a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Семинар-Практикум " Создание условий для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала детей дошкольного возраста через приобщение к культуре и традициям своей малой Родины".

Автор: Кузнецова Надежда Борисовна Опубликовано: 2023-03-28 23:24:06

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 56» Семинар- практикум Тема: «Создание условий для всестороннего развития нравственно- патриотического потенциала детей дошкольного возраста через приобщение к культуре и традициям своей малой Родины». Подготовил а: в оспитатель КузнецоваН. Б. Московская область, Сергиево- Посадский городской округ, деревня Селково, 2023 год. Сценарий семинара в ДОО Тема семинара: «Создание условий для всестороннего развития нравственно- патриотического потенциала детей дошкольного возраста через приобщение к культуре и традициям своей малой Родины». Форма проведения: п рактико- ориентированный. Цель педсовета:  закрепление, уточнение и совершенствование знаний педагогов о воспитании патриотических и нравственных качеств дошкольников в процессе повседневной деятельности. ; формирование у педагогов навыков использования эффективных форм, методов и приемов работы в совместной деятельности с детьми. Задачи: - повысить педагогическую компетентность педагогов по вопр осам патриотического воспитания; - обобщить знания педагогов об этапах патриотического воспитания, формах и методах работы в совместной деятельности с детьми; - вызвать интерес педагогов к теме нравственно патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Повестка семинара: 1. Вступительное слово. 2. Актуальность патриотического воспитания детей в ДОО. 3. Система, последовательность, направления, формы и методы работы по приобщению дошкольников к культуре и традициям своей малой Родины в рамках реализации вариативной части ООП ДОО- парциальной программы «Приобщение дошкольников к культуре и традициям своей малой Родины». 4. Деловая игра. 5. Обмен опытом по созданию условий по теме: «Развитие познавательной активности детей в процессе ознакомления дошкольников с культурой и традициями своей малой Родины». 6. Рефлексия «Всё в наших руках». Ход семинара: 1. Вступительное слово: В. А. Сухомлинский утверждал, что детство-  это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, п ознанием человека и Отечества, их красоты и величия. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине- месту, где родился человек. В этой связи нам представилась возможность ознакомления дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно- экологическим своеобразием родного края. 2. Актуальность патриотического воспитания детей в ДОУ- «Приобщение дошкольников к культуре и традициям своей малой Родины». Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. В дошкольном возрасте формируются основные качества человека, закладывается фундамент будущего человека. Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Поэтому все, что усвоено в этот период – знания, умения, навыки – являются особенно прочными. Особенно важно заложить в восприимчивую душу ребенка человеческие ценности, зародить интерес к истории своего города, края, традиции. Необходимо учитывать, что на каждой возрастной ступени дети приобретают не только определённые знания, но и важные нравственные качества: - основы гражданственности; - уважение к культуре и традициям других народов; - бережное отношение к её природе; - историческому и культурному наследию; - уважение к старшим и сверстникам; - любовь к Родине. Таким образом, система и последовательность работы по патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом: С емья- Детский сад- Родная улица, район- Родной город- Страна, её столица, символика. Конечно, данная схема не отражает всей полноты работы по патриотическому воспитанию, включающей воспитание у детей любви к родной природе, уважение к людям труда. Все эти задачи включены в общую систему работы по данной проблеме: патриотическое воспитание в детском саду находится в тесной взаимосвязи с умственным, трудовым, экологическим, эстетическим воспитанием. Прежде чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданина, ему необходимо помочь осознать свое собственное Я, свои корни. . Любовь к Родине. И важно, и сложно, и нужно … И не потому, что так решили в правительственных кругах. А потому, что невозможно жить без любви к своему дому, без гордости быть гражданином своей страны, без достоинства осознавать себя патриотом своего Отечества. . В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. . И наша с вами задача показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. . Погружая ребенка в национальный быт, методику речи, песен, необходимо создавать естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни и, таким образом, формируется любовь к малой и большой Родине. Вот почему так важно, чтобы мама и папа, и мы педагоги были рядом с ним, помогали соприкасаться с народными традициями, историей, культурой, природой, поддержать его интересы к прошлому и настоящему родной земли, воспитывать патриотизм и любовь к своей Родине. 3. Система, последовательность, направления, формы и методы работы по приобщению дошкольников к культуре и традициям своей малой Родины в ДОО- «Приобщение дошкольников к культуре и традициям своей малой Родины». Работу по проблеме приобщения детей к нравственно- патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста целесообразно строить по следующим направлениям: . 1. Взаимодействие педагогического коллектива по проблеме нравственно- патриотического воспитания. . 2. Взаимодействие коллектива педагогов с детьми по привитию нравственно- патриот ических знаний, умений и чувств. . 3. Сотрудничество педагогов ДОО, родителей и детей в поддержании и развитии традиций семейного и общественного воспитания на основе нравственности. . 4. Взаимодействие ДОО с общественными патриотическими организациями социума. Условно работу в ДОО по патриотическому воспитанию можно представить по тр ё м направлениям: с родителями, с педагогами, с детьми. Работа с детьми строится по следующим направлениям: 1. Формирование знаний о семье, о своих близких. Цель: Расширять область социально- нравственных чувств и отношений детей. Задачи:  Развивать умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательные отношения, стремиться к общению и взаимодействию.  Обогащать представления дошкольников о людях, их взаимоотношениях.  Побуждать детей совершать положительные поступки, движимых мотивами гуманности и справедливости, воспитывать у детей любовь и привязанность к своей семье. 2. Изучение микросоциума в системе нравственно патриотического воспитания дошкольников. Цель: Расширять круг общения детей, способствовать осознанию значимости трудовой деятельности взрослых. Задачи:  Поддерживая естественное расширение интересов ребенка, помогать свободно ориент ироваться в бли  Р азвивать исследовательский подход к доступным объектам окружающей действительности.  Учить действовать в повседневной жизни разумно и самостоятельно, понимать и реализовать в своем поведении нравственное отношение к своему детскому саду. 3. Изучение родной природы. Цель: Воспитание у детей элементов экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей природной среде, как неотъемлемой части родного края. Задачи:  Знакомя с природой родного края, обеспечивать возможность действовать с объектами природы, наблюдать за ними, экспериментировать.  Развивать познавательную активность в процессе исследовательской деятельности, развивать гуманное бережное отношение ко всему живому.  Воспитание чувств любви к родной природе, как к одному из слагаемых патриотизма. 4. Знакомство с историей и культурой своей малой Родины( города, края) . Цель: Воспитание чувства любви, гордости и патриотизма к своей малой Родины. Задачи:  Формирование элементарных знаний о быте наших предков- начальный этап в познании родного края.  Развитие у детей интереса и любознательности к историческому прошлому, расширять представления детей о самобытности нашего народа в прошлом и настоящем.  Осознание детьми любви к родным местам, ощущения своей неразрывности с окружающим миром, формировать желание сохранять и преумножать богатство своего родного края. Достопримечательности г орода Сергиева Посад а- это сокровища, в которых сохраняются наши традиции и обычаи. Взглянув на них, мы можем представить то время, когда они создавались. 1. Свято- Троицкая Сергиева Лавра. В 1337 году Варфоломей( Сергий Радонежский) и его старший брат Стефан, инок  HYPERLINK" https: / / ru. wikipedia. org/ wiki/ % D0% 9F% D0% BE% D0% BA% D1% 80% D0% BE% D0% B2% D1% 81% D0% BA% D0% B8% D0% B9_ % D0% A5% D0% BE% D1% 82% D1% 8C% D0% BA% D0% BE% D0% B2_ % D0% BC% D0% BE% D0% BD% D0% B0% D1% 81% D1% 82% D1% 8B% D1% 80% D1% 8C" \ o" Покровский Хотьков монастырь" хотьковского Покровского монастыря, поселились на холме  HYPERLINK" https: / / ru. wikipedia. org/ wiki/ % D0% 9C% D0% B0% D0% BA% D0% BE% D0% B2% D0% B5% D1% 86_ ( % D0% B7% D0% BD% D0% B0% D1% 87% D0% B5% D0% BD% D0% B8% D1% 8F) " \ o" Маковец( значения) " Маковец, в десяти верстах от  Хотькова. Это событие считается датой основания Троице- Сергиевой пустыни. Вскоре братьями был поставлен небольшой деревянный храм во имя  Святой Троицы  ( был освящён в 1340 году) . Первые монастырские сооружения — храм Святой Троицы и несколько келий — занимали лишь малую часть современной территории лавры, располагаясь в её юго- западном углу. После ухода Стефанав  Богоявленский монастырь  в Москву преподобный Сергий несколько лет подвизался в одиночестве, но со временем вокруг его келии стали селиться и другие иноки. Около 1340 года пустынь превратилась в особножительный монастырь. Константинопольский патриарх  HYPERLINK" https: / / ru. wikipedia. org/ wiki/ % D0% A4% D0% B8% D0% BB% D0% BE% D1% 84% D0% B5% D0% B9_ ( % D0% BF% D0% B0% D1% 82% D1% 80% D0% B8% D0% B0% D1% 80% D1% 85_ % D0% 9A% D0% BE% D0% BD% D1% 81% D1% 82% D0% B0% D0% BD% D1% 82% D0% B8% D0% BD% D0% BE% D0% BF% D0% BE% D0% BB% D1% 8C% D1% 81% D0% BA% D0% B8% D0% B9) " \ o" Филофей( патриарх Константинопольский) " Филофей  в своё первое( 1353—1354 годы) или второе( 1364—1376 годы)  патриаршество благословил преподобного Сергия ввести  HYPERLINK" https: / / ru. wikipedia. org/ wiki/ % D0% 9A% D0% B8% D0% BD% D0% BE% D0% B2% D0% B8% D1% 8F" общежитийный устав. Территория монастыря была разделена на три части — жилую, общественную и оборонительную. В центре монастыря расположились новый деревянный храм Святой Троицы и  трапезная, окружённые с четырёх сторон кельями; позади келий находились огороды и хозяйственные службы. Весь монастырь был обнесён деревянной оградой( тыном) . Над воротами была устроена ещё одна деревянная церковь — во имя  HYPERLINK" https: / / ru. wikipedia. org/ wiki/ % D0% 94% D0% B8% D0% BC% D0% B8% D1% 82% D1% 80% D0% B8% D0% B9_ % D0% A1% D0% BE% D0% BB% D1% 83% D0% BD% D1% 81% D0% BA% D0% B8% D0% B9" \ o" Димитрий Солунский" Димитрия Солунского. План монастыря, установленный тогда, в общих чертах дошёл до наших дней. Игуменом монастыря поначалу был Митрофан, постригший Варфоломея в монахи под именем Сергия. После смерти Митрофана игуменом монастыря стал преподобный Сергий Радонежский. Вскоре Троицкий монастырь стал духовным центром русских земель, поддержкой московских князей. Здесь в 1380 году преподобный Сергий благословил войско князя  Дмитрия Ивановича, отправлявшегося на сражениес  Мамаем.   8 сентября   1380 года  во время  Куликовской битвы  на поле боя в нарушение устава православного монашества по благословению преподобного Сергия вышли иноки- богатыри Троицкого монастыря —  HYPERLINK" https: / / ru. wikipedia. org/ wiki/ % D0% 90% D0% BB% D0% B5% D0% BA% D1% 81% D0% B0% D0% BD% D0% B4% D1% 80_ % D0% 9F% D0% B5% D1% 80% D0% B5% D1% 81% D0% B2% D0% B5% D1% 82" \ o" Александр Пересвет" Пересвет  и  HYPERLINK" https: / / ru. wikipedia. org/ wiki/ % D0% A0% D0% BE% D0% B4% D0% B8% D0% BE% D0% BD_ % D0% 9E% D1% 81% D0% BB% D1% 8F% D0% B1% D1% 8F" \ o" Родион Ослябя" Ослябя. В 1392 году преподобный Сергий преставился и был похоронен в храме Святой Троицы; за полгода до своей кончины Сергий передал руководство монастырём своему любимому ученику  Никону Радонежскому. В 1408 году монастырь был разграблен и сожжён татарским ханом  HYPERLINK" https: / / ru. wikipedia. org/ wiki/ % D0% 95% D0% B4% D0% B8% D0% B3% D0% B5% D0% B9" \ o" Едигей" Едигеем, но следующие 200 лет его истории прошли почти безоблачно. Троицкий монастырь отстраивался, развивался, стал одной из главных российских святынь. Монастырь на протяжении нескольких столетий являлся культурным и религиозным центром Российского государства. В обители составлялись летописи, переписывались рукописи, писались иконы; в  XV веке  здесь было создано « Житие преподобного Сергия Радонежского », один из крупнейших памятников старорусской литературы, ценнейший исторический документ. В  Смутное время  Троицкий монастырь выдержал  16- месячную осаду  польско- литовских интервентов под предводительством  HYPERLINK" https: / / ru. wikipedia. org/ wiki/ % D0% A1% D0% B0% D0% BF% D0% B5% D0% B3% D0% B0, _ % D0% AF% D0% BD_ % D0% 9F% D1% 91% D1% 82% D1% 80" \ o" Сапега, Ян Пётр" Сапеги  и  А. Лисовского. Польско- литовские войска, подошедшие к монастырю в сентябре 1608 года, обстреливали крепость из 63 орудий и многократно предпринимали попытки штурма; в конце 1609 года в осаждённом монастыре началась  цинга, во время эпидемии умерло свыше двух тысяч человек. Всех умерших относили в Успенский собор. К концу зимы людей, способных защищать монастырь с оружием в руках, осталось менее 200. Несмотря на все трудности монастырь стойко оборонялся, по характеристике самих поляков он был вооружён «людьми, железом и мужеством». В ходе успешных вылазок осаждённых большое количество людей теряли и поляки; во время одной из вылазок погиб сын Лисовского Станислав. Узнав о подкопе под Пятницкую башню, защитники возвели напротив подкопа вторую стену, а затем в ходе успешной вылазки взорвали подкоп.   12  ( 22)  января   1610  года осада была снята русскими войсками под предводительством  Михаила Скопина- Шуйского. Монастырь стал одним из оплотов Второго ополчения  Минина  и  Пожарского; большой вклад в дело освобождения внёс архимандрит Дионисий, помогавший Ополчению крупными пожертвованиями и поддерживавший дух войска. После восшествия на престол  Елизаветы Петровны  наступил новый период расцвета монастыря. 1 октября 1742 года по указу императрицы Елизаветы Петровны в Троице- Сергиевом монастыре была открыта духовная семинария( позднее, в 1814 году, в монастырь была переведена  Московская Духовная академия, одно из крупнейших религиозных учебных заведений России) . Вскоре( в 1744 году) Троице- Сергиев монастырь был удостоен почётного титула  лавры; главой лавры утверждался  Митрополит Московский. 2. Парк «Скитские пруды». Парк «Скитские пруды» в Сергиевом Посаде ведет свою историю с бывшего парадного сада, окружавшего летний дворец российских государей, который был построен для комфортного пребывания царственных особ на богомолье в  Троице- Сергиевой лавре. В нем «квартировали» Анн а Иоа нновна, Елизавета Петровна и Екатерина II. Со временем дворец перешел во владение монастыря, здесь разместили наставников и учащихся духовного училища, а сад, лишившись постоянного ухода, постепенно превратился в лесопарк. По легенде, на дне Скитского пруда до сих пор лежит мраморная плита с фасада дворца. Того, кто сумеет при купании найти ее под слоем ила и оттолкнуться, ждет удача- так утверждают старожилы. Центральный водоем парка, Скитский пруд, был искусственно создан в середине 18 века в природных оврагах, куда отвели рукава рек Коперка и Корбуха. Второй пруд, Гефсиманский, разделяет территорию между Черниговским и Гефсиманским скитами. До 1960- х г. г. на водоемах работало рыбное хозяйство, где разводили зеркального карпа, сегодня же и парк, и водоем полностью отданы под почетное дело отдыха. 3. Художественно- педагогический музей игрушки имени Н.  Д.   Бартрама. Основатель музея  Николай Дмитриевич Бартрам  начал собирать свою коллекцию игрушек в начале 1910- х годов. Сам же музей был основан в 1918 году и располагался на Смоленском бульваре, в доме № 8. Одноэтажный с мезонином особняк, благодаря идее размещения в нём музея, был сохранён. До  революции  он принадлежал вдове крупнейшего химика- технолога, управляющего несколькими российскими текстильными мануфактурами, почётного гражданина Москвы, члена Государственного Совета Михаила Лосева,   Евдокии Ивановне Лосевой, урождённой Чижовой, ставшей второй супругой художника. Площади в 250 квадратных метров, из которых 200 метров отводилось под экспозицию, было вполне достаточно, чтобы представить первоначальные музейные коллекции, постоянно пополняемые благодаря энергии и определённой предприимчивости его основателя. Официально основанный 17 октября 1918 года музей всё же был открыт для посетителей только в 1921 году, а через три года, в 1925 году переехал в новое помещение на Кропоткинской улице( ныне  Пречистенка)  - усадьбу  Хрущёвых- Селезнёвых, дом 12/ 2. Сегодня это здание занимает  Литературный музей А.  С.  Пушкина. Здесь Музей игрушки был открыт 5 января и расширил свои площади до 5 залов и 600 квадратных метров, занятых под экспозиции. Представительное собрание предметов детского быта позволило музею участвовать на многих выставках. В марте- апреле 1922 года он открыл свою выставочную деятельность, приняв участие на  Всероссийской Художественно- промышленной выставке, устроенной  Академией художественных наук  в её Научно- показательном отделе. Осенью 1925 года и зимой 1926 года в стенах музея были организованы просмотры всех кукольных театров Москвы, а в марте- апреле следующего 1927 года работала выставка кукольных театров, во время которой проходили кукольные спектакли. В мастерской при музее продолжили свою деятельность курсы художественной игрушки, ежегодно готовившие 300 мастеров- специалистов этого вида художественного творчества. Превосходная коллекция, занимательная экспозиция, новаторские приёмы работы с детьми — всё это послужило причиной неслыханной популярности музея. По посещаемости Музей игрушки превосходила лишь  Третьяковская галерея.   Н.  Д.   Бартрам  оставался во главе музея до самой своей смерти в 1931 году. В 1931 году Музей игрушки был переведён из Москвы в подмосковный Загорск. С 1980 года по сегодняшний день Музей игрушки располагается в старинном особняке бывшего коммерческого училища над Келарским прудом. Располагается  музей  в одном из красивейших уголков Сергиева Посада, напротив Троице- Сергиева Л авра. 5. Знакомство с людьми, которые прославили наш город и край. Цель: Донести до детей значение Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Познако мить с выдающимися загорчанами и сергиево- посадцами: поэтами, композиторами, художниками, писателями. Задачи:  Создать условия для восприятия целостной картины войны.  Формировать гражданственность, чувство любви и гордость на основе изучения военной истории. • Воспитывать защитников своей страны, стремление быть смелым и отважным. • Способствовать распространению знаний о творчестве талантливых земляков среди детей. Что должен знать педагог: Педагог, прежде всего сам должен хорошо знать, что целесообразно рассказать и показать детям, а самое главное, материал должен быть исторически верным и адаптированным для детского восприятия. Следует отметить, что тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе, изменяются только содержание, объем познавательного материала и длительность изучения Малая родина, каждый город хранит память о своих великих гражданах, рассказывает об основном роде деятельности его жителей, напоминает о военных триумфах россиян и гордится их победами, имеет свои обычаи и традиции. Что же мы знаем о выдающихся наших земляках? Сергей Петрович Раевский 100 лет  со дня рождения  Сергея Петровича Раевского ( 1907- 2004) . Жил в Сергиевом Посаде в 1922 – 1927 г. После окончания школы работал в лаборатории электротехнического института у П. А. Флоренского. В 1935 г был арестован вместе с женой по «кремлёвскому делу». Из- за ареста не закончил учёбу в МГУ. Отбывал пятилетний срок в лагере под Воркутой. Сорок лет работал гидрогеологом в экспедициях. Автор обширнейших мемуаров. В основе повести «Монахиня Анастасия»( Описываемый в повести дом Кассински х- это знаменитый, к сожалению, не сохранившийся дом Хвостовых) - подлинная судьба родственной автору семьи Хвостовых, живших в собственном доме на улице Красной( Шлякова) . Дмитрий Алексеевич Чватов Дмитри й Алексеевич Чватова  ( 1917- 1942) , лётчик—истребител ь, перв ый ас Великой Отечественной войны, наш земляк. В воздушном бою 22 июня 1941 года командир звена 67 истребительного полка( 21—я смешанная авиационная дивизия, ВВС 9—й армии, Южный фронт) , сбил шесть самолётов противника( Этот подвиг внесен сейчас во все военно —воздушные справочники, посвященные первым дням войны. ) , а 16 июля 1941 года в воздушном бою уничтожил тараном самолёт— ра зведчик противника. Произвёл посадку на повреждённом самолёте. За этот бой Дмитрий Алексеевич был награждён орденом Красной Звезды. 17 июля 1942 года смело вступил в бой с группой истребителей Ф— 190 на подступах к Сталинграду. Уничтожил три самолета противника, сам погиб в неравном бою. Клара Соломоновна Хинкус 115 лет - со дня рождения  Клары Соломоновны Хинкус  ( 1892- 1984) , заслуженного врача РСФСР. Клара Соломоновна руководила Загорским горздравом, возглавляла противотуберкулёзный диспансер в 1—й городской больнице. Отличник здравоохранения, награждена медалями военного времени. В 1967 году её присвоено звание «Почётный гражданин города Загорска». Анатолий Дмитриевич Алексеев 4 января- 1 21год  со дня рождения  Анатолия Дмитриевича Алексеева  ( 1902 — 1974) , Героя Советского Союза. С 1905 года жил в Сергиевском Посаде. В 1937 году в качестве лётчика принимал участие в высадке на Северном полюсе экспедиции И. Д. Папанина. 27 июня 1937 года командиру экипажа H — 172 Анатолию Дмитриевичу Алексееву было присвоено звание Героя Советского Союза. ( 28 июля 1937 года исполком загорского горсовета собрался на экстренное совещание. В повестке дня стоял вопрос «Об организации общегородского праздника в честь героя СССР, командира самолёта А. Д. Алексеева, гражданина города Загорска». Было принято решение о переименовании улицы Соловьёва в улицу тов. Алексеева) . 4. Деловая игра «Мозговая разминка». 1. Документ, охватывающий все основные моменты жизнедеятельности детей, иными словами- это модель учебно- воспитательного процесса в ДОУ?  ( Образовательная программа) . ДОУ) . 2. Принцип заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного опыта?  ( Принцип дифференциации) . 3. Система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его нравственно- патриотического воспитания. Что это?  ( Предметно- пространственная развивающая среда) . 4. Земля, где ты родился?  ( Родина) 5. Древнее название России?  ( Русь) . 6. Человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства и пользуется всеми правами, выполняет все обязанности этого государства? ( Гражданин) . 7. Сохранение прошлых ценностей в настоящем?  ( Культурное наследие) 8. Своеобразие, непохожесть на других?  ( Самобытность) . 9. Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу? ( Патриотизм) . 10. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом?  ( Страна) . 11. Что означает «эмпирические знания»?  ( Знания, основанные на опыте) 12. Историческая наука, изучающая культуру и быт народов мира, их происхождение, этническую историю и культурные взаимовлияния?  ( Этнография) . 13. О собый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны?  ( Государство) . 14. Кто несет ответственность за воспитание ребенка?  ( Родители) . 15. Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древу или шнуру полотнище установленных размеров и цветов?  ( Флаг) . 16. Ч то означают цвета Российского флага? Кем и почему они расположены именно в таком порядке? ( Красный- отвага, мужество, храбрость, а так же символизирует красоту. С иний  цвет символизировал небо, целомудрие, верность, духовность, веру. Синий( голубой) считался цветом Богоматери, покровительницы русской церкви; голубые балдахины патриархов во время крестных ходов указывали на их причастность к служению ей. Б елый  цвет обозначал мир, чистоту, правду, благородство, свободолюбие. Он являлся символом свободы ивеличия. ) 17. Кто определил именно такое расположение цветных полос? ( Петр I определил точное расположение цветных горизонтальных полос, которое совпало с древним пониманием строения мира: внизу- физический, плотский( красный) , выше- небесный( синий) , еще выше- божественный( белый) ) . 19. Официальная эмблема государства?  ( Герб) . 20. Перечислите основные элементы герба. Что они означают? ( Двуглавый орел  - символ власти, верховенства, силы, мудрости. В садник  олицетворяет святого воина и предстает в образе Георгия- змееборца. ( С вятого Георгия Победоносца) . Это символ- борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества, готовности народа отстаивать и защищать свою свободу и независимость. С ейчас двуглавый орел  - символ единения народов, живущих в европейской и азиатской частях Российской Федерации, а  три короны  можно трактовать как символы трех ветвей власти- исполнительной, законодательной и судебной. Скипетр  в наше время он символизирует защиту суверенитета, как всего Российского государства, так и его отдельных территорий, республик.   Держава, введенная в царский обиход Борисом Годуновым, является символом единства, целостности государства. ) 21. Что символизируют цвета и на гербе? ( Красный  ( пурпурный) цвет считался царским. Он символизировал энергию, силу. Слово «красный» означало и «красивый», и «торжественный».   Золотой цвет- неизменный символ вечности, постоянства. ) 22. Торжественная песня, принятая как символ государственного или социального единства? ( Гимн) . 23. Кто автор слов и музыки гимна России? ( слова С. В. Михалкова, музыка А. В. Александрова) 24. То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовало от предшествующих поколений?  ( Традиция) . 2) «Мозговая атака- ребусы ». Герб Гимн Россия Честь Родина Москва Война Победа 072390 Ордена 895354445 П амять 3) «Бой пословиц». 1 команда. Восстановите пословицы Нет в мире краше Родины нашей. Глупа та птица, которой свое гнездо не мило. Если дружба велика, будет Родина крепка. Семья сильна, когда над ней крыша одна. В хорошей семье хорошие дети растут. 2 команда. Восстановите пословицы Человек без Родины, что соловей без песни. В своем доме и стены помогают. Народное братство дороже всякого богатства. В семью, где лад, счастье дорогу не забывает. В прилежном доме – густо, а в ленивом доме- пусто. 4) « Мозголомы ». Кроссворд «Нравственно- патриотическое воспитание» 1. Присущий, свойственный гражданину. 2. Населенный пункт. 3. Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей. 4. Совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулиру ющих отношения людей в обществе. 5. Страна, в которой мы живем. 6. Качество человека, выраженное в принятии другого, в желании понять и услышать его. 7. Ячейка общества. 8. Место рождения, происхождения кого- нибудь или чего- нибудь. 9. Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, о пределяемые этими качествами. 6 9 3 7 2 5 4 1 8 Ответы на кроссворд «Нравственно – патриотическое воспитание» 6 9 н р а в с т в е н н о с т ь о 3 л 7 2 г 5 е с г р 4 п р а в о р е о а о а м 1 г р а ж д а н с т в е н н о с т ь о д с т я д а и н н я 8 р о д и н а и с н т ь Вопросы для всех педагогов: Какие на ваш взгляд являются более эффективными формы и методы работы с детьми по приобщению воспитанников к культуре и традициям своей малой Родины? Наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, беседы, дидактические игры, привлечение детей к посильному общественно полезному труду в ближайшем для детей окружении, чтение художественной литературы. Личный пример воспитателя, любящего свою работу, свою улицу, свой город и принимающего активное участие в общественной жизни. Праздники, развлечения, вечера досуга, викторины и, конечно же, основная форма работы- совместная образовательная деятельность. Важно использовать формы и методы, вызывающие развитие эмоций и чувств детей по отношению к родному городу или краю, способствующие проявлению активной деятельности позиции: устное народное творчество, декоративно – прикладное искусство, музыка, художественная литература, игра, самостоятельная детская деятельность. Чтобы дети повышали детскую мыслительную активность, помогают приемы сравнения, вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. По ходу рассказа необходимо обязательно использовать наглядный материал. Это могут быть фотографии, репродукции картин, слайды, различные схемы, рисунки мелом на доске и др. Составляя рассказ, воспитатель должен включить в него вопросы к детям. Это необходимо, чтобы активизировать познавательную деятельность, внимание, вызвать интерес детей, учить их предполагать, рассуждать. В этом случае рассказ воспитателя превращается из монолога в своеобразную беседу с детьми, что способствует более успешному усвоению знаний. Рассказывая о каких- то исторических событиях, воспитателю не следует часто употреблять даты, так как в дошкольном возрасте детям не доступна хронология. Но чтобы дети поняли, что излагаемые события происходили давно, следует употреблять такие выражения: «Это было очень- очень давно», «Это было тогда, когда ваши пап ы и мамы были маленькими», и т. п. Обмен опытом по созданию условий по теме: «Развитие познавательной активности детей в процессе ознакомления дошкольников с культурой и традициями своей малой Родины». Воспитатели каждой группы делятся интересным материалом, который имеется у них в группе, для дальнейшего использования педагогами других групп. Рефлексия «Всё в наших руках». Представьте, что в ваших руках куб на гранях которого, Вы написали то, что считаете самым важным в воспитании нравственно- патриотических чувств у дошкольников. В озьмите его в руки. Вы видите, что куб сам по себе не держится, а только благодаря нашим рукам. «Правильное воспитание- это наша счастливая старость, плохое воспитание- это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной. », - А. С. Макаренко. Воспитание нравственно- патриотическихчувству детейв Ваши х руках! ! !

Оставить комментарий: