a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Мастер-класс с педагогами на тему: "«Применение игровых технологий с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера»

Автор: Володина Екатерина Олеговна Опубликовано: 2023-03-21 18:27:20

Документы для скачивания

Мастер – класс с педагогами МБДОУ № 258 «П рименение игровых технологий с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера » Цель мастер- класса: п овышение профессио нального мастерства педагогов — участников мас тер- класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по рпименнеию игровых технологий с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера. Задачи мастер- класса: 1. Донести до осознания педагогов необходимости работать с блоками Дьенеша. 2. Познакомить с вариантами применения данного дидактического материала на практике. 3. Создать предпосылки для профессионального совершенствования воспитателей. Одна из важнейших задач воспитания маленького ребёнка – развитие его ума, формирование таких мыслительных способностей, которые позволят ему легко усваивать новое. В решении этой задачи поможет одно из наиболее эффективных пособий логические  блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Золтаном   Дьенешем  для подготовки мышления детей к усвоению математики. В практике работы с детьми в детском саду находит место два вида логического дидактического материала: объёмный и плоскостной – соответственно  блоки и логические фигуры. В процессе  разнообразных  действий с логическими  блоками дошкольники  овладевают различными мыслительными умениями, такими как, умения анализировать, абстрагировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, кодировать и декодировать. А также логические операции отрицания или замещения. В специально разработанных играх и упражнениях с  блоками  у детей развиваются элементарные навыки алгоритма, способность производить действия в уме. С помощью  блоков тренируют внимание, память, восприятие. Педагогам предлагается рассмотреть наборы с логическими блоками. Дидактический набор  «Логические  блоки »  состоит из 48 объёмных геометрических фигур( круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) , различающихся по цвету, форме, толщине, размеру. Следовательно, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. Варианты свойств и различия по величине и толщине дети легко распознают и называют. Педагогам предлагается рассмотреть методическое пособие «Давайте вместе поиграем», входящее в набор, в котором визуально  изображены  и описаны возможные варианты игр. Наряду с логическими  блоками  применяются карточки, на которых условно обозначены свойства  блоков: цвет, форма, толщина, размер. Они  подобраны по возрастам.   Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения  разнообразных  предметно- игровых действий. Карточки- свойства помогают детям перейти от  наглядно- образного  мышления к наглядно- схематическому, а карточки с отрицанием свойств – мостик к словесно- логическом у мышлению. Практическая часть мастер – класса по работе с блоками Д ьенеша Вниманию педагогов предлагается ряд игр для детей дошкольного возраста. 1.   «Поиск одинаковых фигур». Предложите малышу разложить фигуры по их свойствам,   собрать все красные, или все квадратные. 2.   «Угости игрушку». Ребенку нужно разложить фигуры таким  образом, чтобы у каждой игрушки были фигуры только одинаковой толщины, одного размера и т. п. 3.   «Что лишнее». Разложите перед малышом 4- 5  блоков. В ряду один лишний – он может отличаться цветом, формой. Малыш должен объяснить, почему он думает, что эта фигура лишняя. 4.   «Игра с кругом». Нарисуйте круг. Ребёнок должен расположить все фигуры красные внутри круга, а все синие – снаружи. 5.   «Дорожки». Выложить полоску из 4- 5  блоков, сверху над каждой фигурой разложить фигуры другого размера ( цвета, формы) . 6.   «Покажи». Попросите малыша показать – не круг и не квадрат, не синий и не толстый  блок, не круглый и не красный и т. п. 7.   «Цепочка». Выстроить цепочку из заданных  блоков  в определённой последовательности по карточке или иллюстрации- слайде. 8.   «Угадай- ка». Спрячьте одну фигуру. Ребенок должен угадать, какой именно  блок спрятан, он задает наводящие вопросы, ответ на которые только  «да»  или  «нет». Например, ребенок спрашивает – эта фигура квадратная? Нет. Вместе убираете все квадратные формы. – Она красная? Нет. Убирает красные. «Занимательные игры с палочками Кюизенера ». Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками. Комплект состоит из пластмассовых призм 10 различных цветов и форм. Наименьшая призма имеет длину 10мм, является кубиком. В состав комплекта входят: белая- число 1- 25 штук, розовая- число 2- 20 штук, голубая – число 3- 16 штук, красная – число 4- 12 штук, жёлтая – число 5- 10 штук, фиолетовая – число 6- 9 штук, чёрная – число 7- 8 штук, бордовая – число 8- 7 штук, синяя – число 9- 5 штук, оранжевая – число 10- 4 штук. Играя дети учатся: различать цвета, закрепляем понятия" высокий" - " низкий" , «длинный – короткий», учимся различать" один" и" много" предметов, происходит формирование внимания, зрительно- пространственной ориентации, развитие мелкой моторики рук и тактильной чувствительности. Развивается речь детей, расширяется словарный запас. Использование палочек Кюизенера формирует у детей предпосылки логического мышления, если ребенок постоянно решает посильные и интересные задачи, то не теряется при решении более сложных, самостоятельно находит правильное решение. Работа с дидактическими палочками приносит немало положительных моментов: помогает развивать мелкую моторику. способствует формированию мышления и интеллекта малыша. стимулирует его творческое начало, ведь чтобы придумать и сложить узор, потребуется активизировать воображение. учит ребенка сосредотачиваться. Практическая часть мастер – класса по работе с палочками Кюизенера Вниманию педагогов предлагаются игры на ознакомление с дидактическим материалом( в младшем дошкольном возрасте) : «Возьми в ручку как можно больше палочек»( сначала в правую, а затем в левую) . «Назови цвета брусочков»( перед малышом выкладывается не весь набор, а определённое количество) . «Отыщи такую же палочку»( по цвету либо форме) . «Покажи самую длинную палочку( либо короткую) ». Игры основного этапа( после ознакомления) : «Построй квадраты». Дошкольнику предлагается выложить 2 квадрата — каждый из палочек своего цвета. В результате следует вывод: чем длиннее брусочек, тем больше будет квадрат. Как более сложный вариант — можно построить треугольники, домики для маленького зайчика и большой лисы. «Спрячь мышку». Задача малыша — заполнить палочками картинку. Там обозначен цвет и длина элемента. В дальнейшем задание усложняется: на картинке только очертания фигуры, не указан её цвет и размер. Последний этап — схема висит на доске, а дети выполняют задание на столе. «Выложи котенка из палочек по схеме». «Поющие котята»( дорисовывают палочками картинки) . «Продолжи узор». Ребёнку предлагается продолжить узор по образцу( украсить шарфик или полотенце для мамы, соткать красивый коврик котёнку, построить заборчик и т. д. ) . Для этого он должен понять закономерность в расположении элементов( вначале по цвету или размеру, затем эти свойства комбинируются) . «Построй лесенку для игрушки». Особенность задания в том, что малыши должны выложить объёмную лестницу, располагая брусочки друг над другом. Число деталей может быть любым, главное, чтобы они располагались по длине в убывающем порядке( синяя, черная, желтая, голубая, белая) . «Дострой крышу у домика»( соотношение по длине) . «Мостик через речку». ( соотношение по ширине: чем шире речка, тем длиннее палочка) .  «Нарисуй предмет». Взрослый зачитывает коротенькое двустишие и показывает соответствующую картинку, а малыш должен его проиллюстрировать с помощью палочек Кюизенера. Например: «По красненькой дорожке бегут друзья к Серёжке»( нужно изобразить дорожку из брусочков красного цвета) . «Четвёртый лишний». Взрослый кладёт 3 одинаковых палочки и 1 другого цвета и длины. Ребенок определяет лишнюю. «Составь поезд». Воспитатель просит ребёнка составить поезд из вагончиков для игрушечных зверюшек( маленькие фигурки) . Но вагончики должны располагаться от самого короткого к самому длинному. «Играем в футбол». Ориентировка в пространстве. «Спрячь животных». Построить высокий заборчик для животных. «Найди пару». Достать из мешочка палочки, находить одинаковые. Ребенок по своей природе – исследователь, экспериментатор. Его «Почему? Как? Где? » порой ставят в тупик взрослых. Существует множество способов предоставить детям возможность самостоятельно открыть, причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией. Удовлетворять естественные потребности ребят в познании и изучении окружающего мира, их неуемную любознательность помогут игры- исследования, к которым относятся счетные палочки Кюизенера. П рименять логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера можно как в процесс организованной образовательной деятельности, в индивидуальной работе с воспитанниками, так и в самостоятельной игровой деятельности детей.

Оставить комментарий: