включения родителей в образовательную деятельность. Эффективные формы взаимодействия педагогов с родителями»
Документы для скачивания
Информационный семинар «Способы активизации включения родителей в образовательную деятельность. Эффективные формы взаимодействия педагогов с родителями» Цель — повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах организации образовательного взаимодействия с семьями воспитанников. Задачи: 1. Познакомить педагогов с психологическими закономерности общения. 2. Расширять знания педагогов о современных формах работы с родителями и методах активизации родителей в ДОУ. Ход семинара. Уважаемые коллеги, я рада всех вас приветс твовать. В начале нашего семина р а предлагаю упражнение «Звуковая гимнастика ». Упражнение « Звуковая гимнастика» Цель: сн ятие эмоционального напряжения. Упражнение выполняется стоя с выпрямленной спиной в спокойном, расслабленном состоянии. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим зв ук. Припеваем следующие звуки: А– воздействует на весь организм; Е– воз действует на щитовидную железу; И–воздейс твует на мозг, глаза, нос, уши; О– воздействует на сердце, легкие; У– на органы, расположенные в области живота; Я– на работу всего организма; М– на работу всего организма; Х– помогает очищению организма; ХА– помогает повысить настроение. Семья и детский сад – это два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». С принятием Закона РФ возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательного учреждения. Разработанный федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования( ФГОС ДО) , отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями. В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию Организации работы с родителями. Нормативные документы нацеливают нас на работу с родителями «на основе сотрудничества, вовлечения семей непосредственно в образовательную деятельность»( ФГОС, п. 3. 2. 1) . Важно, чтобы педагог не только владел внедряемыми технологиями и ориентировался в новой организации воспитательно- образовательного процесса в соответствии с ФГОС, но и был открыт к общению. Одной из актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема построения конструктивных взаимоотношений с родителями воспитанников. Как вы думаете, почему даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада множество причин порождают сложные отношения. Одним педагогам удаётся наладить с родителями контакт так, что те по первому зову готовы, что называется, горы свернуть, а другие, как ни бьются, — не могут дозваться родителей ни на одно мероприятие? Н епонимание родителями самоценности периода дошкольного детства и его значения; Н еоправданно позитивные ожидания родит елей от дошкольного учреждения. Неоправданно позитивное отношение возникает тогда, когда родители, отдавая ребенка в детский сад, думают о том, что детский сад всему научит, а родителям ничего не нужно будет делать. Если эти ожидания оказываются напрасными, возникает огромное напряжение между родителями и педагогами. На самом деле детский сад способен многое сделать для развития детей, но у него есть свои специфические задачи и он никогда не сможет полностью заменить родителей и воспитательное воздействие семьи; Н еоправданно негативные ожидания родителей от дошкольного учреждения. Если личный детсадовский опыт родителя был неудачным или сам родитель не посещал детского сада, но слышал множество разговоров о том, что это очень плохо, возникает неоправданно негативное отношение. Такой заранее подготовленный отрицательный настрой обязательно передается ребенку и не лучшим образом влияет и на него, и на отношения между воспитателем и родителем; И злишняя озабоченность родителей о его ребенке только нервирует детей, настраивает против детского сада. В оспитатель порой становится для родителей символом власти, неким контролером, который оценивает их действия, поучает их. Когда воспитатель оценивает ребенка, дает какие- то рекомендации, родитель очень часто ошибочно считает, что оценивают его самого, его состоятельность как человека и родителя; Н епонимание педагогами своей роли в отношениях с родителями, неуверенность и неспособность вести диалог, а порой и полное отсутствие навыков общения. Все родители разные, это взрослые люди и к каждому нужно найти определенный подход. Для того чтобы понимать другого человека, необход имо хорошо знать самого себя. Хочу рассказать вам о закономерностях общения с родителями. Мини- лекция «Закономерности общения» Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «правило трёх плюсов»: приветствие, имя, улыбка. Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка! Она вроде бы ничего не стоит, но много дает. Имя человека — это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя и отчество при приветствии. Во время конфликтов, желая снять остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника( прийти к согласию можно значительно быстрее) . Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом своё имя. В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого, поэтому самым лучшим комплиментом для родителей служат добрые слова об их ребенке. Кроме того, умение педагогов отметить хорошее качество в каждом ребенке свидетельствует о его компетентности в глазах родителей. Нельзя рассказывать о чужих детей. Слова, составляют всего лишь 1/ 6 часть общего объема общения. Немаловажным моментом является невербальное общение: позы, движения, мимика, тон голоса, интонации, ритм, тембр голоса. Роль невербального общения огромна и умение его контролировать – один из факторов эффективного общения. Важное значение в технике общения имеет умение педагога владеть невербальными средствами коммуникации ( жесты, мимика, пантомимика, оттенки голоса, темп речи, паузы, контакт глаз, прикосновения) . Роль глаз в невербальном общении очень значительна. Глаза являются важным выразительным органом. Мы интуитивно точно сразу же определяем, какие глаза смотрят на нас: мягкие, нежные, пронизывающие, жесткие, колющие, пустые, невыразительные, стеклянные, тупые, искрящиеся, радостные, пылающие, холодные, отсутствующие или влюбленные. Отсутствие взгляда также может быть сигналом. Можно подчеркнуто отводить глаза, показывая, что игнорируешь партнера, не хочешь иметь с ним дела. Чтобы построить хорошие отношения с другим человеком, взгляд должен встречаться с его взглядом около 60- 70% всего времени общения. Взгляд может «выражать больше, чем слова». Язык глаз очень важен для самоощущения в процессе общения. В общении людей важно, на каком расстоянии они разговаривают, стоят или сидят, как располагаются в пространстве и насколько это удобно для них. Если это расстояние больше 5 метров, то вряд ли получится долгий разговор. Общение на близком( интимном) расстоянии возможно лишь с близкими людьми, при сильном приближении разговор может не получиться. Психологи считают, что наиболее подходящая дистанция для доверительного общения от 40 см до 1м. Общение конечно возможно и на расстоянии от 1м- до 4 м. Но при такой дистанции оно будет, скорее всего, поверхностным, неглубоким – это формальное общение. Однако нет точного расстояния удобного для всех людей в самых разных ситуациях. Люди все разные. У каждого человека есть наиболее удобное для него расстояние при разговоре с людьми. Это его личное психологическое пространство. Общение — это деятельность и, как любая деятельность, поддается анализу, который проходит свернуто — в диалоге с самим с собой. Что я чувствую? Меня понимают или не понимают? Часто именно это является основой всех наших споров и непонимания. Как этого избежать? Конечно, нужно научиться слышать( а не слушать) друг друга. Умение слышать собеседника требуется любому человеку, желающему быть успешным в сфере общения. Подавляющее большинство людей, с которыми мы общаемся, чувствительно к активному слушанию. Почему? Активный слушатель, принципиально отличается от пассивного, он демонстрирует собеседнику искреннюю заинтересованность, личное участие в разговоре, создавая тем самым позитивный эмоциональный фон беседы. Тогда как пассивный слушатель, способен посвятить вам все свое внимание, не слушая ни слова из того, что вы говорите. Активное слушание- это процесс, который обладает несколькими ключевыми характеристиками. Во- первых, важна собственная настройка «слушающего». Иными словами, ему должно быть по- настоящему интересно все то, что ему говорит собеседник. Без личного, искреннего интереса «затевать процесс слушания» бессмысленно, поскольку обман чувствуется мгновенно. Слушание активное, в отличие от пассивного, отличается также физической включенностью в разговор с собеседником. Увлеченные беседой и информацией люди располагаются лицом к собеседнику, регулярно смотрят в глаза, достаточно часто кивают головой в процессе беседы. Задача активного слушания именно услышать, т. е. максимально правильно понять собеседника. А адекватное понимание возможно только в том случае, если у нас есть возможность уточнить правильность воспринятой информации. Активно слушать собеседника — означает: Дать понять собеседнику о том, что вы услышали из того, что он вам рассказал; Сообщать партнеру о его чувствах и переживаниях, связанных с рассказом. Результаты применения активного слушания: Собеседник начинает относиться к вам с большим доверием. Партнер по общению рассказывает вам гораздо больше, чем стал бы рассказывать в обычной ситуации. Вы получаете возможность понять собеседника и его чувства. Если партнер по общению чем- то взволнован или рассержен, то активное слушание помогает безболезненно «выпустить пар». Осознанное включение родителей в совместный с воспитателями образовательный процесс, создание единого пространства для развития ребёнка позволяет значительно повысить эффективность работы. Для пропаганды педагогических знаний могут применяться как традиционные, так и нетрадиционные формы взаимодействия с родителями. Сегодня мы рассмотрим наиболее подробно нетрадиционные формы взаимодействия с родителями. Формы взаимодействия с семьями воспитанников: • Конференции, «круглые столы»; • Консультации, семинары; • Беседы, дискуссии; • Смотры, конкурсы, выставки, выпуск газеты; • Участие в НОД; • Кружки; • Деловые игры; • Тренинги; • Квесты; • Встречи с интересными людьми; • Праздники и развлечения; • Дни открытых дверей; • Распространение лучшего семейного опыта; • Походы, тематические прогулки; • Мастер- классы; • Родительские вечера; • Вечера вопросов и ответов; • Дни добрых дел. Данные формы взаимодействия с семьёй позволяют обеспечить психолого- педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей( законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. И как результат: успешное развитие воспитанников ДОУ и реализацию творческого потенциала родителей и детей. Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и психолого – педагогическом плане. В работе с разными семьями нельзя пользоваться одними и теми же методами, их необходимо варьировать в зависимости от состава родителей по культурному, образовательному уровню, по стилю семейного воспитания, по типу взаимоотношений в семье, по наличию заинтересованности и пониманию проблем своего ребенка. Нетрадиционные формы работы с родителями повышают их интерес к вопросам воспитания детей, активизируют родителей на решении проблем воспитания, значительно увеличивают явку на родительские собрания. Участвуя в образовательном процессе, родители постепенно становятся активными участниками в воспитании детей. Таким образом, необходимо постоянно искать новые пути и способы приобщения родителей к сотрудничеству с педагогами, обеспечивающие индивидуализацию образовательного процесса.
- Информационный семинар «Способы активизации включения родителей в образовательную деятельность. Эффективные формы взаимодействия педагогов с родителями»
- Рекомендации для родителей "Как преодолеть капризы детей"
- "План по самообразованию 2021-2022гг."
- Пальчиковые игры на тему "Животные Африки"
- "Календарно-тематическое планирование 2022-2023гг."