a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Конспект непосредственно- образовательной деятельности по формированию первичных представлений об объектах окружающего мира в старшей группе: «РОССИЯ СТРАНА МАСТЕРОВ»

Автор: Обертун Полина Владимировна Опубликовано: 2023-03-29 09:10:54

Документы для скачивания

Конспект   непосредственно- образовательной деятельности по формированию первичных представлений об объектах окружающего мира в старшей группе:   « РОССИЯ СТРАНА МАСТЕРОВ » Цел ь: Закрепить знания детей о русском декоративно- прикладном искусстве,   о русских промыслах: Гжели, Городце, Хохломе, Жостово, Дымково, Полхов- Майдане, Семёнове. Задачи: Продолжать знакомить детей с народными традициями, Развивать умения детей различать особенности, характерные для каждого вида росписи, для керамических промыслов, для игрушек различных промыслов, Закреплять навыки творческого рассказывания, учить придерживаться избранной сюжетной линии Воспитывать уважение к труду народных  мастеров. Методы и приёмы: Итоговая беседа о разных видах росписи в  России; Использование художественного слова; Отгадывание загадок. Предварительная работа: проведение бесед по закреплению знаний о народно- прикладном искусстве, проведение занятий по изодеятельности на изучение элементов разных видов росписи  России, организовывание выставок работ по выполнению разных видов росписи, заучивание стихотворений. Материалы и оборудование: иллюстрации изделий по разным видам росписи, иллюстрации элементов разных видов росписи, работы по разным видам росписи, выполненные детьми, изделия народно- прикладного искусства, экран, проектор, ноутбук, мультимедийная презентация. Ход: Слайд 1. Дети рассаживаются на стульях, расставленных полукругом. В группе создан мини- музей: «К истокам русской народной культуры», в котором представлены изделия народных промыслов, а также работ ы детей по мотивам русского декоративно- прикладного искусства и т. п. Воспитатель предлагает послушать стихотворение Слышишь песенку ручья? Это Родина твоя. Слышишь голос соловья? Это Родина твоя. Звон дождя и шум ветвей И в саду смородина. Это тоже Родина. Воспитатель: О чем это стихотворение?  ( ответы детей) Что такое Родина?  ( ответы детей) Как называется наша страна?  ( ответы детей) Наша страна большая. В ней много городов, сёл и рек. В каждом местечке живут свои  мастера, которые изготавливают необыкновенной красоты вещи, самые лучшие в мире. Если к нам приезжают люди из других стран, то обязательно покупают сувениры, чтобы оставить память о  России Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу с вами побеседовать о русском декоративно- прикладном искусстве, о русских промыслах. Раздается стук в дверь, и в  группов ой  комнат е появляется Незнайка. Незнайка: Ой, здрасьте, ребята, здрасьте! Я так спешил, так спешил, чуть шляпу не потерял! Воспитатель: Отчего ж так спешил, Незнайка? Незнайка: Я узнал случайно, что вы сегодня будете говорить о народных  мастерах- умельцах и их искусстве. Я тоже об этом все- все знаю, я вам могу еще такого порассказать, чего вы боль ше ни от кого никогда не услышите. Воспитатель: Ну что же, поделись с нами своими знаниями. Я думаю, ребятам будет интересно тебя послушать. Незнайка: Вот был я недавно в одном русском селе, оно стоит на берегу реки Волги, называется оно Хохлома, и делают там веселые игрушки из глины.   Воспитатель: Ах, Незнайка- Незнайка, все- то ты напутал! Ребята, давайте- ка разберем эту путаницу и все расставим на свои места. Давайте отгадаем загадку и поймём о каком селе идёт речь. Веселая белая глина, Кружочки, полоски на ней, Козлы и барашки смешные, Табун разноцветных коней. Кормилицы и водоноски, И всадники, и ребятня, Собаки, гусары и рыбка, А ну, отгадайте, кто я. Дети: Дымково! Слайд 3. Воспитатель: А где находится это село? Дети: Недалеко от города Вятки, на берегу реки Вятки. Воспитатель: Незнайка, про это село и про дымковские иг рушки мы расскажем тебе прекрасное стихотворение. «. Дым идет из труб столбом, Точно в дымке все кругом, Голубые дали, И село большое „Дымково" назвали. Там любили песни, пляски, Там рождались чудо- сказки, И лепили там из глины Все игрушки не простые, А волшебно- расписные, Белоснежны, как березки Кружочки, клеточки, полоски — Простой, казалось бы узор, Но отвести не в силах взор». По мере чтения стихотворения ребята могут рассмотреть фотоиллюстрации дымковских игрушек или сами игрушки. Слайд 4. Воспитатель: какие цвета используют в дымковской росписи? Дети: жёлтый, синий, зелёный, алый Воспитатель: а какие элементы? Дети: кружки, кольца, полоски, змейки, клетки, круги. Воспитатель: Ну, распутали мы твою неразбериху с глиняными игрушками, Незнайка! Незнайка: Подумаешь, что ж, мне разок ошибиться нельзя? Зато дальше я вам все правильно расскажу. В знаменитом селе Жостово живут  чудо- мастера,   они делают посуду из белой глины и расписывают ее разными цветами: синими, красными, желтыми — и травка на посуде зелененькая, и птички поют разноцветные. Воспитатель: Да, Незнайка, ты просто поражаешь меня своими  «знаниями»- незнаниями. Все ты снова перепутал. Ребята, помогайте! Какой промысел есть в селе Жостово? Девочка: В этом селе делают металлические подносы, даже название села — Жостово — звучит похоже на слово  «жесть», что означает  «металл». Воспитатель: А чем же знамениты жостовские подносы? Мальчик: Они украшены красивым узором из цветов и листьев, иногда на подносах поют птицы. Воспитатель предлагает послушать стихотворение Красно- алые бутоны В изумрудах листьев тонут. Незабудки и пионы Обрамляют розы омут. Воспитатель: А какую цветовую гамму использовали жостовские   мастера  при росписи подносов? Девочка:   Они пользовались разными красками: и красной, и желтой, и зеленой, и синей. Воспитатель: Правильно! А какие элементы? Дети: цветы, например, пятилистник, кистевые мазки, орнамент по краю подноса. Незнайка: Одну минутку! А где же в  России  делали и делают посуду из белой глины? Воспитатель: Помогите Незнайке, ребята. Воспитатель предлагает отгадать загадку В тихом Подмосковье Речка Гжелочка бежит. Вдоль этой речки Деревенька стоит. Заросли ивы вдоль речки бегут. Умельцы в той деревеньке живут. Расписную посуду они  мастерят. Синим по белому чудо творят. Девочка: Такую посуду делают в селе Гжель под Москвой. Эта посуда белая, а на ней нарисованы сине- голубые цветы, сказочные птицы. Воспитатель: Правильно, гжельские  мастера  использовали в своей росписи только синий цвет, разные оттенки синего — от светло- голубого до темно- синего, и даже фиолетового цвета. Поэтому Гжель называют сине- голубой. А какие элементы используют в гжели? Дети: точки и прямые линии, бордюры, кпаельки, мазок с тенью. Давайте вспомним стихи о Гжели. Несколько ребят рассказывают стихотворение о Гжели и рассматривают изделия гжельского промысла или их фотоиллюстрации. Есть в Подмосковье такое местечко Белая рощица, синяя речка. В этой негромкой  российской природе Слышится эхо волшебных мелодий. И светлеет вода родниковая, И дыхание ветра слышней; Расцветает Гжель васильковая, Незабудковая Гжель. П. Синявский Воспитатель: А мы с ребятами знаем ешё один вид росписи по глине. Но прежде давайте отгадаем загадку. Свистульки — петушки, Глиняные зайчики. Кони вороные Гривы расписные! Всем по нраву глиняные забавы. Дети: Филимоновская роспись. Воспитатель: какие цвета используют в филимоновской росписи? Дети: Жёлтый, зелёный, красный, розовый. Воспитатель: а какие элементы? Дети: цветы, полоски, ёлочки. Воспитатель: Да, ребята, русские  мастера умели трудиться, и в свою работу они вкладывали все свое умение, всю душу, потому изделия получались такими красивыми, так радовали душу. Про упорный труд народ сложил свои пословицы и поговорки. Давайте вспомним некоторые из них. Дети вспоминают пословицы и поговорки о труде: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Делу — время, потехе — час. Маленькое дело лучше большого безделья. Терпенье и труд все перетрут. Хорошая работа два века живет. Умелец да рукоделец себе и людям радость приносят. Сделал дело — гуляй смело. Кто работы не боится, тот и пляшет, и поет. Физкультминутка «Заря- зарница». Незнайка: Играете- то вы хорошо! А что же вы про деревянную посуду ничего не рассказываете? Я вот про деревянную посуду много знаю. Например, раньше, когда лесов было больше и росли они вокруг почти каждой деревни, люди часто делали посуду из дерева, а чтобы веселее было есть из этой посуды, украшали ее разными узорами. А вот какие промыслы самые знаменитые, забыл! Опять все забыл! Что за голова дырявая! Воспитатель: Не расстраивайся, Незнайка, ребята тебе помогут. Где делали знаменитую деревянную посуду? Посуда не простая А точно- золотая С яркими узорчиками Ягодками и листочками Называется она.  ( Золотая хохлома) Воспитатель: Ребята, а почему Хохлому называли золотой? Ребё нок: Потому, что на хохломской посуде много золотого цвета. Воспитатель: Правильно! А вы знаете, как получался такой золотой цвет? Хохломские  мастера  натирали свои изделия алюминиевым порошком, затем покрывали свои изделия специальным составом — олифой, а потом ставили в печь — закаливаться. Не удивляйтесь, ребята, оказывается, и деревянные изделия можно было закаливать в печи, нужно было только знать особые секреты такой закалки. Так вот, в горячей печи алюминий и олифа желтели, и посуда приобретала золотистый цвет. Оттого изделия и казались золотыми. Но только ли золотой цвет мы видим в хохломской посуде? Какими еще цветами пользовались  мастера  при росписи своих изделий? Ребенок: На хохломских изделиях есть и черный цвет, и красный, и еще встречается зеленый. Воспитатель: А каковы основные элементы хохломской росписи? Ребенок: Это травка, завитки, ягоды — смородины, клубники, земляники, малины, гроздья рябины. Воспитатель: Иногда встречаются на хохломской посуде и причудливые птицы, и другие сказочные мотивы И богата, и красива, гостю рада от души. Кубки, чаши и ковши.   И чего в них только нету: Гроздья алые рябин, маки солнечного света И ромашки луговин. Воспитатель: А теперь вспомним- ка еще об одном центре деревянного зодчества  России. Давайте вспомним этот центр, но для этого отгадайте загадку. Словно репка, она крутобока, А под алым платочком на нас Смотрит весело, бойко, широко Парой черных смородинок- глаз. Алый шелковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука в деревянные бока. А внутри секреты есть: Может, три, а может, шесть. Разрумянилась немножко Наша русская.  ( матрешка) . Воспитатель: Правильно, самыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрешки. Фигурка матрешки вырезана из деревянного бруска. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще одна фигурка, и так до 10—12 куколок. Вначале делается самая маленькая, неразъемная фигурка. Затем фигурки обрабатывают шкуркой и расписывают, иногда покрывают лаком. Наиболее известны семеновские матрёшки. Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных, В разноцветных сарафанах на столе у нас живут, Кукла первая толста, а внутри она пуста. В ней живет еще одна кукла в серединке. Эту куколку открой — будет третья во второй! Половинку отвинти плотную, притертую — И сумеешь ты найти куколку четвертую. Вынь ее да посмотри, кто в ней прячется внутри. Прячется в ней пятая куколка пузатая. А внутри пустая, в ней куколка шестая. А в шестой — седьмая, а в седьмой — восьмая. Эта кукла меньше всех, чуть побольше, чем орех. Вот поставленные в ряд сестры- куколки стоят. — Сколько вас? — у них мы спросим. Кажется, что матрешка пришла к нам из мира легенд и сказок, из седой древности. На самом деле ей всего немногим больше ста лет. Много есть версий, как и когда она родилась. Но доподлинно известно, что ее прообразом послужили ярко раскрашенные пасхальные яйца, которые издавна вытачивали из дерева и расписывали русские  мастера. Эти яйца были полыми внутри, в большое вкладывалось малое. Отсюда и пошла матрешка — присмотритесь, даже ее форма в чем- то напоминает яйцо. Воспитатель: посмотрим на иллюстрацию матрёшки и ответим, какие цвета используют в росписи семёновской матрёшки? Дети: красный, жёлтый, синий, зелёный. Воспитатель: а какие элементы? Дети: розан, капельки, листья, рябинки, колокольчики. Мы познакомим тебя, Незнайка, ещё с одним центром росписи по дереву. А поможет нам в этом загадка. Из липы доски сделаны, И прялки, и лошадки. Цветами разрисованы Как будто полушалки. Там лихо скачут всадники, Жар- птицы ввысь летят И точки черно- белые на солнышке блестят. Воспитатель: Это городок на Волге. Издавна славился он своими искусными резчиками по дереву, а потом научились эти  мастера  еще и расписывать свои изделия, да так весело, так ярко, словно само солнышко оставило след в этой росписи. Что же это за городок? Дети: Это Городец! Воспитатель: Правильно! А знаете ли вы, что Городец — родной брат самой Москве? Он всего на 10 лет моложе нашей столицы, а основал его, так же как и Москву, великий князь Юрий Долгорукий. Давайте- ка послушаем стихотворение о Городце. Дети рассказывают стихотворение, попутно рассматривают городецкие изделия или фотоиллюстрации. Любовались гости чудом. Громко восхищалися. Городецкой красотой Сраженные осталися. Городецкие узоры, Столько радости для глаз. Подрастают  мастерицы, Может быть и среди нас. Ты играй, моя гармошка, Ты, подруга, подпевай, Мастеров Руси великой Во весь голос прославляй! Воспитатель: какие используют цвета в городецкой росписи? Дети: красный, синий, зелёный, белый и чёрный. Воспитатель: А какие элементы? Дети: купавка, роза, розан, бутон, ромашка, листья, капельки, точки. Воспитатель: Незнайка, а мы познакомим тебя ещё с одним видом росписи по дереву, но чтобы вспомнить её  ребята отгадают загадку: Бочонки, копилки, Матрешки, грибы. Они не малы, Да и не велики. Свистульки, тарелочки В ярких цветах, И солнце, и речка, И домик в кустах. Свободная роспись: Шиповник цветет, И яблочки зреют, И травка растет. Рисуют черным На стеблях цветы, И яркие краски Сочны и просты. Воспитатель: какие цвета используют в Полхов- майданской росписи? Дети: жёлтый, зелёный, красный. Воспитатель: а какие элементы? Дети: цветы, ягодки, листья и веточки. Незнайка: Ой, ребята, большое вам спасибо за помощь. Теперь я ни за что не перепутаю росписи наших народных  мастеров. До свидания! Дети и воспитатель прощаются с Незнайкой. Воспитатель: Ну что ж, ребята, наше занятие подошло к концу. Мы сегодня узнали еще много нового о народных промыслах, и вы показали свои знания — молодцы! Но я хочу, чтобы вы навсегда запомнили, что велика наша Родина  Россия  и что богата она талантами.

Оставить комментарий: